Биография и сочинения Н.А. Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:31, реферат

Описание

В последнее время, когда значительно усилились негативные тенденции в российском обществе, происходит потеря ориентиров, целей к которым должно двигаться общество и Российское государство, в определенных кругах возрастает интерес к русской философии, русской политической мысли и юриспруденции прошлого. Период поверхностного изучения наследия русских философов прошел. Для первых лет перестройки было характерно некритическое отношение к любой русской философии со стороны свободолюбиво настроенной общественности и интеллигенции, лишь бы эта философия вступала в противоречие со считавшейся еще недавно незыблемой доктриной марксизма-ленинизма.

Содержание

Глава 1. Биография и сочинения Н.А. Бердяева. Эволюция философских и политических взглядов мыслителя………………………………………………3

Глава 2.Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в дореволюционный период…………………………………………………………………………….12
2.1. Становление взглядов мыслителя: сочетание марксизма с неокантианством…………………………………………………………………13

2.2. Взгляды Бердяева на государство и право в период увлечения идеями “нового религиозного сознания”

Глава 3 Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в период эмиграции.

3.1. Дуализм Царства Духа и Царства Кесаря, его обострение в современном техногенном мире; человек и общество; соотношение свободы и справедливости, личность и государство, ограничение государственной власти неотъемлемыми правами человека; оценка роли права; феномен государственной власти; демократия, социализм, коммунизм.
Представление о лучшей форме общественного устройства: коммюнотарный (персоналистический) социализм.
3.2. Русская идея: история и перспективы русского государства.
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.46 Кб (Скачать документ)

Приобщение  к свободе возможно через творческий акт. Теме творчества посвящена работа “Смысл творчества”(1916), которую можно  назвать самой оригинальной из всех работ, написанных философом в дореволюционный  период. Творчество рассматривается  в эсхатологической перспективе  как антроподицея. 

В предмет  курсовой работы не входит рассмотрение данных книг подробно, стоит лишь отметить, что в них чувствуется влияние  средневековых христианских мистиков Я.Беме (идея несотворенной свободы) и А. Силезиуса и, конечно, Ф.М. Достоевского. Многие мысли, изложенные в этих книгах, Бердяев впоследствии применял при  обсуждении государственной проблематики.  

В годы первой мировой войны Бердяев  выступает с циклом статей о русском  национальном характере, смысле войны  и миссии России в мире, которые  затем собрал в книге “Судьба  России” (1918). Статьи проникнуты духом  патриотизма и любви к России. С точки зрения интересующей нас  проблематики наиболее интересен раздел V книги, в котором рассматривается  соотношение демократии и личности. В ней Бердяев критикует демократию, “отрицающую творческий дух”. Русский  народ должен перейти к истинному  самоуправлению, однако искусственно создать способность к самоуправлению нельзя. Критикуется демократия как  отвлеченный количественный принцип. Власть должна принадлежать лучшим, избранным  личностям, которые должны понимать ее прежде всего как “величайшую  ответственность”. Но эта власть лучших должна исходить из глубины народной жизни. 

Во время  февральской и октябрьской революций  Бердяев находится в Москве. Нужно  отметить, что Бердяев всегда считал революцию в России справедливой и неизбежной и пережил ее как  “момент своей собственной судьбы”. В статье “Падение священного русского царства” (1917) он писал о неизбежности революции, о том, что монархия не столько была свергнута, сколько  “саморазложилась и пала”, что “старая  историческая плоть России разложилась  и должна была явится новая плоть”1. Бердяев осознает “совершенную неизбежность прохождения России через опыт большевизма”. Все попытки реставрации признаются им “бессильными и вредными”, Но это  совсем не означало примирения Бердяева с большевистской властью, отрицающей свободу и личность, главные ценности, которые утверждал Бердяев. Философ  считает, что коммунизм должен быть преодолен в “душах людей”. В 1918 он пишет книгу “Философия неравенства”. Книга написана в форме писем к своим политическим противникам. Она во многом импульсивна и противоречива, основана на эмоциях, в ней сказывается реакция на события революции, однако основная мысль о том, что социальная правда должна быть основана на достоинстве каждой личности, а не на равенстве, в ней четко прослеживается. Бердяев говорит в ней об иерархичности бытия и заключает, что в государстве никогда не может быть равенства. Бердяев отвергает и демократию и социализм как «принудительную добродетель и принудительное братство». Позднее философ отказался от многих мыслей, изложенных в книге, поэтому подробно останавливаться на ней не будем. 

За пять лет жизни при коммунистическом режиме Бердяев проявлял значительную активность. Он написал четыре книги, среди которых можно выделить произведение “Смысл истории”. Был  избран профессором философии Московского  университета и в течение года читал там лекции. В течение  всего пятилетнего периода, начиная  от революции и кончая высылкой из страны, в доме Бердяева собирались по вторникам люди самых разнообразных  взглядов (от социал-демократов до антропософов), читались доклады “на очень разные темы, но всегда в духовной углубленности”. Бердяев много выступал публично. В том числе и “перед огромными  аудиториями, которых не знал ни раньше, ни позже” (например, была прочитана  лекция рабочим и красноармейцам в политехническом музее под  названием “Наука и религия”). Лекции и семинары созданной Бердяевым  Вольной академии духовной культуры очень хорошо посещались, люди даже стояли в коридорах и на улицах. Новые власти конечно не могло  не беспокоить то обстоятельство, что  в Москве существует такой центр  религиозно-философской мысли, однако в то время “тоталитаризм советского государства еще не окончательно захватил всю жизнь, он распространялся  главным образом на политическую и экономическую сферы”1, кроме  того, можно отметить тот факт, что  в правительстве большевиков  вопросами культуры занимались люди, с которыми Бердяев был лично  знаком, хотя и разорвал всякие отношения (Луначарский и др.). Тем не менее, в 1920 году Николая Александровича арестовали по делу “Тактического центра”, хотя и ненадолго. Бердяева (единственного  из всех арестованных) допрашивал председатель ВЧК Дзержинский, которому Бердяев  прочел целую лекцию о том, по каким  причинам советская власть является для него неприемлемой. Дзержинский  приказал освободить Бердяева. Однако в летом 1922 мыслителя вновь арестовывают и объявляют о его высылке  из страны (с него была взята подписка о том, что если он появиться в  пределах советской республики после  высылки, его расстреляют). Через  два месяца Бердяев навсегда покидает Родину на т.н. “философском пароходе”. Вместе с Бердяевым “высылалась  целая группа писателей, ученых, общественных деятелей, которых признали безнадежными в смысле обращения в коммунистическую веру”2 - всего около 25 человек. 

После высылки из России Бердяев поселяется в Берлине (который тогда был  одним из центров русской эмиграции). По его инициативе (совместно с  другим известным философом С.Л.Франком) создается русская Религиозно-философская  академия. Однако Бердяев не оправдывает  надежд большей части эмиграции, не поддерживает идей об интервенции  и восстановлении монархии, высказывает  ряд мыслей о религиозном смысле русской революции, борется против реставраторских настроений, критикует  “белых” эмигрантов за отсутствие сознания собственной вины, за то, что  правая эмиграция отрицает свободу  иногда даже в более жесткой форме, чем большевики. Естественно, это  не добавляет ему популярности в  эмигрантской среде. 

В Берлине  Бердяев продолжает работу над книгами. Вскоре издается сочинение “Новое средневековье”. После выхода этой книги Бердяев приобретает европейскую  известность. Книга сразу же переводится  на 14 языков. В этой работе мыслитель  пытается осмыслить события современной  ему эпохи, ее катастрофический характер.

Большое место в книге занимает государственно-правовая проблематика. 

В 1924 году Бердяев переезжает в Париж. С 1926 года становится редактором журнала  “Путь”, объединившего “все наличные интеллектуальные силы за исключением  явно обскурантистских и злостно  реакционных” . Журнал просуществовал до 1940 года. Наиболее “боевыми” были статьи самого Бердяева, иногда они  “производили впечатления скандала”. Мыслитель продолжает бороться против “реакционных религиозных и политических настроений”. В конце концов ему  удается сгруппировать вокруг себя “более “левые” христианские элементы”. C правыми он окончательно разошелся, в их среде его считали чють-ли не коммунистом (Струве и др.). 

Нужно так же отметить, что как в Берлине, так и Париже Бердяев собирает вокруг себя религиозную и философскую  элиту (среди его знакомых - Макс Шеллер, Жак Маритен, Шарль Дю Бюсс, Габриэль Марсель, Кайзерлинг), организует различные семинары и дискуссии, в которых принимают участие  ведущие мыслители. Часто выступает  с лекциями в различных странах. Активно печатается в различных  журналах, в том числе немецких и французских (Бердяев в совершенстве знал немецкий и французский языки). Движение французских “левых” католиков, группировавшееся вокруг журнала “Esprit”, развивалось под прямым влиянием идей Бердяева о необходимости сочетания  христианства и социальной справедливости. Многие французы даже выражали недовольство тем, что таким влиянием пользуется мысли русского философа, хотя и  имеющего французские корни. Все  яснее намечалась роль Бердяева, как  связующего звена между Россией  и Европой. Из всех русских философов  Бердяев был наиболее популярен  в Европе, его книги были переведены на многие языки. В 1947 году Кембриджский университет присвоил ему почетное звание доктора теологии, рассматривался вопрос о возможности награждения  Бердяева нобелевской премией, которую он не получил главным образом из-за своего нежелания сделать определенные шаги для ее получения. Книги Бердяева были особенно популярны в Англии и Франции, многие по ним изучали историю России, русский национальный характер. Однако в России его книги по понятным причинам не печатались, и Бердяев остро переживал, то что он известен в Европе и о нем и его философии почти ничего не знают в России.  

За время  жизни в Париже (точнее в его  пригороде – Кламаре) Бердяев  написал ряд работ, особенно в  области христианской экзистенциальной философии. Можно выделить такие  книги, как “О рабстве и свободе  человека: опыт персоналистической философии”, “Экзистенциальная диалектика божественного  и человеческого”, “Философия свободного духа”, “Опыт эсхатологической метафизики”. Из книг, затрагивающих государственно-правовую проблематику, отметим работы “История и смысл русского коммунизма”, “Русская идея”, “Царство духа и царство  кесаря”. Сам Бердяев признавал, что названные книги лучше  выражают его мировоззрение, чем  те которые были написаны им ранее (из них он по настоящему ценил только “Смысл творчества” и “Смысл истории”), поэтому далее особое место в  работе будет уделено взглядам изложенным в названых книгах. 

Во время  Второй Мировой войны Бердяев  не покидал оккупированной Франции, остро переживал судьбу России, радовался  ее победе. Одно время даже хотел  вернуться на Родину, однако вскоре понял, что это, учитывая его взгляды, невозможно.

Умер  Николай Александрович в Кламаре 23 марта 1948 года за письменным столом.   

Что касается окончательных философских взглядов мыслителя, можно сказать следующее. Центральной для философии Бердяева является идея объективации. Философ  считает, что объективной реальности не существует, а существует лишь объективация реальности, порожденная известной  направленностью духа. 

Свобода, по мнению философа, первичнее бытия, она вкоренена в меоне (т.е. в  ничто, некий первичный хаос). Существование  первичной свободы объясняет  происхождение мирового зла. Разделенный  на объекты и разорванный мир  – результат объективации Духа. Объективация – корень зла, рабства  и страдания в мире. Объективированный  мир не является подлинно реальным миром, он лишь состояние подлинного реального мира, которое может  быть изменено. Объект есть порождение субъекта и лишь субъект экзистенциален, лишь в нем познается реальность. Проводится основная мысль экзистенциальной философии о том, что личность первичнее бытия. Даже сама категория  бытия, которой придается такое  большое значение большинством философов  – есть продукт объективации мысли. Нужно отметить, что философия  Бердяева не есть солипсизм. Он не считает, что мира нет, а лишь отказывает ему  в реальности. Для философии Бердяева так же характерна эсхатологическая направленность. “Я имею основания считать себя экзистенционалистом, хотя в большей степени мог бы назвать свою философию философией духа и еще более философией эсхатологической” писал Бердяев. В противоположность большинству других философов - экзистенционалистов (Сартр, Хайдеггер, Камю), Бердяев считал экзистенциальную философию прежде всего философией духа. Основными темами творчества Бердяева являются темы свободы, личности и объективации, тема творчества и тема эсхатологического смысла истории. В созданной Бердяевым по сути дуалистической картине мира друг другу противостоят с одной стороны Бог, свобода, ноумен, субъект (личность) и эмпирический мир, феномен, объект (в том числе индивид) с другой стороны. Существуют как бы два порядка – природный и благодатный. Однако эти два порядка не оторваны друг от друга (как, например, у Платона), дух и свобода прорываются из ноуменального в феноменальный мир и действуют в нем. При этом личность и индивид не одно и то же. Индивид – категория, образованная в результате объективации, выражает собой биологическую и социологическую составляющую человека. Личность – категория, относящаяся к миру духа и свободы. Именно в качестве личности человек являет собой микрокосм, отражающий макрокосм. “Личность в человеке есть независимость по отношению к внешнему миру, который есть материал для работы духа, и вместе с тем личность есть универсум” писал мыслитель. Личность – универсум в индивидуально неповторимой форме. 

При этом существуют два пути выхода человека из своей замкнутой субъективности: путь объективирования личности, путь небытия, т.е. подчинение личности власти объективного, выброс личности вовне (например выход в общество с его общеобязательными  формами и институтами). В результате возникает рабство человека (рабство  у бытия, Бога, природы и общества).  

Второй  путь – это путь выхода личности из объективации – путь творчества. Творческий акт – прорыв духа в  мир объектов и одновременно –  реализация личности в человеке. Это - духовный путь, предполагающий экзистенциальную встречу с Богом, с другим человеком, коммюнотарной общности (противоположной  объективному обществу). Творчество - путь к преодолению объективации, а  это преодоление составляет смысл  и назначение мировой истории, которая, согласно Бердяеву, имеет смысл лишь в том случае, если она имеет  конец. 

Эсхатологическая  тема занимает большое место в  творчестве мыслителя. “Я всегда философствовал так, будто наступает конец мира и нет перспективы времени  ” писал Бердяев в 1948 году. Бердяев  исповедует “активно-творческий эсхатологизм”. В его работах на эту тему содержатся критика пассивно-послушного эсхатологизма  христианства. Бердяев призывает  к преображению мира, полному выходу из тисков объективированной действительности. Конец мира в трактовке Бердяева – конец объективации и переход в субъективность царства свободы, и человечество своими активными действиями может его приблизить (мысль не оригинальна и была уже высказана, например, Федоровым). При этом, в философии истории, персонализм Бердяева проявляется особенно ярко “Нет ничего более жалкого, чем утешение, связанное с прогрессом человечества, c блаженством грядущих поколений … ничто общее не может утешить индивидуальное в его несчастной судьбе” писал философ. Существует трагический конфликт исторического процесса и личности. Этот конфликт может быть разрешен только когда история окончится, в пределах истории неразрешима проблема личности, можно лишь приблизит ее решение. 

Бердяев мыслитель многоплановый и часто  противоречивый и можно еще многое написать о его философских взглядах, но основные направления его мысли  нами изложены, перейдем теперь к государственно-правовой проблематике.  

Глава 2. .Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в дореволюционный период 

Взгляды Бердяева на государство и право  несколько раз менялись на протяжении его жизни. Лев Шестов, например, иронизирует по поводу стремительной  эволюции его взглядов: “Как только он покидает какой-либо строй идей ради нового, он уже в своем прежнем  идейном богатстве не находит  ничего достойного внимания. Все - старье, ветошь, ни к чему не нужное... Он стал христианином прежде, чем выучился четко выговаривать все слова  символа веры”. Это нужно учитывать  при дальнейшем изложении, иначе  может получиться так, что доказательство тезиса, отстаиваемого Бердяевым  в один период будет подкреплено  аргументом, взятым из работы другого  периода и можно окончательно запутаться во взглядах мыслителя (что  например происходит в учебнике В.С. Нерсесянца “Философия права” 1999 года, где рядом приводятся цитаты из работы “Государство” (1908 год) и “Царство духа и царство кесаря” (работа написана уже в эмиграции)”. Хотя нельзя не отметить, что многое во взглядах Бердяева оставалось неизменным на протяжении всей его жизни (например, он всегда отстаивал достоинство личности, хотя и с различных позиций, всегда достаточно критически относился к  государству, хотя и с несколько  разных позиций).   

Информация о работе Биография и сочинения Н.А. Бердяева