Культура древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 08:48, реферат

Описание

Знание прошлого — ключ для понимания и настоящего, и грядущего. Человек, который не знает и не любит прошлое, не имеет и будущего. Очень важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение тысячелетий,

Содержание

Введение

Миф и фольклор древних славян
Велесова книга
История книги
Велесова книга о происхождении славян
Триглав богов
Материнский культ

Космогонические представления древних славян
Сварог
Духовное родство культур славян и индоариев
Перун и Свентовит

Обряды и обычаи древних славян
Связь обычаев с природными силами
Двоеверие: язычество и христианство

Письменность древних славян
Первые алфавиты
Что было сначала: глаголица или кириллица?
Узелковая письменность
Прообразы пиктографического письма

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по культурологии.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

       Головной  убор княгини символизировал небо и  увенчивался диадемой с изображением главнейших небесных сил, в центре находился  Даждьбог или Христос (в зависимости от того, языческим или христианским был весь убор). Чело княгини украшали височные кольца, означающие движение солнца по небу. Вниз от венца спускались цепи — рясны, символизирующие воздушное пространство. Они покрывались изображениями либо струй дождя, либо птиц, либо семян, падающих с неба. К ряснам подвешивались колты (подвески) с изображением русалок, крылатых вил, орошающих поля. Эти колты распологались на одном уровне с ожерельями, изображающими распустившиеся ростки. На женских браслетах были представлены картины русалий  (весенних  праздников   в    честь богинь — подательниц дождя). На шею надевалась длинная цепь с двумя головами Ящера, скрепленными кольцом, символизирующим солнце. Таким образом в женском костюме была отражена вся картина миросоздания — небо, земля и подземный мир.

       На  фасаде русской избы изображались небеса и ход солнца. Небо представлялось двухслойным, состоящим из «тверди» и «хлябей», т. е. неиссякаемых запасов воды. Хляби изображались волнистыми линиями. На тверди, располагающейся ниже хлябей, было показано положение солнца в трех позициях — утром, в полдень и вечером; чтобы подчеркнуть, что оно движется ниже хлябей, изображения светила помещали на деревянных «полотенцах», спускавшихся с крыши. Особенно ярко и богато украшалось узором центральное «полотенце», символизировавшее полдень, — там ярко светящее солнце изображалось несколько раз, либо знак солнца (круг, разделенный на восемь секторов) дублировался коньком крыши, означавшим Солнце-коня. На центральном «полотенце» часто размещали и громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) — символ Рода или Перуна, оберегавший дом от попадания в него молнии.

       Данные об обычаях славянских племен дошли до нас в сочинениях римских, византийских и арабских авторов I тыс. н. э. Например, интересные сведения о военном искусстве славян сообщает византийский трактат «Стратегикон», написанный на рубеже VI—VII вв. н. э.: 

       Опытны  они и в переправе через  реки, превосходя в этом отношении  всех людей. Мужественно выдерживают  они

       пребывание  в воде, так что часто некоторые  из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.

         

       Языческие символы на славянских колтах и диадемах 

       Первые  необычные сочинения восточных славян относятся к концу XI в. и в них строй жизни предков описывается сквозь призму христианского мировосприятия с резко негативными оценками. Вот как «Повесть временных лет» описывает законы, предания и нравы разных племен: 

       Поляне  имеют обычай отцов своих кроткий  и тихий, стыдливы перед снохами  своими и сестрами, матерями и родителями; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну... мертвеца сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие законы.  
 
 

     
    4. Письменность древних  славян
     

       Существовало  мнение, что история славянской письменности начинается со второй половины IX века, с создания славянской азбуки византийским ученым Константином. Вместе с христианством распространялось это письмо по славянским землям. Но постепенно, по крупицам, накапливались документы, указывающие, что письменность у древних славян возникла намного раньше принятия христианства. Существование дохристианской письменности у славян подтвердили памятники материальной культуры (вещественные источники.  Археологи нашли различные предметы быта — ремесленные изделия, горшки, медные броши, свинцовые пломбы и т.д., на которых были нанесены знаки, состоящие из длинных и коротких черточек.

         Любопытные значки, в которых  можно увидеть элементы письма, были обнаружены как на территории  России, так и в странах Восточной  Европы. Первая из таких «надписей», состоящая из 14 символов, была найдена  в 1897 году неподалеку от Рязани. Большинство знаков относилось к III — IV векам. Все они имеют довольно сложный геометрический рисунок, символический орнамент: прямоугольные рамки, квадраты, кресты, волнистые линии. По мнению ученых на вазах и кувшинах были изображены древнеславянские календари.

       В языческие времена у славян существовало письмо. Потом по мере обращения  в христианство до создания собственной  азбуки славяне стали использовать для передачи звуков своего языка  буквы латинского и греческого алфавитов.

       Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления. Сначала - это расчленение фразы на слова, затем - свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг - расчленение слова на слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье. Следующим этапом на пути упрощения письменности стало так называемое звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Нужно было запомнить лишь два-три десятка букв, а точность в воспроизведении речи на письме несопоставима ни с каким другим способом. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно. 

4.1 Первые алфавиты

       Одними  из первых буквенным звуковым письмом  стали пользоваться те народы, в  языке которых гласные звуки  оказались не столь важными, как  согласные. Так, в конце II тысячелетия до н. э. алфавит возник у финикийцев, древних евреев, арамейцев. А от арамейского письма, как считают исследователи, свое происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов Азии.

       В алфавите финикийцев было 22 буквы. Они располагались в определенном порядке от  алеф, бет, гимель, далет ... до тав. Каждая буква имела осмысленное название: `алеф - вол, бет - дом, гимель - верблюд и так далее.

       Греческое письмо, как уже говорилось, произошло  от финикийского. В греческом алфавите букв, передающих все звуковые оттенки речи, стало больше. Но порядок их и названия, часто не имевшие в греческом языке уже никакого смысла, сохранились, хотя и в несколько измененном виде: альфа, бета, гамма, дельта… Сначала в древнегреческих памятниках буквы в надписях, как и в семитских языках, располагались справа-налево, и далее, не прерываясь, строчка "вилась" слева-направо и снова справа-налево. Прошло время, пока наконец установился вариант письма слева-направо, ныне распространившийся на большей части земного шара.

       Латинские буквы произошли из греческих, и  алфавитный порядок их принципиально  не изменился. В начале I тысячелетия  н. э. греческий и латинский языки  стали главными языками огромной Римской империи. Вся античная классика, к которой мы с трепетом и уважением обращаемся и поныне, написана на этих языках. Греческий - это язык Платона, Гомера, Софокла, Архимеда, Иоанна Златоуста. 

4.2 Что было сначала:  глаголица или  кириллица?

       Кирилл  и Мефодий, создав славянскую азбуку, перевели на славянский язык практически все важнейшие церковные книги и молитвы. Но до наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица. Обе существовали в IX-X веках. В обеих для передачи звуков, отражающих особенности славянского языка, были введены специальные знаки, а не сочетания двух или трех основных, как практиковалось в алфавитах западноевропейских народов. Глаголица и кириллица почти совпадают по буквам.

       Однако  буквы в глаголице и кириллице  имели совершенно разную форму. Буквы кириллицы - геометрически просты и удобны для письма. 24 буквы этой азбуки заимствованы из византийского уставного письма. К ним добавили буквы, передающие звуковые особенности славянской речи. Добавленные буквы были построены так, чтобы сохранялся общий стиль азбуки.

       У славян же, получивших и азбуку, и  христианские книги на родном языке, и литературный язык, резко увеличился шанс быстро приобщиться к культурной мировой сокровищнице и если не уничтожить, то значительно уменьшить культурный разрыв между Византийской империей и "варварами". 

4.3 Узелковая письменность

       Ни  одна культура духовно развитого  народа не может существовать без  письменности. «Прежде убо словене  неймъаху письменъ, ну чертами и  ръзанми гадааху погани сущи». Основываясь на этих словах, написанных в IX в. болгарским монахом-черноризцем Храбром, и можно сделать вывод о том, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности. По мнению современных лингвистов и историков, Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки, основанной на греческом алфавите и использовавшейся при записи Велесовой книги. Есть также свидетельства, что, помимо греческой, славяне имели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и в фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета». В сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает клубок от бабы Яги. Разматывая этот своеобразный древний путеводитель, он, скорее всего, читал узелковые записи и таким образом узнавал, как добраться до места.

       Период письменной жреческой культуры начался у славян задолго до принятия христианства. Сказка о клубке бабы Яги уводит во времена матриархата. По словам известного ученого-фольклориста В.Я. Проппа, баба Яга — это характерная языческая жрица, пожалуй, и хранительница «библиотеки клубков».Они  хранились в берестяных коробах (не отсюда ли выражение: наврать с три короба»), а при чтении нити с узелками могли «наматываться на усы», приспособления для чтения.

       В древности узелковая письменность была распространена довольно широко. Узелковым письмом «кипу» и «вампум» использовали древние инки и ирокезы. Письмо «цзе-шен» было известно в древнем Китае. Финны, угры, карелы, издревле проживавшие со славянами на северных территориях России, имели узелковую письменность, упоминание о которой сохранилось в карело-финском эпосе «Калевала». На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, просматриваются несимметричные изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов. 

4.4 Прообразы пиктографического  письма 

       Довольно  часто в сочинениях христианского времени встречаются картинки с изображениями сложных переплетений, возможно, перекопированных с предметов архаической эпохи. Художники, изображавшие эти узоры, следовали примеру существовавшему в это время правилу наряду с христианской символикой использовать и языческую. Следы узелковой письменности можно найти на стенах храмов эпохи «двоеверия», когда христианские святилища украшались ликами святых и орнаментальными узорами.

       То, что Храбр назвал чертами и  резами, есть некий прообраз рисуночного, пиктографического письма, широко использовавшегося в орнаментальных украшениях ритуальных предметов. По нему ученые реставрируют содержание узелкового письма. Изображение простой петли-окружности возможно расшифровывается как знак Рода. В пиктографическом письме этот знак толкуется более широко: Род —как племя, группа, женщина, орган рождения, глагол родить. Символ Рода — окружность - основа для многих узлов-иероглифов и условие, способное придать словам сакральное значение. Окружность с крестом — это солярный символ, знак Солнца и бога солнечного диска Хорса. Знак другого солнечного бога более запутанный, ибо Даждьбог еще и хозяин Вселенной, податель благ и прародитель русского народа. Во времена первых пиктографических записей решеткой обозначалось вспаханное поле, сам пахарь, а также богатство, благодать.

Информация о работе Культура древних славян