Культура 18 века России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 10:19, реферат

Описание

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в

то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за

длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на

опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности

Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в

общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные

школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и

живописи, в театре и музыке.

Содержание

Введение 3



Общая оценка русской культуры 18 века 4



Просвещение 5



Русская наука. М. В. Ломоносов. 8



Музыка 18 века 12



Народное творчество 18 века 16



Культура дворянства. 18



Заключение 22



Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Культура 18 века России.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

      Академия наук в 60—70-х годах  провела пять  экспедиций,  обследовавших

огромные  территории. Для того  чтобы  яснее  представить  себе  деятельность

этих  экспедиций и их значение  для  науки,  остановимся  на  одной  из  них,

руководимой академиком И. И. Лепехиным. В 1768 г. экспедиция направилась  по

течению Волги  в  Астрахань,  обследовав  Оренбургские  степи,  повернула  к

северу  вдоль Уральского хребта, проникла в район Вычегды, на Северную  Двину

и  добралась  до  Архангельска.  Пройдя  по  побережью  океана,  она   через

Олонецкий край в декабре 1772 г. вернулась в Петербург.

      Экспедиция вела тщательные записи, которые  легли  в  основу  «Дневных

записок»  Лепехина. Мы  находим  здесь  описание  животного  и  растительного

мира, рудников и заводов, достопримечательностей городов и  сел,  обычаев  и

быта  народов. Свое исследование Лепехин  снабдил  рисунками.  Имя  академика

Лепехина  сделалось известным не только в  России, но и за  границей.  В  1767

г. он получил ученую степень доктора  медицины в Страсбургском  университете,

в 1776 г. стал членом Берлинского общества  испытателей  природы.  «Записки»

Лепехина  были, не в пример многим другим научным  сочинениям  того  времени,

написаны  на  русском,  а  не  на  латинском  или  немецком  языке.  Лепехин

занимался и педагогической  деятельностью.  В  течение  16  лет  он  состоял

инспектором академической гимназии и отдавал  много времени и сил  заботам  о

ее  учениках. Разрабатывая материалы своей  экспедиции, Лепехин в то же  время

исполнял  в Академии наук ряд других обязанностей:  он  был  членом  комиссии

для издания  переводов,  вел  академическое  издание  сочинений  Ломоносова,

участвовал  в составлении этимологического словаря.

      Во второй половине XVIII в. закладываются  основы  научной  биологии  в

России. В 1793 г.  вышел  первый  в  России  медицинский  журнал  —  «Санкт-

Петербургские врачебные ведомости».

      Вторая четверть XVIII в. является  временем  становления  исторической

науки  в  нашей  стране.  Начинается  собирание   и   издание   исторических

источников. Крупнейший  дворянский историк этого времени В.  Н.  Татищев

работает  над своей «Историей Российской», в которой  делает  попытку  связно

изложить  события  русской  истории  с  дворянской  точки  зрения.   Работой

Татищева  пользовался в уже упоминавшейся  «Древней Российской истории» М.  В.

Ломоносов, из нее исходил и М. М. Щербатов, создавая в 70-х годах  XVIII  в.

свою  «Историю  Российскую  от  древнейших  времен».   «История»   Щербатова

проникнута  стремлением возвеличить дворянство, оправдать крепостное право  и

дворянские привилегии. Напуганный Крестьянской войной под  предводительством

Е.  И.  Пугачева,  автор  осуждает  народные  движения,  хотя   и   понимает

неизбежность  их. Другой дворянский историк  —  И.  Н.  Болтин,  вдумчивый  и

проницательный  ученый и критик, занимался историей не только дворянства,  но

и купечества, духовенства, ремесленников. В  своих  трудах  он  возвеличивал

крепостнический строй, самодержавную власть  царя  и  власть  помещиков  над

крепостными.

      Наука в России XVIII в. развивалась  как часть науки мировой.  Русские

ученые  не  только  творчески  воспринимали  достижения   западноевропейских

ученых, но и сами оказывали все  возрастающее  влияние  на  мировую  научную

мысль. Общий уровень развития науки  в  России  был  ниже,  чем  в  Западной

Европе, но тем большее значение  приобретает  каждое  новое  ее  достижение.

Издания Российской Академии наук  были  известны  ученым  других  стран.  За

рубежом внимательно следили за научной  жизнью Петербурга. Когда  трагически,

от  удара молнии, погиб русский физик Г. В.  Рихман,  в  Германии,  Англии  и

Франции появились отклики на его смерть с описанием опытов покойного.

      Почетными  членами  Петербургской   академии  были  избраны  выдающиеся

деятели  зарубежной  науки  —  философ-материалист  Д.  Дидро,   французский

естествоиспытатель  Ж.  Бюффон,  американский  ученый  и   революционер   В.

Франклин.

      Однако  успехи  русского  просвещения   и  науки  не  стали   достоянием

трудовых  масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими  от

нее интересами.  Самодержавие  боялось  распространения  знаний.  «Черни  не

должно  давать образования, поелику она  будет знать столько  же,  сколько  вы

да  я, то  не  станет  повиноваться  нам  в  той  мере,  в  какой  повинуется

теперь»,—  писала Екатерина II фельдмаршалу П. С. Салтыкову.

      Свои общественно-политические взгляды  и  художественные  представления

народ выражал в устном творчестве и  прикладном искусстве. 

                               Музыка 18 века 
 

      Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа.

Творчество  этого времени пока еще очень  незначительно: оно ограничивается  в

основном  простейшими  жанрами  прикладной  музыки  -  военной,  застольной,

танцевальной.

      На улицах новой столицы - Петербурга -  играют  военные  оркестры;  во

дворце  устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит  и  на  торжественных

празненствах,  и  на  военном   параде,   и   на   театральных   подмостках.

Строительство нового "государства Российского" настойчиво  требовало  новых,

особых, специфических форм музицирования.

       Новая функция музыкального  искусства   особенно  полно  проявилась  в

жанрах  парадной, торжественной музыки.

      В честь Петра I и его полководцев   исполнялись  специально  сочиненные

песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов.

      В музыкальном поэтическом отношении  панегирические канты были типичным

выражением  героико-патриотических настроений петровской эпохи.

       Они породили особый стиль   торжественно-пышной,  гимнической  хоровой

музыки  стиль, получивший высшее завершение в  хоровых концертах,  кантатах  и

ораториях конца века.

      Особой популярностью пользовались  танцевальные жанры.

      Танцы  петровских  ассамблей  -  менуэт,  полонез,  англез  -   прочно

укоренились на русской почве, а некоторые  из них, в первую  очередь  менуэт,

стали излюбленными в дворянском обществе.

      Достаточно  разнообразным   был   музыкальный   репертуар   петровских

ассамблей.

      В последние годы царствования  Петра музыкальные развлечения при  дворе

приобретают иной характер.

        Постепенно  к  музыке  начинают  приобщаться  наиболее  образованные

представители  русской  аристократии.  Некоторые  из  них   хорошо   владели

искусством  игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе  входят  в  моду

галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"),  исполнявшиеся  под

аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

      Видное место музыка заняла  и в театре. Первые годы царствования  Петра

I положили  начало активному развитию театральной  жизни  в  России.  Впервые

театр стад доступным для сравнительно широкого  круга  зрителей.  Неизменной

участницей  всех спектаклей  была  инструментальная  музыка.  Для  оформления

театральных постановок, по-видимому,  требовалась  довольно  большая  группа

музыкантов.

       Начав свое существование в  первые годы царствования Петра  I,  русский

театр продолжал расти и  развиваться  в  течение  всего  XVIII  века.  Театр

становится  важным центром музыкальной жизни  в послепетровскую  эпоху,  когда

искусство завоевывает все более широкое  общественное признание.

      Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия  ознаменовалась ростом национального

самосознания  и  укреплением  национальных  культурных  традиций.   Огромное

значение  имела  деятельность  Михаила  Васильевича  Ломоносова  -   первого

русского  ученого мирового  масштаба.  Росла  и  крепла  русская  литература;

расцветала  поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того  же

Ломоносова  и его ближайших  современников  В.  К.  Тредиаковского  и А.  П.

Сумарокова. Успехи  русского  искусства  наглядно  проявились  в  творчестве

знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи  А.  П.  Лосенко,

А. П. Антропова и И. П. Аргунова.

       В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного

искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные  музыкальные

жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные  инструменты, в  том  числе

клавикорды, скрипка и арфа, получают все  более  широкое  распространение  в

дворянском  быту. При дворе и в домах  знатных вельмож  устраиваются  камерные

концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и  оперные  труппы,  русские

Информация о работе Культура 18 века России