Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 10:19, реферат
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в
то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за
длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на
опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности
Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в
общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные
школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и
живописи, в театре и музыке.
Введение 3
Общая оценка русской культуры 18 века 4
Просвещение 5
Русская наука. М. В. Ломоносов. 8
Музыка 18 века 12
Народное творчество 18 века 16
Культура дворянства. 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Культура
18 века России
Содержание
2
Введение
3
Общая
оценка русской культуры 18 века
4
Просвещение
5
Русская
наука. М. В. Ломоносов. 8
Музыка
18 века 12
Народное
творчество 18 века 16
Культура
дворянства. 18
Заключение
22
Список
использованной литературы 23
"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие
мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В
историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и
общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-
монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение
материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли
яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской
деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро
и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и
Радищева.
В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII
и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени
насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским
завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить
Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности,
нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь
общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой
схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной
победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми,
аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает
право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в
системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной
жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала
своего прошлого.
Приобщаясь к богатому
то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за
длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на
опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности
Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в
общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные
школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и
живописи, в театре и музыке.
К концу столетия русское
Общая оценка русской культуры
18 века
О значении сдвигов,
что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области
устной традиции и приобретает значение высокого профессионального
искусства.
Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был
обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского
общества, осуществленными в эпоху Петра I.
Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и
общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи
средневекового
церковно-схоластического
Политические и культурные
укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи
Русского государства.
Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские
музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём
вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в
течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные
богатства западноевропейской музыки.
В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века
выделяются
три основных периода:
. первая четверть века, связанная с реформами Петра;
. эпоха 30-60-х годов,
культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства
и вместе с тем усилением сословного гнета;
. последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная
большими общественными
заметной демократизацией русской культуры и ростом русского
просветительства.
На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс.
учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем
ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в.
насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а
во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России
же в среднем училось лишь два человека из тысячи.
Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был
чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых,
крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и
возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и
22-летние мужчины.
Общераспространенными
Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и
«Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных
программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие
курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и
геометрии.
Немалую роль в развитии
солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей,
преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это — наиболее
рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того
времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии,
фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной
солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе
— вспомним отставного сержанта Цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно
пытавшегося обучить Митрофанушку «цыфирной мудрости». Солдатские дети
составляли основную массу студентов Московского и Петербургского
университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные
школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе
(Кизлярская,
Моздокская и
Второй тип школ в России XVIII в.— это закрытые дворянские учебные
заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных
девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5
тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском,
Артиллерийской, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и
флота, они давали широкое по тому времени общее образование. В них учились
первые русские актеры братья Волковы и драматург Сумароков; ученики
участвовали в спектаклях придворного театра. Сословными учебными
заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные:
Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском
университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне,
воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались
наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт
отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы
давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на
народное образование, но и на нужды «общественного призрения» — больницы,