Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, реферат
. Возрастание в 20 веке роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории.
1. Введение в культурологию.
1. Понятие культуры. Взаимосвязь культуры, природы и человека.
2. Этапы становления культурологии. Структура.
3. Предмет, цели, задачи, методы культурологии.
Пятью столпами
(основные элементы) являются: вера в
единственность
Аллаха; почитание пророка Мухаммеда;
молитва; пост; паломничество в Мекку.
Единственность Аллаха, его вечное существование
позволяют сравнивать его не с христианским
богом, а с иудейским. Коран запрещает
поклонение ангелам и пророкам, кроме
Мухаммеда. Обычай молиться Мухаммеду,
заимствован у иудеев.
Мусульмане молятся в течение суток 5 раз.
Перед молитвой обязательно совершается
омовение. Для этого достаточно прикосновения
к воде, песку, земле и пыли с одежды. Пост
мусульмане соблюдают в течение месяца
рамадан и заключен он в том, что есть и
пить разрешено только ночью, после захода
солнца. Милостыня для мусульман означает
в первую очередь уплату налога казне.
Мекка была местом паломничества для арабов еще до ислама. Ислам характеризует идея жесткого предопределения, что сближает его с протестантизмом. Экономическая деятельность человека также оценивается с точки зрения морали. Ислам не осуждает богатство. Характерная черта ислама в том, что главным путем к благосостоянию он считает не созидательный труд и не создание материальных ценностей, а расширение контролируемых территорий путем захвата. Основной политической идеей ислама является создание халифата – мощной целостной империи.
Халифом может стать авторитетный мусульманин из рода курейшитов, т.е. потомок пророка Мухаммеда. Между общиной и халифом заключается договор, который является основой государственного строя. Теоретически халиф не пользуется никакими привилегиями. Он следит за соблюдением законов, и сам подчинен нормам мусульманского права.
Таким образом,
существенной чертой исламского общественного
устройства является то, что хотя глава государства
выбирается большинством мусульманского
населения исполняет он не его волю, а
незыблемые законы шариата. Исламскую
цивилизацию, по мнению Тойнби, можно отнести
к цивилизациям задержанным, т.е. зафиксированным
в определенном состоянии.
Секрет долгожительства этой цивилизации
Тойнби объясняет тем, что иерархия и механизм
управления обществом были отделены от
носителей власти, не только от родовой
аристократии, но и от мусульман вообще.
Военная и управленческая иерархии состоят из маммонов – янычар, воспитанных и обученных детей убитых врагов и рабов. Так, на дипломатической службе после падения Византии в Османской империи стояли образованные православные аристократы и священники. Их продвижение по иерархической лестнице было неограниченно, но подконтрольно. Смерть могла угрожать за любой проступок. Положение завоевателей, оставалось незыблемым, и не было связано ни с какой службой. Крах этой цивилизации Тойнби связывает с привлечением к государственной службе свободных мусульман.
Распространение
ислама сопровождалось резким культурным
подъемом в странах этого региона.
Прежде всего, это коснулось развития
исторического жанра и
Кочевое прошлое
арабов сказалось и на мусульманской
культуре. Она не стала городской
в смысле дискретности восприятия пр-ва,
где она вне города воспринималась
как пустота. Весь природный ландшафт
для кочевника представляет самостоятельную
ценность. При распространении ислама
вся территория, начиная с Мекки,, приобрела
непрерывную религиозную значимость.
Мусульманские храмы, где бы они не находились,
ориентировались на Мекку. В этом смысле
все пространство мира для мусульманина
организовано вокруг единого религиозного
центра. Понятие природы, как среды чуждой
для человека в исламе не существует. Все
пространство являлось сферой человеческой
деятельности. Такое восприятие пространства
обуславливает активное освоение всех
завоеваний мусульманских земель. Вся
территория империи покрылась сетью дорог,
соединяющих города с промежуточными
селениями. Каждый город был очередным
рубежом распространения веры и цивилизации.
Иррационализм мусульманского бога влечет за собой и неопределенность его внешнего облика. Причем иррационализм ислама настолько последователен, что существует поговорка: «Не думай, есть тот, кто уже подумал». В этих целях любое изображение божества воспринималось бы как покушение на религию. Значение религиозного изображения преобразует священный текст, его каллиграфическое воплощение.
Не менее святотатственным представляется мусульманам изображение людей и животных, т.к. это напоминает процесс сотворения, который доступен только богу.
Графическое изображение слова по мусульманским представлениям является как бы стадией воплощения божества вслед за идеями разума и словом, звучанием.
Арабская вязь не просто образец каллиграфии и эстетического письма, она становится существенной частью образной системы ислама. Само письмо арабы сравнивают с драгоценностями и цветами, чернила – с духами. В поэзии красота тела сравнивается с линиями букв. Иррациональность не только не допускает изображение бога, но и значительно увеличивает сакральный смысл его реальных воплощений. Мир оказывается символом бога, а мечеть – моделью и символом мира как бога.
Тип мусульманского
храма, колонная мечеть, сложился в 7 веке.
Основные архитектурные элементы мечети
послужили основой для
– божественное имя (изречения из Корана
на внешних поверхностях мечети).
1. Истоки, этапы
и характер Древнегреческой
2. Зарождение рац-ти. Древнегреческая философия и наука.
Термин античность (от латинского «древний») со времени возрождения закрепился за древнегреческой и древнеримской цивилизациями в значении их фундаментальной роли в становлении культуры. У истоков греческой культуры стояли цивилизации острова Крит и города Микены в материковой Греции, расцвет которых приходится на период с 20 по 13 век до н.э. Это была близкая к восточному типу «дворцовая» культура с централизованной системой управления, наличием жреческого сословия, бюрократии. К концу 13 века в силу внутренних конфликтов, природных катаклизмов и нашествия массы племен происходило крушение государственной системы Крита и Микен и их окончательная гибель в 12 веке.
Следующий этап
(11-9 века до н.э.) назван гомеровским, т.к.
основным источником информации о культуре
этого времени являются «Илиада»
и
«Одиссея». Для указанной эпохи характерны
общий застой и культурный упадок, утрата
обществом письменной и профессиональной
традиции, разрушение старой религиозности.
Но, переселившиеся северо-балканские
народы (дорийцы) обладали железным оружием.
Они начали железный век, заложили предпосылки
великого подъема Древней Греции. 11-9 века
до н.э. стали временем борьбы родовой
знати этих народов за славу, доблесть,
богатство. Достижение этих целей было
рагламентировано «героическим кодексом»
и ….
Дух культуры выявлялся через состязательность (агональность - от имени божества состязания Агона), которая закрепилась в качестве принципа греческого культуротворчества. Так начинается развитие индивидуальных норм культуры и соответствующего им самосознания. Оно закрепляется формированием мира новых богов, в котором люди в своей любви к славе могут стать героями и подняться на божественный уровень. При этом самый тяжелый грех – превышение границ меры, что может нарушить божественную гармонию мира.
Последующая эпоха
стала временем экономического подъема и
интенсивного духовного творческого поиска.
Греки проводят внутреннюю и внешнюю колонизацию.
Их выход на побережье Средиземного, Черного
и Мраморного морей утверждает открытость
в характере греческой культуры и способность
к заимствованию культурных традиций
иных народов. Происходит окончательное
разложение родовой общины, формируется
этнический полис – город – государство,
который можно определить как форму человеческого
общежития, где община свободных граждан
выступает собственником средств производства
и политического организма. В материальном
производстве закрепляется труд раба.
Раздробленная в политическом отношении
Греция в эту же эпоху объединяется со
знанием духовного единства и утверждает
охватывающее весь греческий мир понятие
«Эллада». Зримым выражением единства
служат греческие святилища и единый пантеон
греческих богов-олимпийцев, возглавляемый
Зевсом. Антропоморфные олимпийские боги
поддерживают установленный космический
и социальный порядок, покровительствуют
всем видам деятельности людей. Игры (Олимпийские)
в честь некоторых богов выступают важным
фактором культурного развития. Полисная
жизнь укоренена в священном, божественном
законе, реализуемом через закон общественный.
Последний, выступает как безличная правовая
норма, равнообязательная для всех. Равное
положение граждан перед законом ограничивает
состязательную культуру и ставит в позицию
принудительного социального творчества.
Важную роль в этом переходе сыграли социально-политические
и экономические реформы афинского политического
деятеля и поэта Солона. Их содержание
определялось интересами афинского демоса.
Эпоха классики
(5-4 века до н.э.) – взлет греческого
гения, его полное и завершенное
выявление во всех областях культуры:
искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке. Она была
подготовлена складыванием системы рабовладения,
полным развитием полисной демократии,
накоплением гражданского самосознания,
преимуществом закона перед деспотизмом.
Классика формирует представление о –
человеке, как самостоятельной личности.
Подтверждение – общественная жизнь Афин
в пору правления Перикла.
Складывается общественный идеал полноценного
гражданина полиса – личности сильной,
энергичной, полной достоинства. Культура
предстает как целостная интегрированная
система, где все подчинено задаче утверждения
общезначимых ценностей. Общественная
связь регулируется законом, который приобретает
характер рациональной правовой идеи,
подлежащей обсуждению.
С 4 века до н.э. начинается полоса кризиса античного полиса, что повлекло …….
Новым рубежом
в истории Греции становится поход
на Восток Александра
Македонского, результатом которого стало
создание огромной мировой империи; начинается
эпоха Эллинизма – распространения греческой
культуры на всей территории державы и
ее соединение с восточными элементами, что
особенно проявилось в специфике духовной
жизни и художественных формах. Утвердилась
единая эллинистическая культура, сохранившаяся
и после распада империи на ряд царств.
После завоевания
эллинистической Греции Древним
Римом, формы эллинистической культуры
были восприняты и продолжили существование.
Сущность культуры Древней Греции сформировалась
в эпоху классики и выявилась через определенные
черты. Важнейшие из них:
1. ……
Момента кульминации это единение достигло в эпоху классики, когда все проявления личного смогли смоделироваться и выявиться только через общие……
2. Греческую
культуру отличал
Греческий космос выступает абсолютным божеством и противостоит хаосу упорядоченностью и красотой. Одновременно он предстает как чувств-й, разумный,, одушевленный и, хотя, только богам доступны законы природы, человеку также дан шанс вмешиваться в космические дела, поскольку космическая гармония, симметрия и мера воплощены в человеческом теле и это делает доступным для человека космический ритм.
3. Антропоцентризм
как постоянное соотношение
Специфику культуры античной Греции выявляли также такие черты, как состязательность во всех сферах жизни; праздничность, оформленная в красочные и зрелищные формы, установка на созерцание природы, красоты и гармонии.
Таким образом,
эмоционально-эстетическое восприятие
мира древними греками сочеталось с
различным подходом к нему. Такой
подход и понимание мира формировали
новый тип культуры с активно
преобразующей внешней
2. Духовная эволюция
древнегреческого мира
. политическую свободу слова, как внешнюю форму свободы мысли;
. разрыв с традиционной религиозностью и высвобождение на этой основе познавательного интереса;
. отсутствие …….
. возникновение греческого буквенного письма;
. высокий авторитет
духовно-интеллектуальной
…………………
8. Культура Древнего Рима.
1. Социальная история и характерные черты Древнеримского общества.
2. Религия. Право и наука Древнего Рима.
3. Возникновение
христианства как синтез
1. Древний Рим замкнул античную культуру, завершив ее развитие. Его собственная история охватывает период с 8 века до н.э. по 5 век н.э. В отличие от Греции, население Древней Италии, состояло из нескольких разноязычных народов. Лишь применительно к 1 веку до н.э. можно с полным основанием говорить о единой итальянской народности римлян и о едином латинском языке, вытеснившем все прочие. Основу собственно римской культуры составляла культура латинов, сохранившая самобытные черты на разных этапах исторического развития и впитывавшая элементы других культур.
Римская культурная самобытность часто отрицается учеными из-за попыток римлян подражать недосягаемым образцам греческой классики и постоянных заимствований. При этом не учитывается момент базисного сходства двух цивилизаций. Древнегреческая и древнеримская культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины, что предопределило схожую школу ценностей, норм культуротворчества и создало условия для взаимовлияния. Но сходство не означает тождество. В самих основах культуру Древних Римлян отличало иное ощущение жизни. Римлянам, было чуждо понятие генетической связи людей и богов, и в религиозном чувстве доминировали утилитарно- рассудочные отношения. Вся сложная система римской обрядности была подчинена единой цели, гарантировать неизменно благоприятную реакцию богов. Это отношение исключало любые личные эмоции.