Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, реферат
. Возрастание в 20 веке роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории.
1. Введение в культурологию.
1. Понятие культуры. Взаимосвязь культуры, природы и человека.
2. Этапы становления культурологии. Структура.
3. Предмет, цели, задачи, методы культурологии.
Человек формирует
систему антропоморфных богов, но зооморфизм
устойчиво присутствует в религиозных
представлениях ряда культур.
Официальные пантеоны отражают сложившийся
общественный порядок, при этом главную
роль играют боги природы, определяющие
хозяйственные циклы аграрного воспроизводства.
Ранние цивилизации
представляли тип аграрной культуры,
обращенной в прошлое и связанной с настоящим.
Все представление о будущем сводится
к ожиданию урожая, благоприятного сезона
и т.д. Время в таких культурах не имеет
протяженности, оно циклично. Смыслы реальности
не постигаются, формы культуры еще, в
основном, отражательны. Историки первыми
утверждали новый социально-культурный
порядок древневосточных цивилизаций.
Безотносительно к географическому признаку
понятие «Восток» определяется как культурно-
цивилизационный комплекс, для которого
характерны коллективизм и тоталитаризм.
К древневосточным относятся культуры:
Месопотамской,
Египетской, Индийской, Иранской ранних
цивилизаций. Возникновение здесь государственности
было связано с решением масштабной задачи
– налаживанием оросительного земледелия.
Из-за их расположения в долинах великих рек и зависимости общекультурного комплекса от водной стихии эти цивилизации названы речными.
Государственность Древнего Востока обозначают термином «деспотия», под которым понимают тип неограниченной монархии, где все члены общества в равной мере бесправны в отношении к властелину. Взаимоотношения между подданными регулируются определенным правопорядком. В реальной истории абсолютизму деспота противостояли …… Такой тип государственности родился из потребности объединения большого количества людских общин в единое целое для решения единой хозяйственной задачи. По времени это объединение происходило раньше, чем человек начал обнаруживать ростки внешних проявлений свободы.
В основу древневосточного
государства лег идеал
Древневосточные властители наследовали некоторые функции царя-жреца более других времен. Они выступают как посредники между божественной природой и государством, их власть – земное воплощение божественного могущества и поэтому не только светская, но и магическая. Но наличие мощного деспотического государства было условием выживания и получило смысловое оправдание в культуре и мироощущении человека.
8. Классические культуры Востока.
1. Религиозно-философские
основы древнеиндийской
2. Совмещение
человечности и государственнос
3. Особенности арабо-мусульманской культуры.
Принятой Ясперсом
типологии культур Древне-
Китайской цивилизации представлен послеосевой
тип. В них очень сильно проявился рефлексирующий
элемент, выявивший Восточную мудрость.
Она предстала как многоликий комплекс
идей, где истинно философское мышление
выливалось через суть религиозного поиска
истины. Особенно отчетливо это зафиксировала
Древне-Индийская культурная традиция.
Первые центры культуры в Индии существовали
уже в 3 и 2 тысячелетиях до н.э. Открытая
в 20 веке индская цивилизация была самой
большой из культур того времени и очевидно
ее сходство с цивилизацией Древнего Египта
и Двуречья.
В первой половине 2 тысячелетия до н.э. в Индию проникли арийцы со своей системой верований, которая впоследствии была зафиксирована в письменных источниках в Великом собрании текстов священных гимнов и жертвенных ф-л – «Ведах» (Знание).Среди этих текстов особо по своему значению выделяется «Ригведа» – древнейший памятник философского и религиозного смыслов.
Ведийская мифология
относила к разряду высших 33 бога.
Главным принципом ее видения
мира было обожествление природы
как целого и отдельного явления
природной и социальной жизни. С
Ведических Времен в
Индии сложилась система замкнутых
каст из отдельных маленьких групп. Она
выступила как детально разработанный
свод правил в отношении социальной группы,
строго регламентирующей нормы поведения
и взаимоотношений каждого человека.
Основы кастового
строя, его иерархия и существование деспотического
гос-ва были закреплены в индийской религии
в 1 тысячелетии до н.э.
Ведический период религий Древней Индии
сменился брахманским. Утвержден верховный
бог – Брахма. Из разных частей тела которого
и произошли касты брахманов (жрецов),
кшатриев (благородных воинов), вайшьев
(торговцев), шудров (слуг). Древняя брахманская
религия развивалась в направлении от
жертвоприношения к знанию. Появляются
философские и богословские сочинения
по проблемам жизни и смерти, истинной
реальности, а также истинной сущности
человека.
Как плод мысли различных эпох и школ возникло религиозно-философское сочинение («Унанишады»). В нем представлена первая попытка дать ответ на вопрос «как научиться жить?» При этом всячески подчеркивалась сосредоточение на высшей реальности.
Постепенно брахманская
религия превратилась в индуизм,
выступивший учением о любви
и почитании, религией успокоения человека
в едином теоретическом обосновании
кастового порядка. В этом превращении
значительную роль сыграли борьба старой брахманской религии
с буддизмом и джайнизмом и Древнеиндийским
эпосом. Великую эпическую поэму «Бхагават
Гита» называют новым заветом индуизма.
Тексты индийского эпоса сформировали
модель понимания основных философских
идей на примерах. Большую часть этой поэмы
составляют рассуждения Кришны о смерти,
реальности, долге, действии и высшем понимании,
Индуизм признает авторитет ведической
мифологии и сохраняет многочисленные
магические приемы, на основе которых
возникли священные заклинания.
В то же время в индуизме устанавливается
строгая иерархия богов: триединство главных
божеств – Брахмы (создатель и правитель
мира), Вишну
(охранитель), Шивы (разрушитель). Как совокупность
религиозных форм и философских взглядов
индуизм стал духовной основой Древнеиндийской
культуры, ее миросозерцания.
В Древнеиндийском миросозерцании присутствует особая безличная реальность. Человек выступает частью никогда не прекращающегося цикла бытия и смерти (Сан Сара), постоянного перерождения души, потока перемен всего существующего. Это колесо времени есть тюрьма, где страдания и боль являются нормой и из которой можно бежать лишь по прошествии длительного времени и накопления кармы. Карма – закон Вселенной, подразумевающий перемещение души. Она же означает действие или поступок, закон возмездия и воздаяния за соответствующее поведение. Только через конечную реализацию своей истинной природы человек может избежать бесконечного цикла рождения и смертей, разорвать колеса Сан Сары и достичь мокши (нирваны). Мокша означает подлинное духовное пробуждение или истинное просветление. Она же означает обретение состояния покоя и блаженства, слияние с высшей реальностью.
Религиозно-философские
учения Древней Индии, и в первую
очередь индуизм, строятся на представлениях
о мире, как упорядоченном целом.
Всеобщий и Вечный порядок, удерживающий
Вселенную, называется дхарма – это значит,
истина утверждения. Она охватывает все
и всех и может означать принцип существования.
Этот великий мировой закон бытия в человеческом
мире проявляется через дифференцированный
кастовый закон. Кастовый строй укоренен
в Вечном порядке вещей и смысл поддержания
его разграничений заключен именно в сохранении
вечного мирового порядка.
Восточная мудрость
учит, что человек может получать
чувственные наслаждения и
Таким образом,
Древневосточная мысль
Древнеиндийская культура стремиться
заглянуть внутрь. Наиболее отчетливо
личностный пафос религиозно- духовной
культуры выразил буддизм.
Это учение возникло
в 6 веке до н.э. Основателем является
принц
Гаутама, получивший впоследствии имя
Будды (Просветленный). Избегая ритуалов
и элитарности ведической философии, отрицая
кастовый строй, буддизм сохраняет основные темы ведической культуры,
признает перерождение и карму, но при
этом выделяет особую роль человека в
иерархии живых существ и вопрос очеловечивания
жизненном пути и избавление от страданий.
Прежде всего, буддизм утверждает истину,
что все существование наполнено страданием,
а страдание вызывается желанием. Освобождение
от страданий идет через освобождение
от желаний. Дорога к освобождению – это
восьмикратный путь праведных веры, решения
слова, дела, жизни, стремления, воспоминания,
самоуглубления. Этот путь формирует особый
тип культуры, психической деятельности,
главным следствием которой выступает
терпимость, не нанесение вреда окружающему.
Такие культурные ориентации ограничивают
включение личности в мировой порядок.
2. Фундаментальное
отличие китайской культуры – это ее чувство
гармонии, внутренняя согласованность,
язык и постоянство. Жители древнего
Китая создали самобытную культуру. Во
2 тысячелетии до н.э. китайцам были свойственны
культ природы. Китайцы признавали обожествление
царской власти.
Царь был признан сыном неба. Период формирования
культуры Китая относится к
5-2 векам до н.э.
Преемственность
культур данного периода
В Китае были четко выражены элементы феодализма. Это породило сильную тенденцию в древнекитайской религии и философии, ориентироваться на проблемы гибкого управления огромным государством, основанным на мелких частных хозяйствах. Китай рационализировал административное управление, сформировал рациональный тип чиновника-управленца. Государственные чиновники не превратились в замкнутую касту. Именно в Китае утверждена знаменитая экзаменационная система занятия вакантных должностей в государстве. Рационализм как культура управления был неискореним в истории Китая. В середине 1 тысячелетия до н.э. в Китае оформились три главные идеологические направления: конфуцианство, даосизм, буддизм.
Главной задачей
конфуцианства было стремление совместить
государственность и
«отца» и «сыновей». И каждый должен исполнять
положенную ему роль.
Конфуций сформулировал
моральный принцип взаимности. Установление порядка в государстве
начиналось с овладения собой и наведения
порядка в собственной душе. Делая ритуализированный
этикет своим внутренним содержанием
человек обретает жень- человеколюбие,
основой которого выступает семейный
дол, уважение человека, как носителя родовых
связей.
Жень становится всеобщим этическим нормативом.
Доминирование
этического момента определяет специфику
конфуцианской теории государственного
управления. Конфуций провозгласил мораль,
основанную не на личной совести, а
построенную на чувстве стыда и корпоративного
долга. Конфуцианство отстояло человечность
(жень) и относительную автономность общества
перед деспотизмом государственной власти,
но сделала это через опору на традиционные
семейно-клановые связи и безраздельное
подчинение человека своему клановому
долгу. Конфуцианство легло в фундамент
позднейшей китайской цивилизации, определило
социальный порядок, принцип организации
государства и превратило символ всего
«китайского».
Наряду с конфуцианством
в Китае получило развитие учение даоизма.
Основная философская категория даосизма
– это "Дао»: «Дао» – путь единой жизни,
которая пронизывает все сущее, принимая
различные формы и воплощаясь в бесконечной
череде приходящих вещей и состояний.
Определяющим признаком является естественность.
Человек не в силах изменить естественный
порядок вещей, поэтому удел человека
– пассивное созерцание естественного
хода событий и стремление постичь «Дао».
Даосизм утверждает принцип не деяния.
Его смысл заключается в продуманном спокойствии,
при котором возможны только самые необходимые
действия. Чтобы сохранить себя необходимо
сообразовать собственное поведение с
непреложными законами природы. Это этика
невзыскательности, удовлетворения своей
судьбой, отказа от желаний и стремлений.
Китайская культура является философской и светской в широком смысле слова. Здесь уже в древности этико-ритуальные принципы и соответствующие формы поведения были решительно поставлены на первый план. Со временем они заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира. Не мистические ощущения и верования, а ритуалы и церемонии определяли облик этой цивилизации. Человек в Древнекитайской культурной системе стремился к жизни в ее природной полноте и рациональной устроенности.
3. Ислам возник
как идеологическое и организац
Индии в страны Средиземноморья. Объединение
племен и стирание различий между ними,
а также замирание торговых городов и
воинственных бедуинов, живущих за счет
грабежа караванов, произошло благодаря
упразднению культов сотен родовых божеств
и провозглашения единым богом Аллаха.