Древнегреческое искусство периода архаики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:00, лабораторная работа

Описание

В период архаики VII—VI вв. до н.э. греческое искусство далеко ушло от примитивных форм искусства гомеровского периода. Оно стало несравненно сложнее и, что самое главное, вступило на путь реалистического развития, с трудом преодолевая устойчивую косность давно сложившихся условных форм и борясь с ней. Прогрессивные завоевания и открытия в искусстве периода архаики неодинаково осуществлялись в разных областях искусства; всего больше их было в архитектуре и вазовой живописи, относительно меньше — в скульптуре, еще во многом скованной консервативными культовыми традициями.

Работа состоит из  1 файл

Древнегреческое искусство периода архаики.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

«Восточным», ориентализирующим  духом отличались сидящие фигуры правителей (архонтов), расставленные  вдоль дороги к древнему храму  Аполлона (Дидимейону) близ Милета (в Ионии). Эти схематичные, геометрически упрощенные статуи, похожие на каменные глыбы с сухо прочерченными линиями складок одежды, были сделаны очень поздно — в середине VI в. до н.э. Образы правителей трактованы как торжественные культовые изображения. Можно представить себе, что таким могло стать все искусство Греции, если бы в нем не победила передовая гуманистическая и демократическая тенденция художественного развития.

Особенно типичными  для периода архаики были прямо  стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, так называемые куросы. Тип куроса сложился на протяжении VII-VI вв. до н.э. первоначально, повидимому, на Пелопоннесском полуострове. Его появление имело большое прогрессивное значение для дальнейшего развития греческой скульптуры. Самый образ куроса — сильного, мужественного героя или воина — был связан с развитием гражданского самосознания человека; он означал большой шаг вперед по сравнению со старыми художественными идеалами. Связанные сначала с культом героев, эти статуи куросов стали связываться с еще более жизненными образами идеальных воинов, — они начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях, которые сами изменили свое первоначальное значение празднеств в честь умершего.

Черты ранней дорической трактовки типа куроса очень наглядно выражены в скульптурной группе Полимеда Аргосского, посвященной легендарным  героям — Клеобису и Битону. От этой группы сохранилась лишь одна целая  статуя, другая дошла в обломках. Полимед, работавший в Аргосе на Пелопоннесе, — одно из первых исторически достоверных имен мастеров греческого искусства [3, с.286].

К середине VI в. до н.э куросы начали становиться более живыми и человечными, мышцы тела стали моделироваться лучше, пропорции стали более правильными. Стремление придать выразительность лицу статуи привело к сложению очень часто повторяющейся в архаической скульптуре схемы так называемой «архаической улыбки». Улыбка эта имела вполне условный характер, но все же она, видимо, должна была выражать состояние той жизнерадостности и уверенности в своих силах, которыми был проникнут весь образный строй статуи. Правда, нередко эта «архаическая улыбка», чрезмерно подчеркнутая и орнаментально трактованная, придает куросам несколько манерный облик (как, например, в так называемом «Аполлоне Тенейском»). Со второй половины VI в. до н.э в архаической скульптуре (в том числе и в рельефе) начали яснее и отчетливее выступать реалистические искания. Они явно противоречили тем условным и декоративно-орнаментальным схемам, каких было столь много в ранней архаике. Их появление свидетельствовало о приближении глубоких перемен в общественной жизни и в художественной культуре Греции.

Одним из высших достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Эти статуи были созданы не только художниками Афин, но и приезжими ионийскими скульпторами, включившимися в общую работу над украшением выросшего и разбогатевшего города. Среди них особенно выделяются «Девушка в пеплосе» и знаменитая статуя девушки, обычно просто называемая «Кора с Акрополя» В первой из них особенно хорошо лицо, оживленное ясной, словно немного удивленной улыбкой. Вторая, хорошо сохранившая первоначальную раскраску, отличается верностью и стройностью пропорций, тонкостью и изяществом улыбающегося, хотя и неподвижного лица. Традиционная фронтальность и застылость позы сочетаются здесь с жизненно правдивой передачей всего облика девушки. Тщательно отделанные складки одежды и пряди волос, словно струящиеся и бегущие в мерном и вместе с тем разнообразном ритме, придают этой статуе праздничный и радостный, необычайно жизнеутверждающий строй. Среди всех скульптурных произведений, дошедших до нас от периода архаики, эти акропольские коры несут в себе больше всего предвестий классического искусства. Вместе с тем в них как бы подведены итоги развитию художественного языка архаики. Наивный схематизм искусства гомеровской Греции остался далеко позади, но и пластическая свобода искусства классики оказывалась еще недостижимой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Именно в период архаики  складывается система архитектурных  ордеров, которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает повествовательная сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека. От древнейшего периода культуру архаики отличают также возникновение и расцвет лирической поэзии, чрезвычайно важной для сложения греческого реализма, появление которой связано с выделением личности из рода и интересом к миру личных чувств человека.

Искусство архаики отличается большим своеобразием и обладает при всех его существенных ограниченных чертах своими собственными художественными  достоинствами.

В целом изобразительные  искусства периода архаики несли  в себе еще очень много условности и схематизма. Реалистические черты, возникавшие в архаическом искусстве, не получали последовательно реалистического  художественного обобщения. Композиция еще имела условный характер, в особенности групповая: изображение события сводилось нередко к символическому сопоставлению фигур, либо — в вазописи и рельефе — к ряду отдельных изображений, часто не связанных единством действия, а иногда даже и единством места и времени.

Ионическое (или ионийское) искусство по преимуществу было связано  с культурой торговых полисов  островной и малоазийской Греции, большинство которых было населено ионийской группой греческих  племен; в целом это искусство  отличалось большим изяществом, декоративной утонченностью, интересом к передаче движения. Дорическое (или дорийское) направление было связано главным образом с областями материковой Греции, преимущественно населенной дорийцами.

Дорические мастера  особенно настойчиво разрабатывали задачи создания монументального героического искусства; их заслуга заключалась прежде всего в правдивой передаче человеческого тела и его пропорций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Античная культура: Словарь-справочник.- М., 1994 с-

2. Боннар, А.В. Греческая цивилизация / А. В. Боннар – М.: изд. "Искусство", 1992, с-320

3. Виппер, Б. Р. Искусство Древней Греции. / Б. Р. Виппер – М., 1972.с- 245

4. Воронков, А. И. Древняя Греция и Рим. – М., 1961. с- 495

5. Зарецкая, Д. М.   Мировая художественная культура. — М., 1999. с-120

6.Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др.- М.: ЮНИТИ, 1995. с-385

7.Культурология: учебн. пособие / Под научн. ред. Г.В.Драча. - Р-на-Д.: Феникс, 1995. с - 562

8. Ривкин, Б. И. Античное искусство. – М., 1972. с - 260




Информация о работе Древнегреческое искусство периода архаики