Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение законодательного регулирования валютных отношений в современной России.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие валютных операций;
Рассмотреть исторические аспекты и особенности развития валютных отношений;
Проанализировать современную систему регулирования и контроля валютных операций и определить проблемы и задачи либерализации Российской валютной политики.
Введение 3
1. Валютные операции и их нормативно-законодательное регулирование 5
1.1. Валютные операции и их виды 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование валютных операций 8
2. Эволюция валютного регулирования и контроля 12
2.1. Создание системы валютного регулирования и контроля 12
2.2. Современная система валютного регулирования и контроля 19
3. Современные валютные операции и дальнейшая либерализация валютных отношений 27
Заключение 35
Используемая литература 37
Приложение
Также выделены приоритетные направления макроэкономической политики:
Ряд
шагов в банковской сфере уже
сделан, в частности введено
Можно выделить следующие преимущества либерализации современной валютной политики:
Тенденция формирования мультивалютных международных резервов в мировой экономике способствует преодолению ограниченности их компонентов и, соответственно, диверсификации валютных рисков и облегчает проведение валютной политики государством.
Однако техническая отмена оставшихся валютных ограничений без создания экономических предпосылок и решения обозначенных задач на фоне достаточно высокого темпа инфляции не даст ожидаемого положительного результата, не решит существующих проблем и на фоне отсутствия механизма перераспределения и использования поступающих денежных средств вынудит продолжать стерилизовать избыточную ликвидность.
При этом стремление обеспечить свободную обратимость рубля — объективный процесс, обусловленный потребностью расширить присутствие РФ в мировой экономике, однако необходимо подкрепить формальный статус реальным. Решение части проблем должны обеспечить продуманная курсовая политика, противодействующая значительным колебаниям курса рубля, эффективное регулирование валютного рынка, поддержание оптимального уровня золотовалютных резервов, переход к реальной свободной конвертируемости рубля.
Мировой
опыт показывает, что либерализация
валютной политики имеет смысл, если она
стимулирует развитие экономики страны.
Тогда субъекты хозяйствования смогут
извлечь позитив, расширить сферу использования
национальной валюты и укрепить свои позиции
на международной арене. В целом в сложившейся
ситуации РФ предстоит решать проблемы
перехода к инновационной модели развития
и повышения статуса рубля параллельно
Развитие валютного законодательства в России шло с переменным успехом, так как в начале XX века была государственная монополия (были жесткие ограничения на валютные операции) которую отменили закон 91 года. Принятие Закона СССР от 1.03.1991 №1982-1 «О валютном регулировании» стало переломным моментом в валютных отношениях. Он положил конец государственной монополии, а также определил принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.
Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступивший в силу 18 июня 2004 года, является основой новой системы валютного законодательства. Последние изменения, внесенные в него Законом N 90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», устранили ряд существенных упущений и недоработок, имевшихся в первоначальной редакции Закона. По истечении одного года от даты вступления в силу Закона стали действовать его отдельные статьи, регулирующие порядок открытия и использования счетов юридических лиц-резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации.
Либерализация валютного законодательства Российской Федерации, является следствием эффективного экономического роста в Российской Федерации и будет способствовать развитию различных направлений коммерческой деятельности резидентов с нерезидентами Российской Федерации, укреплению стабильности национальной валюты и переходу к ее свободной конвертируемости. Однако наравне с положениями Федерального Закона №173-ФЗ, улучшающими положение резидентов и нерезидентов, Законом введено большое количество запретов и ограничений, ужесточивших ранее действовавший порядок проведения валютных операций.
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности развития | Препятствия |
|
|
Вид операции | Порядок проведения операций, связанных с предоставлением и получением займов между резидентами и нерезидентами, установленный ранее действовавшими нормативными актами | Порядок проведения операций, связанных с предоставлением и получением займов между резидентами и нерезидентами, установленный в настоящее время |
|
|
|
1. Получение резидентами от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте | 1. Получение юридическими
и физическими лицами на срок не более
180 дней - без ограничений (п. 1 ст. 6 Закона
N 3615-1). 2. Получение юридическими лицами на срок более 180 дней - без ограничений (Указание ЦБ РФ от 10,09.2001 N 1030-У). 3. Получение физическими лицами на срок более 180 дней - при наличии разрешения Банка России (п. 2 ст. 6 Закона N 3615-1). 4. Получение кредитными организациями-резидентами на любой срок – без ограничений (п. 6 Указания ЦБ РФ от 27.03.98 N 193) |
1. Получение юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями
(за исключением кредитных организаций-резидентов),
если срок возврата основной суммы долга
составляет менее трех лет, - зачисление
на специальный банковский счет резидента
"Р1" (п. 2.1.2 Инструкции N 116-И), резервирование
до зачисления на специальный банковский
счет денежных средств в размере 2% от суммы зачисляемых средств на срок 365 календарных дней (л. 1.4 Указания N 1465-У, ч. 5 ст. 16 Закона). 2. Получение физическими лицами, если срок возврата основной суммы долга составляет менее трех лет - зачисление на специальный банковский счет резидента "Ф" (п. 2.1.1 Инструкции N 116-И). 3. Получение юридическими и физическими лицами, если срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет, - без ограничений (п. 2.3 Инструкции N 116-И). 4. Получение кредитными организациями-резидентами на любой срок - без ограничений (п. 1.3 Инструкции N 116-И) |
2. Предоставление резидентами нерезидентам займов в иностранной валюте | 1. Предоставление
юридическими и физическими лицами на
срок не более 180 дней - без ограничений
(п. 1 ст. 6 Закона N 3615-1). 2. Предоставление юридическими и физическими лицами на срок более 180 дней - при наличии разрешения Банка России (п. 2 ст. 6 Закона N 3615-1) |
1. Предоставление юридическими
лицами (за исключением кредитных организаций-резидентов)
на любой срок - списание со специального банковского счета резидента "Р2" (п. 2.1.3 Инструкции N 116-И), до истечения срока резервирования (15 календарных дней в размере 25% от суммы списываемых средств) осуществление операции не допускается (п. 1.5 Указания N 1465-У, ч. 7 ст. 16 Закона). 2. Предоставление физическими лицами на любой срок - списание со специального банковского счета резидента "Ф" (п. 2.1.1 Инструкции N 116-И). 3. Предоставление кредитными организациями-резидентами на любой срок - без ограничений (п. 1.3 Инструкции N 116-И) |
3. Получение резидентами от нерезидентов кредитов и займов в валюте РФ | Получение юридическими и физическими лицами на любой срок - без ограничений (п. 8 ст. 1 Закона N 3615-1 операция не относилась ни к текущим, ни к капитальным) | 1. Получение юридическими
и физическими лицами, если срок возврата
основной суммы долга составляет более
трех лет, - без ограничений (п. 4.4 Инструкции
N 116-И).
2. Получение кредитными организациями-резидентами от банков-нерезидентов на любой срок - без ограничений (п. 4.4 Инструкции N 116-И). 3. Получение юридическими
лицами (за исключением кредитных организаций-резидентов)
и физическими лицами, если срок возврата
основной суммы долга составляет менее
трех лет, - только со специального банковского
счета нерезидента-физического лица, юридического
лица, банка-нерезидента "В2" (п. 4.1.5
Инструкции N 116-И). При зачислении валюты
РФ на специальный банковский счет "В2"
с банковского счета нерезидента, не являющегося
специальным банковским счетом, - резервирование
до зачисления на специальный банковский
счет денежных средств в размере 2% от суммы
зачисляемых средств на срок 365 календарных
дней (п. 1.1 Указания |
4. Предоставление резидентами нерезидентам займов в валюте РФ | Предоставление юридическими и физическими лицами на любой срок - без ограничений (п. 8 ст. 1 Закона N 3615-1, операция не относилась ни к текущим, ни к капитальным) | Предоставление
юридическими и физическими лицами на
любой срок - зачисление на специальный
банковский счет нерезидента-физического
лица, юридического лица, банка-нерезидента
"В1м (п. 4.1.4 Инструкции N 116-И), для использования средств необходим перевод со специального банковского счета "В1" на банковский счет нерезидента, не являющийся специальным банковским счетом. До истечения срока резервирования (15 календарных дней в размере 25% от суммы списываемых средств) осуществление указанной операции не допускается (п. 1.3 Указания N 1465-У, ч7 ст. 16 Закона) |
Информация о работе Законодательное регулирования валютных отношений в современной России