Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 22:28, курсовая работа
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь
возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного
знания безусловно велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная
культура - это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в
разных сферах общественной жизни.
. Введение
2.1. Цивилизация как организационная форма человеческих сообществ
2.2. Культура и цивилизация
2.3. Культура как способ социализации личности
3. Заключение
4. Список используемой литературы
одних и тех же процессов.
Но большинство исследователей все же не сводят различие между
культурой и цивилизацией к особенностями национальных языков. В
большинстве научных и справочных изданий цивилизация понимается как
определенная стадия развития общества, связанная с определенной
культурой и имеющая ряд признаков, отличающих цивилизации от
доцивилизованной стадии развития общества. Чаще всего выделяют
следующие признаки цивилизации:
Наличие государства как
структуры, координирующей хозяйственную, военную и некоторые другие
сферы
жизнедеятельности всего
Наличие письменности, без которой затруднены многие виды
управленческой и хозяйственной деятельности.
Наличие совокупности законов, правовых норм, пришедших на смену
родовым обычаям. Система законов исходит из равной ответственности
каждого жителя цивилизационного общества независимо от его
родоплеменной принадлежности. С течением времени в цивилизациях
приходят к письменной фиксации свода законов. Написанное право –
отличительный признак цивилизованного общества. Обычаи – признак
нецивилизационного общества. Следовательно, отсутствие чётких законов
и норм – рудимент клановых, родовых отношений
Определенный уровень
там и не господствуют представления о праве каждого человека на жизнь
и достоинство, то, как правило, в них не приемлют людоедства и
человеческих жертвоприношений. Разумеется, и в современном
цивилизационном обществе у каких-то людей с больной психикой или с
преступными наклонностями есть побуждения к каннибализму или
ритуальным кровавым действиям. Но общество в целом и законы не
допускают варварских бесчеловечных действий.
Недаром переход к
связан с распространением религии, несущих гуманистические
нравственные ценности, - буддизма, христианства, ислама, иудаизма.
Эти признаки цивилизации возникают не обязательно сразу все
вместе. Какой-то может сформироваться в конкретных условиях позднее
или раньше. Но отсутствие этих признаков ведёт к упадку определенного
общества. Эти признаки обеспечивают минимум защищенности человека,
обеспечивают эффективное использование способностей человека, а
значит, обеспечивают эффективность хозяйственной и политической
системы обеспечивает расцвет духовной культуры.
Обычно исследователи цивилизаций указывают на трудности их
истолкования: сложность внутреннего состава каждой из цивилизаций;
напряженную внутреннюю борьбу в рамках цивилизаций за господство над
природными и людскими ресурсами; напряженную борьбу за гегемонию в
символической сфере в виде идеологии и религии. Причем в такой борьбе
враждующие группировки, коалиции и клики часто ищут внешней поддержки
против собратьев по цивилизации, ищут пути самоутверждения в
субцивилизационных раздорах. Материал для такого рода размышлений дают
истории арабо-исламской цивилизации: индостанская, индонезийская XX в.
Трудность для исследования цивилизаций представляет и их
внутренняя динамичность. Их облик формируется не только многовековыми
историческими предпосылками. Развертывает себя драматический процесс
взаимодействия западнических и почвеннических импульсов, рационализма
и традиционализма. Это взаимодействие прослеживается как одна из
определяющих характеристик культурной динамики в незападных обществах.
Она составляет на протяжении двух-трех веков лейтмотив истории России.
То же можно сказать о Турции, Японии, Латинской Америке, об Индии и
Ближнем Востоке. Такое взаимодействие противоположно направленных
импульсов остается универсальным. Более того, с XIX в. оно даже сумело
утвердиться и в западной культуре — коллизия мондиализма и
западоцентризма.
Немалую роль в трактовке этой проблемы, как это очевидно, играет
политическая культура. Можно понять социоэкономические и
психологические предпосылки фундаментализма — в исламском мире, в
православии, индуизме и иудаизме. Фундаментализм действительно
приобретает
облик эсхатологически
Но тенденции нынешнего дня не вечны. Кроме того, если присмотреться к
фундаментализму в лоне различных культурных цивилизаций, собственно
цивилизационных структур, подойдя к нему культурологически, то это
скорее всего попытка активистской перестройки традиционного
религиозного сознания в нынешних условиях глубоко несбалансированного
во многих отношениях западноцентричного мира.
Фундаментализм чужд не только рационализму, но и традиционализму,
поскольку он не приемлет традицию в ее исторической изменяемости и
данности, пытается утвердить традицию как нечто харизматически
измышленное, силится сохранить ее на путях рационального замысла,
закрепить традицию рациональными средствами. В этом смысле приходится
говорить не о консервативности, а о радикализме основных
фундаменталистических установок.
Все это свидетельствует о том, что трудно дать строгое
определение понятию цивилизации. Фактически под цивилизацией
понимается культурная общность людей, обладающих некоторым социальным
генотипом, социальным стереотипом, освоившая большое, достаточно
автономное, замкнутое мировое пространство и в силу этого получившая
прочное место в мировом раскладе.
По существу, в морфологическом учении о культурах можно выделить
два направления: теория стадиального развития цивилизации и теории
локальных цивилизаций. К одному из них можно отнести американского
антрополога Ф.Нортропа, А. Крёбера и П.А. Сорокина. К другому —
Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А. Тойнби.
Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс
прогрессивного развития человечества, в котором выделяются
определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой
древности, когда стало распадаться первобытное общество, и часть
человечества
перешла в состояние
наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие
изменения, которые коснулись социально-экономических отношений,
духовной и материальной культуры.
Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически
сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют
свои
особенности социально-
Как указывает П.А. Сорокин, между обоими направлениями есть ряд
точек соприкосновения, и выводы, к которым пришли представители обоих
направлений, очень близки. Те и другие признают наличие сравнительно
небольшого числа культур, не совпадающих ни с нациями, ни с
государствами и различных по своему характеру. Каждая такая культура
является целостностью, холистическим единством, в котором части и
целое
взаимосвязаны и
соответствует сумме реальностей отдельных частей. Обе теории –
стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю.
В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего
человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций –
индивидуальное, разнообразие исторического процессия. Таким образом,
обе теории
имеют преимущества и взаимно дополняют
друг друга.
Стадиальные концепции
Феномен западоцентризма наиболее полно воплотился в группе
концепций,
которые можно назвать
в них явно или неявно присутствует идея единой линии мирового
развития, которая и понимается как собственно цивилизационный процесс,
собственно цивилизация. Однако данный аспект дела зачастую четко не
рефлексируется. На первый план здесь выступает трактовка цивилизации
как определенной стадии развития. Но в том-то и дело, что «стадия»
всегда есть стадия относительно какой-то «линии» развития. По
существу, в основе «стадиальной» трактовки цивилизации лежит неявное
допущение наличия единой линии исторического развития. А это значит,
что все разнообразие мирового исторического развития явно или неявно
унифицируется по определенному параметру, сводится к некоторой единой
линии развития, сводится к «собственно истории». К истории в узком
Информация о работе Цивилизация как организационная форма человеческих сообществ