Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:25, реферат
Бритоголовые. Всё о скинхедах. Эксклюзивные материалы.
В России это движение сразу стало приобретать резко политизированные формы. Большинство скинхедов в России исповедуют крайне расистские взгляды со значительным уклоном в сторону фашизма и национализма. Деятельность скинов обычно направлена на претворение в жизнь их примитивных расистско – нацистских теорий. Тем не менее, в России существует несколько групп скинов, придерживающихся коммунистической, антифашистской идеологии.
Наибольшая концентрация бритоголовых наблюдается в крупных городах России, однако небольшие команды скинхедов существуют в каждом средних размеров городе областного значения. Общее количество скинхедов по всей России не установлено, в главном городе России – Москве их примерная численность достигает 5 – 7 тысяч. В Санкт-Петербурге около 2 тысяч.
«Почему это символический способ? Потому что для реального разрешения кризисов, для полного удовлетворения потребностей в сфере отношений с миром взрослых надо строить эти отношения: добиваться социального признания, завоевывать уважение и т.п. (58) . «А на настоящий момент и другие „ценности“ и, в первую очередь, деньги и множество красивых, роскошных и дорогих вещей, которые можно легко (не то что раньше) и безо всяких проволочек купить на эти деньги. 0билие новых развлечений и удовольствий, которые на настоящее время через постоянную и навязчивую рекламу со страниц газет, СМИ и т.д. дразнят подростка и несовершеннолетнего, соблазняют его, заставляя искать любые пути для их приобретения.
Если же этого не происходит, если реально кризис не разрешается, тут то и возникает потребность в контркультуре, которая может помочь преодолеть кризис, символически уменьшить напряжение потребностей: построить хотя бы в воображении мир, где кризиса не существует.
Ради этого психологического эффекта, ради иллюзорного освобождения подросток, юноша (девушка) и уходят в контркультурные группы, за неимением лучшего способа разрешения противоречий (59) .
Всего можно выделить два основных кризиса, порождающих противоречия: подростковый, при котором требования взрослых вступают в конфликт с нормами «улицы» и юношеский, при котором притязания молодого человека на равноправное участие во взрослой жизни еще не могут быть полностью реализованы (60) .
«Одним из значений можно назвать ее «значимость контркультуры как одного из видов психологической зашиты маргинального подростка». Он боится, чувствует себя слабым, не готовым противостоять давлению взрослых. Не видя возможности стать сильным, он вооружается символически и за счет этого преодолевает чувство страха. «Панк»-стиль, воплощенный в одежде, в поведении, в атрибутах, создает образ оскалившегося волчонка, он отражает желание или даже надежду на то, что вдруг «они» испугаются, вдруг побоятся подойти и напасть, вдруг оставят в покое» (61) . На это же направлен и скин-стиль, построенный на имитации одежды солдата – воплощения силы и мужества (брюки, ботинки, куртка), хулигана – «уличного бойца», жестокого и отчаянного (голова, куртка), бандита – бритая голова, темные очки, воплощение рисковости, агрессии. Одежда, показывающая: я – боец, я сильный, я смелый, я опасный, не подходи, не трогай – пожалеешь, могу напасть, могу избить, искалечить, могу дать отпор.
«Кому же адресована угроза, кто должен испугаться? Ответ очевиден – те самые взрослые, которые осуждают, запрещают, нападают. Создавая «панковский прикид», подросток чувствует себя хотя бы на время в безопасности. Пусть в реальности его вид может лишь насмешить, а не напугать, но в сознании подростка выстраивается символический мир, где его враги – взрослые боятся и отступают» (62) .
Но в действительности обычный среднестатистический человек добропорядочный гражданин не слишком-то посмеивался и веселился и раньше, в 80-90 годы, встретив в каком-нибудь темном переулке несколько «панковски прикинутых» пьяных подростков. А сегодня, когда со страниц газет и с экранов телевизоров частенько раздаются рассказы и репортажи о жестокости и опасности нового неформального контркультурного течения бритоголовых, соединенные с «сенсацией» о том, что преступность среди подростков и молодежи стремительно молодеет (уже почти никто и не удивляется, услышав об убийствах и других зверских преступлениях, совершенных 13-16-летними подростками «тинейджерами») в том числе и скинхедами. И вряд ли кому-нибудь, кроме сотрудников правоохранительных органов, придет в голову состроить презрительную гримасу или сказать что-либо насмешливое, или ласково пожурить за внешний вид, лозунги и символику, проходя мимо пьяной, агрессивной и озлобленной компании скинхедов.
«На деле мы видим, что при контркультурной попытке подростка освободиться от реального конфликта со взрослыми, возникает своеобразный замкнутый круг: конфликт со взрослыми влечет к участию в контркультурных группах, как попытке психологического освобождения; это, в свою очередь усиливает конфликт; усиление конфликта побуждает подростка перейти к более сильным, вызывающим формам контркультурного поведения (63) .
Подросток, становящийся скинхедом, на начальном этапе нахождения в среде бритоголовых, воспринимает само скиндвижение еще не очень серьезно: он как бы играет в скинхеда. Его увлечение субкультурой и идеологией бритоголовых в повседневной жизни может не привлекать внимания родителей, родных, близких, по месту работы или учебы. То есть конфликт подростка с его повседневным окружением может просто и не возникнуть. Обычно этот подросток становится скинхедом лишь в компании близких друзей, после стакана-другого пива, под руководством более «продвинутого», информированного, образованного, знающего специфику течения, члена группы – лидера.
В дальнейшем, в связи со взрослением, имеется большая вероятность возможности выхода из узкого мирка скин-группы, хотя некоторые идеологические, нормативные и нравственные установки, несомненно, могут остаться и в дальнейшем напоминать о себе. Естественно, это напрямую зависит от степени и глубины участия в группе, величине стажа, авторитетности лидера группы, его умения вести идеологически-пропагандистскую работу, степени привязанности к сотоварищам.
«Если же речь идет о конфликте внутреннем, попытке освободиться от ощущения предосудительности некоторых действий, о которых взрослые обычно и не знают, то и здесь долговременный эффект невозможен. Пока идет контркультурный спектакль, «воображаемый критик» молчит, но только лишь спектакль кончается, самоосуждение возобновляется с еще большей силой, ведь подросток теперь переживает и то, что сказали бы родители, учителя и т.д., увидев его в составе неформальной группы. Обратная связь взаимодействует с прямой. Это объясняет нам причину, почему контркультурный способ поведения может быстро стать ведущим в жизни подростка» (64) .
Мне кажется, что сейчас нельзя точно сказать что все (родители, учителя, воспитатели и т.д.) стали бы напрямую, все без исключения осуждать сам факт состояния подростка или юноши в какой-либо национал-патриотической или экстремистской организации, в том числе и скинхедской. Ведь увеличение активности группировок бритоголовых происходит при возрастании межнациональной и расовой напряженности в сегодняшней России, увеличении конфликтов между различными этническими группами, роста недовольства, направленного против всего комплекса социальных проблем – политического курса правительства, нестабильности и упадка экономики и т.п., которые пытаются объяснять различными причинами.
Иногда эти негативные явления пытаются объяснить воздействием национального фактора (антисемитского, кавказского, азиатского и. т. д.). И для разрешения ряда проблем вызванных влиянием этих факторов предлагаются самые радикальные и жесткие методы. Немалая часть населения считает, что именно национализм может помочь в решении многих проблем современной России. Так что многие взрослые люди вполне могут проявлять значительную симпатию и лояльность к разного рода национал-патриотическим движениям, экстремистским организациям и группам и не слишком осуждать своего ребенка или своего воспитанника за увлечение расистской или националистической идеологией.
Тем более что значительная часть семей, в которых живут скинхеды, относятся к неблагополучным и низкодоходным, подверженным различим порокам, в том числе и пьянству. Эти семьи можно назвать маргинальными семьями. В таких семьях родители могут вообще не расспрашивать подростка о его внутреннем мире, его убеждениях, взглядах, принципах и происходящих с ним переменах, в том числе и идеологических, не интересоваться его время провождением, друзьями, кругом общения и т.д. Сегодня их интересует в основном вопрос о том, как добыть средства к существованию. А часть этих родителей может вообще не интересоваться, что делает их сын или дочь, будучи занятыми делами поважнее, например, поисками денег на «опохмелку».
Юношеский кризис – это кризис возможностей, подросток ощущает, что его мечты о высоком статусе в обществе не могут сбыться сию минуту. Путь реального преодоления такого кризиса ясен: учеба, работа, профессиональный рост, повышение социальной активности. Но это так долго… Отсюда стремление «броском» компенсировать свою неуверенность, трудность на равных со взрослыми участвовать в жизни общества» (65) .
Тем более в сегодняшних трудных и неблагоприятных условиях (политических, экономических, социальных), когда общество жестоко и круто по отношению к слабому и незащищенному и не поддерживает, а топит его, топит неучастием, равнодушием к его судьбе, нежеланием, а зачастую и отсутствием возможностей, средств для помощи.
А за достойное место под солнцем надо бороться. Причем бороться не только умственно, но и физически, напрягая все свои силы, не так, как раньше: 10-20 лет назад (в так называемый период застоя), когда общество и государство всегда могло предоставить индивиду определенную социальную нишу, невысокую, но устойчивую зарплату, четкие социальные гарантии. Естественно, что в большинстве своем эта система особого восторга у населения в то время не вызывала, а вот сегодня о ней вспоминают прямо-таки с умилением.
Но сегодня молодежи не до размышлений. Надо зарабатывать деньги. Надо не оказаться на обочине жизни. Надо хвататься за любую работу, в том числе и самую незавидную – тяжелую, грязную, низкооплачиваемую, работать грузчиком, лоточником, уборщиком, сидеть в палатке или ларьке. Можно работать на государственной службе, получая небольшую но стабильную зарплату, которую, правда стали частенько задерживать, но сантехник, слесарь, разнорабочий – профессии тоже явно не престижные и низкостатусные.
Однако сейчас не время для выбора, надо поддерживать свое физическое существование, надо зарабатывать деньги даже в очень небольшом их количестве. И естественно, в молодости очень тяжело ощущать себя никем, ощущать себя находящимся на самом низшем уровне, в то время когда противостояние и поляризация между узким слоем богатых и огромным слоем бедных достигает рекордно высокого уровня. И когда в обществе было резко и внезапно уничтожено понятие равенства, всеобщей уравниловки, хотя и не соблюдаемой повсеместно всеми членами общества, во всех социальных слоях и группах, однако, словесно и идеологически не опровергающейся (во всяком случае прилюдно) и, главное, вульгарная показная роскошь и сиюминутное невероятное богатство никогда так не бросалось в глаза, показывая бедным и нищим слоям населения насколько плохо они живут и насколько хорошо живут те – богачи. Никогда еще пропасть между богатыми и бедными (за все годы существования СССР и советской власти) не была так глубока и не ощущалась так отчетливо.
Чувство неполноценности, чувство выброшенности из «большой жизни», чувство неравенства порождает у юноши тоску, апатию, ощущение ненужности, бесполезности своей жизни, своего существования. Как следствие этого, он может искать выход в пьянстве, наркомании, токсикомании, сумасшествии, и даже суициде. Но вместе с тем у юноши и молодого мужчины могут возобладать и другие чувства и эмоции: злобы, агрессии, ненависти и т.д., которые постоянно, сублимируясь и накапливаясь, настоятельно требуют выхода, неважно какого, но действия, вплоть до порчи чужого имущества и предметов роскоши (машин, дач, мебели и т.д.) у богатых, или совершения краж, грабежей, разбоев.
Для многих выходом из кризисного состояния является уход в мир контркультуры, в среду неформальной молодежи, в том числе и в среду скинхедов. Вчерашний грузчик, слесарь или разнорабочий без особых проблем и «напрягов» становится «борцом за отечество», «русским патриотом», сильным, смелым и отважным, одним из «солдат» в армии бритоголовых. Теперь он способен, при случае, совершить какое – нибудь мелкое или крупное правонарушение, направленное как против «врагов белой расы» так и против того, кто в его представлении обошел его в уме, социальной значимости или богатстве. Повышается его социальный статус (по крайней мере, в сознании самого скинхеда), возрастает ощущение собственной силы, значительности и важности его существования, его действий.
«Контркультура и создает иллюзию такого «броска», который компенсирует неуверенность юноши, трудность на равных со взрослыми участвовать в жизни общества, психологически повышающего статус личности. Именно так можно понять, например, идеологию хайлайфистов – подростков разыгрывающих роль людей, обладающих не просто высоким, но сверхвысоким статусом. Они так же демонстрируют выпадение из иерархии, как и панки, но только не «снизу», а «сверху». Изображая сверхблагополучие и «презрение к толпе», хайлайфисты фактически компенсируют типично юношеское чувство: «Я еще никто, я еще в самом начале долгого пути» (66) .
Другой путь предлагают хиппи и панки. Как отмечает американский психиатр Л. Яблонский, многие профессиональные, образовательные и социальные группы в американском обществе предъявляют требования слишком высокие для тех или иных индивидов. Движение хиппи и примыкающие к ним группировки – привлекательное убежище для молодых людей с ограниченными социальными возможностями.
Это нужно им для снятия внутреннего противоречия: «Я хочу быть наравне со взрослыми, но я не равен им». Можно бороться за повышение своего статуса, а можно поступить наоборот, т.е. отказаться притязаний: «Я не хочу быть наравне со взрослыми» (67) .