Культорология,как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, реферат

Описание

. Возрастание в 20 веке роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории.

Содержание

1. Введение в культурологию.
1. Понятие культуры. Взаимосвязь культуры, природы и человека.
2. Этапы становления культурологии. Структура.
3. Предмет, цели, задачи, методы культурологии.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 414.50 Кб (Скачать документ)

1. Важнейшей  функцией культуры является информационно-познавательная.

Потребность в  этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. культура имманентна, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, хранить и систематизировать их Она выступает как социальная и интеллектуальная память человека. Общество настолько интеллектуально, насколько оно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

2. Коммуникативная  функция культуры. Коммуникация  – это процесс обмена информацией  между людьми с помощью знаковых  систем. Человек, как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий (известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками). Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается по 1 яблоку. Когда обмениваются идеями, остается по две идеи). Обмен идеями взращивает в человеке его личностную культуру. Дело не только в получении знаний, но и в том отклике, который они рождают в человеке. Основными каналами коммуникации являются: зрительный, речевой, осязаемый. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условия жизнедеятельности людей. Наиболее распространенным способом межкультурной коммуникации выступает язык. В истории Западной

Европы универсальными языками общения являются: греческий, латинский, а, примерно с 10 века, - французский, влияние которого в

18 веке достигает  невиданной силы. С середины 20 века  французский язык уступает место  английскому.

3. Аксиологическая  функция. Культура – это, прежде всего, нормативная система, а потому она формирует у человека определенные ценностные ориентации. Ценностные ориентации – это действенные предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости. Они могут выступать и в качестве побуждающих стимулов к достижению определенных целей. Личные ценностные ориентации показывают степень культурности человека, если мерилом их оценки служат нравственные и эстетические нормы. Данная функция отражает качественное состояние культуры.

4. Функция социализации  личности (социокультурной адаптации)  ставит перед человеком задачу  освоения знаний и навыков,  необходимых для превращения  его в полноценного члена общества. Он должен научиться самостоятельно  формировать свой образ жизни,  уметь не просто приспособиться к постоянно меняющимся условиям социальной среды, но и воздействовать на нее так, чтобы по возможности приспособить к себе и своим нуждам. Именно в ходе социализации люди учатся посредством коммуникаций сначала в семье, затем в школе, в профессиональной среде, уравновешивать разум и эмоции, вытеснять антикультурное на периферию сознания. Особую роль здесь играют традиции, обычаи, умение, навыки, ритуалы, обряды и т.д., которые образуют коллективный социальный быт и уклад жизни. Культура при этом выступает в качестве «социальной последовательности». Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком

(Маугли).

5. Регулятивная (нормативная функция) связана  с регуляцией различных сторон, видов общественной и личной  деятельности людей. Культура влияет на поведение людей, данная функция опирается на мораль и право.

6. Семиотическая  (знаковая) функция направлена на  овладение человеком специфическим  набором языков, которым пользуются  разные сферы культуры: устная  и письменная речь, нотная грамота, язык математических формул, стихов, размеры, техника ИЗО. Только такая грамотность может стать реальной предпосылкой обретения человеком свойств культурности.

Перечисленные функции не исчерпывают функциональные измерения культуры. Функциональная интерпретация показывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество.

5. Источники  динамики и типология культуры.

1. Источники  и механизмы культурной динамики.

2. Теоретические  модели типологии культуры.

1. Культурная  динамика исследует изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил.

Этому термину  близок по значению термин развития, который  употребляется для обозначения  поступательного движения культуры. В рамках теории культуры можно провести следующую классификацию источников, формирующих и поддерживающих изменения в культуре: инновации, новые элементы культуры или новые их комбинации.

1. К категории  инновации относятся открытия  и изобретения, которые несут  новое знание о мире, либо новые технологии его освоения.

Носителями новаторства, как правило, выступают творческие личности или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы, способы  деятельности, отличные от принятых, в  данном обществе. Большую роль в  реализации этих идей играет степень готовности общества воспринимать те, или иные открытия. 
Всякое нововведение обречено на затмение, отторжение, если оно не встречает понимания со стороны общества. Особенно сильное отторжение нововведений обнаруживают традиции общества. Как гласит древнеегипетское предание, Боги наказали Тота (в Египетской мифологии Бог мудрости, счета и письма) за то, что он раскрыл людям тайну письма.

Аналогичная судьба ждала всех «культурных героев»  мифической древности. Жизненный путь гениев-самородков в таких обществах всегда трагичен.

Показательный пример дает история книгопечатания. В Западной Европе 
Гутенберг начал печатать книги в середине 15 века. Культурная среда была уже настолько готова к восприятию этого факта, что уже в 1500 г в 26 городах Европы было основано почти 1100 типографий, которые выпустили около 
40000 изданий книг общим тиражом 10-12 млн. экземпляров.

В России первая книга была напечатана Федоровым  с небольшим опозданием (1564 г.). Однако этот факт не повлек за собой порыва в этой стране. Сам печатник подвергся гонениям, а широкое книгопечатание было отложено на 1,5 столетия.

Таким образом, поскольку широкой потребности  в новых знаниях, подобных 
(традиционных) общество не складыв., не формировалась и среда способная поддержать и распространить нововведение. Поэтому, появившись, они обречены либо на скорое забвение, либо на использование в узких границах. Компас, порох, бумага, спички, фарфор – все это изобретения первенство в которых принадлежит китайцам. . Однако к кардинальному перевороту в образе жизни они не привели, хотя ими и пользовались. Зато малой доли этих изобретений, часть из которых была сделана европейцами, самостоятельно (производство фарфора, книгопечатание), а часть позаимствована, оказалось достаточно, чтобы произвести настоящий переворот в образе жизни общества.

2. Трансмиссия  – обращение к культурному  наследию. Культурное наследие более  широкое понятие, чем традиция. В нем сохранилось все то, что  на том или ином этапе было  создано в духовной культуре  общества, включая и то, что на время было отвергнуто, но позднее может вновь найти свое место в обществе.

Разновидность культурной трансмиссии – фундаментализм. Тесно связанный с религиозной  практикой он ориентирован на восстановление ранних культурных образцов в их неприкосновенности от наслоений времени. Это крайнее направление в отстаивании культурного наследия, которое проявляет себя как реакция на ускоренный распад традиций, ценностей в тех странах, где модернизация наталкивается на активное сопротивление со стороны общественного сознания (наиболее яркие образцы движения фундаменталистов – исламская революция в Иране и движение гандизма в Индии).

3. Заимствование  или диффузия – это стихийное  распространение культуры в социальном  и географическом пространстве  из одного общества в другое. 
Среди факторов, влияющих на характер заимствований выделяют следующие:

. степень интенсивности  контактов. Постоянное или частое  заимствование обществ ведет  к быстрому усвоению инородных  элементов. Так люди, живущие на  национальных окраинах, или в  торговых центрах обычно быстрее усваивают элементы других культур, чем жители глубинки;

. условия контактов:  насильственное навязывание культуры  неизбежно порождает реакцию  отторжения, сопротивления «оккупационной  культуре»;

. состояние и  степень дифференциации общества. На процесс заимствования влияет степень готовности общества к усвоению инородных новшеств, что означает, и наличие той социальной группы, которая может принять эти нововведения в своем образе жизни. С другой стороны, общество, сохраняющее определенную меру устойчивости и стабильности, имеет больше возможностей для результативного усвоения нового без разрушительных последствий для своего развития.

. синтез –  взаимодействие и соединение  разнородных культурных элементов,  в результате которых возникло качественно новое культурное явление. Он имеет место, когда осваиваются сферы недостаточно развитые в культурном сообществе, но оно само при этом сохраняет свою самобытность. Примером синтеза античной и иудео- христианской культур стало европейское сообщество. Синтезом культур европейских народов – многонациональная российская общность.

. конфликт –  столкновение элементов на базе  различий, возникающих внутри культуры  или между культурами. Конфликт  нередко возникает в результате  быстрой смены общественного строя. В таких условиях часто рождаются идейные течения, утверждающие бесполезность прежнего достояния. Причем, отвергается не только своя национальная, но и мировая культура. Ярким образцом такого мышления было течение – пролетарская культура (пролеткульт) в России после октября 1917 г.

Культурология предлагает следующую классификацию  типов и форм культурных преобразований: фазовый или этапный тип.

Сегодня часто  выделяют три типа общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное –  но их включают в фабричное производство. Если применить другую оценку, например, господствующий способ производства, то периодизация выстроится следующим образом:

. патриархальное;

. рабовладельческое;

. феодальное;

. капиталистическое;  социалистическое.

Если же рассматривать культурную динамику как общемировой процесс смены исторических эпох, то картина будет такая:

1. первобытность,  древность, средние века, новое  и новейшее время;

2. изменения,  ведущие к смене духовных стилей, художественных жанров и направлений,  ориентаций и мод. Отчетливое деление – это смена нашла в истории западноевропейской культуры: романский стиль, готический, ренессансный, барокко, рококо, неоклассицизм и т.д.

3. изменения,  ведущие к обогащению и дифференциации  культуры, что означает формирование новых факторов и видов искусства, в результате творческого процесса или внешних влияний.

4. культурный  застой, как приверженность общественным  неизменным традициям и резкое  ограничение или запрет нововведений.

5. изменения,  ведущие к упрощению культурной жизни, что определяется как упадок и деградация культуры

6. кризис культуры, определяемый как ситуация между  ослаблением и разрушением прежних  духовных культур и формирование  новых, более отвечающих меняющимся  требованиям общества.

7. циклические  изменения отличаются от эволюционных, тем, что они повторимы. Под их воздействием общество движется по сходным циклам, повторяя себя на протяжении многих поколений. Восприятие времени в них также циклическое, т.е. периодически возвращающееся к исходной точке. Прошлое поэтому поэтизируется в легендах о золотом веке.

8. инверсия –  описывает изменения, которые  совершают маятниковые качания  – от одного полюса культурного  значения к другому. Такого  рода перепады возникают в  том случае, если в культуре  не сложилось центральное ядро, «золотая середина». Поэтому ослабление норм и ограничение может приводить к распущенности нравов. Бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам может сменяться беспощадным бунтом. Разгул страстей и чувств может уступить место крайнему аскетизму. Чем меньше степень стабильности общества, тем больший размах приобретают повороты в его духовной или политической жизни.

Сегодня существуют различные подходы к трактовке  источников культурной динамики. Среди  наиболее популярных, выделяют эволюционную и циклическую теорию.

Эволюционизм  опирается на представление о  единстве законов истории, природы  и человека. Исходным убеждением эволюционистов является то, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ, что «пережитки», встречающиеся в современных культурах способны послужить ключом к разгадке тайн исторической родословной этих современных культур.

Можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейная и многолинейная. Согласно однолинейной концепции Тайлора, Моргана, Фрейзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры выделяют три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство, цивилизация.

Развитие идет по пути усовершенствования человеческого  рода путем организации общества и человека. Эволюционные представления были усовершенствованы в марксизм.

По мнению Маркса в своем развитии человечество проходит через этапы первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, общественно- экономической информации, стремясь к воплощению идеала коммунизма. Прогресс рассматривается как зигзагообразное, неравномерное развитие, в основе которого лежит диалектика производительных сил и производственных отношений. У Маркса основной источник культурной динамики содержат противоречия. Преобладающим в развитии культуры является экономическое начало.

Немецкий философ  Ницше, для различных типов культур, используя образы богов греческого, Олимпа выделил два начала бытия  и художественного творчества: апполонистическое и дионистическое. Все многообразие культуры 
Ницше сводил к двум типам противоположных по природе своего рождения. Через человека – творца. Через человека-творца проявляются противоположные образы мира, которые обусловливают наличие в культуре двух начал: 
«аполлонистического и дианистического». Именно с этой двойственностью и связано поступательное движение культуры.

Информация о работе Культорология,как наука