Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 22:28, курсовая работа
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь
возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного
знания безусловно велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная
культура - это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в
разных сферах общественной жизни.
. Введение
2.1. Цивилизация как организационная форма человеческих сообществ
2.2. Культура и цивилизация
2.3. Культура как способ социализации личности
3. Заключение
4. Список используемой литературы
Наличие письменности, без которой затруднены многие виды
управленческой и хозяйственной деятельности.
Наличие
совокупности законов,
родовым обычаям. Система законов исходит из равной ответственности
каждого жителя цивилизационного общества независимо от его
родоплеменной принадлежности. С течением времени в цивилизациях
приходят к письменной фиксации свода законов. Написанное право –
отличительный признак цивилизованного общества. Обычаи – признак
нецивилизационного общества. Следовательно, отсутствие чётких законов
и норм – рудимент клановых, родовых отношений
Определенный
уровень гуманизма. Даже в
там и не господствуют представления о праве каждого человека на жизнь
и достоинство, то, как правило, в них не приемлют людоедства и
человеческих жертвоприношений. Разумеется, и в современном
цивилизационном обществе у каких-то людей с больной психикой или с
преступными наклонностями есть побуждения к каннибализму или
ритуальным кровавым действиям. Но общество в целом и законы не
допускают варварских бесчеловечных действий.
Недаром
переход к цивилизационной
связан с распространением религии, несущих гуманистические
нравственные ценности, - буддизма, христианства, ислама, иудаизма.
Эти признаки цивилизации возникают не обязательно сразу все
вместе. Какой-то может сформироваться в конкретных условиях позднее
или раньше. Но отсутствие этих признаков ведёт к упадку определенного
общества. Эти признаки обеспечивают минимум защищенности человека ,
обеспечивают эффективное использование способностей человека, а
значит , обеспечивают эффективность хозяйственной и политической
системы обеспечивает расцвет духовной культуры.
Обычно исследователи цивилизаций указывают на трудности их
истолкования: сложность внутреннего состава каждой из цивилизаций;
напряженную внутреннюю борьбу в рамках цивилизаций за господство над
природными и людскими ресурсами; напряженную борьбу за гегемонию в
символической сфере в виде идеологии и религии. Причем в такой борьбе
враждующие группировки, коалиции и клики часто ищут внешней поддержки
против собратьев по цивилизации, ищут пути самоутверждения в
субцивилизационных раздорах. Материал для такого рода размышлений дают
истории арабо-исламской цивилизации: индостанская, индонезийская XX в.
Трудность для исследования цивилизаций представляет и их
внутренняя динамичность. Их облик формируется не только многовековыми
историческими предпосылками. Развертывает себя драматический процесс
взаимодействия западнических и почвеннических импульсов, рационализма
и традиционализма. Это взаимодействие прослеживается как одна из
определяющих характеристик культурной динамики в незападных обществах.
Она составляет на протяжении двух-трех веков лейтмотив истории России.
То же можно сказать о Турции, Японии, Латинской Америке, об Индии и
Ближнем Востоке. Такое взаимодействие противоположно направленных
импульсов остается универсальным. Более того, с XIX в. оно даже сумело
утвердиться и в западной культуре — коллизия мондиализма и
западоцентризма.
Немалую
роль в трактовке этой
политическая культура. Можно понять социоэкономические и
психологические предпосылки фундаментализма — в исламском мире, в
православии, индуизме и иудаизме. Фундаментализм действительно
приобретает облик эсхатологически грозного, всеохватывающего феномена.
Но тенденции нынешнего дня не вечны. Кроме того, если присмотреться к
фундаментализму в лоне различных культурных цивилизаций, собственно
цивилизационных структур, подойдя к нему культурологически, то это
скорее всего попытка активистской перестройки традиционного
религиозного сознания в нынешних условиях глубоко несбалансированного
во многих отношениях западноцентричного мира.
Фундаментализм чужд не только рационализму, но и традиционализму,
поскольку он не приемлет традицию в ее исторической изменяемости и
данности, пытается утвердить традицию как нечто харизматически
измышленное, силится сохранить ее на путях рационального замысла,
закрепить традицию рациональными средствами. В этом смысле приходится
говорить не о консервативности, а о радикализме основных
фундаменталистических установок.
Все это свидетельствует о том, что трудно дать строгое
определение понятию цивилизации. Фактически под цивилизацией
понимается культурная общность людей, обладающих некоторым социальным
генотипом, социальным стереотипом, освоившая большое, достаточно
автономное, замкнутое мировое пространство и в силу этого получившая
прочное место в мировом раскладе.
По существу, в морфологическом учении о культурах можно выделить
два направления: теория стадиального развития цивилизации и теории
локальных цивилизаций. К одному из них можно отнести американского
антрополога Ф.Нортропа, А. Крёбера и П.А. Сорокина. К другому —
Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А. Тойнби.
Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс
прогрессивного развития человечества, в котором выделяются
определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой
древности, когда стало распадаться первобытное общество, и часть
человечества
перешла в состояние
наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие
изменения, которые коснулись социально-экономических отношений,
духовной и материальной культуры.
Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически
сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют
свои особенности социально-экономического и культурного развития.
Как указывает П.А. Сорокин, между обоими направлениями есть ряд
точек соприкосновения, и выводы, к которым пришли представители обоих
направлений, очень близки. Те и другие признают наличие сравнительно
небольшого числа культур, не совпадающих ни с нациями, ни с
государствами и различных по своему характеру. Каждая такая культура
является целостностью, холистическим единством, в котором части и
целое взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя реальность целого не
соответствует сумме реальностей отдельных частей. Обе теории –
стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю.
В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего
человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций –
индивидуальное, разнообразие исторического процессия. Таким образом,
обе теории имеют
преимущества и взаимно дополняют
друг друга.
2.3
Культура как способ
социализации личности
Культура как устойчивая традиция социальной
деятельности индивида позволяет переносить
образцы социального поведения от поколения
к поколению. Индивид, личность здесь полностью
поглощается культурными нормами и образцами,
он их носитель. В этом смысле культура
и продукт, и детерминанта социального
взаимодействия. Но уже вопрос отрадиции
и новации предполагает различение систем
личности и культуры, культуры и общества.
Если культура - это традиции, нормы и обычаи,
перенесенные на предметный мир из духовной
жизни общества, включая и его коллективное
бессознательное, и тем самым организующие
социальный опыт, то чем же культура отличается
от общества? Обычно ее рассматривают
как часть общества, наряду с производством,
политикой и т.д. Но если культура - это
система, обеспечивающая способ перенесения
духовности человека на весь уклад его
жизнедеятельности, то культура определенного
типа проявляется и в политике, и в экономике,
и в искусстве. Это не значит, что культура
и общество могут быть отождествлены друг
с другом: содержанием культурного процесса
выступает, по сути, развитие самого человека
в качестве общественного субъекта деятельности.
Рассматривая
эту проблему в ее итоговых вариантах,
следует отметить, что общество - это система
отношений и институтов, т.е. способов
и средств социального воздействия на
человека. Среди них прежде всего необходимо
указать на законы и правовую систему
в целом, систему образования и воспитания
и т.д. Но тогда и можно сказать, что культура
в своем функционировании в обществе определяется
формами социальной регламентации. Все
это так. Но, акцентируя внимание на интегративной
по отношению к человеку и обществу роли
культуры, в то же время необходимо увидеть,
что акцент в сторону человека приводит
к развитию антропологии (культурологии),
т.е. к изучению конкретных культурных
норм и образцов, представляемых в характерной
для данного общества символике, а акцент
в сторону общества - к социологии (социальной
теории).
Другое дело,
что культурная антропология сужает понятие
культуры, и задача состоит не в том, чтобы
отделить человека от общества, а показать
человеческие основы социального развития,
объяснить социальное развитие как культурную
эволюцию человечества. Основное различие
состоит, по нашему мнению, в том, что социальные
институты не требуют выбора (осмысления
индивидом своего отношения к социальным
нормам и институтам), они принимаются
как данность, как правила игры, которым
необходимо следовать и отступление от
которых карается обществом.
Достигаемые реальные результаты человеческой
деятельности оцениваются по принятой
в обществе шкале ценностей - слава, почести,
богатство и т.д. Если же мы обращаемся
не к социальному, а к индивидуальному
миру человека, то обнаруживаем, что эти
результаты обретают ценность не сами
по себе, а как собственные внутренние
качества и условия дальнейшего развития
индивида. И личные свойства человека,
и достигнутое им материальное положение
- это внутренние физические и духовные
его качества, характеризующие способ
отношения к миру, т.е. его культуру.
Индивид со своими
потребностями и интересами не разрушает
систему культуры, оставаясь в рамках
традиции. Здесь культурные нормы и образцы
этнического поведения, построенные на
их основе типы социальных связей и внутренние
качества личности совпадают. Иная картина
культурного развития характеризует общества,
где преобладает новация как способ отношения
к социальному опыту. Примером такого
динамического типа может служить культура
Древней Греции. Ее своеобразие можно
связать с этническими особенностями,
национальным характером греков (Ф.Х. Кессиди).
Интерес представляет концепция
М.К. Петрова, объясняющего разрушение
традиционной парадигмы социокультурной
ситуацией, возникшей в условиях Эгейского
моря и островной цивилизации.
М.К. Петрову принадлежит и интересная
классификация межтиповых различий культуры,
принимающая во внимание индивидуальную
деятельность в социальном взаимодействии
и личностную систему вхождения индивида
в социальное целое: "Основываясь на
ключевых структурах распределения деятельности
по индивидам и интеграции различий в
целостность, можно различить три типа:
а) лично-именной (охотничье, "первобытное"
общество);
б) профессионально-именной (традиционное
земледельческое общество, "разви-вающееся"
общество);
в) универсально-понятийный (общество
европейской культурной традиции)".
Начало нетрадиционного
типа культуры характеризует срыв традиции,
вступление в имя (т.е. получение вместе
с именем всего комплекса социальных нагрузок)
перестает быть (как впоследствии и обретение
наследуемого профессионального знания)
единственной формой социализации личности.
Мотивация индивидуального действия и
. система социальных оценок не совпадают,
их опосредует индивидуальная рефлексия,
выбор.
Культура в
этом случае позволяет человеку развивать
внутренний мир, творчески реагируя на
социальные требования, осознавать их
моральный, политический и эстетический
смысл, принимать решения и делать нравственный
выбор. Ведь никакие социальные требования
не могут полностью (да в этом и нет нужды,
ведь человек -это не робот!) регулировать
поведение человека.
Поступки, выбор человека и говорят о его
внутренней, да и внешней культуре, поскольку
внутренняя реализуется в его поведении
и действиях. Мотивируя собственные
поступки или же опираясь на избранную
им культурную традицию осознанно или
нет, человек ориентируется на присущие
ему потребности (природные и социальные).
Природные (биологические) потребности
регулируют его жизнедеятельность; их
удовлетворение (еда, питье, жилище) позволяет
продлевать жизнь человеческого рода.
Социальные потребности формируются у
человека, поскольку он с детства вращается
в человеческом обществе, находящемся
на определенной стадии своего развития
и формирующем у него определенные потребности
в общении, досуге и т.д. Надо заметить,
что различные способы удовлетворения
природных потребностей человека характеризуют
тип культуры. Без труда мы установим культурный
уровень развития общества (собирателей,
охотников, скотоводов) и индивида по способу
приготовления и употребления пищи. Еще
в большей степени о культуре народа (а
в индивидуальном случае и отдельного
человека) говорит жилье. Юрта скотовода
и чум эскимоса, русская изба. Это разные
жилища, но это и разные миры, впитавшие
в себя своеобразие бескрайней степи в
одной случае, заснеженной тундры - в другом
и могучих русских лесов - в третьем.
Важно отметить,
что удовлетворение потребностей, даже
самых простых, поскольку это происходит
в обществе, ведет к появлению культуры,
поскольку человек делает это не непосредственно,
а опосредованно, руководствуясь социальным
табу (запретами) и социальным контролем,
воспроизводя нормы, образцы поведения,
как и способы их передачи от поколения
к поколению, т.е. мир культуры.
Конечно, нетрадиционного типа культуры
отличает высокий уровень технического
развития, что обычно и связывают с понятием
"цивилизация". Этот термин часто
употребляется для обозначения ступени,
уровня развития культуры. Таково, собственно
говоря, его исходное значение: римляне
термином "цивилизация" ("цивилис")
обозначали гражданский (от него и происходит
данное понятие) городской уровень жизни,
подчеркивающий их превосходство в бытовом
и политическом отношении и отличающий
их от примитивных, по их мнению, окружающих
племен (варваров). Впрочем, понятие "цивилизация"
требует специального внимания.
3.
Заключение
4.
Список используемой
литературы
1. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону,
1996 г.
2. Коган Л.Н. Социология культуры. М., 1995
г.
3. Культура как общественное явление.
Журнал "Природа и человек" №3, 1995
г.
4. Ерасов
Б.С. Цивилизация: слово –
изучение цивилизаций. – М.: Аспект-пресс, 1998.
Информация о работе Цивилизация как организационная форма человеческих сообществ