Греческий акрополь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:31, реферат

Описание

(от гр. «akra polis» – «верхний город») – городская крепость стран Древнего мира. В Древней Греции – находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности. На акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну и вооружение города. Известны древнейшие акрополи в Микенах, Тиринфе. Самым же знаменитым является Афинский Акрополь. Афинский Акрополь – сложный архитектурно-пространственный комплекс, максимально учитывающий окружающую природу.

Работа состоит из  1 файл

рефират акрополь.docx

— 497.47 Кб (Скачать документ)

АКРОПОЛЬ  В АФИНАХ.

Акрополь

(от гр. «akra polis» – «верхний город») – городская крепость стран Древнего мира. В Древней Греции – находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности. На акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну и вооружение города. Известны древнейшие акрополи в Микенах, Тиринфе. Самым же знаменитым является Афинский Акрополь. Афинский Акрополь – сложный архитектурно-пространственный комплекс, максимально учитывающий окружающую природу.

Афинский  Акрополь

расположен  на природной известняковой скале  высотой 156 м над уровнем моря, с плоской вершиной (270–155 м). По найденным  керамическим фрагментам определяется дата первых поселений на Акрополе (4–7 тыс. до н.э.). В 13 в. до н.э. скалы Афинского Акрополя укрепляются каменными стенами толщиной 5 м, возведение которых позже приписывались Киклопам, существам сверхъестественной силы. Часть этих стен сохранились и в настоящее время (например, за южной стенойПропилей).

В древнейшие времена Акрополь был средоточием  политической и военной жизни  города: прежде всего это было место  обитания правителя. В конце 2 тыс. до н.э. Акрополь приобретает исключительно культовое значение. Богиня Афина, обладала двумя ипостасями: с одной стороны, она – покровительница сил земли, плодородия, рождаемости (Полиада), с другой, она – воинственная защитница города и Дева (Паллада). В геометрическую эпоху (10–8 вв. до н.э.) ее культ отправлялся в небольшом храме на территории, где позже был построен храм Эрехтейон. Согласно мифам ее деревянное изображение было низвергнуто Зевсом на землю и упало на Акрополь.

Уже в середине 7 в. до н.э. на Акрополе появляется первое крупное сооружение – храм Полиады, заменившее небольшое святилище геометрического периода, в котором хранилась городская казна. Новым были размеры здания и впервые появившееся фронтонное обрамление (только с восточной стороны). В начале 6 в. до н.э. здание перестраивается: увеличиваются размеры, возникает второй фронтон и колоннада. Около 525 до н.э. храм был построен заново, обретя мраморные фронтоны, метопы и другие детали. Примерно тогда же на Акрополе появляются первые мраморные статуи («Мосхофор» (570 до н.э.)), многочисленные изображения девушек.

После победы под Марафоном в 490 до н.э. было решено создать на Акрополе рядом с древним храмом Полиады новый храм, посвященный Афине Палладе. Этот храм был более узким, чем Парфенон, имел 6 колонн. Однако постройки так и не были завершены, т.к. персы, захватившие Афины, полностью разрушили город и все святилища Акрополя. Возвращение афинян в свой город в 478 до н.э. – начало нового этапа в жизни Акрополя: возводится южная стена Акрополя, частично восстанавливается храм Полиады, создается колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) (465–455 до н.э.).

Установленная на высоком постаменте в центре Акрополя, она была своеобразной связующей  осью всего ансамбля. Изображенная в роскошном шлеме, со щитом и  копьем, она была видна издалека, с моря, т.к. солнце сверкало на золотых  частях статуи (острие копья, шлем). СкульптураАфины Промахос работы Фидия поражала современников своими грандиозными размерами.

При Перикле, который провозгласил объединение  всего греческого мира под главенством  Афин, в 450 до н.э. начинаются работы по созданию ансамбля на Афинском Акрополе по единому плану: Парфенон – храм Афины Парфенос (447-438 до н.э.), Пропилеи – торжественные ворота, вход на Акрополь(437–432 до н.э.), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) (между 449–420 до н.э.), храм Эрехтейон (421–406 до н.э.), статуя Афины Промахос. Планировка и постройка Акрополя выполнялась под руководством Фидия.

Фидий – афинский скульптор (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) – выдающийся представитель эпохи классического искусства Древней Греции. Он руководит всеми работами на Акрополе, строительством Парфенона, по его наброскам, а часто его руками, создаются 92 метопы и 159-метровый фриз с панафинейской процессией, скульптуры фронтонов Парфенона, статуя Афины Парфенос (Девы). Подвергнутый суду за якобы присвоенные во время строительства Акрополя драгоценные материалы и безбожие, был вынужден покинуть Афины, перебирается на Пелопоннес, где создает ряд знаменитых творений.

В последующие  эпохи облик Афинского Акрополя менялся незначительно: в начале 4 в. до н.э. царь Пергама Эвмен II устанавливает квадригу на высоком постаменте (известен как Постамент Агриппы) рядом с Пинокатекой, примыкающей к Пропилеям. В Римский период на Акрополе восточнее Парфенона был построен небольшой круглый моноптерный (без алтарной части) храм в честь обожествленной Ромы (Рима) и императора Августа (27 до н.э.).

При введении христианства становятся храмами и Эрехтейон и Парфенон(церковь Мудрости Божией (Софии)). В 1205 Афинами овладевают франки (крестоносцы), и герцоги Делароши (De la Roche) устраивают в Пропилеях и в Пинакотеке свою резиденцию. Парфенон в это время становится кафедральным собором Notre Dame d'Athenes. В 1456 Афины завоеваны оттоманской армией Омара Турахана, полководца Мухаммеда Завоевателя. Парфенон превращается в мечеть, Эрехтейон – в гарем турецкого коменданта. В 1687 венецианская армия осадила турок в Акрополе, постоянно обстреливая его. Один из снарядов попал в Парфенон, использовавшийся, как пороховой склад. Это привело к колоссальному взрыву, здание было разрушено. В том же году храм Ники Аптерос был разобран турками на составляющие мраморные блоки, которые использовались ими для укрепления бастиона. Часть Пропилей также уничтожена взрывом. Гравюры и очевидцы того времени и последующих лет описывают Афины и Акрополь, как город, чье население его покинуло. Тогда же к разрушенному Парфенону пристраивается мечеть.

В начале 19 в. происходит вывоз художественного наследия Древней Греции с Афинского Акрополя британским послом в Турции лордом Джеймсом Брюсом Элгиным (1811–1863). Теперь эти произведения хранятся в Британском музее. В результате военных действий национально-освободительной войны против турецких завоевателей, начавшейся в Греции в 1821, некоторые постройки Акрополя пострадали (часть Эрехтейона была разрушена). После обретения Грецией независимости и провозглашения Афин столицей, Акрополь передается под опеку государства. Удаляются многие развалины, уничтожаются турецкие укрепления Пропилей, восстанавливается храм Ники Аптерос(1834–1838), проводятся раскопки, в результате которых найдено большое количество произведений архаической архитектуры и скульптуры, выставленных ныне в Музее Акрополя. С 1898 до второй мировой войны проводятся крупномасштабные реставрационные работы, продолжившиеся после окончания войны.

Большой тревогой последних десятилетий стало  разрушение мрамора. Железные конструкции, которые использовались для соединения и укрепления мраморных частей, и  которые прилегали к нему, разрушали  камень. В результате же выбросов в  атмосферу выхлопных газов произошло  повышение содержания серы в воздухе, что привело к превращению  мрамора в известняк. Чтобы предотвратить разрушения, часть железных конструкций была извлечена и заменена латунными. Однако противодействовать химическому разрушению не представляется возможным, поэтому часть скульптур Акрополя была заменена копиями. Подлинники хранятся в Музее Акрополя (Кариатиды с Портика КариатидЭрехтейона).

Пропилеи

– торжественный  вход на Акрополь (437–432 до н.э.). Построены архитектором  Мнесиклом и находятся в западной части Акрополя. Возведенные из пентеликонского мрамора Пропилеи стоят на вершине крутого склона, к которому первоначально вела 80-тиметровая тропа. В середине 1 в. римляне во время правления императора Клавдия покрыли поверхность дороги ступенями. Пропилеи – два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой – к вершине Акрополя. Потолки портиков были украшены кессонами (квадратными углублениями), расписанными золотыми звездами по синему фону. Там, где склон холма резко повышался, была построена поперечная стена с пятью проходами, центральный из которых предназначался для торжественных процессий. В обычное время он был закрыт бронзовыми воротами. Эти врата были границами святилища. Во внутренней частиПропилей высятся ионические колонны (по три колонны в два ряда). В этом сооружении впервые применены два ордера: дорический снаружи, ионический – внутри. Справа и слева от западного портика находились неравные по размерам павильоны. В более крупном, северо-западном крыле Пропилей размещалась Пинакотека, картинная галерея. В юго-западном крыле Пропилей – библиотека. Скульптурного оформленияПропилеи не имели.

С северо-запада Пропилей возвышается постамент Агриппы, созданный из пепельно-голубого мрамора для некогда стоявшей на нем квадриги. В виде возничего был изображен царь Эвмен II, позже – римский император Август Агриппа.

Храм Ники Аптерос

– необыкновенно  изящный мраморный храм, примыкающий  к юго-западному крылу Пропилей, был построен архитектором Калликратом. Проект храма осуществлен в 450 до н.э., а его возведение проводилось в 427–421 до н.э. Здание поставлено под небольшим углом к фасадуПропилей. Это амфипростиль, украшенный четырехколонными портиками ионического ордера с обоих фасадов. Стоящий на трехступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины-Ники, по свидетельствам очевидцев, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом победоносного мира, – в другой.

Парфенон

(от греч. parthenos – дева) – храм богини Афины Парфенос (Девы) – величайший памятник древнегреческого искусства. Возведен по приказуПерикла (447–438 до н.э.) на месте незаконченного и разрушенного персами храма. Архитекторами были Иктин и Калликрат. Однако, предполагается, что Фидий создал общую композицию ансамбля.Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (длина – 69,54 м, ширина – 30,89 м) с 17 колонными по длинным сторонам и с 8 – по торцевым (восьмиколонные портики). Высота колонн 10,43 м.

Скульптурные  украшения Парфенона: ионический фриз с изображением шествия во время  великих Панафиней, праздновавшиеся  раз в 4 года; фриз фасада – 92 метопы с изображением сражений с кентаврами, амазонками, богов и гигантов (кентавромахия, амазономахия, гигантомахия); восточный фронтон храма – миф о рождении Афины, западный – спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой.

Внутри храма  находилась знаменитая скульптура Фидия Афина-Дева, выполненная в хрисоэлефантинной технике (447–438 до н.э.). На невысоком постаменте возвышалась 12-метровая статуя. Афина на правой руке держала фигуру богини победы Ники, у левого плеча – копье. Роскошные одеяния, шлем, щит и эгида, украшенная маской Медузы Горгоны, придавали статуе величавую торжественность. Лицо, руки были созданы из слоновой кости, одежда и оружие из золота, глаза – из драгоценных камней. В 5 в. статуя была перевезена в Константинополь, где погибла во время пожара.

Сокровищница, в которой хранилась казна  Афинского морского союза и городской  архив, примыкала к святилищу  с запада, с тыльной стороны. Здесь  жрицы храма ткали священную  одежду (пеплос), которую жители города приносили в дар богине во время празднеств. См. такжеПАРФЕНОН.

Эрехтейон

– выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма. Одна из легенд, связанная с этим храмом, рассказывает о споре богов (Афины и Посейдона) о покровительстве Аттике. Рядом с храмом росло оливковое дерево – дар Афины жителям города. Сожженное персами в 480 до н.э., как рассказывали легенды, оно вновь возродилось. Пол храма сохранял следы от удара трезубцем Посейдона.

Особенностью  храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая  неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в  том числе и знаменитый портик кариатид. Храм состоит из двух, находящихся  на разных уровнях, помещений. Восточная  часть храма, располагающаяся выше, чем западная, посвящена Афине  Полиаде. В эту часть храма, хранящей древнейшую деревянную скульптуру, согласно легенде, упавшую с неба, вводил портик с 6 ионическими колоннами. Именно для этой скульптуры предназначалось одеяние, пеплос, создаваемое жрицами и приносимое во время торжественных шествий Панафиней. Западная часть посвящена Посейдону, Эрехтею. См. также ЭРЕХТЕЙОН.

Портик  Кариатид

– произведение одного из учеников Фидия Алкамена. Кариатиды, выполняющие роль колонн, созданы из пентеликонского мрамора.

Карниз портика  опирается не на головы кариатид, а  на резные «корзины». В настоящее  время все оригиналы заменены копиями. Одна из кариатид хранится в  Британском музее, остальные в Музее  Акрополя.

Изящный, легкий и свободный по композиции Эрехтейон занимает особое место в архитектуре всего Древнего Мира.

У подножья Акрополя с восточной его стороны  были построены театры под открытым небом: Театр Диониса, возведенный греческими зодчими, иОдеон Ирода Аттика, построенный римскими строителями во 2 в.

Информация о работе Греческий акрополь