Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 22:28, курсовая работа
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь
возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного
знания безусловно велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная
культура - это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в
разных сферах общественной жизни.
. Введение
2.1. Цивилизация как организационная форма человеческих сообществ
2.2. Культура и цивилизация
2.3. Культура как способ социализации личности
3. Заключение
4. Список используемой литературы
В истории человечества существовало множество культур - самобытных, не похожих одна на другую... На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга?
В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то культуры выглядят странными, патриархальными, потому что они действительно отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик.
Тогда же возникла иная мысль: эти культуры на самом деле различны, самобытны, и даже вообще не имеют друг с другом ничего общего. Эти вопросы, мысли, рассуждения привели к тому, что родилась культурология –
наука о множественности культур, об их уникальности, несхожести,
Сегодня она может помочь нам понять, что любое социальное изменение начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат появления новых ценностных ориентации, как итог действия разнообразных социокультурных закономерностей.
Размышляя
об эмоциональных образах в
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знания безусловно велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура - это всеобъемлющее, "сквозное" явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.
Богатство культуры, накопленное человечеством за многие века, неисчерпаемо, оно ждет еще своего осмысления. В гуманитарно-культурном наследии древнего мира, социально-философской мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли философии, морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные философские и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные сооружения, "семь чудес света" и пр.
В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества.
Следовательно,
мы, действительно, сталкиваемся в своей
жизни с проблемой противостояния злу,
суть которой лежит за верхней гранью
нашего понимания реальности, которую
можно решить только с помощью этического
критерия. Ее решение существует в рамках
рассматриваемой концепции, принципиально
отделяющей носителей добра от носителей
зла. Любой человек, любой народ по определению
заряжены только на рождение и созидание.
Стремление к обману, насилию, убийству
не свойственны нам. Люди вовлекаются
в эти процессы, но будучи обманутыми или
поставленными в безысходное положение.
Поэтому, если ты трудишься, созидаешь
- то человек. Если сеешь ложь, обман, разврат,
несешь горе людям, то - не человек. Ни к
какой нации, религии, партии, цивилизации
не принадлежишь. И неважно, откуда ты
взялся и какие цели преследуешь. Никаких
дел у нас с тобой не будет. Вот что должно
сидеть в сознании у каждого человека.
Только тогда все войны прекратятся, т.к.
носители зла действуют только руками
обманутых совращенных людей и при наличии
социальной поддержки. У них исчезнет
возможность перекладывать на людей, на
народы, религии, государства свои преступления,
а в случае сопротивления людей античеловеческим
действиям - обвинять их в разжигании межнациональной,
религиозной, классовой вражды и розни.
Это предложение не противоречит никаким
законам, никаким убеждениям, против него
не может быть никаких честных аргументов.
Оно сводит задачу к одному - к изменению
общественного сознания в сторону понимания
того, что любые социальные действия, противоречащие
совести и приводящие к массовому страданию
и взаимоистреблению людей, являются ложными
и совершаются не людьми. Только так мы
сможем выйти из кризиса и сохранить цивилизацию.
2.2 Культура и цивилизация
В истории человечества существовало множество культур -
Самобытных , не похожих одна на другую. На Земле одновременно
соседствуют самые разные культуры. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга?
В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то культуры выглядят странными, патриархальными, потому что они действительно отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик.
Тогда же возникла иная мысль: эти культуры на самом деле
различны, самобытны, и даже вообще не имеют друг с другом ничего общего. Эти вопросы, мысли, рассуждения привели к тому, что родилась культурология - наука о множественности культур, об их уникальности, несхожести,
Сегодня она может помочь нам понять, что любое социальное
изменение начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат появления новых ценностных ориентации, как итог действия разнообразных социокультурных закономерностей.
Размышляя об эмоциональных образах в живописи или о воздействии музыки на духовный мир человека, о тайных символах пирамид или загадках современной культуры, о глубинной взаимосвязи гармонии и хаоса в мифах или произведениях постмодернизма, о греческой скульптуре или лирике возрождения, об эпосе или античной трагедии, о дионисийской
и аполлонической культурах , мы пытаемся понять закономерности развития и функционирования культур — прошлых и современных, осмыслить их истоки, судьбы. Многие произведения искусства оказываются более прозрачными, когда их истолкование сопряжено с целостным размышлением о культуре.
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь
возрастающей
ролью всего гуманитарного
Богатство культуры, накопленное человечеством за многие века,
неисчерпаемо, оно ждет еще своего осмысления. В гуманитарно-культурном наследии древнего мира, социально-философской мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли философии, морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные философские и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды ,скульптуры , архитектурные сооружения , «семь чудес света» и пр.
Цивилизация и культура – понятия тесно связанные друг с другом. В
настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологи , и других гуманитарных науках под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии.
Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм . Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей , общество на качественно-новых принципах организации и общения .
В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития
Культуры , создаются величайшие ценности и духовной , и материальной культуры . Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры , цивилизации и даже всего человечества.
Понятие
«цивилизация» многозначно.
движение мира от расколотого к единому . Возможна и третья парадигма -
плюрализм отдельных разрозненных цивилизаций. В этом случае
подвергается пересмотру восходящее к христианству видение
общечеловеческой перспективы.
Для
выработки более или менее
точного определения
необходимо в свою очередь изучение крупных социальных и культурных
феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое
исследование. Н.Данилевский называет такие феномены культурно- историческими типами, О.Шпенглер — развитыми культурами, А.Тойнби — цивилизациями, П.Сорокин — метакультурами .
Все эти социальные и культурные суперсистемы не совпадают ни с
Нацией , ни с государством , ни с какой-либо социальной группой . Они выходят за пределы географических или расовых границ. Однако, подобно глубинным течениям , они определяют шире - цивилизационной схемы. И каждый по-своему прав. Ибо нет современной науки без учета и обоснования статуса наблюдателя.
О.Шпенглерв своей книге «Закат Европы» сформировал свое понимание цивилизации. Для Шпенглера цивилизация - это такой тип развития общества, когда на смену эпохе творчества , воодушевления приходит этап закостенелости общества, этап оскуднения творчества, этап духовного опустошения. Творческий этап – это культура, которой на смену приходит цивилизация.
В рамках этой концепции получается, во-первых, что цивилизация
означает омертвление культуры, а во-вторых, что цивилизация – переход не к лучшему, а к худшему состоянию общества.
Концепция
Шпенглера стала широко
цивилизации, свободной от нравственных норм, цивилизации, свободной от гуманистических духовных принципов. По мнению Швейцера, распространение в обществе идеи о неизбежности бездушной механической цивилизации способно только внести в общество пессимизм и ослабить роль моральных факторов культуры. Н.Бердяев назвал ошибкой Шпенглера то, что тот придал «чисто хронологический смысл словам цивилизация и
культура и увидел в них смену эпох». С точки зрения Бердяева, в эпоху цивилизации существует культура, как и в эпоху культуры существует
цивилизация.
Следует заметить, что Бердяев и Швейцер считали различение
культуры и цивилизации достаточно условным. Оба великих мыслителя указывали, что французские исследователи предпочитают слово «цивилизация» («civilisation»), а немецкое слово «культура»
(«Hochkultur», т.е. «высокая культура»), для обозначения примерно
одних и тех же процессов.
Но
большинство исследователей
культурой и цивилизацией к особенностями национальных языков. В большинстве научных и справочных изданий цивилизация понимается как определенная стадия развития общества, связанная с определенной культурой и имеющая ряд признаков, отличающих цивилизации от доцивилизованной стадии развития общества. Чаще всего выделяют следующие признаки цивилизации:
Наличие государства как определённой организации, управленческой структуры, координирующей хозяйственную, военную и некоторые другие сферы жизнедеятельности всего общества.
Информация о работе Цивилизация как организационная форма человеческих сообществ