Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:31, реферат
В последнее время, когда значительно усилились негативные тенденции в российском обществе, происходит потеря ориентиров, целей к которым должно двигаться общество и Российское государство, в определенных кругах возрастает интерес к русской философии, русской политической мысли и юриспруденции прошлого. Период поверхностного изучения наследия русских философов прошел. Для первых лет перестройки было характерно некритическое отношение к любой русской философии со стороны свободолюбиво настроенной общественности и интеллигенции, лишь бы эта философия вступала в противоречие со считавшейся еще недавно незыблемой доктриной марксизма-ленинизма.
Глава 1. Биография и сочинения Н.А. Бердяева. Эволюция философских и политических взглядов мыслителя………………………………………………3
Глава 2.Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в дореволюционный период…………………………………………………………………………….12
2.1. Становление взглядов мыслителя: сочетание марксизма с неокантианством…………………………………………………………………13
2.2. Взгляды Бердяева на государство и право в период увлечения идеями “нового религиозного сознания”
Глава 3 Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в период эмиграции.
3.1. Дуализм Царства Духа и Царства Кесаря, его обострение в современном техногенном мире; человек и общество; соотношение свободы и справедливости, личность и государство, ограничение государственной власти неотъемлемыми правами человека; оценка роли права; феномен государственной власти; демократия, социализм, коммунизм.
Представление о лучшей форме общественного устройства: коммюнотарный (персоналистический) социализм.
3.2. Русская идея: история и перспективы русского государства.
Заключение
Библиография
Приобщение к свободе возможно через творческий акт. Теме творчества посвящена работа “Смысл творчества”(1916), которую можно назвать самой оригинальной из всех работ, написанных философом в дореволюционный период. Творчество рассматривается в эсхатологической перспективе как антроподицея.
В предмет курсовой работы не входит рассмотрение данных книг подробно, стоит лишь отметить, что в них чувствуется влияние средневековых христианских мистиков Я.Беме (идея несотворенной свободы) и А. Силезиуса и, конечно, Ф.М. Достоевского. Многие мысли, изложенные в этих книгах, Бердяев впоследствии применял при обсуждении государственной проблематики.
В годы
первой мировой войны Бердяев
выступает с циклом статей о русском
национальном характере, смысле войны
и миссии России в мире, которые
затем собрал в книге “Судьба
России” (1918). Статьи проникнуты духом
патриотизма и любви к России.
С точки зрения интересующей нас
проблематики наиболее интересен раздел
V книги, в котором рассматривается
соотношение демократии и личности.
В ней Бердяев критикует
Во время
февральской и октябрьской
За пять
лет жизни при коммунистическом
режиме Бердяев проявлял значительную
активность. Он написал четыре книги,
среди которых можно выделить
произведение “Смысл истории”. Был
избран профессором философии
После
высылки из России Бердяев поселяется
в Берлине (который тогда был
одним из центров русской эмиграции).
По его инициативе (совместно с
другим известным философом С.Л.
В Берлине
Бердяев продолжает работу над книгами.
Вскоре издается сочинение “Новое
средневековье”. После выхода этой
книги Бердяев приобретает
Большое место в книге занимает государственно-правовая проблематика.
В 1924 году Бердяев переезжает в Париж. С 1926 года становится редактором журнала “Путь”, объединившего “все наличные интеллектуальные силы за исключением явно обскурантистских и злостно реакционных” . Журнал просуществовал до 1940 года. Наиболее “боевыми” были статьи самого Бердяева, иногда они “производили впечатления скандала”. Мыслитель продолжает бороться против “реакционных религиозных и политических настроений”. В конце концов ему удается сгруппировать вокруг себя “более “левые” христианские элементы”. C правыми он окончательно разошелся, в их среде его считали чють-ли не коммунистом (Струве и др.).
Нужно так же отметить, что как в Берлине, так и Париже Бердяев собирает вокруг себя религиозную и философскую элиту (среди его знакомых - Макс Шеллер, Жак Маритен, Шарль Дю Бюсс, Габриэль Марсель, Кайзерлинг), организует различные семинары и дискуссии, в которых принимают участие ведущие мыслители. Часто выступает с лекциями в различных странах. Активно печатается в различных журналах, в том числе немецких и французских (Бердяев в совершенстве знал немецкий и французский языки). Движение французских “левых” католиков, группировавшееся вокруг журнала “Esprit”, развивалось под прямым влиянием идей Бердяева о необходимости сочетания христианства и социальной справедливости. Многие французы даже выражали недовольство тем, что таким влиянием пользуется мысли русского философа, хотя и имеющего французские корни. Все яснее намечалась роль Бердяева, как связующего звена между Россией и Европой. Из всех русских философов Бердяев был наиболее популярен в Европе, его книги были переведены на многие языки. В 1947 году Кембриджский университет присвоил ему почетное звание доктора теологии, рассматривался вопрос о возможности награждения Бердяева нобелевской премией, которую он не получил главным образом из-за своего нежелания сделать определенные шаги для ее получения. Книги Бердяева были особенно популярны в Англии и Франции, многие по ним изучали историю России, русский национальный характер. Однако в России его книги по понятным причинам не печатались, и Бердяев остро переживал, то что он известен в Европе и о нем и его философии почти ничего не знают в России.
За время
жизни в Париже (точнее в его
пригороде – Кламаре) Бердяев
написал ряд работ, особенно в
области христианской экзистенциальной
философии. Можно выделить такие
книги, как “О рабстве и свободе
человека: опыт персоналистической философии”,
“Экзистенциальная диалектика божественного
и человеческого”, “Философия свободного
духа”, “Опыт эсхатологической метафизики”.
Из книг, затрагивающих государственно-
Во время Второй Мировой войны Бердяев не покидал оккупированной Франции, остро переживал судьбу России, радовался ее победе. Одно время даже хотел вернуться на Родину, однако вскоре понял, что это, учитывая его взгляды, невозможно.
Умер
Николай Александрович в
Что касается
окончательных философских
Свобода, по мнению философа, первичнее бытия, она вкоренена в меоне (т.е. в ничто, некий первичный хаос). Существование первичной свободы объясняет происхождение мирового зла. Разделенный на объекты и разорванный мир – результат объективации Духа. Объективация – корень зла, рабства и страдания в мире. Объективированный мир не является подлинно реальным миром, он лишь состояние подлинного реального мира, которое может быть изменено. Объект есть порождение субъекта и лишь субъект экзистенциален, лишь в нем познается реальность. Проводится основная мысль экзистенциальной философии о том, что личность первичнее бытия. Даже сама категория бытия, которой придается такое большое значение большинством философов – есть продукт объективации мысли. Нужно отметить, что философия Бердяева не есть солипсизм. Он не считает, что мира нет, а лишь отказывает ему в реальности. Для философии Бердяева так же характерна эсхатологическая направленность. “Я имею основания считать себя экзистенционалистом, хотя в большей степени мог бы назвать свою философию философией духа и еще более философией эсхатологической” писал Бердяев. В противоположность большинству других философов - экзистенционалистов (Сартр, Хайдеггер, Камю), Бердяев считал экзистенциальную философию прежде всего философией духа. Основными темами творчества Бердяева являются темы свободы, личности и объективации, тема творчества и тема эсхатологического смысла истории. В созданной Бердяевым по сути дуалистической картине мира друг другу противостоят с одной стороны Бог, свобода, ноумен, субъект (личность) и эмпирический мир, феномен, объект (в том числе индивид) с другой стороны. Существуют как бы два порядка – природный и благодатный. Однако эти два порядка не оторваны друг от друга (как, например, у Платона), дух и свобода прорываются из ноуменального в феноменальный мир и действуют в нем. При этом личность и индивид не одно и то же. Индивид – категория, образованная в результате объективации, выражает собой биологическую и социологическую составляющую человека. Личность – категория, относящаяся к миру духа и свободы. Именно в качестве личности человек являет собой микрокосм, отражающий макрокосм. “Личность в человеке есть независимость по отношению к внешнему миру, который есть материал для работы духа, и вместе с тем личность есть универсум” писал мыслитель. Личность – универсум в индивидуально неповторимой форме.
При этом
существуют два пути выхода человека
из своей замкнутой
Второй путь – это путь выхода личности из объективации – путь творчества. Творческий акт – прорыв духа в мир объектов и одновременно – реализация личности в человеке. Это - духовный путь, предполагающий экзистенциальную встречу с Богом, с другим человеком, коммюнотарной общности (противоположной объективному обществу). Творчество - путь к преодолению объективации, а это преодоление составляет смысл и назначение мировой истории, которая, согласно Бердяеву, имеет смысл лишь в том случае, если она имеет конец.
Эсхатологическая
тема занимает большое место в
творчестве мыслителя. “Я всегда философствовал
так, будто наступает конец мира
и нет перспективы времени
” писал Бердяев в 1948 году. Бердяев
исповедует “активно-творческий эсхатологизм”.
В его работах на эту тему содержатся
критика пассивно-послушного эсхатологизма
христианства. Бердяев призывает
к преображению мира, полному выходу
из тисков объективированной
Бердяев
мыслитель многоплановый и
Глава 2. .Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в дореволюционный период
Взгляды
Бердяева на государство и право
несколько раз менялись на протяжении
его жизни. Лев Шестов, например,
иронизирует по поводу стремительной
эволюции его взглядов: “Как только
он покидает какой-либо строй идей ради
нового, он уже в своем прежнем
идейном богатстве не находит
ничего достойного внимания. Все - старье,
ветошь, ни к чему не нужное... Он стал
христианином прежде, чем выучился
четко выговаривать все слова
символа веры”. Это нужно учитывать
при дальнейшем изложении, иначе
может получиться так, что доказательство
тезиса, отстаиваемого Бердяевым
в один период будет подкреплено
аргументом, взятым из работы другого
периода и можно окончательно
запутаться во взглядах мыслителя (что
например происходит в учебнике В.С.
Нерсесянца “Философия права” 1999 года,
где рядом приводятся цитаты из работы
“Государство” (1908 год) и “Царство
духа и царство кесаря” (работа написана
уже в эмиграции)”. Хотя нельзя не
отметить, что многое во взглядах Бердяева
оставалось неизменным на протяжении
всей его жизни (например, он всегда
отстаивал достоинство