Законодательное регулирования валютных отношений в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение законодательного регулирования валютных отношений в современной России.

Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить понятие валютных операций;
Рассмотреть исторические аспекты и особенности развития валютных отношений;
Проанализировать современную систему регулирования и контроля валютных операций и определить проблемы и задачи либерализации Российской валютной политики.

Содержание

Введение 3

1. Валютные операции и их нормативно-законодательное регулирование 5

1.1. Валютные операции и их виды 5

1.2. Нормативно-правовое регулирование валютных операций 8

2. Эволюция валютного регулирования и контроля 12

2.1. Создание системы валютного регулирования и контроля 12

2.2. Современная система валютного регулирования и контроля 19

3. Современные валютные операции и дальнейшая либерализация валютных отношений 27

Заключение 35

Используемая литература 37

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ДКБ, Баженова Т.А, 07-ф-10.docx

— 82.34 Кб (Скачать документ)
  • создание необходимых предпосылок для поддержания высоких, в среднем 106 — 107% в год в период до 2020г., темпов экономического роста;
  • обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения макроэкономических параметров;
  • последовательное снижение уровня инфляции4.

     Также выделены приоритетные направления  макроэкономической политики:

  • снижение инфляции до 3 % в год;
  • переход к новым денежно-кредитным механизмам обеспечения спроса экономики на деньги, базирующимся на пополнении ликвидности преимущественно за счет рефинансирования банков Центральным банком РФ:
  • усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной 
    функции;
  • увеличение государственных расходов на устранение инфраструктурных и институциональных ограничений и создание условий для инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения;
  • повышение эффективности бюджетных расходов и системы бюджетирования.

     Ряд шагов в банковской сфере уже  сделан, в частности введено обязательное страхование банками вкладов физических лиц, Центральны и банк постоянно проводит работу по отзыву лицензий у неблагонадежных банков, активизировалась борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и с коррупцией. Однако прошло еще слишком мало времени, основная масса частных инвесторов не пользуется финансовым рынком, ведь но сравнению с вложениями в недвижимость риск потери инвестиций на финансовом рынке выше, а доходность ниже Улучшение инвестиционного климата в целом будет способствовать и повышению доверия населения к российскому финансовому рынку, и дальнейшей либерализации отечественной валютной политики.

     Можно выделить следующие преимущества либерализации современной валютной политики:

  • - с отменой ограничений на движение капитала снижаются издержки инвесторов;
  • улучшается инвестиционный климат в стране;
  • растет доверие к рублю со стороны юридических и физических лиц, увеличивающих долю рублевых активов.

     Тенденция формирования мультивалютных международных резервов в мировой экономике способствует преодолению ограниченности их компонентов и, соответственно, диверсификации валютных рисков и облегчает проведение валютной политики государством.

     Однако  техническая отмена оставшихся валютных ограничений без создания экономических предпосылок и решения обозначенных задач на фоне достаточно высокого темпа инфляции не даст ожидаемого положительного результата, не решит существующих проблем и на фоне отсутствия механизма перераспределения и использования поступающих денежных средств вынудит продолжать стерилизовать избыточную ликвидность.

     При этом стремление обеспечить свободную  обратимость рубля — объективный процесс, обусловленный потребностью расширить присутствие РФ в мировой экономике, однако необходимо подкрепить формальный статус реальным. Решение части проблем должны обеспечить продуманная курсовая политика, противодействующая значительным колебаниям курса рубля, эффективное регулирование валютного рынка, поддержание оптимального уровня золотовалютных резервов, переход к реальной свободной конвертируемости рубля.

     Мировой опыт показывает, что либерализация валютной политики имеет смысл, если она стимулирует развитие экономики страны. Тогда субъекты хозяйствования смогут извлечь позитив, расширить сферу использования национальной валюты и укрепить свои позиции на международной арене. В целом в сложившейся ситуации РФ предстоит решать проблемы перехода к инновационной модели развития и повышения статуса рубля параллельно 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Развитие  валютного законодательства в России шло с переменным успехом, так как в начале XX века была государственная монополия (были жесткие ограничения на валютные операции) которую отменили закон 91 года. Принятие Закона СССР от 1.03.1991 №1982-1 «О валютном регулировании» стало переломным моментом в валютных отношениях. Он положил конец государственной монополии, а также определил принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.

       Федеральный закон от  10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступивший в силу 18 июня 2004 года, является основой новой системы валютного законодательства. Последние изменения, внесенные в него Законом N 90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», устранили ряд существенных упущений и недоработок, имевшихся в первоначальной редакции Закона. По истечении одного года от даты вступления в силу Закона стали действовать его отдельные статьи, регулирующие порядок открытия и использования счетов юридических лиц-резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации.

     Либерализация валютного законодательства Российской Федерации, является следствием эффективного экономического роста в Российской Федерации и будет способствовать развитию различных направлений коммерческой деятельности резидентов с нерезидентами Российской Федерации, укреплению стабильности национальной валюты и переходу к ее свободной конвертируемости. Однако наравне с положениями Федерального Закона №173-ФЗ, улучшающими положение резидентов и нерезидентов, Законом введено большое количество запретов и ограничений, ужесточивших ранее действовавший порядок проведения валютных операций.

     Используемая  литература

  1. Федеральный закон от  10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  2. Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Л.Г.Вострикова;
  3. Закон СССР от 1.03.1991 №1982-1 «О валютном регулировании»;
  4. Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»;
  5. Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".
  6. Закон № 131-ФЗ от 26.07.2006 «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
  7. Казанчев А.Х., Необходимость либерализации современной Российской валютной политики // Финансы и кредит, 2009, №31(367);
  8. Астанина О.Н., Меры валютного регулирования в условиях перехода к либерализации внешнеэкономических отношений // Право и экономика, 2005, №2 февраль;
  9. Саттарова Н,А., Система мер валютно-правового ограничения // Финансовое право, 2005, №12;
  10. Третьюкина Е.А., Валютная либерализация: значение и перспективы // Международные банковские операции, 2006,№5 сент-окт;
  11. Вострикова Л.Г., Валютное право: учебное пособие для вузов - Юстицинформ, 2006 г
  12. Навой А.В., Чистяков Ю.И. Некоторые итоги международного движения капитала: Российская Федерация, 2006г. // Деньги и кредит, 2007,  №6, с.29;
  13. Гамза В.А. Инфляция в России: замкнутый круг // Инфляция и экономический рост: теория и практика. М: Финансы и статистика, 2007, с.76-83;
  14. Красавина Л.Н. Системный подход к проблеме экономического роста без усиления инфляции // Инфляция и экономический рост: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2007, с.61-62;
  15. Пашковский В.С. Особенности инфляционных процессов в России // Инфляция и экономический рост: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2007, с.95-98;
  16. Фетисов Г. Условия достижения полной конвертируемости рубля // Вопросы экономики, 2006, №6, с.34;
  17. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

                                                     

     Приложение 1. SWOT анализ либерализации современной валютной политики РФ

 
     
Сильные стороны Слабые  стороны
  • Внесение изменений в законодательство – юридическая отмена валютных ограничений по капитальным операциям
  • Отмена валютных ограничений по текущим операциям
  • Получение интернационализационных выгод
  • Значительный потенциал развития процесса либерализации
  • Фактическое приближение российского институционального валютного механизма (по основным критериям) к международному
  • Восстановление доверия к национальному платежному средству
  • Приток (возвращение) капиталов в страну
  • Взаимосвязь с общеэкономическими и социальными процессами в стране
  • Получение возможности пользоваться конъюнктурными колебаниями мирового валютного рынка в свою пользу
  • Недостаточная проработанность нормативной базы
  • Формальная отмена ограничений по капитальным операциям формальная, не подкрепленная реальной практикой Низкий инвестиционный рейтинг государства Усиление рисков интернационализации Использование преимущественно технических методов развития
  • Отсталость финансового рынка
  • Замедление темпов роста в связи с мировым кризисом Стимулирование инфляции из-за притока спекулятивного капитала
  • Преждевременное отношение к рублю как к свободно обратимой валюте
  • Практическое отсутствие котировок рубля за рубежом Взаимосвязь с общеэкономическими и социальными процессами в стране
  • Повышение зависимости финансового положения страны от конъюнктурных колебаний мирового валютного рынка Преобладание валютного компонента денежной эмиссии над кредитным
Возможности развития Препятствия
  • Увеличение степени либерализации российской валютной политики
  • Стабилизация экономического развития на базе воспроизводственного подхода
  • Расширение сферы использования рубля во внешних и международных расчетах
  • Создание условий для перехода к реальной свободной обратимости рубля
  • Стимулирование инновационного развития Повышение инвестиционной привлекательности РФ Методологический подход к продвижению рубля на мировом валютном рынке
  • Тщательная подготовка введения реальной свободной обратимости рубля с учетом мирового опыта Оживление процесса внутреннего накопления капитала Становление рубля резервной валютой, а затем и мировыми деньгами
    • Объективные причины развития мировой и отечественной  экономики
    • Недостаточный спрос на российские рубли со стороны иностранных контрагентов
    • Нестабильность внутриэкономического развития — высокая инфляция, низкая монетизация
    • Неиспользование российского рубля в качестве валюты цены и платежа в зарубежных контрактах
    • Увеличение рисков при либерализации международных операций с капиталом
    • Недостаточный уровень развития экономики для полной либерализации
    • Недостаточная ликвидность валютного рынка
    • Недостаточная диверсификация экономики
    • Низкий уровень финансовой грамотности населения

     Приложение 2. Сравнительный анализ требований старого и нового валютного законодательства в отношении операций по предоставлению и получению займов между резидентами и нерезидентами

 
     
     Вид операции Порядок проведения операций, связанных с предоставлением и получением займов между резидентами и нерезидентами, установленный ранее действовавшими нормативными актами Порядок проведения операций, связанных с предоставлением и получением займов между резидентами и нерезидентами, установленный в настоящее время
         1
         2
             3
1. Получение резидентами от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте 1. Получение юридическими и физическими лицами на срок не более 180 дней - без ограничений (п. 1 ст. 6 Закона N 3615-1). 
 
 
 
 
 
 
 

2. Получение юридическими лицами на срок более 180 дней - без ограничений (Указание ЦБ РФ  от  10,09.2001 N 1030-У).

3. Получение физическими лицами на срок более 180 дней - при наличии разрешения Банка России (п. 2 ст. 6 Закона N 3615-1).

4. Получение кредитными организациями-резидентами на любой срок – без ограничений (п. 6 Указания ЦБ РФ от 27.03.98 N 193)

1. Получение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за исключением кредитных организаций-резидентов), если срок возврата основной суммы долга составляет менее трех лет, - зачисление на специальный банковский счет резидента "Р1" (п. 2.1.2 Инструкции N 116-И), резервирование до зачисления на специальный банковский счет денежных средств в размере 2% от 
суммы зачисляемых средств на срок 365 календарных дней (л. 1.4 Указания N 1465-У, ч. 5 ст. 16 Закона).

2. Получение физическими лицами, если срок возврата основной суммы долга составляет менее трех лет - зачисление на специальный банковский счет резидента "Ф" (п. 2.1.1 Инструкции N 116-И).

3. Получение юридическими и физическими лицами, если срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет, - без ограничений (п. 2.3 Инструкции N 116-И).

4. Получение кредитными организациями-резидентами на любой срок - без ограничений (п. 1.3 Инструкции N 116-И)

2. Предоставление резидентами нерезидентам займов в иностранной валюте 1. Предоставление юридическими и физическими лицами на срок не более 180 дней - без ограничений  (п. 1 ст. 6 Закона N 3615-1). 
 
 
 
 

2. Предоставление юридическими и физическими лицами на срок более 180 дней - при наличии  разрешения Банка России  (п. 2  ст. 6 Закона N 3615-1)

1. Предоставление юридическими лицами (за исключением кредитных организаций-резидентов) на любой срок - списание со 
специального банковского счета резидента 
"Р2" (п. 2.1.3 Инструкции N 116-И), до 
истечения срока резервирования (15 
календарных дней в размере 25% от суммы списываемых средств) осуществление операции не допускается (п. 1.5 Указания N 1465-У, ч. 7 ст. 16 Закона).

2. Предоставление физическими лицами на любой срок - списание со специального банковского счета резидента "Ф" (п. 2.1.1 Инструкции N 116-И).

3. Предоставление кредитными организациями-резидентами на любой срок - без ограничений (п. 1.3 Инструкции N 116-И)

3. Получение резидентами от нерезидентов кредитов и займов в валюте РФ Получение юридическими и физическими лицами на любой срок - без ограничений (п. 8 ст. 1 Закона N 3615-1 операция не относилась ни к текущим, ни к капитальным) 1. Получение юридическими и физическими лицами, если срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет, - без ограничений (п. 4.4 Инструкции N 116-И).

2. Получение кредитными организациями-резидентами от банков-нерезидентов на любой срок - без ограничений (п. 4.4 Инструкции N 116-И).

3. Получение юридическими лицами (за исключением кредитных организаций-резидентов) и физическими лицами, если срок возврата основной суммы долга составляет менее трех лет, - только со специального банковского счета нерезидента-физического лица, юридического лица, банка-нерезидента "В2" (п. 4.1.5 Инструкции N 116-И). При зачислении валюты РФ на специальный банковский счет "В2" с банковского счета нерезидента, не являющегося специальным банковским счетом, - резервирование до зачисления на специальный банковский счет денежных средств в размере 2% от суммы зачисляемых средств на срок 365 календарных дней (п. 1.1 Указания 
N 1465-У, ч. 5 ст. 16 Закона)

4.  Предоставление резидентами нерезидентам займов в валюте РФ Предоставление юридическими и физическими лицами на любой срок - без ограничений   (п. 8 ст. 1  Закона N 3615-1, операция не относилась ни к текущим, ни к капитальным) Предоставление юридическими и физическими лицами на любой срок - зачисление на специальный банковский счет нерезидента-физического лица, юридического лица, банка-нерезидента "В1м (п. 4.1.4 Инструкции N 116-И), 
для использования средств необходим перевод со специального банковского счета "В1" на банковский счет нерезидента, не являющийся специальным банковским счетом. До истечения срока резервирования (15 календарных дней в 
размере 25% от суммы списываемых средств) осуществление указанной операции не допускается  (п. 1.3 Указания  N 1465-У,  ч7 ст. 16 Закона)

Информация о работе Законодательное регулирования валютных отношений в современной России