Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 08:48, реферат
Знание прошлого — ключ для понимания и настоящего, и грядущего. Человек, который не знает и не любит прошлое, не имеет и будущего. Очень важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение тысячелетий,
Введение
Миф и фольклор древних славян
Велесова книга
История книги
Велесова книга о происхождении славян
Триглав богов
Материнский культ
Космогонические представления древних славян
Сварог
Духовное родство культур славян и индоариев
Перун и Свентовит
Обряды и обычаи древних славян
Связь обычаев с природными силами
Двоеверие: язычество и христианство
Письменность древних славян
Первые алфавиты
Что было сначала: глаголица или кириллица?
Узелковая письменность
Прообразы пиктографического письма
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Филиал Российского государственного университета
нефти
и газа им. Губкина И.М. в г.Оренбурге
Реферат
по культурологии
тема: «Культура
древних славян»
Содержание
Знание прошлого — ключ для понимания и настоящего, и грядущего. Человек, который не знает и не любит прошлое, не имеет и будущего. Очень важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение тысячелетий,
Древние славяне проповедовали ведическую
культуру. Древнюю славянскую религию
правильнее называть не язычеством, а
ведизмом. Слово «веды» — однокоренное
с русским «знать», «ведать». Представляет
собой мирную религию высококультурного
земледельческого народа, родственная
другим религиям ведического корня, —
верованиям Древней Индии и Ирана, Древней
Греции.
Говорят, что тексты древних священных славянских песен, мифов погибли после принятия христианства на Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось — Велесову книгу, написанную новгородскими жрецами до IX в., считают недействительной (подделкой). До сих пор спорят о сущности упоминаемых в летописях славянских богов. Тем не менее, древнейший пласт славянских мифов сохранился лучше греческих, индийских, иранских или библейских. Причина этому — особенный путь развития культуры славян.
Мифические сказания других народов искажались при записи и обработке уже в древнейшее время. Славянский фольклор — это живая устная традиция, слабо претерпевшая перемены под влиянием письменной культуры.
Мир славянского фольклора красочен и объемен. Фольклорно-этнографический интерес к русскому народу возродился в XVIII в. В это время появляется ряд записей, сборников и книг, среди которых отмечаются сборники Кирши Данилова и словарь М. Д. Чулкова «Абевега русских суеверий». Сокровища устной культуры — народные песни, сказки, былины, духовные стихи — начинают насыщенно соединяться и записываться только в первой половине XIX в. К середине XIX века изучение народного мировоззрения, мифологии и фольклора оказалось столь интенсивно и глубоко, что А.Н. Афанасьев (1826—1871) осуществил публикацию сперва сборника «Народных русских сказок» (1855—1864), а затем подытоженного труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869). Выходила в свет десятитомная публикация «Песен, собранных Кириевским» в 1860—1874 гг., посмертный итог выдающейся деятельности русского археографа и фольклориста П.И. Кириевского (1808—1856), который собрал и редактировал множество текстов мифических и исторических песен, сказок и былин. В этом направлении подвижническую работу проводили этнограф П.И. Якушкин (1822—1872), поэт Н.М. Языков (1803—1847), идеолог славянофилов А. С. Хомяков (1804—1860).
Во
второй половине XIX—XX вв. последовательно
формироваться целые школы русской фольклористики
и мифологии как науки.
1.1 Велесова книга
1.1.1
История книги
В
настоящее время сделана
1.1.2 Велесова книга о
происхождении славян
Велесова
книга — памятник сложный и объемный.
Подделать его так же сложно, как невозможно
снова создать Ригведу, Авесту или Библию.
Эта книга разрешает древний спор о происхождении
славян. Она рассказывает судьбы различных
племен, которые участвовали в славянском
этногенезе. Древнейшее событие, представленное
в ней, — исход индоевропейских племен
из Семиречья, области, которая сосредотачивается
около озера Балхаш и в настоящее время
носит такое же название из-за семи рек,
впадающих в него. Миграция индоевропейских
племен, по данным археологии, из Средней
Азии происходила в последней трети II
тыс. до н. э. и разворачивалась на огромной
территории от Балкан (эллины-дорийцы)
до Енисея и Северного Китая (массагеты
и саки). Велесова книга показывает события
мифической и древнейшей истории славян
конца II тыс. до н. э. — конца I тыс. н. э.
1.1.3 Триглав богов
Начало Велесовой книга показан призывом склониться перед Триглавом богов: Сварогом, Перуном и Свентовитом. Эта славянская архаическая троица близка индуистской ведической Тримурти, в которую древние арии вовлекали Варуну — небесного бога (у славян Сварог), Индру— громовержца (аналог Перуна) и Шиву — бога разрушителя Вселенной (славянский Волос или Велес). Разные жреческие древнеславянские школы по-разному понимали тайну Троицы. В Киеве в нее включали Сварога, Дажьбога и Стрибога. Помимо их, наиболее почитаемыми были бог огня Семаргл, посредник между людьми и небесными богами, который предстал в виде священного сокола Рарога и победил в первой битве светлых и темных сил Черного Змея; бог богатства и скота Велес, проводник в загробный мир и его царь, разрушитель Вселенной и одновременно символ мудрости, сын небесной коровы Земун, соперник Перуна в свадебном мифе, низверженный на землю с небесного свода; мать счастливого жребия, богиня судьбы и водной стихии Макошь, которая вместе с помощницами Долей и Недолей прядет нити человеческой судьбы, подобно античным мойрам; сестры богини жизни и смерти Жива и Марена (Мармара).
Триглав
в Новгороде понимали по-другому. Изначально
в него входили Сварог,
Перун и Велес. Отблески такого понимания
сохранились в Велесовой книге под именами
Дид — Дуб — Сноп. Позднее Велес был
заменен Свентовитом. Небесным отцом,
дедом богов новгородцы полагали только
Сварога, который ожидает людей в небесном
рае Ирии, или Сварге-Ясуни. Он - начало
всему Роду, мужская половина, ипостась
Рода. Древнейшим верховным мужским божеством
славян был Род — бог неба, грозы, плодородия.
Род—повелитель всего живого движущегося.
Род, по мнению древних славян, - вся Вселенная,
но еще его понимали как домашнего пращура,
бога-предка, прародителя. Род, как индивид,
выступал редко, поэтому прославляли
не его самого, а мужское воплощение Рода
— Сварога. Он выступает творцом Вселенной,
достает из Океана Землю. Ударяя молотом
по «бел горюч камню», как кузнец небес,
возрождает Семаргла (бога огня) и
создает первых людей, обучая их кузнечному
ремеслу, давая им законы. Женская ипостась
Рода и супруга Сварога матерь богов
Лада. Она — Рожаница, матерь-Родиха
- помогает при родах. Лада — богиня брака,
изобилия, времени созревания урожая.
К богине обращались с молитвами, прошениями,
мольбами. Имя ее не раз встречалось в
припевах песен — «Ой, Ладо!»
1.1.4
Материнский культ
Почитание
женских предков тесно связано с
широким распространением материнских
культов. От Франции и до Байкала повсюду
можно встретить каменные фигурки женских
богов, рожениц с ярко выраженными чертами
пола, которые получили название палеолитических
вечер и служили особенностями магии
плодородия. Во время патриархата материнские
культы изменяются в женские ипостаси
богов, сохраняя при этом всю тяжесть архаической
смысловой нагрузки и символики. Одновременно
они приобретают некую единую функцию
— становятся покровительницами дома,
очага, огня, территории, страны, человека,
семьи, любви в виде хозяек (Хозяйка Медной
горы в сказе Бажова), бабушек, матерей
(например, Мать Индии или Матерь Сва, птица
покровительница Руси, инкарнация Великой
Матери). Женские культы, в каких бы изменениях
они ни встречались, всегда устремляются
к одному из двух своих проявлений: либо
они олицетворяют мир любви небесной (Иштар,
Астарта, Афродита, Венера, славянская
Леля), либо — земной (Гея, Юнона, славянская
Мать Сыра Земля).
Долгие исследования показали, что дохристианское язычество на Руси опиралось на астральный культ. Это было поклонение Огню и Воде, в котором богов символизировали небесные светила. Небесный Огонь происходил из триады светил: Солнца, Луны и Венеры.
Фольклор славянских
2.1
Сварог
Повышение сорганизации структуры общественно-политеческой жизни славян вызвало выдвижение на передний план бога упорядоченного космоса – Сварога. Имя Сварог происходит от Sur (санскр.), Suar, Svar, Svarga, отсюда – Сварог. Исследователь Д. Дядечко указывает на пояснения в летописях древнечешского Sur (Svor) словом Zodiacus – зодиакального пути Солнца (эклиптики). В Ипатьевской летописи «Солнце – царь сын Сварогов еже есть Даждьбог», по другим источникам сын Сварога – Солнце, зовется Огнем: «И Огневи молятся, зовут его Сварожичем». На Украине небесным Огнем считался сам зодиак или зодиакальный путь Солнца, которое в каждом созвездии приобретало характерные черты и свойства нового божества.
Сварог – бог неба (как космоса),
а Даждьбог – огонь (свет) небесный.
Даждьбог – один из наиболее
известных богов
Архаическая
философия древних народов, уровень
их духовной зрелости наиболее точно и
полно реконструируется по космогоническим
мифам главных священных книг. С именем
Сварога связан древний космогонический
миф славян, который открывает содержание
«Русских Вед»:
До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род — Прародитель наш. Род — Родник Вселенной, Отец Богов.
Был вначале Род заключен в яйце, был он семенем непророщенным, был он почкою нераскрывшейся. Но конец пришел заточению. Род родил Любовь — Ладу-матушку.