Культ Осириса в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание

Древний Египет – одна из самых интересных цивилизаций. Прежде всего, потому что она одна из первых, возникших на Земле. Здесь впервые возникают и достигают определенного пика своего развития религия, мифология, искусство.
Соединяясь вместе, эти попытки объяснения окружающего мира составляют культуру Древнего Египта, что и является объектом моего исследования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и разнообразие древнеегипетских представлений об Осирисе 5
Роль мифа об Осирисе в развитии культуры древнего Египта 5
Сущность и происхождение мифа об Осирисе 7
Религиозные центры древнего Египта и разнообразие мифологических сюжетов 12
Иконография Осириса 20
Глава 2. Осирис в религиозной практике древнего Египта 23
Осирис в заупокойном культе Древнего Египта 23
Мистерии об Осирисе 31
Выводы 34
Приложения 35
Библиографический список 43

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮдд.doc

— 879.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный  факультет

Кафедра культурологии 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Культ Осириса в Древнем  Египте

(Дисциплина ОПД. Ф. 02  «История культуры») 
 
 
 

Выполнила студентка II курса

гуманитарного факультета

(специальность  «Культурология»)

Перминова Елена Владимировна 

Научный руководитель –

Десяткова Ольга Владимировна 
 
 

Курсовая  защищена с оценкой______________________ «__»__________2009

Члены комиссии______________________________________   ____________

             ______________________________________   ____________

             ______________________________________   ____________

                                            (ФИО)                                             (подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 

КИРОВ

2010 
 

Содержание 

 

      Введение

     Древний Египет – одна из самых интересных цивилизаций. Прежде всего, потому что  она одна из первых, возникших на Земле. Здесь впервые возникают  и достигают определенного пика своего развития религия, мифология, искусство.

     Соединяясь  вместе, эти попытки объяснения окружающего  мира составляют культуру Древнего Египта, что и является объектом моего  исследования.

     Изучение  древнеегипетской культуры необходимо для определения предмета исследования, а именно для определения древнеегипетских представлений об Осирисе и их роль в культуре Древнего Египта.

     Зная, что заупокойный культ занимал  в жизни древних египтян не последнее место, при его изучении можно прийти к выводу о смысле жизни древних египтян, о том, что для них было важно, а что нет, о том, какой идее они служили всю свою жизнь. Таким образом, можно было охарактеризовать древнего человека. В этом состоит актуальность моей работы.

     Цель  моего исследования – охарактеризовать представления древних египтян о загробной жизни через раскрытие  культа Осириса.

     Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть роль мифа об Осирисе в развитии культуры древнего Египта;
  • рассказать о происхождении сюжета мифа об Осирисе, Исиде и Хоре, а также изложить суть мифа;
  • охарактеризовать мифологические сюжеты в различных религиозных центрах Древнего Египта, таких как Фивы, Мемфис, Гермополь и Гелиополь;
  • рассказать о проявлении иконографии Осириса, подчинении изображений Осириса древнеегипетским канонам живописи;
  • охарактеризовать культ Осириса и его роль в жизни древних египтян;
  • рассказать о проявлении культа Осириса в театрально-религиозной практике древних египтян - мистериях Осириса;
  • сделать выводы.

         Вначале написания моей работы я обратилась к литературе по данному вопросу. Прежде всего, меня интересовали научные труды ученых, изучавших религиозные представления древних египтян. Главную роль здесь сыграл труд М.А.Коростовцева «Религия Древнего Египта». Также пришлось обратиться к первоисточникам египетской литературы. Здесь мне помогла «Египетская книга мертвых», в которой идее заупокойного культа отведено центральное место. К тому же я обращалась к трудам исследованиям истории культуры древних египтян.

         При написании данной работы я использовала следующие методы исследования: историко-культурный, семиотический и герменевтичесий. 

 

      Глава 1. Сущность и разнообразие древнеегипетских представлений об Осирисе

     Роль  мифа об Осирисе в  развитии культуры древнего Египта

     Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІV тыс. до н. э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.

     Историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 гг. до н.э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 гг. до н.э.) , третий - Новое Царство (1580 - 1070 гг. до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

     Название  «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». По-древнеегипетски , согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах -  египетский город Мемфис. Сами древние египтяне называли свою страну «Кеме» - «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли, что означало окружающие пустыни.1 Главное богатство египтян – река Нил, который представлялся им божественным существом. Звали его Хапи, или просто «Река», так как в Египте других рек нет. Без Нила не было бы Египта – эта река даровала Египту процветание. Раз в год между июлем и октябрем происходил разлив Нила, после которого почва долины, египтяне называли её Те-Кемет, обогащалась плотным плодородным слоем грязи и ила. Эти географические особенности оказали сильное влияние на мировоззрение древних египтян. Они полагали, что Нил был центром мира. Пустыня рассматривалась как обитель усопших, пустынные области на западном берегу были избраны для создания погребальных комплексов и гробниц.

     Все народы древности, в том числе  и египтяне, объясняли окружающий мир с помощью мифов. Одним из самых известных в древнеегипетском обществе был миф об Осирисе, Исиде и Горе. Это миф о невинно убитом царе, который после захоронения и передачи власти подросшему сыну Гору, стал царем  загробного царства, обрел вечную жизнь.

     В своем развитии миф привел к появлению  культа Осириса. Его считали богом  производительных сил природы, увядающей  и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы - как умервщление бога.2

     Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который  считался магическим средоточием плодородия страны и участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера.

     Таким образом, миф об Осирисе неоднозначно отразился в культуре Древнего Египта. С одной стороны, он являлся земледельческим  мифом, объясняющим переход природы  от зимы к лету. А с другой стороны, миф об Осирисе - это миф как способ легитимации власти. Осирис являлся богом умерших фараонов, а Гор был олицетворением правящих фараонов, т.е. живых. 

 

      Сущность  и происхождение  мифа об Осирисе

     Миф об Осирисе и Исиде - один из наиболее интересных и сюжетно разработанных в египетской мифологии. Известный русский востоковед Б.А. Тураев назвал его «главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян».3

     С течением времени история об Осирисе  многократно дополнялась. До наших  дней дошла наиболее обобщенная версия мифа в изложении Плутарха4.

     Осирис  был плодом любовной связи земного  бога Себа (иногда его имя передается как Кеб или Геб) с небесной богиней Нут. Когда бог солнца Ра узнал, что его жена Нут ему  изменила, он разгневался и заявил, что не будет такого месяца, такого года, когда она смогла бы разрешиться от бремени. Но другой возлюбленный богини, бог Тот, выиграл у Луны в шашки одну семьдесят вторую часть каждого дня и, сложив из этих частей пять полных дней, прибавил их к египетскому календарному году, то есть к тремстам шестидесяти дням. Так миф объясняет происхождение тех пяти дополнительных дней, которые египтяне в конце каждого года добавляли для того, чтобы привести лунный год в соответствии с солнечным. В течение этих пяти дней проклятие бога солнца не действовало. В первый из этих дней и родился Осирис. Осирис не был единственным ребенком. Во второй дополнительный день Нут родила Гора - старшего, в третий - Сета, в четвертый - богиню Исиду, в пятый - богиню Нефтиду. Позднее Нефтида стала женой Сета, а Исида - женой Осириса.

     Царствуя  на земле, Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы и научил почитать богов, добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Жена и сестра Осириса Исида нашла дикорастущую пшеницу и ячмень, а Осирис ввел обработку этих злаковых культур у египтян, которые с этого времени перестали заниматься каннибальством и покорно перешли на хлебный рацион. Известно также, что Осирис положил начало сбору плодов с деревьев, первым начал подпирать виноградные лозы и давить виноград. Возможно, это свидетельствует о том, что первые мифы об Осирисе как реальном культурном герое зародились еще в каменно-медном веке - неолите. Египтологи на сегодня могут приблизительно описать это время промежутком между VI-V тысячелетиями до.н.э.

     Затем, согласно мифу, Осирис стал путешествовать по всему миру, распространяя всюду дары культуры и земледелия.

     Бразды правления в Египте он передал Исиде. В Египет Осирис возвратился, нагруженный богатствами, которыми его осыпали благодарные народы: повсеместно его встречали с божескими почестями как благодетеля человечества.

     Но  его брат Сет вместе с семьюдесятью двумя другими богами вступил  в заговор против него. Тайком сняв мерку с тела своего брата, Сет изготовил изукрашенный ящик того же размера. Однажды, когда все пили и веселились, Тифон принес свой сундук и в шутку пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Но он не подходил никому из участников пира. Последним в него лег Осирис, и оказалось, что сундук ему по размеру. В этот момент заговорщики подбежали, захлопнули крышку сундука, спешно заколотили ее и выбросили сундук в Нил. Когда новость об этом дошла до Исиды, она облачилась в траурные одежды и в безутешном горе стала ходить повсюду, разыскивая тело.5

     По  совету бога мудрости Исида нашла  прибежище в зарослях папируса в дельте Нила. Позднее Исида родила сына среди нильских топей. Она зачала его, обратившись в соколицу и пролетая над трупом своего супруга. Ящик с телом Осириса плавал до тех пор, пока наконец не был выброшен на берег Сирии в районе города Библоса. На том месте, где он причалил, мигом выросло дерево эрика, скрывшее сундук в своем стволе. Местный царь, пораженный величиной дерева, приказал срубить его и сделать из него опорную балку для своего дома. Он и не подозревал о том, что дерево заключает в себе сундук с телом покойного Осириса. Слух об этом дошел до Исиды. Она отправилась в Библос, где жила у местного царя под видом кормилицы. Но вскоре Исида открылась и попросила отдать ей балку, поддерживающую крышу. Когда ее желание было удовлетворено, она вырезала из ствола сундук, ствол дерева завернула в тонкое полотно и передала царю и царице. Дерево и поныне стоит в храме Исиды и в ХХI веке является для жителей Библоса предметом культа.

     Исида погрузила сундук в лодку и отплыла. Исида спрятала сундук и отправилась повидать своего сына Гора в городе Буто. Однажды, охотясь на вепря, Сет обнаружил этот сундук. Он опознал тело и, разрезав его на четырнадцать кусков, разбросал их на все четыре стороны. В поисках частей тела Осириса Исида вдоль и поперек исколесила на папирусной лодке болотистые заводи Нила. По этой причине в Египте так много могил Осириса: ведь каждую часть его тела Исида хоронила там, где ее находила. По другим сведениям, она зарыла в каждом городе по статуе, выдавая ее за тело бога, чтобы учредить культ Осириса во многих местах и чтобы Сет, если ему придет в голову пуститься на поиски настоящей могилы Осириса, не смог ее найти. Исида вылепила несколько статуй Осириса и созвала жрецов, которых заставила поклясться, что они никому не доверят тайны, которую она им откроет. Потом каждому из них она по секрету сообщила, что ему одному доверяет захоронить тело, и, напомнив о полученных от Осириса благодеяниях, убедительно просила захоронить тело в своей стране и почитать Осириса как бога. За это она отдала служителям культа одну треть всех египетских земель.6

     Таков миф об Осирисе в передаче греческих  авторов. Известно, что существует длинная  надпись, сохранившаяся на Дендерском храме, на ней - список могил бога, а  другие тексты содержат упоминания о частях его тела - священных реликвиях каждого из святилищ. Сердце его хранилось в Атрибии, позвоночник - в Бусирисе, шейная часть - в Летополе, а голова - в Мемфисе.

     По  другим версиям интерпретации мифа, которые дополняют рассказ Плутарха7, Исида, когда она нашла труп Осириса, вместе со своей сестрой Нефтидой завели поминальный плач, который позднее стал прототипом всех египетских причитаний по умершим.8

     Причитания  сестер не пропали даром. Сжалившись над их горем, бог солнца Ра послал с небес бога Анубиса с головой шакала, и с помощью Исиды, Нефтиды, Тота и Гора он составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил над ним все обряды, которые египтяне совершали над телами покойников. После этого Исида подняла остывшую пыль взмахом своих крыльев, Осирис ожил и стал править в царстве мертвых. Именно этот аспект Осириса определяет его сущность. Каждый живой и правящий фараон - это Хор, а умерший фараон - это Осирис.

     У Осириса были и другие аспекты: то он выступал в облике лунного божества, то в виде созвездия Орион, то отождествлялся с другими богами: с Харсафесом, с богом зерна Непри, с богом Сепа, с богом Пта и с богами потустороннего мира - Сокаром, Упуаутом. Но еще до наступления эпохи Нового царства начинают определяться черты Осириса как вселенского бога. Гимн Осирису на стеле Амонмеса, начальника стад бога Амона (XV в. до н.э.), начинается словами: «Слава тебе, Осирис, владыка вечности, царь богов!». 9

Информация о работе Культ Осириса в Древнем Египте