Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Повышение роли образования в современном мире объясняется мировыми тенденциями экономического и общественного развития, которые должно учитывать государство, формируя свою образовательную политику особенно в условиях создания общеевропейского образовательного пространства. Поэтому является весьма актуальным сравнительный анализ образовательной политики в России и странах Западной Европы, рассмотрение процесса формирования и развития образовательной политики в западноевропейской традиции, а также особенностей российской образовательной политики, изучение опыта осуществления образовательной политики в Европе и России на современном этапе.
Введение
Содержание
I. Образовательная политика в России и Западной Европе: историко-методологические основания проблемы.
1Л .Формирование и развитие образовательной политики в западноевропейской традиции.
1.2. Особенности формирования и развития российской образовательной политики.
1.3. Сравнительный анализ историко-методологических оснований образовательной политики в Западной Европе и России.
II. Опыт осуществления образовательной политики в России и странах Западной Европы: сравнительный анализ
2.1. Основные направления образовательной политики в странах Западной Европы и Болонский процесс.
2.2. Формирование и реализация образовательной политики в Российской Федерации в конце XX - начале XXI веков.
2.3. Сравнительный анализ образовательной политики стран Западной Европы и России в условиях создания общеевропейского образ
Процесс реформирования образования в России связан появлением России на международной арене в качестве суверенного государства, в котором начались процессы становления рыночной экономики.
Участие России в Болонском
процессе обусловлено рядом факторов:
усилением процессов
В современных условиях образование
не может оставаться в состоянии
внутренней замкнутости и
И Россия, и Западная Европа сделали ставку на образование как на средство решения стратегических задач. Поэтому создание общеевропейского образовательного пространства должно происходить под эгидой и контролем общественных организаций и государственных структур, корректироваться по мере появления первых реальных результатов преобразований с тем, чтобы исключить возможные негативные явления.
Политика государств в сфере модернизации национальных систем образования должна базироваться на всестороннем и комплексном учете достижений, опыта и зарубежных образовательных систем, и национальных традиций образования. Подход к реформированию образования, основанный только на экономической целесообразности недопустим.
В целом можно отметить, что успех реформ национальных систем образования и создание общего образовательного пространства Европы и России во многом зависит от согласованной образовательной политики стран и последовательного претворения в жизнь принятых решений.
В последние несколько
лет вузовскую общественность России
живо интересуют проблемы, связанные
с возможной ролью
Во-первых, очевидно, что содержание интернационализированного образования должно обязательно ориентироваться на формирование «международной компетенции» у всех участников образовательного процесса. Во-вторых, эта ориентация, хотя и должна быть связана с преподаванием иностранных языков, но не должна им ограничиваться. Наконец, в-третьих, установка на формирование «международной компетенции» должна по-видимому, предполагать особую культуру предъявления образовательной информации, учитывающую и общечеловеческие, и национальные ценности.
Если сделанные выводы
справедливы, то справедливо и предположение,
что каждый национальный язык и каждая
национальная культура, принимая процесс
интернационализации
Очевидно, что глобализация,
интернационализация и
Глобализация, несомненно, выступает
среди них более разрушительным
по отношению к институту
Глобализацию можно
выразить так: «Всемирного рынка столько,
сколько нужно. Национального государства
столько, сколько «оставляет» или «дозволяет»
ему всемирный рынок». Иными словами: адекватной
номинализацией глобализации является
формула «быть–всем–чтобы–получить–все»
Попытаемся рассмотреть глобализацию с двух сторон. Во-первых, чем является она в интерпретации разных авторов (ее сущность)?; во-вторых, каковы ее последствия для классический академической культуры?
Глобализация – многоаспектное явление. П. Скотт причисляет ее к фундаментальным изменением мирового порядка, так как «национальные границы утрачивают свое значение благодаря трансгрессивным тенденциям в области высоких технологий и массовой культуры». Он же высказывает суждения, что глобализация не привязана к прошлому, но направлена на новые формы знания и общества.
Д. Хилд понимает глобализацию как интенсификацию всемирных социальных отношений, связывающих общества различных стран таким образом, что события, происходящие в одном месте, зачастую вызваны случившимся за много миль.
Грант Макбурни – директор транснациональных программ обеспечения качества Monash University (Австрия) – выделяет четыре измерения глобализации:
Брайан Д. Денмен,
вслед за Sklair (1998 г.) и Ponton (1996 г.), придерживается
мнения, что глобализация «… является
в той или иной мере дискурсом, содержащим
несколько направлений. Склаир определяет
четыре типа подходов, связанных с исследовательскими
интересами ученых в области глобализации,
а именно: 1) всемирно-системный; 2) всемирно-культурный;
3) всемирно-общественный; 4) всемирно-капиталистический»
Ульрих Бек убежден, что глобализация – это опровержение посылки, «что мы, якобы, живем в самоуправляемых пространствах национальных государств и их национальных сообществ»; У. Бек говорит, что глобализация – это «преодоление расстояния»; Bauman прибегает к образу: она – «сжатие пространства–времени»; Paul Virilio сравнивает ее с «концом географии». Бригит Брок-Утне называет глобализацией экономическое влияние северных транснациональных корпораций. В условиях глобализации – делает она вывод,– «… посредством ряда политических мер правительства перестали контролировать передвижение капитала, прибыли и иностранных инвестиций. В результате этих запланированных или вынужденных политических шагов – последствия которых крайне редко становятся известны избирателям – политики свели на нет действия тех законодательных или административных механизмов, которые могли бы защитить местные экономические и социальные структуры. Национальные экономические системы превратились в стихийный глобальный рынок, предоставляющий полную свободу действий отдельным спекулянтам и крупным корпорациям». Заслуживает особого внимания мысль Бригит Брок-Утне о том, что Всемирный Банк и Международный валютный фонд, функционируя в «зоне интересов западных держав, стремятся оказать давление на должников, например, государства СНГ, побуждают их “подорванные экономические системы” превращаться в стихийные рынки». Правительства в подобных ситуациях вырождаются в механизм обслуживания рыночных сил.
Андржей Козмински убежден, что процесс глобализации порождает стремление к трансформации общества, экономики и человеческого мышления. «Глобализация,– заключает он,– включает унификацию норм и стандартов, регулирующих практически все аспекты общественной жизни, в том числе экономическую и политическую деятельность, право, структуру потребления и способы проведения досуга, и даже искусство». И добавляет: «Глобализацию можно рассматривать как бесконечный процесс адаптации и приспособления. На этой же негативной стороне глобализации фиксирует свое внимание Хоакин Рафаэль Ледесма из Латинской Америки: «… глобализация привела к стремлению к унификации правил и норм, регулирующих различные стороны бытия».
Глобализация посредством информационно-коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на высшее образование (например, порождением транснационального образования и громадного числа альтернативных провайдеров высшего образования, а также резким возрастанием мобильности студентов и преподавателей в виртуальном пространстве).
В современном мире с разной
степенью интенсивности в различных
регионах и странах формируются
условия адаптации
Многие зарубежные исследователи отмечают, что в условиях глобализации промышленности и торговли следует также «открыть двери» и глобальным образовательным процессам (хотя, разумеется, есть и иные точки зрения). Университеты планеты в разной мере подвергаются воздействиям глобализации: одни как субъекты, другие как объекты ее. Учебные программы все более становятся проекциями глобальных и международных перспектив. Питер Скотт приходит к выводу, что «глобализация,– возможно самая главная проблема, вставшая перед университетом за всю его долгую историю». Ему вторит Джеффи Олдерман, понимая глобализацию как тенденцию, в результате которой национальные провайдеры высшего образования, до недавнего времени ограниченные в представлении образовательных услуг рамками государственных границ стран, в которых находились, стали способны экспортировать эти услуги в другие страны.
Глобализация провоцирует
активизацию неолиберальных требований
возмещения расходов на высшее образование
и зачастую ведет к таким взглядам,
согласно которым фактор прибыли
оказывается весомее, нежели соблюдение
высоких академических
Глобализацию
высшего образования можно
Третьим измерением глобализации принято считать экономическое, заключающееся в том, что глобализационные процессы разрушают модели национального экономического развития путем предложения несвойственных с позиций экономических интересов страны образовательных программ.
Барбьюлс и Торрес несколько иначе расставляют свои акценты. Они усматривают последствия глобализации в следующих областях:
экономической – в форме воздействия на процессы занятости; подготовки работников, способных быстро переучиваться; усиления конкуренции со стороны иностранной рабочей силы;
политической – в виде возникновения ограничений на выработку национальных политик в условиях отсутствия наднациональных эффективных органов;
культурной – посредством формирования поликультурного восприятия мира, введения понятия «всемирной культуры» при сохранении уникальности местных культур.
Авторы ряда изысканий высказывают мнение о необходимости различать «глобализацию» и «глобализацию высшего образования». Последняя рассматривается как развитие и усиление сотрудничества университетов во всемирном масштабе и как процесс укрупнения университетов и захват «мегауниверситетами» образовательных рынков.
В научной литературе исследуются
многообразные формы
Барбьюлс предложил концепцию переноса либеральной версии глобализации в сферу образования. Это означает, что в высшем образовании усиливаются роли оценки, финансирования «по результатам», стандартизации, проектирования учебных материалов «под цели». Многие авторы опасаются, что с глобализацией высшего образования из него «выдавливается» духовная составляющая и его воспитательная функция. Лори Мэрион уверен в том, что «… необходимо культивировать не только базовые академические навыки, но и ментальность, ориентированную на социальную солидарность и дух честности и взаимной выгоды». Глобализация обострила интерес к судьбе академических ценностей, на которые она может оказать свое деформирующее влияние (со своей негативной, деструктивной «злокачественной» стороны).
Мнения наблюдателей не отличаются единодушием. Одни полагают, что именно в университетах происходит «фильтрация» негативных и позитивных аспектов глобализации, смягчение ее дурных сторон (Ян Садлак), формируется «новая этика глобализации» (Розант Рюнт). Другие признают угрозы высшему образованию, исходящие от глобализации, но видят в этом неизбежный «вызов» университетам, побуждающий к ускорению их рыночной, ролевой и ценностной переориентации (Марек Квиек). Третьи находят, что наступила эра смерти «классическому типу университета» и окончания «золотого века» профессоров (Филип Альтбах). Четвертые настаивают на необходимости организовать мощное сопротивление глобализации именно посредством защиты классических академических традиций и культуры (Бригит Брот-Утне). Пятые убеждены, что тревоги слишком преувеличены и что в конечном счете «вероятность потенциальной несовместимости академических ценностей с глобализацией очень эфемерна» (Питер Скотт). Шестые призывают не прятаться от глобализации, но использовать ее в интересах высшей школы (Барбьюлс).