Диалектика мифа по работам Э.Б.Тайлора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 23:54, курсовая работа

Описание

Вопрос о сущности мифа – фундаментальная проблема современной культурфилософии. В XX веке она достигла понимания того, что миф – не только и не столько явление архаики, вступающей в безуспешное противоборство с рационалистическими реалиями цивилизационного процесса, сколько антропологическая константа. Вопрос о мифе – это вопрос о человеке и его культуросозидательной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………2

Глава 1. Диалектика мифа по работам А.Ф.Лосева…………………………………………..3

Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел…………………3
1.2.1. Миф не есть бытие идеальное……………………………………………………...........3

1.2.2. Миф не есть научное и, в частности, примитивно-научное построение……………..3

1.2.3. Миф всецело реален и объективен………………………………………………………4

1.3. Миф не есть метафизическое построение………………………………………………...5

1.4.1. Миф не есть ни схема, ни аллегория. Понятие выразительной формы. Диалектика схемы, аллегории и символа…………………………………………………………………................6

1.4.2. Разные слои символа……………………………………………………………………..6

1.5.1.Миф не есть поэтическое произведение. Сходство мифологии с поэзией в области выразительных форм……………………………………………………………………………6

1.5.2. Сходство в области интеллегенции……………………………………………………..7

1.5.3. Сходство с точки зрения непосредственности……………………………………........7

1.5.4. Глубочайшее расхождение в характере отрешенности………………………………..7

1.5.5. Поэзия и мифология……………………………………………………………………...8

1.5.6. Сущность мифического отрешения……………………………………………………..8

1.5.7. Принцип мифической отрешенности: изначальная инстирктивно-биологическая реакция в мире на мир……………………………………………………………………………………...8

1.6.1. Миф есть личностная форма. Резюме предыдущего…………………………………..8

1.6.2. Основная диалектика понятия личности……………………………………………….9

1.6.3. Сновидения……………………………………………………………………………….9

1.7.1. Миф не есть социально религиозное создание. Наиболее общее сходство и различие мифологии и религии…………………………………………………………………………..10

1.7.2. Энергийность и субстанциальность религии…………………………………………..10

1.7.3. Религия не может не порождать из себя мифа…………………………………………11

1.8.1. Миф не есть догмат. Мифический историзм…………………………………………..11

1.8.2. Мифический историзм…………………………………………………………………..12

1.8.3. Фиксация понятий религии, мифологии и догматического богословия……………..12

1.8.4. Миф есть личностное бытие…………………………………………………………….12

1.9. Миф не есть историческое событие как таковое. Природно-вещественный слой истории. Слой сознания и понимания. Слой самосознания, или слова……………………………….13

1.10.1. Миф есть чудо…………………………………………………………………………..13

1.10.2. Чудо не есть просто проявление высших сил; чудо не есть нарушение «законов природы»………………………………………………………………………………………...13

1.10.3. Основная диалектика чуда……………………………………………………………...14

1.10.4. Оригинальность и специфичность мифической целесообразности…………………15

1.10.5. Реальное бытие есть разная степень мифичности и чудесности: память о вечности и ее отдельные проявления в великом и малом……………………………………………………15

1.11. Обозрение всех диалектических моментов мифа с точки зрения понятия чуда……...15

1.12. Окончательная диалектическая формула мифа…………………………………………16

1.13. Переход к реальной мифологии и идея абсолютной мифологии. Обзор синтезов абсолютной мифологии………………………………………………………………………....17

Глава 2. Диалектика мифа по работам Э.Б.Тайлора………………………………………….19

2.1. Мифологический вымысел, как и все другие проявления………………………………19

2.2. Аналогия в мифологии……………………………………………………………………..19

2.3.Олицитворение в мифологии……………………………………………………………….20

2.4. Толкования мифов наукой………………………………………………………………….21

2.5. Смешение реальных событий и фантастических произведений………………………...22

2.6. История в мифах…………………………………………………………………………….23

2.7. Возникновение мифов как следствие попытки объяснить непонятное…………………24

2.8. Обыденные факты в вымышленных рассказах. Миф как нравоучение…………………25

2.9. Миф не есть беспричинный вымысел……………………………………………………...26

Заключение………………………………………………………………………………………..27

Список использованной литературы…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

   1.9. Миф не есть историческое событие как таковое. Природно-вещественный слой истории. Слой сознания и понимания. Слой самосознания, или слова.

   Если  первый слой, можно сказать, амифичен, то второй слой доставляет мифу его  фактический материал и служит как бы ареной, где разыгрывается мифическая история. При его помощи мы можем увидеть миф, увидеть подлинно исторические факты. В мифической истории мы видим живых личностей и живые факты; картина истории становится обозримым и ощутимым целым. Но для мифа не только «исторична» история в обыкновенном смысле. Исторична всякая личность, всякое личное общение, всякая мельчайшая черта или событие в личности.

   История должна быть не просто «живописью», но и «поэзией». Она должна рождать  не просто образы и картины фактов, но и слова о фактах. И тут мы находим подлинную арену для функционирования мифического сознания. Мифическое сознание должно дать слова об исторических фактах, повествование о жизни личностей, а не просто их немую картину. Миф – «поэтичен», а не «живописен». Без «поэзии» – точнее говоря, без слова – миф никогда не прикоснулся бы к глубине человеческой и всякой иной личности. Он был бы связан навсегда созерцательно-пластическими формами и никогда не смог бы выразить того, на что способно только слово. Слово – принципиально разумно и идейно, в то время как образ и картина принципиально созерцательны, зрительны, и «идею» дают они только постольку, поскольку она выразима в видимом. Миф – гораздо богаче. Его «чувственность» охватывает не только вещественно-телесные, но и всякие умные формы. Возможен чисто умный миф, в то время как для «живописи» это было бы в лучшем случае бессильной аллегорией.

   Итак, миф не есть историческое событие как таковое, но он всегда есть слово. А в слове историческое событие возведено до степени самосознания. Личность берется в мифе исторически, а из ее истории берется вся словесная стихия. Это и есть разъяснение того, как личность проявляет себя в мифе.

   Миф есть в словах данная личностная история.

   1.10.1. Миф есть чудо.

   Пусть миф – история; пусть он – слово; пусть им наполнена вся наша обыденная жизнь. Все это не может нас убедить в том, что в мифе нет ничего особенного, что миф – это и есть только история и биография, та самая история и биография, как это понимается всеми обычно. Миф есть личностное бытие, что он – историческое бытие, что он – слово. Оказалось, что миф есть самосознание. Раз миф есть самосознание, то в нем необходимым образом должна содержаться в сознательной форме та отрешенность, которая для него специфична. Миф есть слово: это значит, что он должен высказать, в чем именно заключается его отрешенность; отрешенность должна быть выражена и выявлена, высказана. Личность, история, слово – этот ряд понятий привел к необходимости создать такую категорию, которая бы охватила сразу и этот ряд, и то самое «сверхъестественное», «необыкновенное» и пр., охватила в одной неделимой точке так, чтобы и эта последняя, вся эта не-вещественная, не-метафизическая, не-поэтическая, а чисто мифическая отрешенность объединилась бы в единый синтез с явленностью, с символом, с самосознанием личности, с историческим событием и с самим словом – этим началом и истоком самого самосознания. То есть - миф есть чудо.

   1.10.2. Чудо не есть просто проявление высших сил; чудо не есть нарушение «законов природы».

     Наиболее распространенное учение гласит, что чудо есть вмешательство высшей Силы или высших сил, и притом особое вмешательство. Необходимо решить вопрос, что такое чудо с точки зрения самого же мифического сознания. Конечно, говоря вообще, для мифа чудо есть вмешательство высших сил. с точки зрения мифа вообще ничего не существует без вмешательства тех или других высших сил. Чудо творится непрерывно, и нет вообще ничего не-чудесного.

 

 Другое воззрение  гласит, что чудо есть нарушение законов природы и прорыв в общем течении механистической вселенной. Если угодно, это воззрение можно объединить с первым и трактовать его как уточнение первого. Тогда получится, что чудо есть акт вмешательства высших сил, нарушающий механистическое протекание явлений. Это решительно противоречит феноменологии чуда.

   Именно, чудо есть нарушение законов природы, если к нему и к ним подходить с точки зрения механистической науки XVII–XIX вв. чудо вовсе не есть нарушение законов природы. Не нарушение законов природы есть чудо, а, наоборот, установление и оправдание, их осмысление. С точки зрения мифического сознания чудо-то и есть установление и проявление подлинных, воистину нерушимых законов природы.

   При существовании самых точных законов абсолютного механизма, утверждать, что реально осуществленные механические законы есть проявление высших сил, что, поскольку сами законы суть только формулы, а не вещи, можно и нужно, в вопросе о самих вещах, подчиняющихся этим законам, говорить о высших силах или вообще где-то и как-то искать причин для закономерно протекающих вещей. Следовательно, что для мифического сознания миф не есть нарушение законов природы уже по одному тому, что сами законы природы, если их брать как реально-вещественные законы, суть тоже проявление высших сил, стало быть, нечто мифическое.

   Миф говорит именно о данном явлении, об его пространственном начале и конце, т.е. объеме, и об его временном начале и конце, т.е. о времени, когда оно началось, возрастало, умалялось и умирало. Поэтому механистическое объяснение чуда вовсе ничего существенного в нем не объясняет.

   1.10.3. Основная диалектика чуда.

   Чудо есть взаимоотношение двух (или большего числа) личностных планов. Чудо есть и проявление со стороны какой-то или каких-то личностей, в целях какой-то или каких-то личностей.

   В чуде встречаются два личностных плана: 1) личность сама по себе, вне своего изменения, вне всякой своей истории, личность как идея, как принцип, как смысл всего становления, как неизменное правило, по которому равняется реальное протекание; и – 2) самая история этой личности, реальное ее протекание и становление, алогическое становление, сплошно и непрерывно текучее множество – единство, абсолютная текучая неразличимость и чисто временная длительность и напряженность.

   Чудо  – диалектический синтез двух планов личности, когда она целиком и  насквозь выполняет на себе лежащее  в глубине ее исторического развития задание первообраза. Это как  бы второе воплощение идеи, одно – в  изначальном, идеальном архетипе и  парадигме, другое – воплощение этих последних в реально историческом событии.

   Природа чуда символична. Личность есть осуществленная интеллигенция как миф, как – смысл, лик самой личности. Совпадение случайно протекающей эмпирической истории личности с ее идеальным заданием и есть чудо.

   1.10.4. Оригинальность и специфичность мифической целесообразности.

   Личность  как категория – ничего общего не имеет с отдельными изолированными функциями; и из них никогда нельзя будет получить личности, если понятие о ней не получено из другого источника. Это учение о личности и должно иметься в виду если мы хотим уяснить себе подлинную диалектику чуда.

   Ни в каком случае нельзя мыслить чудо как результат тех или других волевых актов человека, например, молитвы или подвига.  

   Мы  различаем, стало быть четыре типа целесообразности: 1) логическую, в результате которой получается организм; 2) практическую, или волевую, в результате которой получается техническое совершенство (в человеке – совершенная мораль); 3) эстетическую, в результате которой получается художественное произведение; и, наконец, 4) мифическую, или личностную, в результате которой получается чудо.

   1.10.5. Реальное бытие есть разная степень мифичности и чудесности: память о вечности и ее отдельные проявления в великом и малом.

   Для логической целесообразности целью  является то или иное состояние организма, для практической – та или иная норма и пр.

   Получает свой смысл и свое диалектическое место каждая мелочь мифически-чудесного мира. Понятие о чуде есть понятие относительное. Если данная вещь мыслится самостоятельно, например, изолированно-вещественно или исторически, и мы ее рассматриваем с логической, практической и эстетической точки зрения, она не есть чудо. Но, если та же самая вещь мыслится с точки зрения соответствия ее идеально-личностному бытию, она есть обязательно чудо. Чудом, несомненно, являются вещи в мистически-умном восхождении. Решительно все на свете может быть интерпретировано как самое настоящее чудо, если только данные вещи и события рассматривать с точки зрения изначального блаженно-личностного самоутверждения. Ведь во всяком событии такая связь легко может быть установлена.  

   Итак, мифическая целесообразность, или чудо, применима решительно к любой  вещи; и можно говорить лишь о степенях чудесности, вернее же – даже не о степенях чудесности, а, собственно, о степенях и формах первозданно-блаженного личностного бытия и о применении их к эмпирически протекающим событиям. Можно прямо сказать, что нет даже степеней чудесности, что все в одинаковой мере чудесно. Но только к этому надо прибавить, что каждая вещь существует лишь как модус той или другой стороны в упомянутом личностном бытии, и велика и мелка она в силу того, чего модусом она является. Это приводит будто бы к разной чудесности эмпирического бытия. На самом же деле совершенно ясно, что чудесность как таковая совершенно одинакова везде и что различен лишь ее объект. Весь мир и все его составные моменты, и все живое и все неживое, одинаково суть миф и одинаково суть чудо.

   1.11. Обозрение всех диалектических моментов мифа с точки зрения понятия чуда.

 

 Диалектическая  необходимость. Прежде всего, миф не есть выдумка или фикция, но диалектически необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф – диалектически необходим в меру того, что он есть личностное и, стало быть, историческое бытие, а личность есть только дальнейшая необходимая диалектическая категория после смысла (идеи) и интеллигенции. Внутри же себя самого миф содержит диалектику первозданной, доисторической, не перешедшей в становление личности и – личности исторической, становящейся, эмпирически случайной. Миф – неделимый синтез этих обеих сфер.

   Неидеальность. Миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность. Именно чудо есть то, что так подчеркивает телесную природу мифа, выхватывает ее из сферы обычной, ординарной телесности и, не лишая ее природы телесности (без телесности нет никакого мифа), делает ее какой-то особенно напряженной и углубленной.

   Вненаучность и специфическая истинность. Миф не есть наука, но жизнь, таящая в себе свою собственную мифическую истинность и смысловую структуру. Миф, несомненно, живет каким-то своим собственным пониманием истины; и заключается она в установлении степени соответствия текучей эмпирии личности с ее идеально-первозданной нетронутостью. Это – вполне ясно отличимая от всякой иной истинности чисто мифическая истинность. В основе ее лежит истина чуда.

   Неметафизичность. Миф не есть метафизическое построение, но – чисто вещественная действительность, являющаяся, однако, в то же время и отрешенной от обычного хода явлений и содержащая в себе, поэтому, разную степень иерархийности. В своем инобытийном существовании личность повторяет только свои частные и подчиненные моменты, которые в ней как в таковой даны сразу, нерасторжимо и раз навсегда. Следовательно, диалектика и классификация этих моментов и есть диалектика тех иерархийных степеней, на которые рассыпается личность при переходе в инобытие и которые будут, согласно природе инобытия, спутанно и случайно протекать в океане становления. Так диалектически определена, выведена и обоснована иерархийность бытия мифического.

   Символизм. Миф не есть ни схема, ни аллегория, но символ. Во-первых, он есть символ в меру того, что он есть просто вещь или существо. Во-вторых, миф есть символ в меру того, что он есть личность. В-третьих, мифический символ есть символ в меру того, что он есть история, так как мы имеем тут дело не просто с личностью, но с ее эмпирическим становлением; и – надо, чтобы это становление личности было проявлением ее, чтобы везде она узнавалась как таковая, чтобы везде происходило отождествление этой становящейся личности с ее нестановящимся ядром. Наконец, в-четвертых, мифический символ есть символ в меру своей чудесности.

   Отрешенность. Миф не есть поэтическое произведение, и отрешенность его не имеет ничего общего с отрешенностью поэтического образа. Миф есть не что иное, как тот же самый отрешенный от вещей поэтический образ, но вещественно и телесно утвержденный и положенный. Миф есть поэтическая отрешенность, данная как вещь.

   Миф и религия. Миф не есть специально религиозное создание.

   Сущность  мифического историзма. Миф не есть догмат, но – история. В мифе как таковом наблюдается своя собственная, специфическая разделенность и диалектическое противоречие. А именно, миф, диалектически возникший как воплощенность чувства и его объективного коррелята – художественного символа – в сфере религиозно-личностной, в свою очередь доступен триадическому делению. Личность, история и слово – диалектическая триада в недрах самой мифологии. Это – диалектическое строение самой мифологии, структура самого мифа.

   1.12. Окончательная диалектическая формула мифа.

   Миф есть в словах данная чудесная личностная история. Целью и задачей А.Ф.Лосев поставил для себя дать полное феноменологическое вскрытие этих терминов и зафиксировать некое однозначное их значение. Он выделил четыре члена: 1) личность, 2) история, 3) чудо, 4) слово. В одном единообразном выражении получаемое упрощение дает возможность построить более однотипную и простую диалектику понятия мифа.

   Возьмем первую и последнюю категорию  – личность и слово. Миф есть слово  о личности, слово, принадлежащее  личности, выражающее и выявляющее личность. Миф есть такое слово, которое  принадлежит именно данной личности, специально для нее, неотъемлемо от нее. Если личность есть действительно личность, она несводима ни на что другое, она – абсолютно самородна, оригинальна. Не было и не будет никогда другой такой же точно личности. Это значит, что и специфическое слово ее также абсолютно оригинально, неповторимо, несравнимо ни с чем и несводимо ни на что. Оно есть собственное слово личности и собственное слово о личности. Оно есть имя. Имя есть собственное слово личности, то слово, которое только она одна может дать и выявить о себе. В имени – диалектический синтез личности и ее выраженности, ее осмысленности, ее словесности. Имя личности и есть то, что мы, собственно говоря, имеем в мифе. Имя есть то, что выражено в личности, что выявлено в ней, то, чем она является и себе и всему иному. Итак, миф есть имя. Но миф есть еще чудо. Этот третий момент последней формулы также легко присоединяется к полученному более сложному понятию. Именно, получается чудесное имя, имя, говорящее, свидетельствующее о чудесах, имя, неотделимое от этих самых чудес, имя, творящее чудеса. А.Ф.Лосев назвал его магическим именем. Миф, поэтому, есть просто магическое имя. А присоединение, наконец, второго момента, истории, дает последнее преобразование, которое получит такую форму: миф есть развернутое магическое имя.

Информация о работе Диалектика мифа по работам Э.Б.Тайлора