Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 10:19, реферат
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в
то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за
длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на
опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности
Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в
общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные
школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и
живописи, в театре и музыке.
Введение 3
Общая оценка русской культуры 18 века 4
Просвещение 5
Русская наука. М. В. Ломоносов. 8
Музыка 18 века 12
Народное творчество 18 века 16
Культура дворянства. 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23
музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся
традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для
последующего
возникновения русской
Основным жанром, характеризующим
развитие музыкального
века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче
всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов
XVIII века.
Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность
различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты
при дворе становятся обычным явлением.
Большим успехом камерное музицирование пользовалось в
аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и
роль придворного оркестра.
В начале 60-х годов оркестр
был разделен на две
музыкантов - исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая
дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.
Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в
конце века такие даровитые русские композиторы, как В.А.Пашкевич и И.А.
Хандошкин.
Последняя треть XVIII века характеризуется значительной
демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит
далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается
музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка
становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее
музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской
мещанской среде.
Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит
оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени
приобретает новое направление: меняется и оперный репертуар, и состав
зрителей.
Огромное значение для
отечественного драматического театра. Большого подъема театральная жизнь
достигла в период 1770 - 1780-х годов, в эпоху деятельности передовых
русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году в
Москве состоялось открытие Петровского театра, на основе которого
впоследствии возник Большой театр.
Наряду с городскими "вольными" театрами в конце XVIII века широко
развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.
Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н. П.
Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино.
Театр Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу
репертуара составляли последние театральные "новинки" - комические оперы
французских и итальянских композиторов. На этой сцене шли лучшие
произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи.
А в главных ролях блистала знаменитая "первая певица" шереметевского
театра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене - Параша Жемчугова, 1768-
1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.
Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался
особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров.
В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно
широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии
Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях.
К концу XVIII века все более систематический характер приобретает
концертная жизнь.
Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у
публики. Одновременно устраивались и сольные концерты.
Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В.
Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей
педагогической деятельности.
Успехи музыкального
создали прочную Основу для
дальнейшего роста
Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу
русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному
вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.
К музыкальному искусству,
все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия
теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К
концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых
национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного
театра, концертной жизни.
Опера XVIII века.
Среди различных жанров
занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее
развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом
музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и
лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении,
в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой
она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.
В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные
проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном
неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.
Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-
комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской
общественной жизни.
На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических
персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.
Опера по-своему метко
бичевала пороки скотининых и простаковых.
Критическая, обличительная
тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых
значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры.
Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью
свидетельствует об удивительном разнообразии путей развития русской
композиторской школы.
Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую
профессиональную музыку содействовала развитию других жанров.
В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой
классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она
оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.
Активное развитие оперной
обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в
творчестве
композиторов-классиков.
Народное творчество 18 века
Мятежное поэтическое творчество
неизменно сопутствует
протяжении всей его истории, являясь художественным откликом на крупнейшие
события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало
разные формы. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов,
вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.
Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни
и предания о Пугачеве. Недаром А. С. Пушкин ценил в них «печать живой
современности». Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими
войсками. Народ видит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея
и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народного царя,
крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев —
богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий
дворянству; он стал во главе восставших, которые
...задумали дело правое,
Дело правое, думу честную:
Мы дворян господ — на
Мы дьяков да ярыг — на ошейнички,
Мы заводчиков — на березоньки.
Народ не поверил даже смерти Пугачева — настолько велика была
уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими: башкиры,
мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных чаяний. Вместе с