Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 08:48, реферат
Знание прошлого — ключ для понимания и настоящего, и грядущего. Человек, который не знает и не любит прошлое, не имеет и будущего. Очень важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение тысячелетий,
Введение
Миф и фольклор древних славян
Велесова книга
История книги
Велесова книга о происхождении славян
Триглав богов
Материнский культ
Космогонические представления древних славян
Сварог
Духовное родство культур славян и индоариев
Перун и Свентовит
Обряды и обычаи древних славян
Связь обычаев с природными силами
Двоеверие: язычество и христианство
Письменность древних славян
Первые алфавиты
Что было сначала: глаголица или кириллица?
Узелковая письменность
Прообразы пиктографического письма
Заключение
Список литературы
Головной убор княгини символизировал небо и увенчивался диадемой с изображением главнейших небесных сил, в центре находился Даждьбог или Христос (в зависимости от того, языческим или христианским был весь убор). Чело княгини украшали височные кольца, означающие движение солнца по небу. Вниз от венца спускались цепи — рясны, символизирующие воздушное пространство. Они покрывались изображениями либо струй дождя, либо птиц, либо семян, падающих с неба. К ряснам подвешивались колты (подвески) с изображением русалок, крылатых вил, орошающих поля. Эти колты распологались на одном уровне с ожерельями, изображающими распустившиеся ростки. На женских браслетах были представлены картины русалий (весенних праздников в честь богинь — подательниц дождя). На шею надевалась длинная цепь с двумя головами Ящера, скрепленными кольцом, символизирующим солнце. Таким образом в женском костюме была отражена вся картина миросоздания — небо, земля и подземный мир.
На фасаде русской избы изображались небеса и ход солнца. Небо представлялось двухслойным, состоящим из «тверди» и «хлябей», т. е. неиссякаемых запасов воды. Хляби изображались волнистыми линиями. На тверди, располагающейся ниже хлябей, было показано положение солнца в трех позициях — утром, в полдень и вечером; чтобы подчеркнуть, что оно движется ниже хлябей, изображения светила помещали на деревянных «полотенцах», спускавшихся с крыши. Особенно ярко и богато украшалось узором центральное «полотенце», символизировавшее полдень, — там ярко светящее солнце изображалось несколько раз, либо знак солнца (круг, разделенный на восемь секторов) дублировался коньком крыши, означавшим Солнце-коня. На центральном «полотенце» часто размещали и громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) — символ Рода или Перуна, оберегавший дом от попадания в него молнии.
Данные
об обычаях славянских племен дошли до
нас в сочинениях римских, византийских
и арабских авторов I тыс. н. э. Например,
интересные сведения о военном искусстве
славян сообщает византийский трактат
«Стратегикон», написанный на рубеже VI—VII
вв. н. э.:
Опытны они и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они
пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.
Языческие
символы на славянских колтах и диадемах
Первые
необычные сочинения восточных славян
относятся к концу XI в. и в них строй жизни
предков описывается сквозь призму христианского
мировосприятия с резко негативными оценками.
Вот как «Повесть временных лет» описывает
законы, предания и нравы разных племен:
Поляне
имеют обычай отцов своих кроткий
и тихий, стыдливы перед снохами
своими и сестрами, матерями и родителями;
имеют и брачный обычай: не идет
зять за невестой, но приводят ее накануне,
а на следующий день приносят за нее —
что дают. А древляне жили звериным обычаем,
жили по-скотски, убивали друг друга, ели
все нечистое, и браков у них не бывало,
но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи
и северяне имели общий обычай: жили в
лесу, как звери, срамословили при отцах
и при снохах. И браков у них не бывало,
но устраивались игрища между селами,
и сходились на эти игрища, на пляски и
на всякие бесовские песни и здесь умыкали
себе жен по сговору с ними; имели же по
две и по три жены. И если кто умирал, то
устраивали по нем тризну... мертвеца сжигали,
а после, собрав кости, вкладывали их в
небольшой сосуд и ставили на столбах
при дорогах, как делают и теперь еще вятичи.
Этого же обычая держались и кривичи и
прочие язычники, не знающие закона божьего,
но сами себе устанавливающие законы.
Существовало мнение, что история славянской письменности начинается со второй половины IX века, с создания славянской азбуки византийским ученым Константином. Вместе с христианством распространялось это письмо по славянским землям. Но постепенно, по крупицам, накапливались документы, указывающие, что письменность у древних славян возникла намного раньше принятия христианства. Существование дохристианской письменности у славян подтвердили памятники материальной культуры (вещественные источники. Археологи нашли различные предметы быта — ремесленные изделия, горшки, медные броши, свинцовые пломбы и т.д., на которых были нанесены знаки, состоящие из длинных и коротких черточек.
Любопытные значки, в которых
можно увидеть элементы письма,
были обнаружены как на
В языческие времена у славян существовало письмо. Потом по мере обращения в христианство до создания собственной азбуки славяне стали использовать для передачи звуков своего языка буквы латинского и греческого алфавитов.
Чрезвычайным
достижением человеческой цивилизации
стало так называемое слоговое письмо,
изобретение которого происходило на
протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый
этап становления письменности фиксировал
определенный итог в продвижении человечества
по пути логического абстрактного мышления.
Сначала - это расчленение фразы на слова,
затем - свободное пользование рисунками-словами,
следующий шаг - расчленение слова на слоги.
Мы ведь говорим слогами, и детей учат
читать по слогам. Упорядочить запись
слогами, казалось бы, что может быть естественнее!
Да и слогов много меньше, чем составляемых
с их помощью слов. Но чтобы придти к такому
решению, понадобились многие столетия.
Слоговым письмом пользовались уже в III-II
тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье.
Следующим этапом на пути упрощения письменности
стало так называемое звуковое письмо,
когда каждому звуку речи соответствует
свой знак. Нужно было запомнить лишь два-три
десятка букв, а точность в воспроизведении
речи на письме несопоставима ни с каким
другим способом. Со временем именно буквенное
письмо стало употребляться почти повсеместно.
4.1 Первые алфавиты
Одними из первых буквенным звуковым письмом стали пользоваться те народы, в языке которых гласные звуки оказались не столь важными, как согласные. Так, в конце II тысячелетия до н. э. алфавит возник у финикийцев, древних евреев, арамейцев. А от арамейского письма, как считают исследователи, свое происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов Азии.
В алфавите финикийцев было 22 буквы. Они располагались в определенном порядке от алеф, бет, гимель, далет ... до тав. Каждая буква имела осмысленное название: `алеф - вол, бет - дом, гимель - верблюд и так далее.
Греческое письмо, как уже говорилось, произошло от финикийского. В греческом алфавите букв, передающих все звуковые оттенки речи, стало больше. Но порядок их и названия, часто не имевшие в греческом языке уже никакого смысла, сохранились, хотя и в несколько измененном виде: альфа, бета, гамма, дельта… Сначала в древнегреческих памятниках буквы в надписях, как и в семитских языках, располагались справа-налево, и далее, не прерываясь, строчка "вилась" слева-направо и снова справа-налево. Прошло время, пока наконец установился вариант письма слева-направо, ныне распространившийся на большей части земного шара.
Латинские
буквы произошли из греческих, и
алфавитный порядок их принципиально
не изменился. В начале I тысячелетия
н. э. греческий и латинский языки
стали главными языками огромной
Римской империи. Вся античная классика,
к которой мы с трепетом и уважением обращаемся
и поныне, написана на этих языках. Греческий
- это язык Платона, Гомера, Софокла, Архимеда,
Иоанна Златоуста.
4.2 Что было сначала: глаголица или кириллица?
Кирилл и Мефодий, создав славянскую азбуку, перевели на славянский язык практически все важнейшие церковные книги и молитвы. Но до наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица. Обе существовали в IX-X веках. В обеих для передачи звуков, отражающих особенности славянского языка, были введены специальные знаки, а не сочетания двух или трех основных, как практиковалось в алфавитах западноевропейских народов. Глаголица и кириллица почти совпадают по буквам.
Однако буквы в глаголице и кириллице имели совершенно разную форму. Буквы кириллицы - геометрически просты и удобны для письма. 24 буквы этой азбуки заимствованы из византийского уставного письма. К ним добавили буквы, передающие звуковые особенности славянской речи. Добавленные буквы были построены так, чтобы сохранялся общий стиль азбуки.
У
славян же, получивших и азбуку, и
христианские книги на родном языке,
и литературный язык, резко увеличился
шанс быстро приобщиться к культурной
мировой сокровищнице и если не уничтожить,
то значительно уменьшить
4.3 Узелковая письменность
Ни одна культура духовно развитого народа не может существовать без письменности. «Прежде убо словене неймъаху письменъ, ну чертами и ръзанми гадааху погани сущи». Основываясь на этих словах, написанных в IX в. болгарским монахом-черноризцем Храбром, и можно сделать вывод о том, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности. По мнению современных лингвистов и историков, Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки, основанной на греческом алфавите и использовавшейся при записи Велесовой книги. Есть также свидетельства, что, помимо греческой, славяне имели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и в фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета». В сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает клубок от бабы Яги. Разматывая этот своеобразный древний путеводитель, он, скорее всего, читал узелковые записи и таким образом узнавал, как добраться до места.
Период письменной жреческой культуры начался у славян задолго до принятия христианства. Сказка о клубке бабы Яги уводит во времена матриархата. По словам известного ученого-фольклориста В.Я. Проппа, баба Яга — это характерная языческая жрица, пожалуй, и хранительница «библиотеки клубков».Они хранились в берестяных коробах (не отсюда ли выражение: наврать с три короба»), а при чтении нити с узелками могли «наматываться на усы», приспособления для чтения.
В
древности узелковая письменность была
распространена довольно широко. Узелковым
письмом «кипу» и «вампум» использовали
древние инки и ирокезы. Письмо «цзе-шен»
было известно в древнем Китае. Финны,
угры, карелы, издревле проживавшие со
славянами на северных территориях России,
имели узелковую письменность, упоминание
о которой сохранилось в карело-финском
эпосе «Калевала». На многих предметах,
поднятых из захоронений языческого времени,
просматриваются несимметричные изображения
узлов сложной конфигурации, напоминающие
иероглифическую письменность восточных
народов.
4.4
Прообразы пиктографического
письма
Довольно часто в сочинениях христианского времени встречаются картинки с изображениями сложных переплетений, возможно, перекопированных с предметов архаической эпохи. Художники, изображавшие эти узоры, следовали примеру существовавшему в это время правилу наряду с христианской символикой использовать и языческую. Следы узелковой письменности можно найти на стенах храмов эпохи «двоеверия», когда христианские святилища украшались ликами святых и орнаментальными узорами.
То, что Храбр назвал чертами и резами, есть некий прообраз рисуночного, пиктографического письма, широко использовавшегося в орнаментальных украшениях ритуальных предметов. По нему ученые реставрируют содержание узелкового письма. Изображение простой петли-окружности возможно расшифровывается как знак Рода. В пиктографическом письме этот знак толкуется более широко: Род —как племя, группа, женщина, орган рождения, глагол родить. Символ Рода — окружность - основа для многих узлов-иероглифов и условие, способное придать словам сакральное значение. Окружность с крестом — это солярный символ, знак Солнца и бога солнечного диска Хорса. Знак другого солнечного бога более запутанный, ибо Даждьбог еще и хозяин Вселенной, податель благ и прародитель русского народа. Во времена первых пиктографических записей решеткой обозначалось вспаханное поле, сам пахарь, а также богатство, благодать.