Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:55, курсовая работа
Древний Египет – одна из самых интересных цивилизаций. Прежде всего, потому что она одна из первых, возникших на Земле. Здесь впервые возникают и достигают определенного пика своего развития религия, мифология, искусство.
Соединяясь вместе, эти попытки объяснения окружающего мира составляют культуру Древнего Египта, что и является объектом моего исследования.
Введение 3
Глава 1. Сущность и разнообразие древнеегипетских представлений об Осирисе 5
Роль мифа об Осирисе в развитии культуры древнего Египта 5
Сущность и происхождение мифа об Осирисе 7
Религиозные центры древнего Египта и разнообразие мифологических сюжетов 12
Иконография Осириса 20
Глава 2. Осирис в религиозной практике древнего Египта 23
Осирис в заупокойном культе Древнего Египта 23
Мистерии об Осирисе 31
Выводы 34
Приложения 35
Библиографический список 43
В конце суда усопшему давали возможность сохранить в мире живых долгую память о себе, если он нарисует на плитке чистой земли сцену Суда. Тех, кто не прошел испытание, бросали в пасть Аммат - чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила. Но даже успешно прошедшему испытание грозила опасность быть убитым, так как в Дуате периодически происходили «чистки». На этот случай мертвого снабжали амулетами и заклинаниями.
В облике Осириса главным являлся аспект бога, дарующего бессмертие, поборовшего смерть и показавшего возможность воскресения. Египтяне, смыслом жизни которых являлась подготовка к вечной жизни, верили в победу бога над смертью, в то, что и они смогут вновь ожить для загробного бытия. В развитии именно этой черты отразилось все бессилие человека перед природой и перед общественным гнетом. Подавленные тягостью жизни, люди мечтают о посмертном блаженстве, которое обещает им праведный судья в загробном царстве, и религия Осириса становится мощным орудием угнетения в руках господствующего класса. Для развития культа Осириса одну из главных ролей сыграла мысль о всеобщем равенстве пред судьей мертвых. Мораль набожного египтянина требует терпения и покорности своей судьбе в ожидании загробного суда.
Осирис имел одной из своих божественных функций функцию бога растительности. Однако ярче всего выступает облик Осириса как царя преисподней, верховного судьи в загробном мире. Именно этот аспект Осириса определяет его сущность. Каждый живой и правящий фараон - это Хор, а умерший фараон – это Осирис.
Осирис входит в гелиопольскую эннеаду, возглавляемую Ра. Существует версия о враждебности Осириса культу Ра. Налицо две тенденции: первая – Раи Осирис враждебны, вторая – Осирис – член гелиопольской эннеады, возглавляемой Ра. При отсутствии точных данных об Осирисе, совершенно ясно, что вторая тенденция преодолела и подавила вторую. Культ Осириса медленно, но верно распространяется с севера на юг. В «Текстах пирамид»16 Осирис часто противопоставляется богу Ра. Бог Ра - светозарное небесное божество, «отец» фараона, а Осирис – хтоническое божество, царь загробного мира. Отождествление сначала царя, а потом и всякого умершего с Осирисом, а не с богом Ра, становится лейтмотивом заупокойных текстов. Во времена Среднего царства Осирис приобретает, в представлении египтян, статус общеегипетского бога-царя загробного мира, вытеснив мемфисского Сокара, абидосского Хентиментиу, Анубиса и других локальных богов потустороннего мира, отчасти ставших как бы его помощниками.
Культ Осириса как божества преисподней начинает приобретать значение во время V-VI династий, но возникает значительно раньше. В частности, Р. Антее допускает, что миф об Осирисе сложился приблизительно на 600 лет раньше, чем были записаны «Тексты пирамид», – это уводит нас к рубежу III и IV тысячелетий до н.э.17
В «Текстах пирамид» содержится и древнейшая известная науке версия мифа об Осирисе. Из многочисленных отрывков он восстанавливается в следующем виде: царь Египта Осирис был убит своим братом Сетхом. Убийство произошло в местности Недит (или Гехести), около Бусириса. Исида вместе с другой сестрой Осириса, Нефтидой, нашла его тело. Магическим даром великой волшебницы Исида временно вернула жизнь покойному мужу и зачала от него сына Хора, которого воспитала в болотах Дельты, в укромном месте. В Гелиополе под председательством Геба собрались боги разобрать преступление Сетха, который отрицал свою вину. Законным наследником Осириса на троне Египта боги признали возмужавшего Хора, сына Осириса. В мифе имеется вставной эпизод об Оке Хора: во время битвы между Хором и Сетхом последний вырвал Око у Хора, но позже Хор отобрал его у Сетха. 18
В «Памятнике мемфисокой теологии»19, о котором шла речь в главе о Мемфисе и боге Пта, также содержится версия мифа об Осирисе. В этой версии мифа нет упоминания о насильственной смерти Осириса. Происходит ссора между Хором и Сетхом. Геб назначает Сетха царем Верхнего Египта, а Хора - царем Нижнего Египта. Но затем Геб меняет свое решение и отдает во владение Хору всю страну. Хор таким образом становится царем всего Египта. Тонет Осирис, отец Хора. Хор при помощи Исиды и Нефтиды извлекает тело утопленника из воды на берег Нила неподалеку от Мемфиса.
Эта версия мифа, по-видимому, не получила широкого распространения, уступив первенство той версии, в которой Хор, Исида и Нефтида являются носителями нравственного, а не ритуального начала: Хор - воплощение сыновней преданности и мужества, Исида - самоотверженная жена и мать, Нефтида - любящая сестра. Именно этот вариант вошел в мистерии Осириса времени Среднего царства и был распространен в более поздние времена.
Осирис начинает приобретать влияние в египетской религии в конце эпохи Древнего царства. До этого времени гелиопольские представления о солнечном боге Ра доминировали в религиозном мышлении египтян. Но уже во времена Среднего царства Осирис не только бог загробного мира, но и властитель дум.
Таким образом, становится очевидно, что аспект бога царства мертвых самый важный в мифе об Осирисе. Именно идее вечной жизни была подчинена вся жизнь древнего египтянин: не жалея средств, сил, люди создавали древние памятники культуры (наглядным примером могут служить комплексы пирамид). Культ Осириса достиг своего апогея, потому что сама личность царя (неизвестно существовавшего ли на самом деле) стала образцом для подражания. Люди, подобно Осирису, стремились жить по нормам морали в течение земной жизни, чтобы в конце ее достичь жизни вечной.
Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» - начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем.
Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса - эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актерами были жрецы. Даже один фараон XIII династии, по имени Неферхотеп, принимал участие в мистерии Осириса. Наиболее раннее упоминание об этих мистериях содержится в биографии некоего Ихернефрета20, посланного фараоном Сенусертом III на девятнадцатом году его царствования (приблизительно 1859 г. до н.э.) для ревизии абидосского храма и происходивших там мистерий. Из его автобиографии видно, что мистерии состояли из следующих обрядов:
1)
Выход Вепуата, во время
2) Выезжал сам Осирис на своей барке, поражая врагов. На корабль нападали враги, а верховный жрец и свита отражали их.
3) Далее следовал таинственный великий выход, во время которого Сет убивал Осириса, а за убийством следовал плач Исиды и Нефтиды.
4) Тот перевозил тело Осириса в барке.
5) Духовенство приготовляло тело к погребению и перевозило на барке в местность Пекер, где его погребали.
6) Совершалась расправа над врагами Осириса на месте его убийства.
7) Затем происходило ликование и перевоз идола ожившего Осириса в его храм в Абидосе.
Подобные мистерии справлялись в более поздние времена в Бусирисе, в Фивах, Дендере, Эдфу, когда уже были устроены отделения для культа Осириса. Мистерии Осириса пользовались популярностью и оказывали идеологическое воздействие на зрителей, т.к. …?
Были мистерии и другого типа. Существует папирус, который иллюстрирует все основные моменты мистерий Об Осирисе22. Он содержит текст речей действующих лиц, подобие сценических ремарок и перечень главнейших аксессуаров.
Центральной фигурой этих мистерий является молодой фараон, который выступает в роли Гора - вокруг него происходит действие. Осирис не произносит ни звука в течение всех мистерий. Главным моментом мистерий является коронация молодого фараона - Гора, заключением - погребение Осириса.
Характер мистерий Осириса меняется в греко-римское время. Усиливается растительный аспект бога. Фигура умершего Осириса сооружается из ила с предназначенными для прорастания зернами хлебных злаков, или деревянные контуры бога заполняются землей и засеваются - изображение мертвого с заложенной в нем основой для воскрешения. Такое изображение Осириса покоилось в специальном помещении храма. Через год изображение торжественно заменялось новым, а старое предавалось погребению. Водружение новой фигуры и погребение старой были важнейшими моментами нового типа мистерии. Мистерии нового типа разыгрывались при широком участии народа.
Немалую роль в поздних мистериях Осириса играли плачи по Осирису Исиды и Нефтиды. Тексты плачей содержатся в папирусе Бремнер-Ринд времени Александра, сына Александра Македонского, в Берлинском папирусе № 3008 (II в. до н.э.) и в очень позднем Луврском папирусе «Книги мертвых» (№ 3079)23. Это были ритуальные тексты, исполняемые двумя жрицами, на плечах у которых были написаны имена Исиды и Нефтиды.
Несмотря на изменение характера мистерий Осириса со временем, основное их содержание осталось прежним: неутешная скорбь по невинно пострадавшему богу, облагодетельствовавшему человечество и павшему жертвой зависти своего брата Сетха. Вместе с тем, это было выражением веры в то, что Осирис как великий бог, царь преисподней, верховный судья, обеспечит вечную жизнь и блаженство любому смертному.
Праздник заканчивался борьбой участников двух групп мистерий: одна из них представляла лето, а другая - зиму. Победу всегда одерживало лето, что означало воскрешение природы. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов.
Таким образом, становится очевидно, что культ Осириса как бога плодородия закрепился в театральных представлениях древних египтян. Они носили торжественный характер и пользовались популярностью в народе.