Культура 18 века России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 10:19, реферат

Описание

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в

то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за

длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на

опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности

Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в

общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные

школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и

живописи, в театре и музыке.

Содержание

Введение 3



Общая оценка русской культуры 18 века 4



Просвещение 5



Русская наука. М. В. Ломоносов. 8



Музыка 18 века 12



Народное творчество 18 века 16



Культура дворянства. 18



Заключение 22



Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Культура 18 века России.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

музыканты овладевают исполнительским мастерством.  Тем  самым  развивающиеся

традиции  бытового  и   концертного   музицирования   готовили   почву   для

последующего  возникновения русской композиторской школы.

      Основным жанром, характеризующим  развитие музыкального искусства  XVIII

века  в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче

всего проявились впоследствии творческие  возможности  русских  композиторов

XVIII века.

      Наряду  с  оперным  искусством  в  России   приобретают   популярность

различные жанры камерной музыки. В середине  XVIII  века  камерные  концерты

при дворе становятся обычным явлением.

      Большим    успехом    камерное    музицирование     пользовалось     в

аристократических любительских кругах. К этому  времени  заметно  выросла  и

роль  придворного оркестра.

      В начале 60-х годов оркестр  был разделен на две самостоятельные  группы

музыкантов -  исполнителей  оперно-симфонической  и  бальной  музыки.  Такая

дифференциация  была несомненным признаком роста  исполнительских сил.

      Не случайно из среды музыкантов  придворного  оркестра  выдвинулись  в

конце века такие даровитые русские  композиторы,  как  В.А.Пашкевич  и  И.А.

Хандошкин.

      Последняя    треть    XVIII    века    характеризуется    значительной

демократизацией музыкально-общественной  жизни.  Театральная  жизнь  выходит

далеко  за  пределы  придворного,   аристократического   быта.   Развивается

музыкальное  образование,  нотопечатание  и  нотоиздательское  дело.  Музыка

становится  достоянием  более  широких  кругов  русского  общества:  домашнее

музицирование  получает  распространение  в   мелкопоместной   и   городской

мещанской среде.

      Ведущая  роль  в  музыкальной   жизни  России  по-прежнему  принадлежит

оперному  театру.  Однако  развитие  музыкального  театра  к  этому  времени

приобретает новое  направление:  меняется  и  оперный  репертуар,  и  состав

зрителей.

      Огромное значение для развития  оперного жанра в  России  имели  успехи

отечественного  драматического театра.  Большого  подъема  театральная  жизнь

достигла в период 1770  -  1780-х  годов,  в  эпоху  деятельности  передовых

русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776  году  в

Москве  состоялось  открытие  Петровского   театра,   на   основе   которого

впоследствии  возник Большой театр.

       Наряду с городскими "вольными" театрами в  конце  XVIII  века  широко

развертывается  сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.

      Особенно  широкой  известностью  пользовались  театры  графа   Н.   П.

Шереметева  в его подмосковных имениях Кусково и Останкино.

      Театр  Шереметьева  был   в  первую  очередь  оперным,  причем   основу

репертуара  составляли последние театральные  "новинки"  -  комические  оперы

французских  и  итальянских  композиторов.  На   этой   сцене   шли   лучшие

произведения  Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи.

       А в главных ролях блистала  знаменитая "первая певица"  шереметевского

театра  Прасковья Ивановна Ковалева  (по  сцене  -  Параша  Жемчугова,  1768-

1803), чье имя вошло в народные  предания и было овеяно легендарной славой.

       Широкой  популярностью  в   быту  крепостнической  России  пользовался

особый  вид исполнительства - музыка роговых  оркестров.

      В конце XVIII века  роговые   оркестры  исполняли  также   и  достаточно

широкий концертный репертуар классической  музыки  (в том числе симфонии

Гайдна  и Моцарта) и даже участвовали  в оперных спектаклях.

      К концу XVIII века  все  более   систематический  характер  приобретает

концертная  жизнь.

        Ораториальные,  хоровые  концерты  пользовались  большим  успехом  у

публики. Одновременно устраивались и сольные  концерты.

      Большим успехом пользовались  выступления клавесинистов и  органистов В.

Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори,  известных  в  России  также  и  по  своей

педагогической деятельности.

       Успехи музыкального образования  и театрально-концертной жизни

      создали прочную Основу для   дальнейшего  роста  музыкальной   культуры.

Если  в начале века домашнее музицирование  процветало  лишь  в  узком  кругу

русской  аристократии  и  было  в  значительной  степени  данью  «иноземному

вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.

      К музыкальному искусству, несмотря  на сословные  ограничения,  тянутся

все более широкие слои населения, и  даже представители крепостного  сословия

теперь  составляют едва ли не основную  группу  музыкантов-профессионалов.  К

концу  XVIII  века  можно  говорить   о   вполне   сложившихся,   устойчивых

национальных  традициях  в  области  музыкального  исполнительства,  оперного

театра, концертной жизни.

      Опера XVIII века.

      Среди различных жанров профессиональной  музыки конца XVIII века  опера

занимает  первое  место.  Именно  опера  в  эту  эпоху  становится  наиболее

развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее  массовым  видом

музыкального  творчества. Опера привлекает  к  себе  и  широкую  аудиторию  и

лучшие  творческие силы. Опера вызывает живые  отклики в общественном  мнении,

в поэзии, литературе и критике. С  большой  непосредственностью  и  полнотой

она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.

      В опере,  как  и  в   комедии,  затрагивались  самые   острые,  коренные

проблемы  русской действительности, и в  первую очередь  вопрос  о  социальном

неравенстве, о тяжелом, бесправном положении  крепостного крестьянства.

      Русская опера XVIII века -  это   прежде  всего  реалистическая  опера-

комедия  бытового  плана,  тесно   связанная   со   всем   укладом   русской

общественной  жизни.

      На оперной сцене в  конце  XVIII  века  выступает  галерея  типических

персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.

      Опера по-своему метко высмеивала  отсталые  нравы  русского  общества,

бичевала  пороки скотининых и простаковых.

      Критическая, обличительная направленность  определяет главную, основную

тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века,  вошедшей  в  круг  самых

значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры.

        Молодое  искусство   оперы   XVIII   века   со   всей   очевидностью

свидетельствует  об  удивительном  разнообразии   путей   развития   русской

композиторской  школы.

      Опера, со всей сложностью и  многообразием ее форм, питала  всю  русскую

профессиональную  музыку содействовала развитию других жанров.

      В ней коренились основы  и  русского  симфонизма,  и  русской  хоровой

классики. Тесно соприкасаясь с  народной  песней  и  бытовым  романсом,  она

оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.

      Активное развитие оперной драматургии  в XVIII веке во  многом  заранее

обусловило  ту важную роль, которую суждено  было  играть  оперному  жанру  в

творчестве  композиторов-классиков. 
 
 

                         Народное творчество 18 века 
 

      Мятежное  поэтическое  творчество  неизменно  сопутствует  народу   на

протяжении всей его истории, являясь художественным откликом  на  крупнейшие

события действительности. В различные эпохи  народное  творчество  принимало

разные  формы. Для XVIII в. характерно возникновение  новых  тем  и  образов,

вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.

      Центральное место в устном  народном творчестве XVIII в. занимают  песни

и предания о Пугачеве. Недаром А.  С.  Пушкин  ценил  в  них  «печать  живой

современности». Эти песни создавались в  ходе  боев  восставших  с  Царскими

войсками. Народ видит в Пугачеве не «государственного  вора, изверга,  злодея

и самозванца», как  именовали  его  царские  манифесты,  а  народного  царя,

крестьянского  заступника  и  мстителя.  В  народных  преданиях  Пугачев   —

богатырь, герой-полководец, кровно  связанный  с  народом  и  противостоящий

дворянству; он стал во главе восставших, которые

      ...задумали дело правое,

      Дело правое, думу честную:

      Мы дворян господ — на веревочки,

      Мы дьяков да ярыг — на ошейнички,

      Мы заводчиков — на березоньки.

      Народ  не  поверил  даже  смерти  Пугачева  —  настолько   велика  была

уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими:  башкиры,

мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных  чаяний.  Вместе  с

Информация о работе Культура 18 века России