Культура 18 века России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 10:19, реферат

Описание

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в

то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за

длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на

опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности

Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в

общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные

школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и

живописи, в театре и музыке.

Содержание

Введение 3



Общая оценка русской культуры 18 века 4



Просвещение 5



Русская наука. М. В. Ломоносов. 8



Музыка 18 века 12



Народное творчество 18 века 16



Культура дворянства. 18



Заключение 22



Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Культура 18 века России.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

Пугачевым в башкирских песнях прославлен и  его соратник Салават Юлаев.

      Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в.  пользовались  популярностью   ранее

созданные песни  о  Разине,  о  «добрых  молодцах,  вольных  людях».  Такова

знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».

      В XVIII в. продолжали широко  бытовать  традиционные  жанры   народного

творчества  — былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые  песни  и  т.  д.

Нельзя  считать  случайностью,  что  в  XVIII  в.  были записаны  пословицы,

отражающие  представление о воле: «воля господину, а  неволя  холопу»,  «воля

неволи  не хочет», «в поле-воля».

      В рукописную демократическую  литературу XVIII в. проникли произведения

народного творчества, которые  не  могли  быть напечатаны  из-за  цензурных

рогаток.  Таков   «Плач   холопов»,   который   выразительными   сравнениями

раскрывает  «свирепство» бар и подневольное положение  крепостных.  «Куда  бы

ты  ни сунься — везде  господа»,  —  горестно  восклицает  неизвестный  автор

«Плача»; смерть — вот единственное избавление  от  тяжелой  судьбы.  Трудная

жизнь голодающих дворовых  отразилась  в  крестьянской  «Повести  пахринской

деревни Камкина». То  жалоба,  то  горький  смех  сквозь  слезы  слышатся  в

рукописных  пародиях на официальные документы. В «Глухом  паспорте»  автор  с

горечью говорит о невозможности беглому  крестьянину  найти  работу;  нищета

толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко  описана

в рукописных повестях солдатского происхождения — в пародийной челобитной  к

богу  и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные  листы

— такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в  иносказательной  форме

выражаются  мечты народа о социальной справедливости.

      Основные мотивы устной народной драмы — резкое  обличение  царя-злодея

(драма  «Царь  Максимилиан»),  насмешка  слуги  над  разорившимся  дворянином

(«Мнимый  барин»), призывы к расправе  над   дворянами  («Лодка»).  Этот  жанр

устного народного творчества отразил в  доходчивой  игровой  форме  классовые

противоречия  того времени.

      Русский демократический  театр  XVIII  в.  также  показывал   дворян  и

церковников  в  их  истинном  неприглядном  виде,   сатирически   разоблачал

глупость  судейского чиновника, алчность и  невежество  чужеземного  доктора-

шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра  характерны

резкий  гротеск в обрисовке  характеров,  выразительность  жеста  и  диалога,

частая  импровизация  текста  с  использованием  общеполитических и местных

житейских тем. Эти народные представления  послужили  одной  из  национальных

основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в.

      Художественные вкусы  трудового   народа  находят  яркое  воплощение  в

произведениях  прикладного  искусства.   В   творениях   народных   мастеров

встречаются   изображения    народного    быта,    сатирические    зарисовки

представителей  правящих   классов,   сказочные   образы,   растительный   и

геометрический  орнамент.

      Украшались резьбой или росписью  прялки,  ткацкие станки  и т.  д.

Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной форме  высмеивают  жеманную,

изнеженную  барыню,  самодовольного  купца,  модника-вельможу.   Изображения

животных  и птиц (петуха, сокола, коня,  лебедя  и  т.  д.)  можно  найти  на

всевозможных  предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках  и  т.  п.

Бедна  была  посуда  крестьянина,  но  как  любовно  расписаны  глиняные   и

деревянные  чаши и ковши, какой тонкой резьбой  покрыты  берестяные  туеса и

деревянные  шкатулки, сколько строгого вкуса  вложено в узорные ткани,  тонкие

кружева и красочные вышивки! 

                            Культура дворянства. 

                                 Классицизм 

      Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся

нации.  Возрастает  общественная  роль  художественной  литературы,  которая

постепенно  теряет  прежний  анонимный  и  рукописный  характер.   Передовые

писатели  выступают активными борцами  за  идеи  просветительства;  возникают

первые  литературные журналы.

      Главное  содержание  культурного   процесса   середины   XVIII   в.   —

становление русского классицизма, идейной основой  которого  ную  национальную  государственность  под  эгидой  самодержавной  власти,

утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.

      Хотя русские писатели и художники  обращались к опыту опередившего  их в

развитии  западноевропейского  классицизма,  они  стремились  придать  этому

течению черты национального своеобразия. Хорошо об  этом  сказал  Ломоносов:

«Чтобы  ничего  неугодного  не  ввести,  а  хорошего  не  оставить,  надобно

смотреть, кому и в чем лучше последовать».

      В отличие от западноевропейского  классицизма, в  русском   классицизме,

полном  пафоса гражданственности, были  сильны  просветительные  тенденции  и

резкая  обличительная сатирическая струя.

      В литературе  русский  классицизм  представлен  произведениями  А.  Д.

Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.  А.  Д.

Кантемир  явился  родоначальником  русского  классицизма,   основоположником

наиболее  жизненного  в  нем  реально-сатирического  направления  —   таковы

известные его сатиры. В.  К.  Тредьяковский  своими  теоретическими  трудами

способствовал   утверждению   классицизма,   однако   в   его    поэтических

произведениях   новое   идейное   содержание   не   нашло    соответствующей

художественной  формы.  Это  было  достигнуто  в   жанре   торжественной   и

философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма  и  обращение  к

монарху  были  поводом  для  пропаганды   идеи   общенародного   культурного

прогресса.

      По-иному традиции русского классицизма  проявились в сочинениях  А.  П.

Сумарокова  и его школы (М. М. Херасков, В И  Майков Я.  Б.  Княжнин  и  др.),

которая  защищала  идею  неразрывности  интересов  дворянства  и   монархии.

Сумароков положил начало драматургической системе  классицизма.  В  трагедиях

он  под влиянием действительности  того  времени,  часто  обращается  к  теме

восстания  против царизма,  например  в политической   трагедии   «Дмитрий

Самозванец».  В  своем   творчестве   Сумароков   преследовал   общественно-

воспитательные  цели, выступая с  проповедью  высоких  гражданских  чувств  и

благородных поступков; «свойство комедии - издевкой править нрав»,  -  писал

А. П. Сумароков.

      С 70-х годов XVIII  в.  русский   классицизм  в  литературе  переживает

кризис; обострение социальных противоречий и  классовой  борьбы  приводит  к

проникновению в литературу новых  тем  и  настроений.  Так,  республиканские

мотивы  появились в трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то  же

время  гражданская  тематика  оттесняется  любовной  лирикой.  Из   ведущего

литературного   направления   классицизм   становится   литературой    узких

реакционно-крепостнических  кругов.

      Классицизм  завоевывает  господствующее  положение  в  архитектуре   и

изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где строили В.  И.

Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, а также  иностранные  архитекторы  —

Г. Камерон, Д. Кваренги и др. Русские архитекторы  успешно  решали  важнейшие

задачи  градостроительства; их постройки отличаются  ясностью  и  логичностью

замысла: строгость и лаконизм сочетались в их творчестве  со  стремлением  к

монументальным торжественным образам. Особо следует отметить  старое  здание

Библиотеки  имени В. И. Ленина (б. дом П.  Е.  Пашкова)  в  Москве  —  высшее

достижение  творчества Баженова, блестящий образец  классицизма,  совершенный

по  архитектурному образу и  изобретательности  в  убранстве.  Патриотической

гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли  и  общественные

здания, созданные русскими архитекторами  второй половины XVIII в.,  например

здание  Сената в Московском Кремле (М.  Ф.  Казаков),  Таврический  дворец  в

Петербурге  (И.  Е.  Старев).  Величественная  простота   и   оригинальность

композиции  совмещаются в них  с  компактностью  объемов,  светлой  окраской,

богатством  отделки фасада здания и ограды.

      Характерной чертой русского  классицизма  в скульптуре  была  теплота,

человечность. Достаточно взглянуть на надгробие  Н. М.  Голицыной  в  Донском

монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать  возвышенную  печаль  и

мудрую  сдержанность тихой  скорби,  выраженные  с  величайшей  искренностью.

Русские мастера  создали  образцы  монументальной  скульптуры,  отличающиеся

Информация о работе Культура 18 века России