Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 10:19, реферат
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в
то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за
длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на
опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности
Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в
общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные
школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и
живописи, в театре и музыке.
Введение 3
Общая оценка русской культуры 18 века 4
Просвещение 5
Русская наука. М. В. Ломоносов. 8
Музыка 18 века 12
Народное творчество 18 века 16
Культура дворянства. 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев.
Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее
созданные песни о Разине, о «добрых молодцах, вольных людях». Такова
знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».
В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного
творчества — былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т. д.
Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы,
отражающие представление о воле: «воля господину, а неволя холопу», «воля
неволи не хочет», «в поле-воля».
В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения
народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных
рогаток. Таков «Плач холопов», который выразительными сравнениями
раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение крепостных. «Куда бы
ты ни сунься — везде господа», — горестно восклицает неизвестный автор
«Плача»; смерть — вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная
жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской «Повести пахринской
деревни Камкина». То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в
рукописных пародиях на официальные документы. В «Глухом паспорте» автор с
горечью
говорит о невозможности
толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана
в рукописных повестях солдатского происхождения — в пародийной челобитной к
богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные листы
— такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в иносказательной форме
выражаются мечты народа о социальной справедливости.
Основные мотивы устной народной драмы — резкое обличение царя-злодея
(драма «Царь Максимилиан»), насмешка слуги над разорившимся дворянином
(«Мнимый барин»), призывы к расправе над дворянами («Лодка»). Этот жанр
устного народного творчества отразил в доходчивой игровой форме классовые
противоречия того времени.
Русский демократический
церковников в их истинном неприглядном виде, сатирически разоблачал
глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора-
шарлатана,
дурость и спесь барина-
резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диалога,
частая импровизация текста с использованием общеполитических и местных
житейских тем. Эти народные представления послужили одной из национальных
основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в.
Художественные вкусы
произведениях прикладного искусства. В творениях народных мастеров
встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки
представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и
геометрический орнамент.
Украшались резьбой или росписью прялки, ткацкие станки и т. д.
Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной форме высмеивают жеманную,
изнеженную барыню, самодовольного купца, модника-вельможу. Изображения
животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т. д.) можно найти на
всевозможных предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках и т. п.
Бедна была посуда крестьянина, но как любовно расписаны глиняные и
деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой покрыты берестяные туеса и
деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани, тонкие
кружева
и красочные вышивки!
Культура дворянства.
Русская культура второй
нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая
постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые
писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают
первые литературные журналы.
Главное содержание культурного процесса середины XVIII в. —
становление русского классицизма, идейной основой которого ную национальную государственность под эгидой самодержавной власти,
утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.
Хотя русские писатели и
развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому
течению
черты национального
«Чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно
смотреть, кому и в чем лучше последовать».
В отличие от
полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и
резкая обличительная сатирическая струя.
В литературе русский классицизм представлен произведениями А. Д.
Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова. А. Д.
Кантемир явился родоначальником русского классицизма, основоположником
наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления — таковы
известные его сатиры. В. К. Тредьяковский своими теоретическими трудами
способствовал утверждению классицизма, однако в его поэтических
произведениях новое идейное содержание не нашло соответствующей
художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и
философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма и обращение к
монарху были поводом для пропаганды идеи общенародного культурного
прогресса.
По-иному традиции русского
Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я. Б. Княжнин и др.),
которая защищала идею неразрывности интересов дворянства и монархии.
Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В трагедиях
он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме
восстания против царизма, например в политической трагедии «Дмитрий
Самозванец». В своем творчестве Сумароков преследовал общественно-
воспитательные цели, выступая с проповедью высоких гражданских чувств и
благородных поступков; «свойство комедии - издевкой править нрав», - писал
А. П. Сумароков.
С 70-х годов XVIII в. русский классицизм в литературе переживает
кризис; обострение социальных противоречий и классовой борьбы приводит к
проникновению в литературу новых тем и настроений. Так, республиканские
мотивы появились в трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то же
время гражданская тематика оттесняется любовной лирикой. Из ведущего
литературного направления классицизм становится литературой узких
реакционно-крепостнических кругов.
Классицизм завоевывает господствующее положение в архитектуре и
изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где строили В. И.
Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, а также иностранные архитекторы —
Г. Камерон, Д. Кваренги и др. Русские архитекторы успешно решали важнейшие
задачи градостроительства; их постройки отличаются ясностью и логичностью
замысла: строгость и лаконизм сочетались в их творчестве со стремлением к
монументальным торжественным образам. Особо следует отметить старое здание
Библиотеки имени В. И. Ленина (б. дом П. Е. Пашкова) в Москве — высшее
достижение творчества Баженова, блестящий образец классицизма, совершенный
по архитектурному образу и изобретательности в убранстве. Патриотической
гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли и общественные
здания, созданные русскими архитекторами второй половины XVIII в., например
здание Сената в Московском Кремле (М. Ф. Казаков), Таврический дворец в
Петербурге (И. Е. Старев). Величественная простота и оригинальность
композиции совмещаются в них с компактностью объемов, светлой окраской,
богатством отделки фасада здания и ограды.
Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота,
человечность. Достаточно взглянуть на надгробие Н. М. Голицыной в Донском
монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать возвышенную печаль и
мудрую сдержанность тихой скорби, выраженные с величайшей искренностью.
Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся