Культорология,как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, реферат

Описание

. Возрастание в 20 веке роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории.

Содержание

1. Введение в культурологию.
1. Понятие культуры. Взаимосвязь культуры, природы и человека.
2. Этапы становления культурологии. Структура.
3. Предмет, цели, задачи, методы культурологии.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 414.50 Кб (Скачать документ)

Пятью столпами (основные элементы) являются: вера в  единственность 
Аллаха; почитание пророка Мухаммеда; молитва; пост; паломничество в Мекку. 
Единственность Аллаха, его вечное существование позволяют сравнивать его не с христианским богом, а с иудейским. Коран запрещает поклонение ангелам и пророкам, кроме Мухаммеда. Обычай молиться Мухаммеду, заимствован у иудеев. 
Мусульмане молятся в течение суток 5 раз. Перед молитвой обязательно совершается омовение. Для этого достаточно прикосновения к воде, песку, земле и пыли с одежды. Пост мусульмане соблюдают в течение месяца рамадан и заключен он в том, что есть и пить разрешено только ночью, после захода солнца. Милостыня для мусульман означает в первую очередь уплату налога казне.

Мекка была местом паломничества для арабов еще  до ислама. Ислам характеризует идея жесткого предопределения, что сближает его с протестантизмом. Экономическая  деятельность человека также оценивается с точки зрения морали. Ислам не осуждает богатство. Характерная черта ислама в том, что главным путем к благосостоянию он считает не созидательный труд и не создание материальных ценностей, а расширение контролируемых территорий путем захвата. Основной политической идеей ислама является создание халифата – мощной целостной империи.

Халифом может  стать авторитетный мусульманин  из рода курейшитов, т.е. потомок пророка  Мухаммеда. Между общиной и халифом  заключается договор, который является основой государственного строя. Теоретически халиф не пользуется никакими привилегиями. Он следит за соблюдением законов, и сам подчинен нормам мусульманского права.

Таким образом, существенной чертой исламского общественного  устройства является то, что хотя глава государства выбирается большинством мусульманского населения исполняет он не его волю, а незыблемые законы шариата. Исламскую цивилизацию, по мнению Тойнби, можно отнести к цивилизациям задержанным, т.е. зафиксированным в определенном состоянии. 
Секрет долгожительства этой цивилизации Тойнби объясняет тем, что иерархия и механизм управления обществом были отделены от носителей власти, не только от родовой аристократии, но и от мусульман вообще.

Военная и управленческая иерархии состоят из маммонов – янычар, воспитанных и обученных детей убитых врагов и рабов. Так, на дипломатической службе после падения Византии в Османской империи стояли образованные православные аристократы и священники. Их продвижение по иерархической лестнице было неограниченно, но подконтрольно. Смерть могла угрожать за любой проступок. Положение завоевателей, оставалось незыблемым, и не было связано ни с какой службой. Крах этой цивилизации Тойнби связывает с привлечением к государственной службе свободных мусульман.

Распространение ислама сопровождалось резким культурным подъемом в странах этого региона. Прежде всего, это коснулось развития исторического жанра и литературы. Если в Западноевропейской историографии  единая хронология формировалась, начиная  с 11 века, то исламские историки, датируют события и располагают их в хронологическом порядке, уже с 8 века.

Кочевое прошлое  арабов сказалось и на мусульманской  культуре. Она не стала городской  в смысле дискретности восприятия пр-ва, где она вне города воспринималась как пустота. Весь природный ландшафт для кочевника представляет самостоятельную ценность. При распространении ислама вся территория, начиная с Мекки,, приобрела непрерывную религиозную значимость. 
Мусульманские храмы, где бы они не находились, ориентировались на Мекку. В этом смысле все пространство мира для мусульманина организовано вокруг единого религиозного центра. Понятие природы, как среды чуждой для человека в исламе не существует. Все пространство являлось сферой человеческой деятельности. Такое восприятие пространства обуславливает активное освоение всех завоеваний мусульманских земель. Вся территория империи покрылась сетью дорог, соединяющих города с промежуточными селениями. Каждый город был очередным рубежом распространения веры и цивилизации.

Иррационализм мусульманского бога влечет за собой и неопределенность его внешнего облика. Причем иррационализм ислама настолько последователен, что существует поговорка: «Не думай, есть тот, кто уже подумал». В этих целях любое изображение божества воспринималось бы как покушение на религию. Значение религиозного изображения преобразует священный текст, его каллиграфическое воплощение.

Не менее святотатственным представляется мусульманам изображение  людей и животных, т.к. это напоминает процесс сотворения, который доступен только богу.

Графическое изображение  слова по мусульманским представлениям является как бы стадией воплощения божества вслед за идеями разума и  словом, звучанием.

Арабская вязь не просто образец каллиграфии и  эстетического письма, она становится существенной частью образной системы ислама. Само письмо арабы сравнивают с драгоценностями и цветами, чернила – с духами. В поэзии красота тела сравнивается с линиями букв. Иррациональность не только не допускает изображение бога, но и значительно увеличивает сакральный смысл его реальных воплощений. Мир оказывается символом бога, а мечеть – моделью и символом мира как бога.

Тип мусульманского храма, колонная мечеть, сложился в 7 веке. Основные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманского понятия о красоте: «джамал» – божественная, совершенная  красота (купол мечети); «джалал» –  божественное величие (минарет); «сифат» 
– божественное имя (изречения из Корана на внешних поверхностях мечети).

1. Истоки, этапы  и характер Древнегреческой культуры.

2. Зарождение  рац-ти. Древнегреческая философия  и наука.

Термин античность (от латинского «древний») со времени возрождения закрепился за древнегреческой и древнеримской цивилизациями в значении их фундаментальной роли в становлении культуры. У истоков греческой культуры стояли цивилизации острова Крит и города Микены в материковой Греции, расцвет которых приходится на период с 20 по 13 век до н.э. Это была близкая к восточному типу «дворцовая» культура с централизованной системой управления, наличием жреческого сословия, бюрократии. К концу 13 века в силу внутренних конфликтов, природных катаклизмов и нашествия массы племен происходило крушение государственной системы Крита и Микен и их окончательная гибель в 12 веке.

Следующий этап (11-9 века до н.э.) назван гомеровским, т.к. основным источником информации о культуре этого времени являются «Илиада» и 
«Одиссея». Для указанной эпохи характерны общий застой и культурный упадок, утрата обществом письменной и профессиональной традиции, разрушение старой религиозности. Но, переселившиеся северо-балканские народы (дорийцы) обладали железным оружием. Они начали железный век, заложили предпосылки великого подъема Древней Греции. 11-9 века до н.э. стали временем борьбы родовой знати этих народов за славу, доблесть, богатство. Достижение этих целей было рагламентировано «героическим кодексом» и ….

Дух культуры выявлялся через состязательность (агональность - от имени божества состязания Агона), которая закрепилась в качестве принципа греческого культуротворчества. Так начинается развитие индивидуальных норм культуры и соответствующего им самосознания. Оно закрепляется формированием мира новых богов, в котором люди в своей любви к славе могут стать героями и подняться на божественный уровень. При этом самый тяжелый грех – превышение границ меры, что может нарушить божественную гармонию мира.

Последующая эпоха  стала временем экономического подъема и интенсивного духовного творческого поиска. Греки проводят внутреннюю и внешнюю колонизацию. Их выход на побережье Средиземного, Черного и Мраморного морей утверждает открытость в характере греческой культуры и способность к заимствованию культурных традиций иных народов. Происходит окончательное разложение родовой общины, формируется этнический полис – город – государство, который можно определить как форму человеческого общежития, где община свободных граждан выступает собственником средств производства и политического организма. В материальном производстве закрепляется труд раба. Раздробленная в политическом отношении Греция в эту же эпоху объединяется со знанием духовного единства и утверждает охватывающее весь греческий мир понятие «Эллада». Зримым выражением единства служат греческие святилища и единый пантеон греческих богов-олимпийцев, возглавляемый 
Зевсом. Антропоморфные олимпийские боги поддерживают установленный космический и социальный порядок, покровительствуют всем видам деятельности людей. Игры (Олимпийские) в честь некоторых богов выступают важным фактором культурного развития. Полисная жизнь укоренена в священном, божественном законе, реализуемом через закон общественный. Последний, выступает как безличная правовая норма, равнообязательная для всех. Равное положение граждан перед законом ограничивает состязательную культуру и ставит в позицию принудительного социального творчества. Важную роль в этом переходе сыграли социально-политические и экономические реформы афинского политического деятеля и поэта Солона. Их содержание определялось интересами афинского демоса.

Эпоха классики (5-4 века до н.э.) – взлет греческого гения, его полное и завершенное  выявление во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке. Она была подготовлена складыванием системы рабовладения, полным развитием полисной демократии, накоплением гражданского самосознания, преимуществом закона перед деспотизмом. Классика формирует представление о – человеке, как самостоятельной личности. 
Подтверждение – общественная жизнь Афин в пору правления Перикла. 
Складывается общественный идеал полноценного гражданина полиса – личности сильной, энергичной, полной достоинства. Культура предстает как целостная интегрированная система, где все подчинено задаче утверждения общезначимых ценностей. Общественная связь регулируется законом, который приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению.

С 4 века до н.э. начинается полоса кризиса античного полиса, что повлекло …….

Новым рубежом  в истории Греции становится поход  на Восток Александра 
Македонского, результатом которого стало создание огромной мировой империи; начинается эпоха Эллинизма – распространения греческой культуры на всей территории державы и ее соединение с восточными элементами, что особенно проявилось в специфике духовной жизни и художественных формах. Утвердилась единая эллинистическая культура, сохранившаяся и после распада империи на ряд царств.

После завоевания эллинистической Греции Древним  Римом, формы эллинистической культуры были восприняты и продолжили существование. 
Сущность культуры Древней Греции сформировалась в эпоху классики и выявилась через определенные черты. Важнейшие из них:

1. ……

Момента кульминации  это единение достигло в эпоху  классики, когда все проявления личного смогли смоделироваться и выявиться только через общие……

2. Греческую  культуру отличал специфический  античный космизм.

Греческий космос выступает абсолютным божеством  и противостоит хаосу упорядоченностью и красотой. Одновременно он предстает как чувств-й, разумный,, одушевленный и, хотя, только богам доступны законы природы, человеку также дан шанс вмешиваться в космические дела, поскольку космическая гармония, симметрия и мера воплощены в человеческом теле и это делает доступным для человека космический ритм.

3. Антропоцентризм  как постоянное соотношение космоса  с человеком, природных объектов  с человеческим телом, такой  подход утвердил культ человеческого  тела, как мерила всех форм  художественной культуры, настрой  греков на любовь к земной жизни, ее неоспоримым преимуществом над смертью.

Специфику культуры античной Греции выявляли также такие  черты, как состязательность во всех сферах жизни; праздничность, оформленная  в красочные и зрелищные формы, установка на созерцание природы, красоты и гармонии.

Таким образом, эмоционально-эстетическое восприятие мира древними греками сочеталось с  различным подходом к нему. Такой  подход и понимание мира формировали  новый тип культуры с активно  преобразующей внешней функцией. Это нашло отражение во всех основных, культурных формах: мифе, религии, философии, науке, художественном творчестве.

2. Духовная эволюция  древнегреческого мира определяется  постоянным нарастание гуманизма,  интересом к человеку и становлением  рационального по характеру философского мышления. Переход от религии к философии обнаружился в пору архаического мировидения и был обусловлен совокупностью социальных и природно-биологических факторов. При этом следует выделить:

. политическую  свободу слова, как внешнюю  форму свободы мысли;

. разрыв с  традиционной религиозностью и  высвобождение на этой основе  познавательного интереса;

. отсутствие  …….

. возникновение  греческого буквенного письма;

. высокий авторитет  духовно-интеллектуальной деятельности  и распространение на эту сферу ориентации на первенство и успех; идеал бескорыстного созерцания и установку на поиск истины; природную одаренность греков, обеспечивающую высокий уровень и художественно-образного и аналитического мышления.

…………………

8. Культура Древнего  Рима.

1. Социальная история и характерные черты Древнеримского общества.

2. Религия. Право  и наука Древнего Рима.

3. Возникновение  христианства как синтез позднеантичной  и иудейской традиции.

1. Древний Рим  замкнул античную культуру, завершив  ее развитие. Его собственная  история охватывает период с 8 века до н.э. по 5 век н.э. В отличие от Греции, население Древней Италии, состояло из нескольких разноязычных народов. Лишь применительно к 1 веку до н.э. можно с полным основанием говорить о единой итальянской народности римлян и о едином латинском языке, вытеснившем все прочие. Основу собственно римской культуры составляла культура латинов, сохранившая самобытные черты на разных этапах исторического развития и впитывавшая элементы других культур.

Римская культурная самобытность часто отрицается учеными из-за попыток римлян подражать недосягаемым образцам греческой классики и постоянных заимствований. При этом не учитывается момент базисного сходства двух цивилизаций. Древнегреческая и древнеримская культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины, что предопределило схожую школу ценностей, норм культуротворчества и создало условия для взаимовлияния. Но сходство не означает тождество. В самих основах культуру Древних Римлян отличало иное ощущение жизни. Римлянам, было чуждо понятие генетической связи людей и богов, и в религиозном чувстве доминировали утилитарно- рассудочные отношения. Вся сложная система римской обрядности была подчинена единой цели, гарантировать неизменно благоприятную реакцию богов. Это отношение исключало любые личные эмоции.

Информация о работе Культорология,как наука