Законодательное регулирования валютных отношений в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение законодательного регулирования валютных отношений в современной России.

Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить понятие валютных операций;
Рассмотреть исторические аспекты и особенности развития валютных отношений;
Проанализировать современную систему регулирования и контроля валютных операций и определить проблемы и задачи либерализации Российской валютной политики.

Содержание

Введение 3

1. Валютные операции и их нормативно-законодательное регулирование 5

1.1. Валютные операции и их виды 5

1.2. Нормативно-правовое регулирование валютных операций 8

2. Эволюция валютного регулирования и контроля 12

2.1. Создание системы валютного регулирования и контроля 12

2.2. Современная система валютного регулирования и контроля 19

3. Современные валютные операции и дальнейшая либерализация валютных отношений 27

Заключение 35

Используемая литература 37

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ДКБ, Баженова Т.А, 07-ф-10.docx

— 82.34 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3

1. Валютные операции и их нормативно-законодательное регулирование 5

     1.1. Валютные операции и их виды 5

     1.2. Нормативно-правовое регулирование валютных операций 8

2. Эволюция валютного регулирования и контроля 12

     2.1. Создание системы валютного регулирования и контроля 12

     2.2. Современная система валютного регулирования и контроля 19

3. Современные валютные операции и дальнейшая либерализация валютных отношений 27

Заключение 35

Используемая литература 37

Приложение 1. SWOT анализ либерализации современной валютной политики РФ 39

Приложение 2. Сравнительный анализ требований старого и нового валютного законодательства в отношении операций по предоставлению и получению займов между резидентами и нерезидентами 41

     Введение

     В период интенсивного развития рыночных отношений в нашей стране, иностранная  валюта весьма прочно вошла в российский гражданский оборот. Несмотря на постепенное  укрепление российской валюты, вопросы, связанные с применением валютного  законодательства, занимают важное место  во многих отраслях экономики.

     Целью государственного воздействия на валютные отношения является защита национальной валюты от вытеснения ее из обращения  валютами иностранных государств. Государство  стремится, в связи с этим, сохранять  оптимальный курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

     Для достижения цели защиты национальной валюты правовой режим валютного  регулирования направлен на решение  следующих задач:

     1) обеспечение контроля за международными  текущими платежами; 

     2) ограничение ввоза и вывоза  капитала в зависимости от  состояния платежного баланса  страны;

     3) обеспечение контроля за денежными  операциями нерезидентов внутри  страны;

     4) ограничение, вплоть до полного  запрета, обращения иностранной  валюты внутри страны;

     5) формирование государственного  валютного резерва для обеспечения  финансовых обязательств государства.

     Целью курсовой работы является рассмотрение законодательного регулирования валютных отношений в современной России.

     Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить понятие валютных операций;
  2. Рассмотреть исторические аспекты и особенности развития валютных отношений;
  3. Проанализировать современную систему регулирования и контроля валютных операций и определить проблемы и задачи либерализации Российской валютной политики.

     В курсовой работе были использованы: Федеральный  закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании  и валютном контроле», комментарии  к этому закону Л.Г.Востриковой, статьи, посвященные либерализации валютных отношений А.Х. Казанчева, Н.А. Саттаровой, О.Н. Астаниной, а так же труды других ученых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Валютные  операции и их нормативно-законодательное  регулирование
    1. Валютные  операции и их виды

     В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютной операцией признается:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента (а также нерезидентом у нерезидента) и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента (а также нерезидентом в пользу нерезидента) валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории России валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами России, на счет того же лица, открытый на территории России, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами Российской Федерации;
  • перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории России.[1]

     При анализе понятия валютных операций может сложиться впечатление, что  валютная операция ничем особенным  не отличается от обычных гражданско-правовых сделок, т.к., действительно, право собственности  на валютные ценности (в случае с  нерезидентами - на внутренние ценные бумаги) может переходить в результате обычных гражданско-правовых сделок (купли-продажи, мены, дарения, завещания  и иных сделок по отчуждению имущества), наследования, реорганизации юридического лица; в тех же и иных гражданско-правовых отношениях валютные ценности (в случае с нерезидентами - валюта Российской Федерации и внутренние ценные бумаги) могут служить в качестве средства и формы расчетов.

     Однако  валютные операции можно проводить  не только в процессе совершения гражданско-правовых сделок. Например, валютной операцией  будет также являться оплата налогов  и сборов в иностранной валюте (п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О  валютном регулировании и валютном контроле"), т.е. в данном случае валютная операция имеет ярко выраженный публичный  характер и вытекает из (финансовых) налоговых отношений. Другой пример - ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории России иностранной валюты. Иными словами, валютная операция - это не только действия (бездействие), совершаемые резидентами и нерезидентами  как участниками гражданских  правоотношений, но и иные действия резидентов и нерезидентов, не имеющие  никакого отношения к гражданско-правовому  регулированию.

     Таким образом, под валютными операциями следует понимать действия резидентов и нерезидентов по владению, пользованию  и распоряжению валютными ценностями, действия нерезидентов по владению, пользованию  и распоряжению валютой Российской Федерации и внутренними ценными  бумагами, действия резидентов по приобретению у нерезидентов или отчуждению в  пользу нерезидентов валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг  и действия резидентов по ввозу в  Россию и вывозу из нее внутренних ценных бумаг и валюты Российской Федерации.

     Значительную  часть валютных операций, осуществляемых на территории России как резидентами, так и нерезидентами, можно проводить  исключительно через уполномоченные банки. Это значит, что еще одной особенностью валютных операций является императив, ограничивающий круг потенциальных контрагентов по сделке.

     Другая  важная особенность всех валютных операций состоит в том, что они выступают  предметом особого государственного контроля, который проводится специальными субъектами - органами и агентами валютного  контроля.

     Итак, при совершении любых валютных операций, в том числе по гражданско-правовой сделке, наблюдается наличие публичного интереса, иными словами, валютная операция является категорией публичного права.

     Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 подразделял  все валютные операции на две категории: текущие и связанные с движением  капитала. Текущие операции не имели  ограничений, что же касается операций, связанных с движением капитала, то они могли проводиться лишь в разрешительном порядке, если иное не было установлено Банком России. Устав Международного валютного  фонда (МВФ) также подразделяет все  платежи и переводы по международным  операциям на платежи по текущим  сделкам и платежи, связанные  с движением (переводом) капитала. При  этом Устав МВФ запрещает государствам, членам Фонда, налагать какие-либо ограничения  на платежи по текущим сделкам  без согласования с Фондом, в то время как ограничения на платежи, связанные с движением капитала, могут вводиться государствами-членами  без каких-либо согласований с Фондом (разд. 3 ст. VI, разд. 2 (а) ст. VIII Устава). Таким  образом, необходимость разделения валютных операций на те или иные виды вызвана неодинаковым подходом государства  к регулированию тех или иных валютных операций и введению ограничений  на них. [11]

     В тексте Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" текущие валютные операции не упоминаются  вообще, а операции, связанные с  движением капитала, именуются валютными  операциями движения капитала.

     Из  положений данного Закона можно  сделать вывод о том, что в  зависимости от наличия или отсутствия запретов или ограничений все  валютные операции можно разделить  на шесть групп:

  • между резидентами и нерезидентами, осуществляемые без ограничений (далее - текущие операции);
  • между резидентами и нерезидентами - операции, на которые могут быть установлены ограничения (далее - операции движения капитала);
  • между нерезидентами, осуществляемые, за некоторыми исключениями, без ограничений;
  • между резидентами, совершение которых (операций), за некоторыми исключениями, запрещено;
  • уполномоченных банков;
  • связанные с ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из нее валютных ценностей, валюты России и внутренних ценных бумаг.
    1. Нормативно-правовое регулирование валютных операций

     Механизм  регулирования валютных операций включает в себя три структурных элемента:

  • валютное законодательство, принимаемое государственными органами;
  • валютные отношения, которые складываются между различными субъектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями;
  • регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае их нарушения субъектами.

     Именно  валютное законодательство выполняет  регулятивную функцию в валютных отношениях. В России оно представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий в себя акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных иерархических ступеньках. Согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и находится вне ведения субъектов Федерации.

Информация о работе Законодательное регулирования валютных отношений в современной России