Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Повышение роли образования в современном мире объясняется мировыми тенденциями экономического и общественного развития, которые должно учитывать государство, формируя свою образовательную политику особенно в условиях создания общеевропейского образовательного пространства. Поэтому является весьма актуальным сравнительный анализ образовательной политики в России и странах Западной Европы, рассмотрение процесса формирования и развития образовательной политики в западноевропейской традиции, а также особенностей российской образовательной политики, изучение опыта осуществления образовательной политики в Европе и России на современном этапе.
Введение
Содержание
I. Образовательная политика в России и Западной Европе: историко-методологические основания проблемы.
1Л .Формирование и развитие образовательной политики в западноевропейской традиции.
1.2. Особенности формирования и развития российской образовательной политики.
1.3. Сравнительный анализ историко-методологических оснований образовательной политики в Западной Европе и России.
II. Опыт осуществления образовательной политики в России и странах Западной Европы: сравнительный анализ
2.1. Основные направления образовательной политики в странах Западной Европы и Болонский процесс.
2.2. Формирование и реализация образовательной политики в Российской Федерации в конце XX - начале XXI веков.
2.3. Сравнительный анализ образовательной политики стран Западной Европы и России в условиях создания общеевропейского образ
Континентальная модель характеризуется
доминированием государства в вопросах
управления и финансирования национальных
систем образования. Важнейшей современной
тенденцией является сближение двух
основных типов систем в плане
определения оптимального соотношения
участия государства и
4. Роль образования на
советском этапе развития
5. Сравнительный анализ
образовательной политики, проводимой
в Великобритании, ФРГ, Франции
и России можно провести на
основе трех базовых критериев:
В области приоритетов образовательной политики сравнительный анализ показывает, что для России и западноевропейских стран общим является: провозглашение области образования приоритетной на современном этапе развития общества; ведущая роль общечеловеческих ценностей, уважение прав и свобод человека; учёт, защита и сохранение национальных традиций; создание системы качества образования; системный подход и последовательность образовательной политики.
Различия в этой области связаны с тем, что для Европы целью является создание конкурентоспособной системы образования, привлекательной для иностранных студентов и способствующей дальнейшему укреплению и развитию европейской интеграции. Для России важно преодоление социально-экономического и духовного кризиса, восстановление статуса России как великой державы в сфере образования и науки.
В плане направляющей и
регулирующей деятельности государства
в сфере образования общим
для этих стран является то, что
направляющая и регулирующая деятельность
государства в сфере
Различия в этой области
связаны с определением степени
участия государства в процессе
управления образовательными системами
и ресурсного обеспечения, регулируемого
и регламентируемого политикой
государства в области
В плане целей и динамики
реформирования национальных систем образования
общим для этих стран является
создание нового механизма в интересах
развития всей системы образования
применительно к условиям: перехода
к постиндустриальному
Различия в основном связаны со спецификой современных политических процессов в Европе и России. В основе реформирования систем образования стран Западной Европы лежат этапы политической и экономической интеграции. Интеграция требовала от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности современного и будущего мира.
Процесс реформирования образования в России связан с распадом СССР и появлением России на международной арене в качестве суверенного государства, в котором начались процессы становления рыночной экономики. В 90-е гг. XX в. была проделана значительная работа по разработке политики в сфере образования Российской Федерации. Однако реформирование часто осуществлялось посредством переноса тех или иных западных образовательных моделей на российскую почву без учёта её исторических и национальных традиций. В целом в этот период продолжалась стагнация образовательной системы. Этап концептуального осмысления образовательной политики начался в 2000 г., когда был взят курс на комплексную и глубокую модернизацию отечественного образования, продолжающийся в настоящее время.
Научная новизна исследования заключается в том, что это одна из немногих работ компаративного характера, в которой проведено комплексное исследование основных тенденций формирования и реализации образовательной политики в России и странах Западной Европы в условиях создания общеевропейского образовательного пространства: - выявлены историко-методологические основания образовательной политики в российской и западноевропейской традициях, проведен их сравнительный анализ, позволивший установить общее и особенное в развитии этих традиций;
- раскрыто влияние
- выявлены особенности
основных современных
- проведен сравнительный
анализ образовательной
Научно-практическая значимость
исследования. Полученные результаты
исследования могут быть использованы
в научной, педагогической и прикладной
деятельности. В сфере науки их
можно использовать в дальнейшем
изучении обозначенной и сходных
с ними проблем. В педагогической
области результаты исследования можно
использовать при чтении курсов лекций
по проблемам образования. В сфере
практической политики результаты исследования
можно использовать для обоснования
политики реформирования системы высшего
образования с учётом политических
интересов России в условиях вхождения
в общеевропейское
Апробация результатов исследования.
Диссертационное исследование обсуждалось
на заседании кафедры
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Заключение:
Заключение
Вступление человечества в третье тысячелетие отмечено колоссальными достижениями социального прогресса. В немалой мере они обусловлены качественными изменениями в национальных образовательных системах. Вторая половина XX и начало XXI столетий стали периодом беспрецедентного по своим масштабам развития образования в мире и растущего осознания его жизненно важной роли в обеспечении безопасности и устойчивого социального развития государств, повышении уровня и качества жизни населения. Важной особенностью образовательной политики в странах Западной Европы и России стало создание зоны общего образовательного пространства. К решению гармонизировать национальные системы образования пришли страны с разными социокультрными условиями, образовательными традициями, экономическим развитием, опытом государственного управления и рыночных отношений в образовании, что делает этот процесс достаточно непростым и противоречивым. Каждой стране приходится решать свои сложные задачи, создавая такую систему образования, которая бы, с одной стороны, социально, ментально и культурно отражала бы потребности и интересы общества и государства, а с другой - органично вписывалась бы в международную систему образования. Процесс этот ещё не завершён, поэтому данные сравнительного анализа исторического опыта и современных тенденций формирования и реализации образовательной политики стран Западной Европы и России можно считать очередным этапом исследования, которое позволяет сделать ряд выводов.
В области приоритетов
образовательной политики для России
и ведущих европейских стран
можно выявить общее и
И в России и в Западной
Европе признана ведущая роль общечеловеческих
ценностей, необходимость уважения
прав и свобод человека в сфере
образования. Неоспоримо важным является
учёт, защита и сохранение особенностей
национальных систем образования и
своеобразия образовательных
К особенностям и различиям
можно отнести то, что образовательная
политика стран Западной Европы в
целом и главном направлена на
создание конкурентоспособной системы
образования, привлекательной для
иностранных студентов и
В сфере иаправляюгцей и регулируюгцей деятельности государства в образовании так же есть и общее и особенное. К общему для этих стран отнесём то, что направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования осуществляется для достижения конкретных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Несмотря на то, что социокультурные особенности развития образовательных систем России и западноевропейских стран значительно различались, внимание государства к проблемам развития образования с древних времён и до наших дней является общей характеристикой для России и западноевропейских стран. Структура, формы и содержание образования изменялись с учётом требований времени и интересов государства, в общественном сознании жили взгляды на просвещение как на средство обновления и улучшения жизни, сохранения и передачи культурных ценностей, а государством, в свою очередь, образование использовалось в достижении политических целей: обеспечении политической и социальной стабильности, развитии и трансформации политических систем, развитии институтов гражданского общества, обеспечении национальной безопасности.
В качестве различий отметим
разную степень участия государства
в процессе управления образовательными
системами и ресурсного обеспечения,
регулируемого и
В сфере целей и динамики
реформирования национальных систем образования
общим для этих стран является
создание нового механизма в интересах
развития всей системы образования
применительно к условиям: перехода
к постиндустриальному