Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:55, курсовая работа
Древний Египет – одна из самых интересных цивилизаций. Прежде всего, потому что она одна из первых, возникших на Земле. Здесь впервые возникают и достигают определенного пика своего развития религия, мифология, искусство.
Соединяясь вместе, эти попытки объяснения окружающего мира составляют культуру Древнего Египта, что и является объектом моего исследования.
Введение 3
Глава 1. Сущность и разнообразие древнеегипетских представлений об Осирисе 5
Роль мифа об Осирисе в развитии культуры древнего Египта 5
Сущность и происхождение мифа об Осирисе 7
Религиозные центры древнего Египта и разнообразие мифологических сюжетов 12
Иконография Осириса 20
Глава 2. Осирис в религиозной практике древнего Египта 23
Осирис в заупокойном культе Древнего Египта 23
Мистерии об Осирисе 31
Выводы 34
Приложения 35
Библиографический список 43
Характер Осириса как бога растительности отразился в обрядах. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.
Представления об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим сосредоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток - указ о том, что начало разлива наступило; первым торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы; за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.
Несмотря на то, что в каждом культовом центре был главный бог, все мифы сходились в том, что творение мира было постепенным, причем боги вмешивались в этот процесс лишь на первом этапе. Жрецы каждого из культов старались доказать, что именно их система наилучшим образом представляет историю, защищает интересы и благосостояние народа.
Древние египтяне не ощущали этих противоречий. Жрецы крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы, стремились как-то упорядочить исторически возникшее хаотическое нагромождение религиозных верований и мифологии.11
В искусстве Древнего Египта известны такие особенности изобразительного искусства древних египтян, как общая условность изображений, отсутствие перспективы, символичность. В религии древних египтян цвета играли не последнюю роль. В изображении простых смертных и богов на древнеегипетских рельефах и росписях существовали особые каноны для передачи цвета кожи.
В рамках одного памятника чаще всего не делается различий в оттенках цвета кожи разных людей, не передаются индивидуальные особенности кожи конкретного человека. Приняты разграничения в передаче цветов кожи мужчин и женщин, независимо от их реальной внешности. На древнеегипетских памятниках мужчины раскрашиваются красно-коричневым, а женщины - светло-желтым цветом. Другие цвета для передачи кожи не используются.
Различия в сословном положении не влияют на цвет кожи египтян на изображении. Тем не менее, различия в изображении существуют, например, больший размер людей, занимающих более высокий пост по отношению к непропорционально маленькому росту людей низшего ранга (до 1/3 - 1/4 роста важных людей). 12
Царь занимал особое место в древнеегипетском мировоззрении, что обуславливалось не только его земной властью над людьми, но и его сакральной функцией. Царь приравнивался к божеству, он считался сыном Ра, а после смерти отождествлялся с Осирисом. При изображении царя перед богами чаще всего не делается различий между цветом кожи царя и богов, что свидетельствует о том, что царь приравнивается к богам.
Дошедшие до нас цветные изображения богов – это рельефы и росписи на стенах гробниц и храмов, а также изображения на стелах (приложение 1). В большинстве случаев боги изображаются по тем же правилам и канонам, что и люди: божества мужского пола коричневого цвета, а богини - желтого.
Для богов спектр цветов расширялся. Богами, которые раскрашивались зеленым, синим или черным цветами, являются Осирис, Амон и Птах. Изображение Осириса зеленым и черным цветами - цветами растений и плодородной почвы - связано с культом Осириса как умирающего и возрождающего бога плодородия. Зеленый - цвет листьев, травы, природы, это цвет жизни. Зеленый цвет Осириса связан с его культом именно как бога никогда не умирающего, вечно возрождающегося (приложение 2).
Осирис изображался в виде мужчины с бородкой в одежде белого цвета. На голове изображалась корона Атеф (приложение 3), состоящая из белой короны Верхнего Египта и красных перьев, напоминающих о центре культа Бусирисе. В его руках - символы высшей власти: цеп и крюк. Часто изображался сидящим среди деревьев (приложение 4) или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру.
Частое изображение львов на древнеегипетских рельефах связывают с аспектом начала возрождения Осириса (приложение 5). Изображение барана - возрождение Осириса (приложение 6). Фигуры львов с бараньими головами (приложение 7) являются символами возрождения Осириса: лев - это символ начала возрождения Осириса в зодиакальном созвездии Льва, а голова барана - это символ возрождения Осириса в зодиакальном созвездии Овна.
Похожей символикой обладают деревянные фигурки, которые клали в гроб рядом с усопшим. На них с помощью красок изображали диск Солнца на бараньих рогах и головной убор из двух перьев. Такое изображение показывает возрождение Осириса во время нахождения Солнца в зодиакальном созвездии Овна.
Символы возрождения Осириса изображались в захоронениях, храмах, а также на предметах быта древних египтян. Например, ножки столика для игры сделаны в виде лап льва, по краям подставки под голову изображены львы.
На потолках гробниц фараонов в Долине царей Осирис изображается в образе антропоморфного бога в ладье со скипетром в руках, обращенного назад к ладье Сириуса-Исиды и следующей за ней ладье со звездой Сепед - воплощением бога Гора.
Фетиш Осириса - столб Джед (приложение 7). В ритуальных целях использовались деревянные футляры в виде мумии Осириса: внутри они были полыми, туда насыпалась земля и бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались отверстия, сквозь которые прорастали зеленые всходы – «Прорастающий Осирис».
Таким образом, в изображении Осириса древними египтянами сливались три его главных аспекта: Осирис как царь, бог плодородия и бог загробного царства.
Основными
древнеегипетскими символами священных
событий, связанных с культом Осириса,
являются: лев - символ начала возрождения
Осириса, баран - символ возрождения Осириса,
поднявшая голову кобра - символ солнцестояния,
глаз Гора - символ полнолуния и рождения
Гора (приложение 8), узкий серп месяца
- символ новолуния и начала возрождения.
Осирис - бог Бусириса, позднее главное божество Гелиополя, а затем и всего Египта. Бог, который при жизни кормил людей своим изувеченным телом, а после смерти открывал перед ними надежду на вечное блаженство в загробном мире, естественно, занимал в сознании верующих главенствующее место. Неудивительно поэтому, что культ Осириса затмил в Египте культы всех других богов. Он и его спутница Исида стали предметом поклонения всего народа, в то время как культы других богов носили региональный характер.
Для достижения вечной жизни после смерти, как верили египтяне, необходимо было сохранить тело умершего, поэтому значительны успехи древних египтян в области мумификации: с помощью этого искусства египтяне готовили тела умерших к путешествию в загробный мир и к их сохранению в вечности. 70 дней останки находились в пересыщенном содовом растворе, далее бальзамирование продолжалось и включало очень много технологических стадий. Такие операции требовали точного знания медицины, физики, химии, хирургии. Наиболее значим вклад древних египтян в медицину. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом. Древние египтяне также обладали некоторыми познаниями в области алгебры. Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависела система орошения полей.
Процесс
мумификации способствовал
В облике Осириса главным являлся аспект бога, дарующего бессмертие, поборовшего смерть и показавшего возможность воскресения. Египтяне, смыслом жизни которых являлась подготовка к вечной жизни, верили в победу бога над смертью, в то, что и они смогут вновь ожить для загробного бытия. В развитии именно этой черты отразилось все бессилие человека перед природой и перед общественным гнетом. Подавленные тягостью жизни, люди мечтают о посмертном блаженстве, которое обещает им праведный судья в загробном царстве, и религия Осириса становится мощным орудием угнетения в руках господствующего класса. Для развития культа Осириса одну из главных ролей сыграла мысль о всеобщем равенстве пред судьей мертвых. Мораль набожного египтянина требует терпения и покорности своей судьбе в ожидании загробного суда.
Для получения оправдания на суде Осириса нельзя было ни посягать на храмовые богатства, ни восставать, ни даже говорить зла против царя. Все это объявлялось злом с точки зрения осирической религии.
Осирис имел одной из своих божественных функций функцию бога растительности. Однако ярче всего выступает облик Осириса как царя преисподней, верховного судьи в загробном мире. Именно этот аспект Осириса определяет его сущность. Каждый живой и правящий фараон - это Хор, а умерший фараон – это Осирис.
Осирис входит в гелиопольскую эннеаду, возглавляемую Ра. Существует версия о враждебности Осириса культу Ра. Налицо две тенденции: первая – Раи Осирис враждебны, вторая – Осирис – член гелиопольской эннеады, возглавляемой Ра. При отсутствии точных данных об Осирисе, совершенно ясно, что вторая тенденция преодолела и подавила вторую. Культ Осириса медленно, но верно распространяется с севера на юг. В «Текстах пирамид»13 Осирис часто противопоставляется богу Ра. Бог Ра - светозарное небесное божество, «отец» фараона, а Осирис – хтоническое божество, царь загробного мира. Отождествление сначала царя, а потом и всякого умершего с Осирисом, а не с богом Ра, становится лейтмотивом заупокойных текстов. Во времена Среднего царства Осирис приобретает, в представлении египтян, статус общеегипетского бога-царя загробного мира, вытеснив мемфисского Сокара, абидосского Хентиментиу, Анубиса и других локальных богов потустороннего мира, отчасти ставших как бы его помощниками.
Культ Осириса с течением времени усиливал свое влияние, его роль в повседневной жизни египтян стала ведущей, распространяясь из места зарождения – Абидоса, по территории всего Египта, благодаря таким причинам, как: во-первых, Осирис был сначала человеком; во-вторых, с помощью богов он стал бессмертным - правителем мертвых; в-третьих, любой мог повторить его судьбу, если после смерти выдержит проверку на честность и почитание богов; в-четвертых, Осирис - это то, к чему стремился каждый, т.е. к божественной вечной жизни.14
Как бог загробного царства на божественном суде Осирис играл роль судьи - самого важного лица для умершего, поэтому в зал суда душу вводил Хор и просил за нее, что обеспечивало благосклонность Осириса. Суд в Дуате был тем испытанием, за которым следовало либо наказание, либо награда за праведную жизнь, в виде вечной жизни рядом с Осирисом. Египтяне считали, что зал Суда - это вся ширь Небес, и на Суде обязательно присутствовало три Совета богов. Ведущее положение в иерархии погребального совета занимал Осирис, как его глава, а впоследствии он стал единоличным судьей усопших. Суд над каждым усопшим в отдельности проходил сразу же после его смерти. Вступив в зал, умерший совершал «Исповедь отрицаний», которая считается египетским эталоном моральных норм. Вот ее небольшой отрывок: