Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:05, автореферат
Обращаясь к глубокой древности, мы задаёмся вопросом: когда, на каком этапе человеческой истории становится возможной культура? Культура – специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Поиски культуры до человека и человека до культуры не имеют смысла. Смена условий существования при расселении первобытного человека на новые земли, знания, накопленные при этом, укрепление внутриобщинных связей – всё это свидетельствовало об окончательном переходе человека на ступень социальности. Господство социального над
Архантропы умели строить примитивные жилища. Остатки примитивных хижин найдены, например, во Франции на стоянке Терра-Амата. Заселение субтропических и далее – умеренных климатических зон приводило к необходимости защищаться от перепадов температуры. Именно тогда люди начали заселять пещеры и скальные гроты. Пещерные поселения этого времени известны в Испании, на Кавказе, в Китае и других местах.
Архантропы изготовляли грубые сравнительно сложные каменные орудия типа орудий шелльской культуры, орудия поздних эректусов более совершенны и относятся к ашельской культуре. Постепенно орудия становились тоньше, изящней и симметричней, края - ровными и гладкими. Режущие края орудий несут следы разделки туш животных, обработки дерева, резания травы. Они использовали шкуры в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнём и практиковали каннибализм. Основными занятиями были охота и собирательство.
На ряде стоянок человека прямоходящего найдены серьёзные доказательства того, что эти предприимчивые гоминиды не просто собирали растения и срезали мясо с туш убитых хищниками животных, но и сами активно охотились на крупную дичь, объединяясь для этого в группы с тем, чтобы спланировать и осуществить совместное преследование или засаду. Находки, обнаруженные на трёх континентах, дают представление о приёмах охоты и о животных, которые были её объектом. В Кении на одной из стоянок были обнаружены останки 50 обезьян симиопитеков. Древние люди, вероятно, забили дубинками целое спящее стадо этих крупных бабуинов.
В Центральной Испании охотники, видимо, использовали огонь, чтобы загонять десятки бродячих слонов, диких быков, лошадей, оленей и носорогов в естественную ловушку — болотистый овраг в долине с крутыми склонами.
Самые впечатляющие данные из Азии относятся к пещере Чжоукоудянь близ Пекина. Здесь, судя по пещерным отложениям, человек прямоходящий убивал и поедал кабанов, бизонов, оленей, газелей, лошадей и носорогов. Разбитые кости человеческих конечностей и человеческие черепа с выломанным основанием свидетельствуют о том, что эти охотники были каннибалами, которые любили головной и костный мозг особей, принадлежащих к их же собственному виду. Однако охота на таких крупных животных требовала совершенствования орудий, например, использования копий с наконечниками, а также большой согласованности действий и разделения ролей во время охоты.
Огонь был, по-видимому, знаком людям ещё до появления Homo erectus: в Кении известен участок обугленного грунта возрастом 2,5 миллиона лет. Человек мог сохранять и поддерживать огонь, возникший в результате удара молнии или извержения вулкана. Но можно утверждать, что именно Homo erectus первым начал систематически использовать огонь для обогрева, приготовления пищи, защиты от хищников и для охоты на диких животных.
В последний ледниковый период сооружение жилищ, применение огня, а также пища с высоким содержанием протеина (возможно, и одежда, сшитая из шкур) позволили человеку колонизовать даже холодные северные районы. Для человечества все эти достижения означали важные изменения — культурное развитие теперь приобретало большее значение, чем биологическая эволюция.
С появлением огня и очага возникло совершенно новое явление – пространство, строго предназначенное для людей. Собираясь у костра, несущего тепло и безопасность, люди могли изготовлять орудия труда, есть и спать, общаться друг с другом. Постепенно укрепилось ощущение "дома", места, где женщины могли ухаживать за детьми и куда мужчины возвращались с охоты. Несмотря на широкое использование огня, архантропы очень долго не могли научиться добывать его, а может быть, до конца своего существования так и не постигли этого секрета. "Огненные камни", например кремний и железный колчедан, среди культурных останков человека прямоходящего не найдены.
В ашеле уже удаётся выделить памятники, различающиеся по хозяйственной деятельности оставивших их людей: кратковременные охотничьи лагеря, мастерские по добыче каменного сырья, долговременные охотничьи стойбища с мощным культурным слоем, с костями крупных животных. Известны искусственные жилища как в пещерах, так и на открытом воздухе. В глубине пещер люди, как правило, не селились: там было холодно, сыро, не было отверстий для выхода дыма костров. Поэтому чаще всего люди жили у входа или под скальным навесом, защищавшим их от дождя и ветра. Нередко под прикрытием скалы сооружалось жилище из ветвей и шкур.
4. Палеоантропы.
Примерно 200-300 тысяч лет назад произошли существенные изменения и в каменной технике, и в физической организации формирующихся людей. На смену ранним формирующимся людям - архантропам - пришли люди иного физического типа. Часть антропологов называет их палеоантропами. Эпоха палеоантропов длилась до 35-40 тысяч лет. Палеоантропы продвинулись на территории, которые не смогли заселить их предки. В Африке они освоили области тропических лесов, полупустынь и пустынь. Бесспорно их существование в Южном Китае, по всей Юго-Восточной Азии, в Афганистане, Иране, Ираке, Турции, на Кавказе. Продвигаясь на север, палеоантропы заселили Среднюю Азию, Казахстан, юг Сибири и Дальнего Востока, Монголию, Корею и Японию.
Палеоантропы, как и их предки, продолжали мигрировать по планете, расселение шло в основном к северу по уже освоенным материкам. Побудительными причинами миграций были, видимо, передвижение вслед за кочующими стадами копытных, истощение природных ресурсов, возрастание численности населения. Попадая в новые экологические условия, люди учились справляться с разными природными трудностями. Видимо, именно к этому времени относится появление одежды, поскольку шло заселение уже очень холодных областей, в том числе с арктическим климатом; время существования мустьерской каменной культуры – это время чередования ледниковых периодов и межледниковий. Усовершенствовались способы постройки жилищ, люди активно заселяли пещеры, выгоняя оттуда крупных хищников – медведей, львов и гиен. Заметно усовершенствовались способы охоты на животных, свидетельством чему являются многочисленные остатки костей на стоянках.
Было отмечено, что лобная доля неандертальцев, отвечающая у современного человека за социальное поведение, была сравнительно слабо развита. Возможно, это приводило к большей агрессивности неандертальцев. Прогрессивное развитие этой зоны мозговой коры происходило значительными темпами, параллельно усложнению поведения и структуры первобытного общества. Точно неизвестно, была ли речь у неандертальцев: мнения разных учёных по этому поводу расходятся. Если речь была, то она сильно отличалась от современной, поскольку гортань неандертальцев не похожа на гортань современного человека.
Сенсационный вывод сделан в результате исследования останков неандертальцев, найденных сразу в двух географически весьма отдалённых друг от друга пещерах — Шанидар в Ираке и Спи в Бельгии. В зубном камне Шанидар 3 были найдены гранулы крахмала, по строению идентичные гранулам из современного ячменя. Этот неандерталец употреблял в пищу ячмень. Проведя необходимые исследования, учёные пришли к выводу, что шанидарцы отваривали ячмень! Кроме того, в зубном камне шанидарских неандертальцев были найдены следы плодов других видов растений - финиковых пальм и бобовых.
Аналогичное исследование было произведено для зубов двух неандертальцев из пещеры Спи (Бельгия). Эти скелеты относят к поздним классическим неандертальцам. Возраст находок – около 60 тысяч лет.
В зубном камне неандертальцев Спи 1 и Спи 2 было обнаружено большое количество гранул крахмала, которые авторы определили как относящиеся к корневищам водяных лилий (кувшинок). Кроме того, найдена по крайней мере одна гранула сорго или близкого к нему растения (сорго - это такой злак), а также некоторые другие неопределённого вида. Конечно, пока что нельзя делать выводов о том, какой процент данные продукты составляли в общем рационе неандертальцев. Главное: теперь можно с уверенностью сказать, что и в Европе неандертальцы питались не только мясом.
Учитывая, что финики, бобы и ячмень созревают в разное время, можно предположить, что у шанидарских неандертальцев практиковался сезонный сбор урожая для разных растений.
4.1 Появление искусства и ритуалов.
Важными явились изменения психики древних людей. Зарождалась символическая деятельность. Древнейшие следы такой деятельности в большем количестве и в более выразительном виде найдены в Африке. Около 80 тысяч лет назад в Северной, Южной и Восточной Африке появляются бусы из раковин; и из скорлупы яиц страуса – 46-52 тыс. л. н. В Южной Африке в слое "среднего каменного века" с датировкой 75-78 тыс. л. н. найдены куски охры с регулярными царапинами и простейшим орнаментом в виде крестиков. Некоторыми кусками охры натирались палочки, которыми потом что-то окрашивалось. Древнейший в мире настоящий рисунок найден на стоянке "среднего каменного века" Аполло 11 (Намибия): это изображение некоего зверя на пластинке известняка. Рисунок датируется 59 тыс. л. н.
В Европе и Азии никаких
предметов искусства и
Ко времени появления на Земле палеоантропов их предшественниками архарнтропами было освоено применение огня и придуманы несколько разных форм режущих орудий труда, изготовляемых из камня, а так же уже применялись шкуры животных в виде одежды. Палеоантропы сделали много усовершенствований режущих орудий труда и предметов одежды, их изобретениями были хижины и могилы.
Важнейшим свидетельством высокого уровня психики неандертальцев являются первые захоронения умерших. Примитивнейшим вариантом захоронения является сброс костей людей и животных в глубокую шахту в Атапуэрке (Испания) около 325 тыс. л. н. Это вариант "гигиенического погребения". Интересно, что в шахте нет ни одной кости травоядных животных. Это говорит об ассоциации древних людей себя с хищниками. Наиболее древние настоящие погребения относятся ко времени около 100 тысяч лет назад. Вероятно, тогда же появлялись и первые представления о загробном мире, хотя об этом можно только предполагать.
Так, в пещере Тешик-Таш в Узбекистане ребёнок неандертальца был похоронен в круге из рогов горных козлов. Здесь мы, пожалуй, впервые встречаемся с одним из самых распространённых символов божественного могущества — рога быка, барана или козла в Месопотамии изображались на головных уборах богов, рогами украшались древнейшие царские могилы Египта. Довольно часто неандертальцы хоронили много умерших в одной пещере, причём могилы расположены в определённом порядке, так что неандертальцы знали и помнили места предыдущих захоронений. Неандертальское погребение мустьерского типа можно трактовать следующим образом. Тело умершего расположено в позе спящего: смерть древние люди могли рассматривать как крепкий сон, после которого возможно пробуждение. Покойник лежал по строго заданной оси восток – запад. Лицо обращено к югу, под головой – каменная подушка. То есть символика умирающего и возрождающегося солнца была известна им. Они, умирая, уходили вместе с солнцем из этого мира, чтобы подобно солнцу же, в урочное время вновь воссиять на востоке. В пещере Шанидар (территория современного Ирака) в долгий путь соплеменники положили куски жареного мяса, каменные орудия, подстилку из лесного хвоща, цветы лекарственных растений, кремниевые камни, необходимые для высекания огня. Скелет старика, страдавшего тяжёлой формой артрита, был найден в Ла-Шапелль-о-Сен во Франции; захоронение было совершено в центре маленькой пещерки, в которой никогда не жили люди, то есть пещера использовалась единожды только как погребальное место. Примечательно, что неандертальцы не делали различий между взрослыми и детьми, когда хоронили умерших. В гроте Киик-Коба было найдено погребение неандертальской женщины, радом с которой с соблюдением всех обрядовых правил был предан земле годовалый ребёнок. В Ла Феррасси, среди иных была найдена и могила, где похоронен был выкидыш 6—7 месяцев беременности. В этом же погребении тела детей оказались снабжёнными орудиями и оружием, которые они в земной жизни не могли ещё употреблять. Видимо, неандертальцы ожидали, что умершие дети станут взрослыми в ином мире.
Помимо захоронений людей, к эпохе мустье относятся захоронения животных. В пещерах Драхенлох (Швейцария) обнаружены кости пещерного медведя, сложенные в своего рода каменные ящики. Кости не были просто брошены в ящик, их разложили в определённом порядке. Это могли быть признаки тотемистических верований, охотничьей магии – так называемый "культ медвежьих голов". Однако не исключено, что таким образом хранились запасы мяса. На Кавказе в аналогичном тайнике были спрятаны 4 черепа медведей, похожие находки есть и в других местах. На стоянке Ильская обряды совершались с черепами зубров.
Примечательны найденные в пещере Шанидар, девять мужских скелетов поздних палеоантропов, датированные 65-45 тысячами лет назад. Кости скелета мужчины Шанидар-1, жившего примерно 45 тысяч лет назад, имели сильное повреждение наружной стенки левой глазницы (в результате чего он был, по всей вероятности, слеп на левый глаз), сросшийся перелом костей левой стопы с выраженным артритом её суставов. Его правая рука была в результате травмы или намеренно ампутирована выше локтя за много лет до смерти. Стёртость наружной части передних зубов говорила о том, что этот человек довольно долго пользовался ими вместо утраченной правой руки. Мужчина не мог самостоятельно передвигаться и добывать себе пропитание, однако достиг глубокой старости по неандертальским меркам – его возраст разными учёными оценивается в 40-50 лет. Очевидно, этого старика кормили его сородичи, ухаживали за ним, а после смерти похоронили. Это свидетельствует о том, что у неандертальцев были довольно сложные социальные отношения.
Так же у неандертальцев была хорошо развита медицина. При анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70 %, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить. При исследовании захоронения Шанидар-4 (умерший жил около 60 тысяч лет назад) было сделано ещё одно важное открытие – получено первое научное доказательство использования лекарственных растений человеком неандертальского вида. Анализ многочисленных проб почвы из этого захоронения показал, что умерший был помещён на ложе из веток деревьев и лекарственных растений восьми видов. Цветы были связаны в букетики и разложены по всему погребальному ложу. Одно из лекарственных растений произрастало на достаточно большом расстоянии от пещеры, и сородичи специально посещали далёкие горы, намеренно собирая это растение, чтобы использовать его для лечения.
Об одежде можно судить главным образом по косвенным данным. Люди, очевидно, пользовались каменными ножами для раскройки меховых шкур, прокалывали дырочки в шкурах каменным или костяным шилом, а затем сшивали эти шкуры сухожилиями. Снимая шкуры с лис, зайцев, волков, они, очевидно, иногда сохраняли лапки для связывания этих шкур. В результате, вероятно, получались грубые штаны, рубашки, плащи, колпаки и обмотки для ног.
Информация о работе Антропология. Древнейшая культура человека