Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:31, реферат
В последнее время, когда значительно усилились негативные тенденции в российском обществе, происходит потеря ориентиров, целей к которым должно двигаться общество и Российское государство, в определенных кругах возрастает интерес к русской философии, русской политической мысли и юриспруденции прошлого. Период поверхностного изучения наследия русских философов прошел. Для первых лет перестройки было характерно некритическое отношение к любой русской философии со стороны свободолюбиво настроенной общественности и интеллигенции, лишь бы эта философия вступала в противоречие со считавшейся еще недавно незыблемой доктриной марксизма-ленинизма.
Глава 1. Биография и сочинения Н.А. Бердяева. Эволюция философских и политических взглядов мыслителя………………………………………………3
Глава 2.Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в дореволюционный период…………………………………………………………………………….12
2.1. Становление взглядов мыслителя: сочетание марксизма с неокантианством…………………………………………………………………13
2.2. Взгляды Бердяева на государство и право в период увлечения идеями “нового религиозного сознания”
Глава 3 Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в период эмиграции.
3.1. Дуализм Царства Духа и Царства Кесаря, его обострение в современном техногенном мире; человек и общество; соотношение свободы и справедливости, личность и государство, ограничение государственной власти неотъемлемыми правами человека; оценка роли права; феномен государственной власти; демократия, социализм, коммунизм.
Представление о лучшей форме общественного устройства: коммюнотарный (персоналистический) социализм.
3.2. Русская идея: история и перспективы русского государства.
Заключение
Библиография
2.1.
Становление взглядов
мыслителя: сочетание
марксизма с неокантианством.
Первый этап эволюции взглядов мыслителя можно охарактеризовать как попытку сочетать марксизм с неокантианством и отчасти с христианством. Хронологически этот период начинается в 90-е года XIX века заканчивается в 1903 – 1905 годы. Взгляды мыслителя, отстаиваемые им в то время, изложены в основном в работе “Субъективизм и индивидуализм в общественной философии”. Сам Бердяев впоследствии называл эту работу несовершенной во многих отношениях, однако для понимания истоков последующих идей мыслителя можно кратко изложить ее содержание.
В работе Бердяев пытался дать философское обоснование революционному социализму. Бердяев в книге доказывал, что истина не зависит от классовой борьбы, определяется не социальной средой, а трансцендентальным сознанием, однако, психологическое сознание зависит от социальной среды. При этом, чем более психологическое сознание усвоит истины трансцендентального сознания, тем более справедливое общество можно будет построить. Говоря о справедливости, Бердяев настаивал на том, что она так же не зависит от классовой борьбы и социальной среды и вкоренена в трансцендентальное (т.е. божественное). Истина неизменна и ее положения могут быть реализованы на практике. Бердяев пытался в своей книге доказать, что невозможна классовая истина (как учил ортодоксальный марксизм), однако может быть классовая ложь, которой проникнуты буржуазные классы, причастные к эксплуатации человека человеком. На основе этих идей Бердяев построил идеалистическую теорию мессианства пролетариата. Пролетариат свободен от греха эксплуатации и поэтому его психологическое сознание наиболее подготовлено к восприятию истин трансцендентального сознания, однако для этого ему необходимо освободится от эксплуатации, что можно сделать лишь путем революции.
Можно
заметить, что уже в этой, по существу
первой своей серьезной книге, Бердяев
вступил с марксизмом в противоречия.
Он все еще разделял классовый
подход (от которого позже отказался,
хотя всегда признавал наличие классов
и существование противоречий между
ними) и материалистическое понимание
истории, однако, он уже тогда отстаивал
независимость истины и справедливости
от революционной борьбы, причем с
идеалистической позиции. Поэтому
утверждать, как это было принято
в литературе советского периода, что
Бердяев был в дореволюционный
период “легальным марксистом” , можно
лишь с очень существенными
2.1. Становление взглядов
мыслителя: сочетание
марксизма с неокантианством.
С течением времени Бердяев все более и более отдалялся от марксизма. По признанию самого Бердяева в нем “нарастало внутреннее движение к христианству”
Бердяев делается сторонником движения нового религиозного сознания, сближается с Мережковским и его кругом. Период увлеченности мыслителя идеями нового религиозного сознания можно назвать вторым этапом эволюции его философских и политических взглядов. В этот период очень большое внимание в своих работах Бердяев уделяет государственно-правовой проблематике. Среди работ этого периода выделяются книги “Новое религиозное сознание и общественность” и “Духовный кризис интеллигенции”. В первой книге государство и право рассматриваются с теоретических позиций, во второй делается попытка осмысления событий первой русской революции и реакции на нее российской интеллигенции, а так же рассматривается перспектива дальнейшего развития России.
Бердяев
придерживается в тот период иерархического
персонализма, черпая идеи, его обосновывающие,
в Библии, христианской литературе,
произведениях Достоевского (особенно
часто цитируется роман “Братья
Карамазовы”). Он окончательно порывает
с классовым подходом марксизма:
“Личность человека имеет абсолютное
значение, в ней вмещаются абсолютные
ценности и путем религиозной
свободы она осуществит свое религиозное
призвание” писал мыслитель. В мире
борются два начала: освобождающее
всех существ от рабской зависимости,
соединяющее всех путем любви
в гармонию и начало распадения всех
частей мира и внешнее, кажущееся
соединение путем насильственным, связывание
путем необходимости. Торжество
первого начала возможно путем воссоединения
мира с Богом, второго – путем
окончательного отпадения от Бога.
Соответственно Бердяев различает
два порядка: природный и благодатный.
Государство принадлежит
В вопросах
происхождения государства
Рассматривая
государство, как начало, которое
ничему не подчиняется и все себе
подчиняет (отвлеченное начало*), Бердяев
считал, что “зла и безбожна не всякая
государственность, в смысле организации
общественного порядка и
Не видит положительных моментов Бердяев и в иных формах государства.
В целом одобрительно отзываясь о “мировом освободительном движении”, которое всюду свергало царизм и абсолютизм и ослабляло злое начало в государственности, мыслитель утверждает, что до конца это злое начало непреодолимо. Личность при конституционной монархии и республике лучше защищена от произвола государства и Бердяев это признает, однако и в новых, более свободных государствах очень многое (в том числе и судьба личности), зависит от человеческого произвола.
Критикует Бердяев и демократию. Чистое народовластие, по его мнению, есть обоготворение человеческих желаний. “Народовластие как высший суверенный принцип не может гарантировать личности неотъемлемых прав, так как ставит судьбу людей в зависимость от субъективной, случайной, изменчивой воли людской ”. Демократия – такое же обоготворение воли людей, как и остальные формы государства.
Выше
приведенные утверждения дают повод
некоторым ученым характеризовать
взгляды Бердяева на государство
как анархическую по своей сути.
(так в частности считает В.С.
Анархизм
и социализм одинаково
Прейдем теперь к вопросу о понимании Бердяевым права и правового государства. В рассматриваемый период Бердяев понимал под правом в основном духовные права человека. Права человека вытекают из того положения, что всякая личность имеет абсолютное значение, она есть образ Божий. Бердяев выделяет два типа учений об отношении между правом и государством.
Первый
тип, преобладающий на практике, он
называет государственным позитивизмом.
“Учения этого типа видят в
государстве источник права, за государством
признают полноту и суверенность
власти, санкционирующую и
Государственному
позитивизму Бердяев
Право,
понимаемое как начало надгосударственное,
отражающее Божественность природы, отождествляется
у Бердяева с абсолютной правдой
и справедливостью. Такое право
противопоставляется законности (т.е.
позитивному праву, противоположному
справедливости, выступающему как орудие
государства), которая полезна лишь
для некоторых человеческих интересов.
При этом противопоставление государства
и права делается весьма отчетливо:
“Право есть свобода, государство –
насилие, право – голос Божий
в личности, государство – безлично
и в этом Безбожно” . Однако нельзя
согласится с точкой зрения В.С. Нерсесянца,
что “возможность правового закона
… в принципе исключена, позитивное
право у Бердяева это всегда антиправовой
закон” . В философии Бердяева рассматриваемого
периода (а данное утверждение обосновывается
В.С. Нерсесянцем цитатами из работ
именно этого периода) все же рассматривается
возможность совпадения закона, установленного
государством и права, имеющего своим
источником божественную волю. Государство
должно ограничить свою власть неотъемлемыми
правами человека и Бердяев, осознавая
“относительность и условность”
всякого закона и всякой конституции,
все же говорит о том, что для
него приемлема конституция, которая
“ограничивает господство меньшинства
над большинством, гарантирует право
не только меньшинства но и одного”.
Можно сделать вывод, что Бердяев
все же признавал некоторую правду
за позитивным законом, при условии
его соответствия надгосударственному
Божественному закону. Интересно
в связи с вышесказанным