Интернационализация высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Повышение роли образования в современном мире объясняется мировыми тенденциями экономического и общественного развития, которые должно учитывать государство, формируя свою образовательную политику особенно в условиях создания общеевропейского образовательного пространства. Поэтому является весьма актуальным сравнительный анализ образовательной политики в России и странах Западной Европы, рассмотрение процесса формирования и развития образовательной политики в западноевропейской традиции, а также особенностей российской образовательной политики, изучение опыта осуществления образовательной политики в Европе и России на современном этапе.

Содержание

Введение
Содержание
I. Образовательная политика в России и Западной Европе: историко-методологические основания проблемы.
1Л .Формирование и развитие образовательной политики в западноевропейской традиции.
1.2. Особенности формирования и развития российской образовательной политики.
1.3. Сравнительный анализ историко-методологических оснований образовательной политики в Западной Европе и России.
II. Опыт осуществления образовательной политики в России и странах Западной Европы: сравнительный анализ
2.1. Основные направления образовательной политики в странах Западной Европы и Болонский процесс.
2.2. Формирование и реализация образовательной политики в Российской Федерации в конце XX - начале XXI веков.
2.3. Сравнительный анализ образовательной политики стран Западной Европы и России в условиях создания общеевропейского образ

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 60.21 Кб (Скачать документ)

ГЛОБАЛИАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ .

 

Оглавление: 

Введение

Содержание

I. Образовательная политика в России и Западной Европе: историко-методологические основания проблемы.

1Л .Формирование и развитие образовательной политики в западноевропейской традиции.

1.2. Особенности формирования  и развития российской образовательной  политики.

1.3. Сравнительный анализ историко-методологических оснований образовательной политики в Западной Европе и России.

II. Опыт осуществления  образовательной политики в России  и странах Западной Европы: сравнительный анализ

2.1. Основные направления  образовательной политики в странах  Западной Европы и Болонский процесс.

2.2. Формирование и реализация  образовательной политики в Российской  Федерации в конце XX - начале XXI веков.

2.3. Сравнительный анализ образовательной политики стран Западной Европы и России в условиях создания общеевропейского образовательного пространства.

Введение: 

Актуальность  темы исследования. Повышение роли образования в современном мире объясняется мировыми тенденциями экономического и общественного развития, которые должно учитывать государство, формируя свою образовательную политику особенно в условиях создания общеевропейского образовательного пространства. Поэтому является весьма актуальным сравнительный анализ образовательной политики в России и странах Западной Европы, рассмотрение процесса формирования и развития образовательной политики в западноевропейской традиции, а также особенностей российской образовательной политики, изучение опыта осуществления образовательной политики в Европе и России на современном этапе.

В этом отношении особенно интересен опыт таких западноевропейских стран, как Великобритания, Германия и Франция, что объясняется двумя  важными причинами. Во-первых, эти  страны составляют основу сложившихся  к настоящему времени основных образовательных  моделей, а именно: англосаксонской (Великобритания) и континентальной (Германия и Франция). Во-вторых, именно эти страны (при поддержке Италии) инициировали создание единого европейского образовательного пространства (Сорбонна. 1998г.). Изначально делая ставку на экономическую интеграцию и пройдя путь от периода начального осмысления до обновления целевых, содержательных, организационных и социальных установок систем образования, эти страны накопили уникальный опыт в формировании политики в сфере образования. Именно эти причины послужили основанием выбора Великобритании, Германии и Франции для сравнительного анализа опыта формирования их образовательной политики с российской.

Политические преобразования в России конца XX века, переход к  рыночной экономике, присоединение  страны к Болонскому процессу в 2003 году актуализировали необходимость  осмысления места и роли образования как во внутренней, так и во внешней политике государства. Такой принцип образовательной политики России, как интеграция системы высшего профессионального образования Российской Федерации в мировую систему при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы с подписанием Россией Болонской декларации стал особенно значимым, поскольку образование все больше становится способом продвижения страны на глобализирующемся высококонкурентном рынке труда и международном рынке новейших технологий и постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики и экономической стратегии государств.

Таким образом, рассмотрение исторического опыта и современных  тенденций формирования и реализации образовательной политики государств оказывается насущной задачей современного политологического знания. Её разработка применительно к потребностям отечественной политической и государственной практики даёт возможность учитывать политические интересы России в условиях вхождения в общеевропейское образовательное пространство.

Степень научной  разработанности проблемы. Комплексный характер исследования обусловил привлечение нескольких групп источников и литературы, на основе которых написана курсовая и сформулированы научные выводы. Важное место в осмыслении проблематики формирования и развития государственной образовательной политики занимают исследования JLB. Болдыревой, И.Ю. Круговой, И.В. Мятникова, В.И. Панарина, О.Н. Смолина, Д.В.Шаранок, О.П. Шушариной1.

С точки зрения решения  поставленных в курсовой задач большой интерес представляют работы, посвященные отдельным аспектам взаимосвязи и взаимодействия государства и образования как социальных институтов. Среди них следует выделить работы Д.В. Антипенко, В.Г. Кинелёва, Л.В.Усовой и др. Вместе с тем проблема противоречий и тенденций дальнейшего совершенствования государственной образовательной политики в данных работах не поднимается.

Следует выделить также работы В. И. Байденко, А.И. Галаган, И.М. Ильинского и др., в которых анализируются внутренние процессы и явления, характерные для современных образовательных систем, опыт реформ образовательной сферы и национальные приоритеты его реализации. Однако при этом почти не затрагиваются противоречия и тенденции развития этих систем в контексте глобальных перемен, происходящих в России и в Европе.

Еще одно направление —  это работы отечественных авторов A.M. Абрамова, С. Баранова, В.И. Матвиенко, А. Новикова, в которых представлен анализ официальных документов в сфере политики образования,

Анализ российской и западноевропейской образовательной политики был бы недостаточно глубоким без изучения круга зарубежной литературы, посвященной  проблемам формирования образовательной  политики в условиях создания общеевропейского образовательного пространства. Этой проблеме посвящены работы Г. Курий, И. Бойет, Д. Голднер, С. Хаслер, П. Ронд, JI. Виннакер и др. 5. В них, главным образом, освещаются проблемы гармонизации архитектуры национальных образовательных систем на этапе создания единого европейского образовательного пространства.

Объектом исследования в  настоящей работе является образовательная  политика в России и западноевропейских странах, в особенности в Великобритании, Германии и Франции.

Предметом исследования выступает  сравнительный анализ наиболее важных тенденций формирования и реализации образовательной политики в странах  Западной Европы и в России.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является сравнительный анализ основных тенденций  формирования и реализации образовательной  политики в странах Западной Европы и в России в условиях создания общеевропейского образовательного пространства. Среди европейских стран особое внимание уделяется Великобритании, Германии и Франции, сформировавшим наиболее значимые для Европы образовательные модели.

Поставленная цель потребовала  решения следующих исследовательских  задач:

- выявить историко-методологические  основания образовательной политики  в западноевропейской традиции;

- исследовать историко-методологические  основания образовательной политики  в России;

- провести сравнительный  анализ историко-методологических  оснований образовательной политики  стран Западной Европы и России;

- исследовать опыт формирования  и реализации образовательной  политики стран Западной Европы (на примере Великобритании, ФРГ  и Франции) и России на современном  этапе;

- провести сравнительный  анализ западноевропейской и  российской образовательной политики  в условиях создания общеевропейского  образовательного пространства.

Использованные  источники. При изучении обозначенных проблем и обосновании основных выводов и положений курсовой использован широкий круг источников, а также разработки отечественных и зарубежных политологов, историков и социологов, внёсших свой вклад в создание теоретической и методологической базы изучения данной проблемы. Большое внимание при написании курсовой было уделено изучению международно-правовых документов, регламентирующих вопросы образования в западноевропейских странах, документов Болонского процесса. Исследование политики в области образования в России базируется на Конституции Российской Федерации, на федеральном законодательстве России, регулирующем проблемы образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Национальной доктрине образования Российской Федерации, международных договорах, подписанных Россией в рамках Болонского процесса.

Методология исследования. В основе методологии исследования лежит компаративный метод, позволяющий выделить общее и особенное в основных тенденциях формирования и реализации образовательной политики в странах Западной Европы и в России. В процессе исследования использовались такие научные методы, как: исторический подход, который дал возможность рассмотреть процесс формирования образовательной политики государств в контексте общеисторических и общеполитических процессов в России и Западной Европе. При помощи социокультурного анализа проведено исследование процессов формирования образовательной политики государств с позиций культурных ценностей и традиций. Метод контент-анализа позволил проанализировать большое количество международных и российских документов, регламентирующих вопросы образования.

Основные положения, выносимые  на защиту.

1. В ведущих странах  Западной Европы и в России  государство как политическая  организация власти на всех  этапах своего развития вырабатывало  определённую политику в области  образования. Наиболее важные  принципы образовательной политики  были обоснованы в трудах известных  западных и российских мыслителей. Сравнительный анализ теоретико-методологических  принципов образовательной политики  в странах Западной Европы  и России показывает, что есть  общее и особенное в формулировке  таких принципов. Например, для западноевропейской традиции наиболее важными являются такие приоритеты: воспитание граждан - забота государственная и должно осуществляться под контролем государства (Платон, Аристотель, Цицерон, Кампанелла); профессиональное образование, связанное с реальной жизнью, - на службу государству (Жан Ле Гофф, Жан-Жак Руссо, Я.А. Коменский, К. Маркс); образование должно быть всеобщим и обязательным (Т. Мор, Вольтер, Я. А. Коменский, А. Смит, Д. Колеман); всестороннее воспитание личности и гуманистический характер образования (Платон, Ф. Рабле, Вольтер, Я. А. Коменский, Ф. Шлеймахер); государственная поддержка образования (Д.Милль, Д. Кейнс, А. Смит).

Для российской традиции важны  следующие принципы: сохранение национального  менталитета и духовной культуры (П. Могила, П.А. Флоренский, А.С. Хомяков, И.С. Кириевский, В.А. Жуковский); системность образования, преемственность учебных программ (И.А. Ильин, В.В. Розанов, Г.П. Федотов); воспитание гражданина-патриота, способного к преобразованию общественных отношений (А.Н. Радищев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский); массовость общего образования, общее образование - основа профессионализации (П.Ф.Каптерев, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов); доступность и бессословность образования народа для сохранения богатства государств (М.В. Ломоносов, Л. Магницкий, Н.И. Новиков); государственная поддержка образования (С.Н. Южаков, Н.И. Пирогов).

Таким образом, сравнительный  анализ позволяет выявить следующие  общие теоретико-методологические основания принципов образовательной  политики в России и странах Западной Европы: воспитание граждан - забота государственная  и должно осуществляться под контролем  и при поддержке государства, всестороннее воспитание личности и  гуманистический характер образования, связь профессионального образования  с реальными потребностями государства  на том или ином этапе его развития.

Различия связаны с  российской особенностью стремления сохранять  духовную культуру, историческую связь  с прошлым реального человека, который призван изменить будущее, а так же с важнейшим принципом  преемственности учебных программ и профессионализации только на основе общего образования.

Во многом эти принципы продолжают оставаться актуальными  и сегодня.

2. Образовательная политика  в Западной Европе и в России  не могла не учитывать также  и развития гражданского общества. Политическая активизация низших  классов и их интеграция в  политический процесс в рамках  индустриального общества повышала  потребность в образовании непривилегированных  классов. В свою очередь образование  продуцировало необходимые моменты  общезначимой общественно-политической  ткани гражданского общества  на развитие государства. Страны, не имея опыта регулирования  данных процессов, искали свои  сложные пути в этой области,  но, идя своим путём, приходили  к необходимости введения общезначимых  принципов в политику образования.  К таким принципам можно отнести: обязательное начальное бесплатное образование (Англия. Середина XIX века); массовое образование и ликвидация безграмотности под эгидой государства (Австрия. Конец XIX века); обязательное начальное образование с государственным финансированием (Франция. Начало XX века).

В разное время разные государства  приходили фактически к одним  и тем же принципам образовательной  политики. Принципы формировались исходя из требований времени, развития общества и самого государства. При этом российской особенностью являлось наличие двух направлений образовательной политики: в XVIII в. - религиозное (подготовка к служению церкви) и светское (подготовка к служению государству).

3. К настоящему времени  в Западной Европе сложились  две основные образовательные  модели: англосаксонская и континентальная.  Важнейшей характеристикой англосаксонской  образовательной модели является  то, что главная функция государства  сводится к выработке и принятию  решений на макроуровне, которые  затрагивают общенациональные интересы, а также к реализации федеральных  программ в сфере образования  и сосредоточению деятельности  на решении стратегических задач  развития образования.

Информация о работе Интернационализация высшего образования