Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 22:28, курсовая работа
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь
возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного
знания безусловно велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная
культура - это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в
разных сферах общественной жизни.
. Введение
2.1. Цивилизация как организационная форма человеческих сообществ
2.2. Культура и цивилизация
2.3. Культура как способ социализации личности
3. Заключение
4. Список используемой литературы
смысле этого слова, в качестве которой и выступает история Запада.
Поскольку для этой группы концепций характерно понимание цивилизации
как определенной стадии внутри (единого) процесса исторического
развития, ее и можно называть «стадиальной» трактовкой цивилизации.
Такова известная схема Л.Моргана, включающая движение от
варварства к дикости и к цивилизации, – которой следовали, в
частности, К.Маркс и Ф.Энгельс. Сюда можно отнести также трактовку
цивилизации О. Шпенглером. Я отвлекаюсь здесь от более конкретных
различий, в частности, от оценочных моментов, имеющихся у авторов
этого круга, – например, позитивная трактовка цивилизации Морганом и
негативная – Шпенглером.
Гораздо более важно изначально подчеркнуть, что в основе данного
подхода лежит неявное или в явном виде формулируемое допущение,
согласно которому существует некая единая, универсальная линия
исторического прогресса. Иначе говоря, это – универсалистский подход,
в рамках которого и появляется понятие «мировой цивилизации».
В сущности, понятие «мировая цивилизация» в рамках данного
подхода используется двояко. «Мировая цивилизация» как единое
постепенно цивилизующееся человечество. Это цивилизация в широком
смысле слова. И «мировая цивилизация» как наиболее полное воплощение
цивилизованности, сущностных, имманентных для самого феномена
цивилизации характеристик. Это «мировая цивилизация» в узком смысле
слова, воплощением которой и является история Запада. Тогда мировая
цивилизация как целое, как единый процесс, включает в себя своего рода
«осевую линию», генетическое основание общемирового цивилизационного
процесса, а также историческую (цивилизационную) периферию, зону
исторической отсталости или, в лучшем случае, «догоняющего развития».
И если у отдельных авторов может возникать вопрос, совпадают ли
модернизация и вестернизация, то для большинства такая проблема просто
отсутствует. Для них логика всякой модернизации определяется
ориентацией
на некоторый цивилизационный
страны Запада.
Соответственно, понятие цивилизации используется здесь также и
для характеристики самой «осевой линии» исторического развития, тех
внутренних трансформаций, которые она претерпевает при движении от
«низшего» к «высшему». Эта линия, взятая в преемственности ее стадий,
также рассматривается в противопоставлении «нецивилизованного» и
«цивилизованного», когда само развитие в рамках данной линии
рассматривается как становление «собственно» цивилизации. В этом
смысле и возможна расширительная трактовка понятия цивилизации, ибо в
ее основе лежит следующий подход: понимание цивилизации как некоторой
более высокой, в пределе – высшей, и в этом смысле – сущностной стадии
развития, дает возможность и сам целостный процесс характеризовать по
высшей стадии его воплощения.
Такой подход опирается на неявно (иногда и явно) присутствующую
идею однозначной предопределенности всемирной истории. Между тем,
предопределен собственной внутренней логикой, да и то лишь
«вероятностным» образом лишь тот или иной отдельный цивилизационный
процесс. Как внутри каждой цивилизации образующие ее подсистемы
собственным
взаимодействием создают «
уровне всемирной истории логика развития создается взаимодействием
составляющих данный процесс элементов. Только здесь элементами
(подсистемами) являются отдельные цивилизации. Их-то взаимодействие и
снимает момент неопределенности, присутствующий в каждом цикле
исторического процесса, определяя направление дальнейшего развития
через те конкретные взаимодействия подсистем, которые реализуются на
данном этапе исторического процесса.
На мой взгляд, в основу решения
данной проблемы следует
трактовку понятия «всемирная история». Или она едина в том смысле, что
в ней имеется некая универсальная для всех составляющих ее подсистем
логика развития по принципу движения от низшего к высшему, т.е.
присутствует понятие прогресса, трактуемого как процесс всеобщий,
универсальный, направленный на унификацию развития всех составляющих
человечества, на сведение их к единому формационному типу. Данный
подход можно назвать универсалистским, унификационным. Если во
всемирной истории нет универсальной линии развития, то, наоборот,
существуют линии развития достаточно обособленные, определяемые
собственной внутренней логикой развития и в этом смысле относительно
независимые от других подобных линий. Тогда всемирная история
выступает
как процесс и результат
качественно специфических линий развития.
При таком подходе понятия «низшего» и «высшего» становятся
относительными. Каждая цивилизация имеет свое собственное, внутреннее
социальное пространство и время. Единое же «всемирно-историческое»
пространство и время складывается лишь как результат взаимодействия
этих цивилизаций, как некий процесс и результат этого взаимодействия,
базовой характеристикой которого является не предопределенность, а
самоопределяемость, т. е. определенность, которая вырастает из самой
себя, из самого процесса становления и развития. Поэтому всемирная
история есть процесс, который открыт в своих возможностях и
определяется лишь собственной историей.
В современной духовной культуре Западной цивилизации можно
выделить два полюса, качественно взаимодополняющих единое
цивилизационное мировоззрение – либерализм и коммунизм. Это,
безусловно, противоположности, но именно как противоположности они
едины, и их цивилизационное единство хорошо проявляется в рамках
философии истории. Их расхождения сводятся к различиям в понимании
ценностных ориентиров и, соответственно, «высшей стадии» европейского
исторического процесса, однако они едины в понимании его общемирового
значения.
В этом смысле для либерального мировоззрения высшей стадией
развития является капитализм, и именно капитализм как тип формации,
как высшая стадия развития является сущностной характеристикой самого
процесса исторического развития, показателем степени цивилизованности
того или иного конкретного общества. По существу – показателем
воплощенности в этом обществе полноты и логики исторического развития,
с точки зрения которой оценивается все остальное: и предыдущее в
рамках собственной «чистой» линии цивилизационного развития и во всей
окружающей ее «исторической периферии».
В этом смысле для
развития является коммунизм, в рамках которого только и начинается
«подлинная история», и в этом смысле именно коммунизм является
сущностной характеристикой самого процесса исторического развития,
показателем степени цивилизованности того или иного конкретного
общества. По существу – показателем воплощенности в этом обществе
полноты и логики исторического развития, с точки зрения которой
оценивается все остальное: и предыдущее в рамках собственной «чистой»
линии цивилизационного развития и во всей окружающей ее «исторической
периферии».
Идея стадиальности в такой трактовке понятия цивилизации
органически связана с идеей универсальности цивилизации. Поэтому
данный подход и может обозначаться также как универсалистский или
абсолютистский. По существу, речь идет о существовании во всемирной
цивилизации не просто единого цивилизационного процесса, но единого
цивилизационного процесса, сводимого к тому, что с точки зрения других
социально-исторических субъектов выступает лишь как одна из мировых
цивилизаций. Фактически, здесь всемирная история редуцируется к логике
становления и развития одной из «крупных единиц» всемирной истории,
причем все остальные измеряются и «оцениваются» лишь степенью
воплощенности
в них имманентных
2.1
Цивилизация как организационная
форма человеческих
сообществ.
Цивилизация и культура - понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии, и других гуманитарных науках под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения.
Информация о работе Цивилизация как организационная форма человеческих сообществ