Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 08:48, реферат
Знание прошлого — ключ для понимания и настоящего, и грядущего. Человек, который не знает и не любит прошлое, не имеет и будущего. Очень важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение тысячелетий,
Введение
Миф и фольклор древних славян
Велесова книга
История книги
Велесова книга о происхождении славян
Триглав богов
Материнский культ
Космогонические представления древних славян
Сварог
Духовное родство культур славян и индоариев
Перун и Свентовит
Обряды и обычаи древних славян
Связь обычаев с природными силами
Двоеверие: язычество и христианство
Письменность древних славян
Первые алфавиты
Что было сначала: глаголица или кириллица?
Узелковая письменность
Прообразы пиктографического письма
Заключение
Список литературы
Род разрушил темницу силою Любви, и тогда Любовью мир наполнился.
И родил Он царство небесное, а под ним создал поднебесное. Пуповину разрезал радугой, отделил Океан — море синее от небесных вод твердью каменной. В небесах воздвигнул три свода Он. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою.
Род родил затем Землю-матушку, и ушла Земля в бездну темную, в Океане она схоронилася...
Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Род — Отец богов. Род и Мать богов. Род — рожден собой и родится вновь.
Род — все боги и вся поднебесная. Род — что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.
Род родил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтоб он мир осматривал во все стороны... Вот Сварог по небу похаживает и свои владенья оглядывает. Видит — Солнце по небу катится, Месяц светлый видит и звезды, а под ним Океан расстилается... Оглядел свои он владения, не заметил лишь Землю-матушку.
— Где же мать-Земля? — опечалился.
Тут заметил он — точка малая в Океане-море чернеется. То не точка в море чернеется, это уточка серая плавает, пеной серою порожденная.
— Ты не знаешь ли, где Земля лежит? — стал пытать Сварог серу уточку.
— Подо мной Земля, — говорит она, — глубоко в Океане схоронена...
— По велению Рода небесного, по хотенью-желанью Сварожьему Землю ты добудь из глубин морских!
Ничего не сказала уточка, в Океан-море нырнула и три года в пучине скрывалась. Как срок кончился — поднялась со дна.
В клюве горсть земли принесла она.
Взял Сварог горсть земли, стал в ладонях мять.
— Обогрей-ка, Красно Солнышко, освети-ка, Месяц светлый, вы же, ветры буйные, — дуйте! Будем мы лепить из земли сырой Землю-матушку, мать-кормилицу. Помоги нам. Род! Лада, помоги!
Землю мнет Сварог — греет Солнышко, Месяц светит и дуют ветры. Ветры сдули Землю с ладони, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце Красное — Мать Земля запеклась сверху корочкой, остудил же ее Месяц светлый.
Так Сварог сотворил Землю-матушку. Три подземных свода он в ней учредил — три подземных, пекельных царства.
А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юшу мощного — змея дивного, многосильного. Тяжела его доля — держать ему годы и века Землю-матушку.
Так была рождена Мать Сыра Земля. Так на Змее она упокоилась.
Если Юша-Змей пошевелится — Мать Сыра Земля поворотится.
В священных книгах древних народов
космогонические мифы всегда близко
сплетены с преданиями о происхождении
богов (теогонией) и людей (антропогонией),
мир которых повторен к рождающим силам
космоса, но тесно с ними контактирует.
129-й гимн 10-й мандалы Ригведы наглядно
показывает общность космогонических
представлений славян и индоариев, духовное
родство двух ведических культур древности:
Не было тогда ни несуществующего, ни сущего... Не было тогда ни смерти, ни того, что живет вечно; никакого признака, разделявшего ночь и день. Это единое бездыханное дышало лишь собственной своей сущностью. Помимо него не было ничего вообще. Была тьма: скрытая сперва в тьме, все это было бесформенным хаосом. Все, что существовало тогда, было пустым и бесформенным. Великой силой тепла рождено было это единое. Затем возникло вначале желание — первичное семя и зародыш духа... Кто знает воистину и кто может здесь сказать, когда это родилось и когда свершился этот акт творения?
Боги
появились позже сотворения этого
мира. Кто же тогда знает, когда
появился мир? Он первоисточник всего
созданного, все равно, создал ли он все
это сам, или же нет. Тот, чье око надзирает
за этим миром с высоты неба, он воистину
знает это, а может быть, он и не знает.
Единым священным праисточником, который существовал некогда общей духовной колыбелью, обусловливается похожесть представлений в славянской и индийской ведической культурах о начальном антропоморфном существе, обладателе высшего жизненного принципа — любви или тепла — тапаса, и начальном зерне, золотом зародыше (хиранья гарпх), прорастающем во время становления человечества, — силе желания.
Таким
образом, силой Любви в славянской мифологии
было призвано Солнце, вышедшее из лица
Рода, Месяц светлый — из груди Его, Звезды
частые — из очей Его, Зори ясные — из
бровей Его, Ночи темные — из дум Его, Ветры
буйные из дыханья Его, Дождь, Снег, Град
— от слез Его, Гром и Молния — от голоса
Его. В источнике Индии Упанишадах такое
первоначальное антропоморфное существо
Пуруше («purusa», дословно с санскр. человек,
мужчина), хранитель миров был извлечен
из вод Атманом, тем, кто был поистине сперва
одним, и кто придал Пуруше внешний облик.
2.3
Перун и Свентовит
Сын Сварога Перун, второе лицо славянской Троицы-Триглава, бог войны и грозы, возрождал явленное, следил за мирным порядком, вращая солнечное золотое колесо.
Культ победителя зверя-Скипера, царя Пекла, Морского царя и Велеса поддерживался высшими слоями патриархального славянского общества, князьями и дружинниками, особенно в эпохи противостояния миру кочевых племен. После христианизации Руси культ Перуна был изменен Ильёй-Пророком, а в фольклорной традиции — Ильёй Муромцем и Егорием Храбрым.
Третья
ипостась новгородского Тритлава—
Итак, и для мировоззрения индоевропейских народов, и для мировоззрения древних славян был характерен антропотеокосмиз, т. е. нерасчленность сфер человеческого, божественного и природного, отражающихся друг в друге. Это то, что Гераклит поместил в понятие «сферос» как мира, не созданного никем, «вечно живого огня, мерно загорающегося и мерно потухающего, на который обмениваются все вещи, выплавленные из него как слитки из золотого песка».
Признаки
культа предков, которые получили название
манизм, наиболее ярко излагаются в
факте возведения родословной славян
к праотцам, родственникам богов, обучившим
людей различным ремеслам и умению обращаться
с железом. Знание представлено как моментальное
проникновение в бытие всего сущего, осуществляемое
с помощью магических операций, и с целью
упорядочения из хаоса пространства обитания
древнего человека. Жертвоприношения
обожествлявшимся силам природы, в основе
которых выступало Солнце, входили в практику
магии жизни, не расчленявшую слово и дело
и служившую целям победы человека над
небытием, над смертью.
3.1
Связь обычаев с природными
силами
Непрекращающаяся
борьба и меняющаяся победа светлых и
темных сил природы наиболее ярко выражена
в представлениях славян о круговороте
времен года. Его начальной точкой было
наступление нового года — рождение нового
солнца в конце декабря, празднование,
которое получило у славян греко-римское
название «коляды» (calendae — первый
день нового месяца). Окончательную победу
нового громовника над зимой — «смертью»
в день весеннего равноденствия справляли
обрядом похорон Марены. К этому же
относится обычай ходить с маем (символом
весны), маленькой елкой, разукрашенной
лентами, яйцами, бумагой. Божество солнца,
провожаемого на зиму, получило название
Купалы, а еще Ярилы и Костромы.
В одном из старинных памятников XVII в.
он описывался таким образом:
Вечером
накануне Иванова дня собираются
вместе молодцы и девушки и
плетут венки из разных цветов, надевая
их на голову или привешивая у пояса.
Они зажигают костер и, взявшись за
руки, пляшут кругом него и поют песни,
в которых часто упоминают Куполу. Потом
они перепрыгивают через огонь.
Сожжение или потопление в реке соломенного чучела или иного изображения Купалы напоминает о связи праздника с солнечным божеством.
Древние народные праздники, например новогодние гадания, разгульная масленица, хороводы и зеленые березки «семика», «русальная неделя» и многие другие, сопровождались заклинательными магическими обрядами и были подобны молениям богам о всеобщем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Таким образом, в мрачный Ильин день русские крестьяне еще в XIX в. закалывали выкормленного всем селом быка в честь повелителя Молний, восприемника древнего Перуна.
Большие
глубокие сосуды в Древней Руси называли
чарами и использовали для новогоднего
гаданья об урожае (чародейство). На
них часто рисовали 12 разных рисунков
виде замкнутого круга — символ 12 месяцев.
В селе Лепесовке на Волыни было найдено
древнее святилище Черняховской культуры
II—IV вв. Алтарь святилища был собран из
осколков больших глиняных чаш. По венчику
одной из них шел орнамент из 12 прямоугольных
рамок с различными рисунками. В них были
три косых креста, которые обозначали
три срока главных солнечных праздников:
25 декабря, 25 марта и 24 июня. На трех остальных
рисунках изображались рало, колосья и
плетенки льна, что сходно с месяцами:
апрелем — пахота ралом, августом — уборка
урожая и октябрем — трепка льна. Лепесовская
чара — характерный ритуальный сосуд
древних славян, приготовленный для новогодних
гаданий. Найдены и распознаны также сосуды,
использовавшиеся для обрядов сева-жатвы,
весенне-летних водных обрядов, проводившихся
в священных рощах, у родников и связанных
с богиней-девой, покровительницей плодородия.
3.2
Двоеверие: язычество
и христианство
К моменту принятия христианства славянская религия не успела еще выработать строгих форм культа. Жрецы еще не относились к особому сословию. Жертвы родовым и небесным богам преподносили представители родовых союзов, а о сношениях с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились вольнопрактикующие волхвы. Место жертвоприношения, капище, не превратилось в храм даже во время, когда на этом месте стали ставить капь-идола, изображающего богов (капь—капище).
При воцарении в Киеве Владимира I им была произведена в 980 г. своего рода языческая реформа. Стремясь приподнять древние народные верования до уровня государственной религии, рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Макоши. Владимир установил даже человеческие жертвоприношения этим богам, что должно было придать их культу трагический, но в то же время и очень торжественный характер.
Культ главного бога дружинной знати был введен в Новгороде Добрыней. Около идола Перуна там горело восемь негасимых костров, а память об этом вечном огне сохранялась у местного населения до XVII в.
К концу периода язычества в связи с развитием дружинного элемента глубоко усложнились погребальные обряды славян. Со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней. По словам арабского путешественника Ахмеда Ибн Фадлана, совершившего поездку в Волжскую Болгарию в качестве посла багдадского халифа, он видел русские похороны и описал ритуальное убийство на могиле богатого руса его жены.
Огромный курган высотою с четырехэтажный дом («Черная Могила» в Чернигове) подтверждает это. По преданию, на этом месте был похоронен черниговский князь. В процессе раскопок в кургане были найдены золотые византийские монеты, оружие, женские украшения, турьи рога, окованные серебром, с чеканными узорами былинного сюжета — смерти Кощея Бессмертного в черниговских лесах.
С древнейших времен человек, оберегая себя от злых сил, прикрывал одежду и жилище изображениями — оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания. Именно так выглядели уборы древнерусских княгинь времен двоеверия (язычества и христианства) и изображения на фасадах русских изб, сохранившиеся на Севере до настоящего времени.