Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:31, реферат
В последнее время, когда значительно усилились негативные тенденции в российском обществе, происходит потеря ориентиров, целей к которым должно двигаться общество и Российское государство, в определенных кругах возрастает интерес к русской философии, русской политической мысли и юриспруденции прошлого. Период поверхностного изучения наследия русских философов прошел. Для первых лет перестройки было характерно некритическое отношение к любой русской философии со стороны свободолюбиво настроенной общественности и интеллигенции, лишь бы эта философия вступала в противоречие со считавшейся еще недавно незыблемой доктриной марксизма-ленинизма.
Глава 1. Биография и сочинения Н.А. Бердяева. Эволюция философских и политических взглядов мыслителя………………………………………………3
Глава 2.Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в дореволюционный период…………………………………………………………………………….12
2.1. Становление взглядов мыслителя: сочетание марксизма с неокантианством…………………………………………………………………13
2.2. Взгляды Бердяева на государство и право в период увлечения идеями “нового религиозного сознания”
Глава 3 Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в период эмиграции.
3.1. Дуализм Царства Духа и Царства Кесаря, его обострение в современном техногенном мире; человек и общество; соотношение свободы и справедливости, личность и государство, ограничение государственной власти неотъемлемыми правами человека; оценка роли права; феномен государственной власти; демократия, социализм, коммунизм.
Представление о лучшей форме общественного устройства: коммюнотарный (персоналистический) социализм.
3.2. Русская идея: история и перспективы русского государства.
Заключение
Библиография
Интересен
взгляд Бердяева на то, в каком направлении
должно развиваться общество и как
ему видится наилучшее
“Теократия
- есть органическая общественность, когда
люди благоговейно поклоняются общим
святыням и перестают уже бороться
друг с другом за власть, так как
признают только правду власти Божьей
и отрицают неправду власти человеческой…
органическое единство человечества мыслимо
только в религиозной соборности”
. Теократия для Бердяева не только
идеал общества, она – цель истории,
только в ней окончательно решаются
проблемы государства, анархизма, социализма,
демократии. При этом “теократия в
политическом отношении как бы анархизм,
в экономическом отношении как
бы социализм, в мистическом –
самодержавие единого Бога” . Бердяев
осознавал, что построение теократии
– достаточно трудная задача, путь
к ее выполнению он видел в “трудовом
развитии”, однако четкого ответа на
вопрос как реально прийти к теократии
Бердяев не дает и вообще его утверждения
о ее возможности кажутся порой
бездоказательными, как справедливо
заметил П.Мокиевский в рецензии
на книгу “Новое религиозное сознание
и общественность” “Бердяев постоянно
заявляет что он надеется, верит
… но спрашивается, какое мы имеем
основание на это надеяться кроме
того, что “все это было бы очень
хорошо”. Бердяевым предлагается и
ряд конкретных мер по выводу России
из кризиса (в частности, в книге
“Духовный кризис интеллигенции”),
такие как расширение земского самоуправления,
более широкое признание прав
человека, однако Россию Бердяев характеризует
как “политически бездарную страну”
(именно политически, а не духовно) и
не верит в возможность
Не смотря
на то, что некоторые мысли и
взгляды Бердяева, которых он придерживался
в рассматриваемый период могут
показаться бездоказательными, основа
его философии и взглядов на государство
и право была заложена именно в
это время. Бердяев рассматривал
проблемы общественного устройства,
государства, права с позиций
доктрины нового религиозного сознания,
которая в целом носила мистический
оттенок, однако многие мысли (особенно
о соотношении права и
Глава
2. Взгляды Бердяева
на государство и
право в период
эмиграции.
В период эмиграции были написаны основные работы Бердяева, которые по признанию самого философа лучше выражают его взгляды на государство и право.
В работе “Царство Духа и царство Кесаря” Бердяев продолжает развивать тему дуализма природного и благодатного порядков, рассматривая вопросы государства и права через призму этого дуализма. Человек есть природное существо и живет в природном мире и должен определять свое отношение к нему. Но человек в то же время личность, существо духовное, несущее в себе образ божественного. Соответственно отношение человека к природе, космосу, двойственное. Он одновременно раб природы и царь природы.
Рассматривая историю человечества, Бердяев выделяет 4 основных периода.
На первом
этапе человек полностью
Можно
заметить, что в характеристике первых
трех периодов Бердяев в основном
следует положениям марксистской философии
истории, хотя и рассматривает указанные
периоды с идеалистических
По мнению Бердяева возможны три пути исхода из кризиса, к которому приходит мир на четвертом этапе:
1. Фатальный
исход. “Продолжающий
2. “Насильственный
механический порядок
3. “Внутреннее
преодоление хаоса, победа
Бердяев
вынужден констатировать, что в современном
мире преобладают тенденции к
смешению первого и второго исходов.
Однако мыслитель не утрачивает оптимизма
и считает, что все же возможен
пятый период в истории. C ним Бердяев
связывает “реальное
Говоря об усилении дуализма Царства Духа и царства Кесаря в современном мире, Бердяев приходит к выводу, что это происходит вследствие “возврата к античному, языческому сознанию, которое признает безраздельную власть общества и государства” .
Как и в дореволюционный период, Бердяев считает, что “есть две основные точки зрения на соотношение кесаря, власти, государства, царства этого мира и духа, духовной жизни человека, Царства Божьего”. Это соотношение можно понимать либо монистически либо дуалистически. Однако если в работе “Новое религиозное сознание и общественность” речь идет в основном о соотношении государства и права, здесь вопрос поставлен более широко. По версии христианского персонализма, которую отстаивает Бердяев, ценность личности выше ценности государства, личность и государство находятся в “разных кругах бытия”. Рассматривая соотношение царства Кесаря и царства Духа Бердяев приходит к выводу, что монистическое понимание такого соотношения приводит к тирании. Причем критике подвергается и религиозный и антирелигиозный монизм. За дуализмом же признается относительная правда. Пытаясь обосновать свою концепцию, Бердяев достаточно вольно толкует слова апостола Павла “Несть бо власти, аще не от Бога”, считая, что они имеют исторический а не религиозный характер. Бердяев обрушивается с критикой на все исторические формы государства, особенно нападая на “христианские теократии прошлого”. “Теократия была одним из соблазнов, через конторе проходило христианское человечество” . Теократия относится Бердяевым к царству Кесаря. С этих позиций отвергается возможность христианского государства. При попытке построения такого государства человечество на протяжении всей своей истории приходило либо к Цезарепапизму, продолжению культа императора в христианском мире (в качестве примера приводится Византия и в определенной степени дореволюционная Россия), либо к Папоцезаризму (средневековые государства, на которые решающее влияние оказывало католичество). Смешение царства Духа и царства Кесаря происходит и в большинстве учений о государстве. Бердяев считал, что “…монистична и тоталитарна демократия Руссо и якобинцев. То же отождествление двух царств и двух порядков мы находим у Гегеля, у Маркса, у О.Конта, у Шпанна, в коммунизме и фашизме” . Кесарь (как символ государства и власти вообще) всегда имеет тенденцию подчинения себе всего человека, нарушения его прав.
Развивая
тему ограничения суверенитета государства
неотчуждаемыми правами человека, Бердяев
пытается проанализировать природу
суверенитета государства и ответить
на вопрос, кому суверенитет принадлежит.
В полном соответствии со своей философской
концепцией Бердяев приходит к выводу,
что “суверенитет не принадлежит
никому, он есть лишь одна из иллюзий
объективации”. Дух есть свобода, однако
в объективированной
Государство,
по мнению Бердяева, всегда имело тенденцию
переходить за свои границы, выходить
за свою сферу, становится тоталитарным.
Конфликт Христа-Богочеловека и Кесаря-человекобога
и не разрешим в объективированном
мире. Никакой суверенитет земной
власти не может быть примирим с
христианством (точнее с утверждаемой
Бердяевым версией