Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:31, реферат
В последнее время, когда значительно усилились негативные тенденции в российском обществе, происходит потеря ориентиров, целей к которым должно двигаться общество и Российское государство, в определенных кругах возрастает интерес к русской философии, русской политической мысли и юриспруденции прошлого. Период поверхностного изучения наследия русских философов прошел. Для первых лет перестройки было характерно некритическое отношение к любой русской философии со стороны свободолюбиво настроенной общественности и интеллигенции, лишь бы эта философия вступала в противоречие со считавшейся еще недавно незыблемой доктриной марксизма-ленинизма.
Глава 1. Биография и сочинения Н.А. Бердяева. Эволюция философских и политических взглядов мыслителя………………………………………………3
Глава 2.Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в дореволюционный период…………………………………………………………………………….12
2.1. Становление взглядов мыслителя: сочетание марксизма с неокантианством…………………………………………………………………13
2.2. Взгляды Бердяева на государство и право в период увлечения идеями “нового религиозного сознания”
Глава 3 Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в период эмиграции.
3.1. Дуализм Царства Духа и Царства Кесаря, его обострение в современном техногенном мире; человек и общество; соотношение свободы и справедливости, личность и государство, ограничение государственной власти неотъемлемыми правами человека; оценка роли права; феномен государственной власти; демократия, социализм, коммунизм.
Представление о лучшей форме общественного устройства: коммюнотарный (персоналистический) социализм.
3.2. Русская идея: история и перспективы русского государства.
Заключение
Библиография
Содержание:
Введение
Глава
1. Биография и сочинения Н.А. Бердяева.
Эволюция философских и политических
взглядов мыслителя………………………………………………3
Глава
2.Взгляды Н.А. Бердяева на государство
и право в дореволюционный период………………………………………………………………
2.1. Становление взглядов мыслителя:
сочетание марксизма с неокантианством………………………………………
2.2. Взгляды Бердяева на государство
и право в период увлечения идеями “нового
религиозного сознания”
Глава
3 Взгляды Н.А. Бердяева на государство
и право в период эмиграции.
3.1. Дуализм Царства Духа и Царства Кесаря, его обострение в современном техногенном мире; человек и общество; соотношение свободы и справедливости, личность и государство, ограничение государственной власти неотъемлемыми правами человека; оценка роли права; феномен государственной власти; демократия, социализм, коммунизм.
Представление о лучшей форме общественного устройства: коммюнотарный (персоналистический) социализм.
3.2. Русская идея: история и перспективы русского государства.
Заключение
Библиография
В последнее время, когда значительно усилились негативные тенденции в российском обществе, происходит потеря ориентиров, целей к которым должно двигаться общество и Российское государство, в определенных кругах возрастает интерес к русской философии, русской политической мысли и юриспруденции прошлого. Период поверхностного изучения наследия русских философов прошел. Для первых лет перестройки было характерно некритическое отношение к любой русской философии со стороны свободолюбиво настроенной общественности и интеллигенции, лишь бы эта философия вступала в противоречие со считавшейся еще недавно незыблемой доктриной марксизма-ленинизма. Этой философией, часто путем прямого подлога и вырывания фраз из контекста, пытались обосновать навязывание России принципов “дикого капитализма”. Однако в последние годы появился ряд серьезных работ по истории русской политической мысли дореволюционного периода и политической мысли философов русской эмиграции. Оказалось, что большинство из них совсем не считают демократию западного типа и капитализм лучшими достижениями человечества, а наоборот говорят об их отрицательных сторонах, при этом признавая некоторую правду даже за идеями социалистическими. Именно их наследие может очень помочь нам сформировать ту самую “русскую идею”, над которой сейчас бьются ведущие политические центры и различные специальные институты, хотя в принципе ничего не могут придумать (не считать же национальной идеей стремление к цели, о которой недавно высказался Герман Греф, руководитель главного штаба В.Путина по выработке национальной идеи, а именно: “Россия через 10 лет должна стать как современная Бразилия” ). Необходимо все же нечто более весомое и целостное, что обосновывало бы цель и смысл существования российского народа и Российского государства. И многое из того, что могло бы войти в национальную идею России 21 века специально изобретать и придумывать не нужно. Многое лежит на поверхности. Стоит лишь открыть книгу одного из русских философов или политических мыслителей, таких как философы Иван Ильин и Сергей Булгаков или любого другого.
Безусловно
одной из самых заметных фигур
в области философской и
Рассмотрим
теперь политико-правовые взгляды Бердяева.
Изложение начнем с биографии
мыслителя.
Глава
1. Биография и
сочинения Н.А. Бердяева.
Эволюция философских
и политических взглядов
мыслителя.
Николай Александрович Бердяев родился 6(18) марта 1874 года в Киеве.
По своему
происхождению принадлежал к
миру аристократическому. Со стороны
отца происходил из военной семьи. Все
его предки были генералами, георгиевскими
кавалерами (дед, Бердяев М.Н., был
атаманом Войска Донского, прадед –
Н.М. Бердяев – малороссийским губернатором).
Мать Бердяева была по происхождению
полуфранцуженка, ее род вел свое
начало из графского рода Шузель и
от потомков французских королей. Родители
принадлежали не просто к дворянскому
обществу, а к светскому обществу,
имели обширные связи при дворе.
В доме Бердяевых говорили главным
образом по-французски. Бердяев часто
бывал за границей, в частности, в
Польше и Франции, где гостил у
своих родственников, принадлежавших
к высшему свету этих стран. Аристократическая
атмосфера детства наложила, по признанию
самого Бердяева, большой отпечаток
на его душевную формацию. Однако сам
Бердяев относился к такой
атмосфере отрицательно, уже в
детстве он испытывал неловкость
от того, что его считали “аристократом”
Биография Бердяева достаточно интересна. Через его судьбу прошли практически все значительные события русской и мировой истории начала и первой половины XX века. Во многих событиях он принимал активное участие. Рассмотрим биографию Бердяева подробнее и выделим основные направления его философской и политической мысли на различных этапах становления его личности, особое внимание в настоящей курсовой работе уделим взглядам мыслителя, сформировавшимся в относительно поздний период его творчества (20-40-е годы XX века, когда его взгляды на государство отличаются наибольшей полнотой и представляют наибольший интерес). Перейдем снова к биографии
В 1888 году
отец Бердяева, желая, чтобы сын продолжил
семейную традицию, отдает его в
Киевский кадетский корпус. Однако
атмосфера этого военного учебного
заведения оказывается чуждой Бердяеву.
Его не интересует то, чем увлечены
сокурсники. Ему не интересны преподаваемые
дисциплины. Он с завистью смотрит
на студентов Киевского
Во время
учебы у Бердяева происходит духовный
кризис. Он начинает все более удаляться
от “мира аристократического”, его
симпатиями пользуются социалистические
идеи. Выход из мира аристократического
в мир революционный философ
расценивает как основной факт своей
биографии. Бердяев входит в общение
с группой студентов, близких
к марксизму (к этой группе, в частности,
принадлежал А. Луначарский). Однако
марксистом, в подлинном смысле этого
слова, Бердяев никогда не был. Объясняя
впоследствии причины своего сближения
с марксистами, Николай Александрович
писал: “Марксизм обозначал совершенно
новую формацию, он был кризисом
русской интеллигенции… марксистское
течение стояло на гораздо более
высоком культурном уровне, чем другие
течения революционной
Во время
ссылки выходит первая статья Бердяева
“Ф.А. Ланге и критическая философия
в ее отношении к социализму”.
Статья печатается по-немецки в марксистском
журнале “Neue Zeit”, редактируемом
Карлом Каутским. В письме Бердяеву
Каутский очень высоко оценивает
статью. Вскоре выходит и первая
книга - “Субъективизм и индивидуализм
в общественной философии”. Уже
в это время Бердяев все
больше отдаляется от марксизма к
“идеализму и спиритуализму”, находя
в этом поддержку у П. Струве, написавшего
к книге большое предисловие.
Книга широко обсуждается в марксистских
кружках. Бердяев становится одним
из главных выразителей течения,
которое о. С.Булгаков позже назовет
“от марксизма к идеализму”.
Однако марксистские мотивы в книге
все еще очень сильны. Взгляды
Бердяева в этот период находятся
“в стадии эволюции”. Большое влияние
на Бердяева после ссылки оказывают
беседы с Л.Шестовым в Киеве. После
возвращения в Петербург
Желая
принять какое-либо участие в
освободительном движении, Бердяев
примыкает к Союзу
В 1904 году
Бердяев совместно с
Революцию
1905 года Бердяев приветствовал и
считал ее неизбежной, однако характер,
который она приняла и ее моральные
последствия вызвали в Бердяеве
“духовную реакцию”. “После этой не
вполне удавшейся революции, в сущности,
кончился и героический период в
истории русской интеллигенции…
В определенный
момент происходит сближение Бердяева
с Мережковским. Бердяев становится
одним из основных идеологов доктрины
“Нового религиозного сознания”, однако
в основанное Мережковским течение
Бердяев добавляет много
По инициативе
Бердяева в 1908 году в Петербурге основывается
религиозно-философское
Первая серьезная работа Бердяева в области философии - “Философия свободы” - выходит в 1909 году. В ней философ решительно порывает с западноевропейской рационалистической традицией. Тема свободы всегда была основной в творчестве Бердяева, и его самого называли то пленником свободы (в черносотенных журналах того времени), то апостолом свободы (А.Ф. Лосев). В своей работе Бердяев утверждает примат свободы над бытием. Свобода вкоренена в ничто, она ничем не определяема, находится вне казуальных связей бытия (терминологически более точно философия свободы изложена в более поздней работе Бердяева “Философия свободного духа”, но основные мысли содержатся уже в рассматриваемой работе). Свобода не есть познанная необходимость (как полагал Кант), это скорее творческое нежелание знать необходимость. Подлинное познание свободы возможно только в акте откровения. Лишь в акте веры познается реальность. Наиболее важные истины открываются не индивидуальному, а соборному сознанию. Соборность Бердяев противопоставляет коллективизму, в котором личность теряется и нивелируется. В соборности личность наиболее полно раскрывается во взаимодействии с другими личностями. Соборное отношение к сознанию ведет к “космической церковной гносеологии”. Человечество соборно отпало от Бога и соборно должно к нему вернуться.