Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, реферат
. Возрастание в 20 веке роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории.
1. Введение в культурологию.
1. Понятие культуры. Взаимосвязь культуры, природы и человека.
2. Этапы становления культурологии. Структура.
3. Предмет, цели, задачи, методы культурологии.
Константинополь. Этот год был и концом Византии.
Говоря об истоках
и особенностях Византийской культуры,
следует, прежде всего, что она в
отличие от Западно-Европейской
культуры не подвергалась сильному воздействию
со стороны варваров. С момента своего
возникновения империя оформилась как
христианская держава, тогда как Запад.
Римская империя сталкивалась с серьезными
проблемами христианизации варваров.
Преобладающая роль греческого населения
Византии позволила непосредственно усваивать
достижения Древне-Греческой культуры.
В отличие от Зап. Римск. империи церковь
в Византии не имела самостоятельности
и выступала в качестве части государственной
машины, не имеющей, практически, никаких
политических функций. Естественным следствием
такого подчиненного положения церкви
является культ императора в качестве
настоящей сакральной фигуры. Такой сакрализации
светской власти христианский Запад никогда
не знал. Истоки и особенности Византийской
культуры останутся непонятными и без
учета более высокого (вплоть до 12 века),
по сравнению с Западом, уровня развития
материального производства.
Если на Западе античные города были разрушены и разорены, в результате набегов варварских племен, то Византия сохранила и развила городскую структуру Античности. Есть и еще один важный момент: отсутствие сословно- корпоративных отношений, характерных для Зап. Средневековья, и происходящих из родовых общественных связей. Эти связи возродились под воздействием воли варваризации, разрушивших более высокий уровень жизни.
2. Второй крупной
силой в Византии, после императора,
была церковь.
Византийские императоры показывали себя
верными сынами церкви. В действительности
они самовластно распоряжались церковными
делами, утверждая патриархов по своему
усмотрению. Византийская монархия не
только обладала всей полнотой власти,
но и оказывала глубокое влияние на церковь,
на религиозные верования. В то же время
церковь имела огромное воздействие на
византийское общество. Несмотря на то,
что в Византии христианство было признано
в IY веке государственной религией, она
оставалась еще полуязыческой страной.
Отправление домашних языческих культов
сохранилось до конца Y века. В деревне
даже в XII веке продолжал существовать
культ
Диониса, покровителя земледелия. Попытку
вернуться к язычеству ….. Юлиан хоть и
получил христианское воспитание, но став
императором выразил приверженность язычеству,
реформировав его на основе неоплатонизма.
За издание эдиктов против христиан христианская
церковь прозвала его
Отступником. Утверждение христианства
встречало сопротивление, христиане уничтожали
языческие памятники, храмы и т.д. В Александрии
в конце IY века был разрушен Серапиум –
центр языческого культа и сожжена знаменитая
библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков
христиан погибла женщина философ
Ипатия (370-415). Было запрещено проведение
Олимпийских игр. Имущество закрывавшихся
языческих храмов отбиралось в пользу
казны. Постепенно языческое сознание
умирало, сменяясь новым – христианством,
которое все больше определяло духовную
жизнь Византии. В Византии церковь вела
борьбу с ересями, религиозными движениями,
участники которых отклонялись от официального
учения. По мнению церковников человек
должен был постичь содержание священного
писания вне прикосновения и сохранить
данные ему божественные истины, не менять
их знание и не изобретать новых. В то же
время во мнениях не было единообразия.
Богословы и еретики по-разному понимали
священное писание, а поэтому духовная
жизнь средних веков представляет собой
поле битвы, где люди отстаивали свою трактовку
любой фразой из писания. В течение первых
двух веков существования Византийской
церкви умы византийцев были заняты философскими
размышлениями и догматичными спорами.
На Вселенских
соборах речь шла о правомерном
или неправомерном учении, от членов
общины требовалось соблюдение обрядов
и признания церковных
– о единой и неделимой Троице, включающей Бога-отца, Бога-сына
и Бога-Духа
Святого. Особенно волновал людей того
времени вопрос о природе Христа. Бог он
или человек? В христологических спорах
мнения участвующих постоянно расходились,
менялись на Эдиска (431) и Халкидонском
(451) соборах победило мнение, которое пыталось
обосноват миф о земной жизни Христа. С
течением времени возрастали противоречия
между Зап. (католич) и Вост. (православн)
церковью. Шла борьба между Папой Римским
и Конст. Патриархом за политическое и
религиозное первенство. В IX веке Восточная
церковь обособилась от Зап.
В XI веке произошел
раскол, вследствие чего католическая
и православная церкви стали независимыми
ответвлениями христианства. Говоря
об особенностях положения Византийской
церкви, следует иметь в виду ее относительную бедность. Церковь
в Византии не обладала теми богатствами,
которые были в распоряжении церкви на
Западе. Куда менее богатым был, по сравнению
с Папой и Константин Патриарх. Не было
у Византийской церкви и вассалов. Для
достижения своих целей Византийская
церковь обращалась к социальным низам
и почти всегда добивалась успеха. Церковные
деятели видели свою задачу в том, чтобы
смягчать и ослаблять общественные противоречия,
гасить волны политических страстей. Несмотря
на постоянные конфликты между церковью
и государством их объединяло одно – стремление
сохранить традиционный порядок вещей,
не допустить никаких существенных изменений.
Христианское мироощущение пронизывает
и повседневную жизнь. Высшими ценностями
явл. аскетизм, смирение и благочестие,
а земная жизнь понимается в качестве
подготовки к переходу к вечно жизни.
Отсутствие «разрывов»
в развитии культуры приводит Византию
к настоящему культу книжной мудрости,
под которой понимается не только
священное писание и священное
предание, но и античная, художественная и философская
классика. Взаимодействие античной традиции
и христианского мировоззрения наложило
свой отпечаток на византийскую литературу.
В IY-YI веках античные литературные жанры
были еще широко распространены.
Встречалась даже любовная лирика и эротическая
поэзия, но уже с конца YI века особое значение
приобретают новые жанры (церковная поэзия,
назидательное чтение для широких народных
масс – житие святых).
Огромных успехов Византийская культура добилась в ИЗО и архитектуре. И в этих областях проявилось взаимодействие двух линий влияния – Античной и церковной. Византийским мастерам удалось сохранить и усовершенствовать античную технику ИЗО. В то же время эта техника использовалась для передачи новых христианских образов и символов.
3. В культуре Византии полностью
торжествуют обобществленные духовные
принципы, общественная мысль, литература
и искусство как бы отрываются от реальной
действительности и замыкаются в кругу
высших, абстрактных идей.
Окончательно складываются и основные
принципы в Византийской эстетике.
Идеальный эстетический объект переносится
в духовную сферу, и она теперь описывается
с помощью таких эстетических категорий,
как, прекрасное, свет, цвет, образ, знак,
символ. Эти категории помогают освещению
глобальных проблем искусства и других
сфер культуры. В художественном творчестве
получил преобладание традиционализм,
каноничность. Искусство теперь не противоречит
догмам официальной религии. Однако двойственность
Византийской культуры, противоборство
в ней аристократического и народного
направлений не исчезают даже в периоды
наиболее полного господства догматизированной
церковной идеологии.
В XI –XII веках
в Византийской культуре происходят
серьезные мировоззренческие
Византийской культуры и крупным переменам
в мировоззрении Византийского общества.
Это было время подъема научных знаний,
и зарождение рационализма философской
мысли Византии. Рационалистические мысли
у Византийских философов и богословов
так же как у Западно-Европейских схоластов
XI – XII веков проявились, прежде всего,
в стремлении сочетать веру с разумом,
а порою и поставить разум выше веры.
Важной предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения Античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI – XII веков воспринимали от античных философов уважение к разуму, на смену слепой веры, основанной на авторитете, приходят исследования причинности явлений в природе и обществе.
Византийская философия основана на античных философских учениях разных школ, а не только на трудах Аристотеля.
Подводя итого развития Византийской культуры в XI – XII веках можно отметить новые черты:
. безусловно, культура
Византийской империи в это
время еще оставалась
. В литературе
обнаруживаются тенденции к
Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают литературные кружки.
. Значительного
расцвета достигает в этот
период и византийское
……………
В области архитектуры
собственно возрождаются планировочные
и пластические принципы, начинают
проявляться в ряде городов Германии:
Аугсбурге, Нюрнберге, Галле. Они сливаются
с традициями готики, что придает германской
возрождающейся архитектуре изощренность и вычурность. Во многих
сооружениях, строительство которых продолжалось
десятки лет вообще невозможно установить
границу, разделяющую готику от более
поздних стилей.
Сюда может быть отнесен самый грандиозный
собор католического мира в
Кельне, собор в Умли, а также ряд замковых
дворцовых сооружений. Интерьеры церквей
украшены скульптурой, фресками, реже
витражами, алтарями и станковой живописью.
Церкви выполняли
функции музея наряду с отправлением
культовых моментов. В целом достижения
архитектуры Северного Возрождения менее
самобытны, чем достижения живописи. То
же можно сказать и о скульптуре.
Интересна и музыка времен Северного Возрождения.
К 16 веку существовал богатый фольклор
(вокальный). Музыка звучала в Германии
повсеместно: на гуляниях, на светских
мероприятиях и в военном лагере. Крест.
война и реформация вызвали новый подъем
песенного народного творчества. Есть
немало выразительных лютеранских гимнов,
авторство которых неизвестно. Хоровое
пение стало неотъемлемой формой лютеранского
богослужения. Протестантский хорал оказал
влияние на позднейшее развитие всей Европейской
музыки, но в первую очередь, на музыкальность
самих немцев, которые и сегодня музыкальное
образование считают не менее важным,
чем естественно научное.
Европейская культура Нового Времени.
1. Наука и
техника как факторы
2. Культурные идеалы и образцы просвещения.
3. Основные характеристики
и проблемы техногенной
1. К настоящему времени относится 17-19 века. Каждое столетие эпохи в культурном плане представляет собственное культурологическое течение и художественно-эстетические системы. Однако в плане цивилизации развития это время единого процесса становления индустриально-технологического сообщества прогрессивного типа.
Материальным базисом этого процесса стало развитие капитализма, который ориентирован на постоянные новации, свободную конкуренцию, частную инициативу. Эти ориентации противоречат самому духу традиционализма, что и приводило к разрушению его устоев. Получив название модернизации, этот процесс радикального преобразования выявился через следующие культурные характеристики: урбанизация,
………ция, демократизация политических структур, становление гражданского общества и правового государства, невероятно быстрый рост знаний о природе и обществе. Решающую преобразовательную роль сыграли наука и техника.
Наука Нового Времени
была вызвана к жизни социальными
потребностями поиска естественной
гармонии и порядка бытия. Предпосылками
ее выступили …. натур. философия (учения Галилея и Коперника)
и ремесленная практика.
Характер определили тезисы о том, что
наука должна приносить практическую
пользу и строиться на основании опыта
(эксперимента), а не схоластических рассуждений.
Временем утверждения рационализма и
научной революции стало 17 столетие, названное
«Веком Гениев».
Научная революция
началась в математике и механике
(Лейбниц, Декарт,
Ньютон), объединив два вида точного знания:
аксиоматич.-дедуктивное и экспериментальное.
Исходя из установки, что человек с помощью своего разума может объяснить
природу вещей и установить господство
над природой философы и естествоиспытатели
утвердили первую научную познавательную
модель мира – механистическую. Становление
науки завершило формирование рационализма
как главной доменанты культуры и обеспечило
идейную опору технопрактиз.
Рационализм был совместим с христианской
религией и учение о разумности сотворенного
Богом мира. Научные изыскания обретают
большую самостоятельность, опираясь
на обоснование точных наук. Формально-логич.
методы доказат. В 19 веке утв. статистич.
познавательная модель мира, связанная
с работами Дарвина, Спенсера, Максвелла.
Она помогает окончательному утверждению
научного мировоззрения в корне отличного
от религиозного. В 20 веке как обобщение
предыдущих моделей и одновременно их
преодоление утверждается системная познавательная
модель мира с принципами целе….. и оптимизации.
За 3 века наука стала особым социальным
институтом и необходимым условием нормального
функционирования и развития всей системы
общественного производства.
Как главная специализированная форма культуры, ориентированная на познание, наука Нового Времени приобретает статус высшей ценности. В европейском сознании начинает доминировать сц…..изм (абсолютизация …тивной роли науки, как средства изменения мира).
Органической
частью культуры во все эпохи выступала
техника, обеспечивая взаимодействие
между обществом и природой. Вплоть
до Нового
Времени техника имела инструментальный
характер, была связана с использованием
ручных орудий, технологический процесс при этом зависел
от способности человека к приемственности,
от его творчества и новаторства.
Появление мануфактур, где разделение
труда вело к упразднению отдельных производственных
операций создало предпосылки для механизации,
создания технических средств, их исполнения.
Наука Нового Времени накапливала естественно-научные
знания и исходила из принципиальной убежденности,
механизируемости производства. Итогом
стал промышленный переворот: переход
от инструментальной к машинной стадии
производства, что и помогло европейскому
Западу стать на путь сравнительно быстрого
самоподдерживающегося экономического
роста. Машинный, затем автоматизированный
труд и появление новых информационных
систем характеризует этапы истории техники
Нового Времени. Промышленный переворот,
повлекший социальные преобразования
выразился в резком усилении влияния техники
на формы поведения, образ жизни и мысли
человека. В технике стали видеть средство
решения общественных проблем. На смену
искусству обучения и воспитания пришла
техника формиров. мировоззрения. Природе
ста… механическим объедин. полезных
вещей и свойств. а человек начинает восприниматься
как совокупность знаний, усилий, навыков.
Принципиально новой социокульт. ситуацией
выступает технократизм – власть технических
специалистов, инженерной и научной интеллигенции,
основанная на вере в высшую миссию установления
техно-совершенного бытия, внедрение научных
достижений в жизнь общества, создание
технотронного рая.