Законодательное регулирования валютных отношений в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение законодательного регулирования валютных отношений в современной России.

Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить понятие валютных операций;
Рассмотреть исторические аспекты и особенности развития валютных отношений;
Проанализировать современную систему регулирования и контроля валютных операций и определить проблемы и задачи либерализации Российской валютной политики.

Содержание

Введение 3

1. Валютные операции и их нормативно-законодательное регулирование 5

1.1. Валютные операции и их виды 5

1.2. Нормативно-правовое регулирование валютных операций 8

2. Эволюция валютного регулирования и контроля 12

2.1. Создание системы валютного регулирования и контроля 12

2.2. Современная система валютного регулирования и контроля 19

3. Современные валютные операции и дальнейшая либерализация валютных отношений 27

Заключение 35

Используемая литература 37

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ДКБ, Баженова Т.А, 07-ф-10.docx

— 82.34 Кб (Скачать документ)

     Продолжением  политики либерализации валютного  законодательства в исполнение поручений, содержавшихся в ежегодном Послании Президента Российской Федерации, явились вступившие с 01.07.2006 в силу Указаний Банка России от 29.05.2006 N 1688-У "Об отмене требования обязательного использования специальных счетов при осуществлении валютных операций и о признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России" и N 1689-У "О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России". Перечисленными нормативными актами Банк России отменил требование об обязательном использовании специальных счетов резидентами в иностранной валюте (Р1, Р2, Ф) и нерезидентами в валюте РФ (В1, В2, С, А, О), которые в обязательном порядке применялись при проведении операций по договорам кредитов и займов, а также при проведении расчетов и переводов за внешние и внутренние ценные бумаги. Одновременно отменялось требование об обязательном резервировании при зачислении/списании средств по специальным счетам, которое было установлено в отношении отдельных видов валютных операций. Отменялось также требование об обязательном резервировании при переводе резидентами средств в иностранной валюте на свои счета, открытые в иностранных банках. Отмена перечисленных ограничений позволила резидентам и нерезидентам с 01.07.2006 осуществлять любые валютные операции без использования специальных счетов и резервирования и предоставлять в уполномоченный банк заявление о закрытии специальных счетов и переводе остатка средств на текущие валютные счета (для резидентов) и счета в валюте Российской Федерации (для нерезидентов), а также заявление на досрочный возврат зарезервированных сумм, сроки возврата которых приходились на период после 01.07.2006.

     Перечисленные меры, предпринятые Банком России по либерализации  валютного законодательства Российской Федерации, предоставили возможность  для резидентов и нерезидентов проводить  целый ряд валютных операций без  ограничений и, несомненно, явились  стимулом дальнейшего расширения отдельных  направлений деятельности клиентов уполномоченных банков. После 01.07.2006 развитие получили следующие операции резидентов: получение и предоставление кредитов и займов в иностранной валюте по договорам с нерезидентами; расчеты и переводы в иностранной валюте по договорам купли-продажи внешних ценных бумаг с нерезидентами; перевод средств на свои счета в иностранных банках, в том числе на цели хозяйственной деятельности. Данные меры имели особое значение для тех резидентов, у которых по объективным причинам не были оформлены представительства в некоторых странах. Для нерезидентов развитие получили следующие операции: предоставление и получение кредитов и займов в валюте РФ по договорам с резидентами; расчеты и переводы в валюте РФ по договорам с резидентами по операциям с внутренними ценными бумагами, включая векселя, облигации, акции, инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов и др. Также стало возможным осуществлять учет прав резидентов на внешние ценные бумаги и учет прав нерезидентов на внутренние ценные бумаги без использования специальных разделов счетов депо..

     Учитывая  изложенное, можно сделать вывод  о том, что до 01.07.2007 продолжали действовать ограничения, касающиеся операций между резидентами и нерезидентами с внешними и внутренними ценными бумагами, открытия счетов резидентов в иностранных банках на условиях предварительной регистрации, а также остается возможность установления иного, чем нулевой, размера обязательной продажи части валютной выручки резидентов.

     Отмененные с 01.01.2007 нормы валютного законодательства РФ в основном касаются положений, устанавливающих возможность введения Банком России ограничений в форме использования специальных счетов, предварительной регистрации счетов в иностранных банках и обязательной продажи части валютной выручки. Таким образом, основной концепцией валютного законодательства с 01.01.2007 становится осуществление валютного контроля в целях обеспечения репатриации экспортной выручки и обеспечения положительного сальдо платежного баланса, а также ведения учета проводимых в Российской Федерации валютных операций, в том числе для составления достоверной отчетности и бюджетного планирования.

     При этом нормы валютного законодательства РФ, порядки осуществления валютного  контроля и формирования уполномоченными  банками отчетности по валютным операциям остались в силе после 01.01.2007.

     После 01.01.2007 остается обязанность резидентов по репатриации валютной выручки и контроль уполномоченных банков за проведением валютных операций по зачислению выручки на счета резидентов в Российской Федерации.

     Нарушения резидентами валютного законодательства РФ в соответствии со ст. 15.25 "Нарушение валютного законодательства", а также нарушения уполномоченными банками валютного законодательства РФ в соответствии со ст. 15.26 "Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности" Кодекса об административных правонарушениях влекут за собой наложение на граждан, должностных лиц и юридических лиц соответствующих административных штрафов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Современные валютные операции и  дальнейшая либерализация  валютных отношений

     Для выявления актуальных проблем современной валютой политики РФ необходимо оценить законодательно оформленные последствия ее либерализации, проводимой в течение последних пятнадцати лет. Главной целью валютной политики РФ стали юридическая отмена валютных ограничений по капитальным операциям и формальное досрочное (не с 01.01.2007 г., а на пол года ранее) введение свободной обратимости. Поэтому в ближайшее время необходимо создать условия для обеспечения реальной свободной. Самое главное — кроме отмены валютных ограничений необходимо подтвердить инвестиционный рейтинг и быть готовыми к сопутствующим интернационализации рискам, знать ее сильные и слабые стороны, препятствия и возможности развития (см. Приложение 1).

     Несомненно, для успешного продолжения либерализации валютной политики необходимо стабилизировать экономическое развитие на базе воспроизводственного подхода, поскольку использование лишь технических мер не приведет к достижению пели.

     Наиболее актуальны следующие проблемы либерализации российской валютной политики:

     1. Рост вывоза российского частного и государственного капитала за рубеж.

     Кризисы 1990-х гг. и текущая нестабильность валютной сферы, которая может усугубиться, подрывают доверие к рублю. Не последнее место среди негативных факторов занимает психологический. Либерализация капитальных операций привела к наращиванию российскими экспортерами и коммерческими банками остатков на текущих и депозитных счетах в иностранных банках. Хотя для них характерна пониженная доходность (около 4 — 5%) [12], мотивы обеспечения максимальной надежности валютных ресурсов преобладают. Достижение тех же целей преследовало вложение средств из Стабилизационного фонда. Таким образом, можно говорить об изменении структуры капиталопотоков: средства конвертируются в иностранную валюту и экспортируются, частный сектор привлекает довольно дорогостоящие иностранные инвестиции (10 —- 12%), а госсредства инвестируются за рубеж под 3—4% годовых. В условиях либерализации российской валютной политики наблюдается перераспределение части доходов российской экономики в пользу эмитентов свободно используемых валют. Вывозимые ресурсы могут удовлетворить внутрирыночные потребности и снизить стоимость средств для российского заемщика, тем самым способствуя развитию экономики.

     2. Преобладание валютного компонента денежной эмиссии над кредитным.

     Отмена  валютных ограничений стимулировала  приток иностранного капитала в РФ, что привело к ухудшению качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного компонента [13,14,15]. Повышение валютного курса рубля в условиях притока преимущественно краткосрочного иностранною капитала сдерживается дополнительной эмиссией. Поскольку его повышение приведет к снижению конкурентоспособности продукции российских предприятий. Центральный банк РФ проводил активную политику по стерилизации избыточной денежной массы с помощью валютных интервенций за счет средств Стабилизационного фонда и профицита бюджета, тем самым наращивая золотовалютные резервы. «Высокая инфляция при стабильности валютного курса ухудшает конкурентоспособность российских товаропроизводителей, что негативно сказывается на экономическом развитии» [16].

     Этот  факт наряду с отсутствием конкурентоспособных, инновационных экспортных товаров1 усиливает зависимость нашей страны от цен па нефть, хотя они же обеспечивали активное сальдо торгового баланса. Следовательно, для решения этой проблемы и обретения независимости от мировых цен на сырье, что необходимо для повышения статуса российского рубля, следует воссоздать конкурентоспособные производства.

     Можно поставить следующие основные задачи, решение которых необходимо для продолжения либерализации российской валютной политики:

  • стабилизация макроэкономического развития путем последовательного использования продуманных мер для достижения показателей, повышающих привлекательность российской экономики для национальных инвесторов, ведь это создает предпосылки дальнейшей либерализации, необходимой для повышения мирового статуса рубля:
  • повышение в российском экспорте доли инновационной, высокотехнологичной продукции, что приведет к изменению структуры трансграничного движения капитала: сократится доля низкодоходных инвестиций за рубеж и увеличится доля высокодоходного частного и государственного ссудного капитала;
  • активное внедрение российских рублей в международный платежный оборот, расширение географии его использования (это повысит конкурентоспособность рубля за счет снижения трансакционных издержек).

     В свою очередь, успешное решение этих проблем невозможно без стабилизации общеэкономической ситуации, обеспечения стабильного роста ВВП, стимулирования инновационного развития. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. [17] отмечается, что «следствием мирового финансового кризиса может стать развитие кризиса производства, сопровождаемого снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009 — 2010 гг... Кризисные явления в мировой экономике обусловливают необходимость повышения устойчивости экономики России и ее способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков. Динамика курсов акций и цен на сырьевые товары повышает актуальность перехода России на инновационный тип экономического развития, а также формирования в стране самостоятельной мошной финансовой системы» [17, c.5]. Реальный переход к инновационной модели экономического развития2, ставящей акценты на технологической модернизации, улучшении инвестиционного климата, повышении конкурентоспособности и энергетической безопасности, развитии социальной сферы, будет способствовать повышению статуса рубля, а либерализация российской валютной политики — поддерживать инновационное развитие, становясь одним из факторов улучшения инвестиционного климата и ускорения технологической модернизации.

     Снижение  зависимости отечественной экономики (в т.ч. валютно-финансового положения страны) от конъюнктуры мировых сырьевых рынков будет способствовать укреплению рубля и повышению его статуса, а также стабильности экономики в целом. По данным Минэкономразвития, темп роста ВВП по итогам 2006г. составил 6,6%, 2007г. 8,1 % к основном за счет увеличения экспортных доходов из-за роста цен на нефть. Обьем ВВП (но паритету покупательной способности) в 2008г. – превысил 2 трлн долл. [17, c.3], и по этому показателю Россия вышла на шестое место в мире3. Однако снижение цен на сырьевых рынках при водит к падению доходов сырьевых компаний (и бюджета) при сохранении существующего уровня расходов. Решить эту проблему можно осуществи и переход к инновационной модели развития и изменив структуру экспорта, диверсифицировав его в пользу товаров промышленного производства, машин и оборудования.

     Сегодня главным препятствием диверсификации экономики является недостаточность инвестиций в основной капитал перерабатывающих отраслей. Развитие промышленности обеспечит экономическую стабильность, а достижение большей прозрачности деятельности российских компаний позволит повысить их привлекательность на мировых рынках и будет поддерживать российскую валюту на мировой арене.

     Использование рубля иностранными контрагентами сдерживают высокие внутристрановые риски, поэтому иностранные партнеры страхуются в максимальной степени, осуществляя внутристрановые операции в долларах и евро, тем самым ограничивая сферу использования рубля. Низкая прозрачность российского бизнеса, сложности применения налогового законодательства увеличивают внутристрановыс риски. Минимизировать их можно только преодолев зависимость валютно-финансовой сферы от экспортных сырьевых поступлений. Для этого, в свою очередь, нужно отказаться от систематической поддержки валютного курса, т.е. при существующей модели экономического развития предполагается направленность общего регулирования и редких интервенций на сглаживание пиковых колебаний относительно «равновесного» курса и предотвращение спекулятивных атак, а это противоречит политике Центрального банка РФ. Однако при падении доходов от нефти курс рубля снизится, что повлечет дальнейшее ухудшение состояния платежного баланса страны. Это компонент валютного риска и одна из причин небольшого удельного веса иностранных долгосрочных вложений в российскую экономику.

     Еще одна причина, сдерживающая дальнейшую либерализацию современной валютной политики РФ, — высокие темпы инфляции. В развитых странах — эмитентах свободно используемых валют они не превышают 3 – 4% в год. Снижение инфляционного обесценения повысит доверие к рублю и расширит его использование в частности, выровняются процентные ставки но рублевым и валютным кредитам, что подразумевает потенциальную возможность роста первых. Инфляция в современной России формируется за счет значительного роста стоимости услуг ЖКХ, цен на бензин, роста реальных доходов населения, превышающего возможность российских товаропроизводителей, отсутствия культуры размещения свободных денежных средств в банках или финансовых инструментах. Поэтому в качестве долгосрочных целей денежно-кредитной и бюджетной политики [17,c.89] поставлены:

Информация о работе Законодательное регулирования валютных отношений в современной России