Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, реферат
. Возрастание в 20 веке роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории.
1. Введение в культурологию.
1. Понятие культуры. Взаимосвязь культуры, природы и человека.
2. Этапы становления культурологии. Структура.
3. Предмет, цели, задачи, методы культурологии.
1. Важнейшей
функцией культуры является
Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. культура имманентна, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, хранить и систематизировать их Она выступает как социальная и интеллектуальная память человека. Общество настолько интеллектуально, насколько оно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.
2. Коммуникативная
функция культуры. Коммуникация
– это процесс обмена
Европы универсальными языками общения являются: греческий, латинский, а, примерно с 10 века, - французский, влияние которого в
18 веке достигает
невиданной силы. С середины 20 века
французский язык уступает
3. Аксиологическая функция. Культура – это, прежде всего, нормативная система, а потому она формирует у человека определенные ценностные ориентации. Ценностные ориентации – это действенные предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости. Они могут выступать и в качестве побуждающих стимулов к достижению определенных целей. Личные ценностные ориентации показывают степень культурности человека, если мерилом их оценки служат нравственные и эстетические нормы. Данная функция отражает качественное состояние культуры.
4. Функция социализации
личности (социокультурной адаптации)
ставит перед человеком задачу
освоения знаний и навыков,
необходимых для превращения
его в полноценного члена
(Маугли).
5. Регулятивная (нормативная функция) связана с регуляцией различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Культура влияет на поведение людей, данная функция опирается на мораль и право.
6. Семиотическая
(знаковая) функция направлена на
овладение человеком
Перечисленные функции не исчерпывают функциональные измерения культуры. Функциональная интерпретация показывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество.
5. Источники динамики и типология культуры.
1. Источники
и механизмы культурной
2. Теоретические модели типологии культуры.
1. Культурная динамика исследует изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил.
Этому термину близок по значению термин развития, который употребляется для обозначения поступательного движения культуры. В рамках теории культуры можно провести следующую классификацию источников, формирующих и поддерживающих изменения в культуре: инновации, новые элементы культуры или новые их комбинации.
1. К категории инновации относятся открытия и изобретения, которые несут новое знание о мире, либо новые технологии его освоения.
Носителями новаторства,
как правило, выступают творческие
личности или новаторские группы,
выдвигающие новые идеи, нормы, способы
деятельности, отличные от принятых, в
данном обществе. Большую роль в
реализации этих идей играет степень готовности общества воспринимать
те, или иные открытия.
Всякое нововведение обречено на затмение,
отторжение, если оно не встречает понимания
со стороны общества. Особенно сильное
отторжение нововведений обнаруживают
традиции общества. Как гласит древнеегипетское
предание, Боги наказали Тота (в Египетской
мифологии Бог мудрости, счета и письма)
за то, что он раскрыл людям тайну письма.
Аналогичная судьба ждала всех «культурных героев» мифической древности. Жизненный путь гениев-самородков в таких обществах всегда трагичен.
Показательный
пример дает история книгопечатания.
В Западной Европе
Гутенберг начал печатать книги в середине
15 века. Культурная среда была уже настолько
готова к восприятию этого факта, что уже
в 1500 г в 26 городах Европы было основано почти 1100 типографий, которые
выпустили около
40000 изданий книг общим тиражом 10-12 млн.
экземпляров.
В России первая книга была напечатана Федоровым с небольшим опозданием (1564 г.). Однако этот факт не повлек за собой порыва в этой стране. Сам печатник подвергся гонениям, а широкое книгопечатание было отложено на 1,5 столетия.
Таким образом,
поскольку широкой потребности
в новых знаниях, подобных
(традиционных) общество не складыв., не
формировалась и среда способная поддержать
и распространить нововведение. Поэтому, появившись,
они обречены либо на скорое забвение,
либо на использование в узких границах.
Компас, порох, бумага, спички, фарфор –
все это изобретения первенство в которых
принадлежит китайцам. . Однако к кардинальному
перевороту в образе жизни они не привели,
хотя ими и пользовались. Зато малой доли
этих изобретений, часть из которых была
сделана европейцами, самостоятельно
(производство фарфора, книгопечатание),
а часть позаимствована, оказалось достаточно,
чтобы произвести настоящий переворот
в образе жизни общества.
2. Трансмиссия – обращение к культурному наследию. Культурное наследие более широкое понятие, чем традиция. В нем сохранилось все то, что на том или ином этапе было создано в духовной культуре общества, включая и то, что на время было отвергнуто, но позднее может вновь найти свое место в обществе.
Разновидность культурной трансмиссии – фундаментализм. Тесно связанный с религиозной практикой он ориентирован на восстановление ранних культурных образцов в их неприкосновенности от наслоений времени. Это крайнее направление в отстаивании культурного наследия, которое проявляет себя как реакция на ускоренный распад традиций, ценностей в тех странах, где модернизация наталкивается на активное сопротивление со стороны общественного сознания (наиболее яркие образцы движения фундаменталистов – исламская революция в Иране и движение гандизма в Индии).
3. Заимствование
или диффузия – это стихийное
распространение культуры в
Среди факторов, влияющих на характер
заимствований выделяют следующие:
. степень интенсивности
контактов. Постоянное или
. условия контактов:
насильственное навязывание
. состояние и степень дифференциации общества. На процесс заимствования влияет степень готовности общества к усвоению инородных новшеств, что означает, и наличие той социальной группы, которая может принять эти нововведения в своем образе жизни. С другой стороны, общество, сохраняющее определенную меру устойчивости и стабильности, имеет больше возможностей для результативного усвоения нового без разрушительных последствий для своего развития.
. синтез –
взаимодействие и соединение
разнородных культурных
. конфликт –
столкновение элементов на
Культурология предлагает следующую классификацию типов и форм культурных преобразований: фазовый или этапный тип.
Сегодня часто выделяют три типа общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное – но их включают в фабричное производство. Если применить другую оценку, например, господствующий способ производства, то периодизация выстроится следующим образом:
. патриархальное;
. рабовладельческое;
. феодальное;
. капиталистическое; социалистическое.
Если же рассматривать культурную динамику как общемировой процесс смены исторических эпох, то картина будет такая:
1. первобытность, древность, средние века, новое и новейшее время;
2. изменения,
ведущие к смене духовных
3. изменения,
ведущие к обогащению и
4. культурный
застой, как приверженность
5. изменения, ведущие к упрощению культурной жизни, что определяется как упадок и деградация культуры
6. кризис культуры,
определяемый как ситуация
7. циклические изменения отличаются от эволюционных, тем, что они повторимы. Под их воздействием общество движется по сходным циклам, повторяя себя на протяжении многих поколений. Восприятие времени в них также циклическое, т.е. периодически возвращающееся к исходной точке. Прошлое поэтому поэтизируется в легендах о золотом веке.
8. инверсия –
описывает изменения, которые
совершают маятниковые качания
– от одного полюса
Сегодня существуют различные подходы к трактовке источников культурной динамики. Среди наиболее популярных, выделяют эволюционную и циклическую теорию.
Эволюционизм опирается на представление о единстве законов истории, природы и человека. Исходным убеждением эволюционистов является то, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ, что «пережитки», встречающиеся в современных культурах способны послужить ключом к разгадке тайн исторической родословной этих современных культур.
Можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейная и многолинейная. Согласно однолинейной концепции Тайлора, Моргана, Фрейзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры выделяют три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство, цивилизация.
Развитие идет по пути усовершенствования человеческого рода путем организации общества и человека. Эволюционные представления были усовершенствованы в марксизм.
По мнению Маркса в своем развитии человечество проходит через этапы первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, общественно- экономической информации, стремясь к воплощению идеала коммунизма. Прогресс рассматривается как зигзагообразное, неравномерное развитие, в основе которого лежит диалектика производительных сил и производственных отношений. У Маркса основной источник культурной динамики содержат противоречия. Преобладающим в развитии культуры является экономическое начало.
Немецкий философ
Ницше, для различных типов культур,
используя образы богов греческого,
Олимпа выделил два начала бытия
и художественного творчества: апполонистическое и дионистическое. Все многообразие
культуры
Ницше сводил к двум типам противоположных
по природе своего рождения. Через человека
– творца. Через человека-творца проявляются
противоположные образы мира, которые
обусловливают наличие в культуре двух
начал:
«аполлонистического и дианистического».
Именно с этой двойственностью и связано
поступательное движение культуры.