Законодательное регулирования валютных отношений в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение законодательного регулирования валютных отношений в современной России.

Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить понятие валютных операций;
Рассмотреть исторические аспекты и особенности развития валютных отношений;
Проанализировать современную систему регулирования и контроля валютных операций и определить проблемы и задачи либерализации Российской валютной политики.

Содержание

Введение 3

1. Валютные операции и их нормативно-законодательное регулирование 5

1.1. Валютные операции и их виды 5

1.2. Нормативно-правовое регулирование валютных операций 8

2. Эволюция валютного регулирования и контроля 12

2.1. Создание системы валютного регулирования и контроля 12

2.2. Современная система валютного регулирования и контроля 19

3. Современные валютные операции и дальнейшая либерализация валютных отношений 27

Заключение 35

Используемая литература 37

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ДКБ, Баженова Т.А, 07-ф-10.docx

— 82.34 Кб (Скачать документ)

     - устанавливает единые формы учета,  отчетности, документации и статистики  валютных операций, в том числе  уполномоченными банками, а также  порядок и сроки их предоставления;

     - готовит и публикует статистику  валютных операций Российской  Федерации по принятым международным  стандартам;

     - выполняет другие функции, предусмотренные  законом. [3]

     Открытие  российскими организациями текущих  и иных счетов за границей может  быть сделано только с разрешения Центрального банка РФ. При этом ЦБ РФ учитывает специфику проведения конкретных валютных операций, для  осуществления которых и предполагает открыть соответствующий счет за границей. Причем учитывается также  и возможность открытия такого счета  в уполномоченных банках РФ.

     С 1 января 1994 года реализация гражданам  на территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) за наличную иностранную  валюту запрещена. При этом расчеты  между предприятиями и гражданами за покупаемые последними на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными картами), за исключением расчетов наличной иностранной  валютой.

     Действующее валютное законодательство запрещает  всем участникам внешнеэкономических  связей, а также физическим лицам - резидентам вывозить и пересылать за границу, ввозить и пересылать из-за границы облигации государственных  займов, акций российских предприятий  и организаций в рублях, вывозить аннулированные ценные бумаги, вывозить, ввозить и пересылать за границу  и из-за границы российскую валюту, кроме случаев, предусмотренных  действующим валютным законодательством. Нормы ввоза из-за границы и вывоза за границу физическими лицами наличной национальной валюты устанавливаются Центральным банком РФ.

     Ввоз  и пересылка иностранной валюты, валютных и иных ценностей из-за границы разрешаются без ограничений, но при условии соблюдения юридическими и физическими лицами почтовых правил и правил таможенного контроля.

     Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" установил не только основные понятия  валютного законодательства, обозначил  объекты и субъекты валютного  контроля, но и определил полномочия различных государственных органов  в области валютного регулирования  и валютного контроля.

     Валютный  контроль в Российской Федерации  осуществляется органами валютного  контроля и их агентами. Органами валютного  контроля по Закону являются:

     - Центральный банк Российской  Федерации; 

     - Правительство Российской Федерации; 

     - Государственный таможенный комитет.

     В октябре 1992 г. Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" на Центральный банк России была возложена  функция основного органа валютного  регулирования в стране.

     ЦБ  России устанавливает единые формы  первичной учетной документации, отчетности и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными  банками.

     Валютный  контроль направлен на обеспечение  соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Он осуществляет непосредственно Правительством и Центральным банком России, а  также через агентов валютного  контроля, подотчетные органам валютного  контроля.

     Поспешно  проводимая в начале 1990-х годов  либерализация валютной политики привела к бегству капитала из нашей страны, нарастанию степени долларизации и росту внешнего долга. Поэтому необходимо проанализировать последствия либерализации валютной политики, чтобы предложить меры государственного регулирования указанных процессов.

    1. Современная система валютного  регулирования и  контроля

     Новое валютное законодательство России, основанное на положениях Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании  и валютном контроле", является во всех отношениях более либеральным, чем предыдущее.

     Разрешается использовать только три вида валютных ограничений:

  • обязательную продажу экспортерами части валютной выручки;
  • специальный счет(при осуществлении ряда операций);
  • резервирование в Центральном Банке суммы, не превышающей суммы платежа по внешнеторговому контракту.

     Как показала практика применения Закона, его либеральный характер состоит  прежде всего в положениях ст. 6, в  соответствии с которой валютные операции между резидентами и  нерезидентами проводятся без ограничений.

       Исключение до некоторых пор  составлял конечный перечень  валютных операций, связанных с  движением капитала, для проведения  которых органы валютного регулирования  - Правительство РФ и Банк России - могли вводить валютные ограничения:  требование о резервировании  или использовании специальных  банковских счетов.

     Были  пересмотрены состав и количество специальных счетов нерезидентов в валюте РФ, обязательных к открытию. До принятия Закона № 173-ФЗ нерезиденты могли открыть:

  • один неконвертируемый текущий счет Т для обслуживания текущих экспортно-импортных операций и содержания представительств и филиалов 
    иностранных фирм к РФ;
  • один конвертируемый инвестиционный счет И для инвестиционных и реинвестиционных операций, а также покупки валюты, связанной с репатриацией доходов;
  • неограниченное количество специальных конвертируемых счетов С для покупки государственных ценных бумаг.

     В соответствии с Законом № 173-ФЗ нерезиденты без ограничений могут открывать следующие конвертируемые счета:

  • счет С для приобретения у резидентов облигаций, эмитированных от имени РФ, и осуществления расчетов по этим операциям;
  • счет А для приобретения у резидентов акций и инвестиционных паев, являющихся внутренними ценными бумагами, и осуществления расчетов по 
    этим операциям;
  • счет О для приобретения у резидентов облигаций — внутренних ценных бумаг, кроме выпущенных от имени РФ, и осуществления расчетов 
    по этим операциям;
  • счет В1 для расчетов и пере волов при получении кредита или займа от резидента в валюте РФ;
  • счет В2 для предоставления резиденту кредита или займа в валюте РФ.

     Таким образом, до 2003г. специальные счета  использовались с целью установления полного контроля над операциями нерезидентов, следовательно, в этой сфере валютного регулирования преобладали рестрикции. Закон № 173- ФЗ вводит уведомительный порядок осуществления операций на территории РФ, т.е. либерализует их. [7]

     Со  времени вступления в силу Закона в июне 2004 г. меры регулирования вводились  органами валютного регулирования  по строго ограниченному кругу валютных операций в целях воздействия  на отдельные направления коммерческой деятельности резидентов и нерезидентов для создания предпосылок эффективного экономического развития страны.

     Так, в области внешнеторговой деятельности Правительство РФ ввело только одно требование о резервировании в соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона: расчеты и переводы резидентов в пользу нерезидентов в  виде предварительной оплаты по импортным  внешнеторговым договорам в случае, если предоставление работ, услуг в  пользу резидента не было осуществлено по истечении 180 календарных дней (Постановление  Правительства РФ от 18.05.2005 N 302). Остальные  виды валютных операций в области  внешнеторговой деятельности проводились  без ограничений.

     В соответствии с ч. 7 ст. 7 Закона Правительство  РФ ввело требование о резервировании при осуществлении валютных операций резидентов в пользу нерезидентов для  целей приобретения резидентами  у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами  вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами (Постановление  Правительства РФ от 11.04.2005 N 204).

     Банком  России было введено требование об использовании специальных банковских счетов и резервирования для резидентов, за исключением кредитных организаций, в иностранной валюте и для  нерезидентов, включая кредитные  организации, в валюте Российской Федерации  при проведении расчетов и переводов  по кредитным договорам и договорам  займа, а также по договорам с  ценными бумагами (для резидентов - с внешними ценными бумагами, для  нерезидентов - с внутренними ценными  бумагами). Иных требований о резервировании Банк России в соответствии со ст. 8 Закона не устанавливал.

     Введение  перечисленных мер регулирования  приводило к ограничению проведения резидентами и нерезидентами  некоторых видов валютных операций, связанных с движением капитала, а в отдельных случаях - к отказу в подписании ими договоров, что  было вызвано удлинением сроков выполнения обязательств сторон (по причине необходимости  открытия специальных банковских счетов в установленном российским законодательством порядке; резервирования, особенно в случаях, когда оно проводилось в предварительном порядке), ростом накладных расходов сторон по договору и удорожанием кредитных ресурсов. Две последние причины послужили поводом неоднократного снижения Банком России в период с июня 2004 по июнь 2006 г. размера резервирования, установленного в процентном отношении к сумме некоторых видов валютных операций по договорам между резидентами и нерезидентами.

     Концепцией  Закона N 173-ФЗ была предусмотрена постепенная  либерализация валютного законодательства РФ по мере ускорения экономического развития страны, роста устойчивости платежного баланса и укрепления валюты Российской Федерации. В частности, ч. 3 ст. 26 было установлено, что целый ряд положений Закона действал только до 01.07.2007. В основном речь идет о законодательных нормах, касающихся мер валютного регулирования в отношении ограниченного перечня видов валютных операций.

     Учитывая  наличие позитивных тенденций в  развитии экономики России - устойчивый рост золотовалютных резервов, стабильность курса валюты РФ, положительный платежный  баланс, низкие темпы инфляционных процессов, с середины 2006 г. стали  вводиться меры по досрочной либерализации  валютного законодательства Российской Федерации. Подобные действия законодательных  и регулирующих органов явились  также результатом последовательной реализации положений, нашедших отражение  в Послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 г., в целях обеспечения свободной  конвертируемости рубля.

     Сложившиеся макроэкономические факторы позволили  Банку России как органу валютного  регулирования уже в марте 2006 г. предпринять первые шаги по внесению изменений в нормативные акты, касающиеся либерализации валютного  законодательства Российской Федерации.

     Указанием Банка России от 20.03.2006 N 1676-У "О  внесении изменений в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке  Российской Федерации" было установлено, что обязательная продажа части  валютной выручки осуществляется резидентами  в размере 0% от суммы валютной выручки. Получение экспортной выручки полностью  в иностранной валюте дало возможность  предприятиям эффективно проводить  расчеты с поставщиками экспортных товаров по агентским договорам  в иностранной валюте. Для уполномоченных банков такой порядок обязательной продажи позволил осуществлять банковское кредитование экспортных контрактов клиентов с обеспечением возврата кредитных  средств полностью за счет поступающей  от нерезидента экспортной выручки. При реализации подобных схем возможно предусмотреть в договоре на банковское обслуживание (дополнении к нему) право  уполномоченного банка на безакцептное списание поступивших средств экспортной выручки с транзитного счета клиента на текущий валютный счет и дальнейшее ее списание в погашение предоставленного кредита. Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона до 01.01.2007 действовала ст. 21 "Обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке", то есть формально возможность введения Банком России иного размера обязательной продажи остается. Также остается в силе Инструкция Банка России от 30.03.2004 N 111-И, положения которой предусматривают обязательное открытие резидентам (юридическим лицам и физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями) транзитных счетов для зачисления на них всех поступлений в их пользу в иностранной валюте, требование о представлении резидентом распоряжения на перечисление средств с транзитного счета на текущий валютный счет в течение 7 рабочих дней с даты зачисления.

Информация о работе Законодательное регулирования валютных отношений в современной России