Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:39, реферат

Описание

В современном мире термины культура и цивилизация тесно связаны между собой. До сих пор наука не пришла к единому мнению насчет соотношения этих понятий. Для культурологи в целом данный вопрос играет немалую роль, ведь культура является направляющей всей этой науки. Именно поэтому тема культура и цивилизация, их соотношение, является актуальной в наше время.

Содержание

1.Введение
2.Понятие «культура»
2.1 Феномен «культура»
2.2 Содержание культуры
2.3 Функции культуры
2.4 Движущие силы развития культуры
3.Понятие «Цивилизация»
3.1 Феномен цивилизация
3.2 Цивилизация, как социокультурное образование
3.3 Теория локальных цивилизаций
3.4 Аргументы против
4.Культура и цивилизация
5.Вывод
6.Заключение
7.Литература

Работа состоит из  1 файл

СЕМЕСТРОВАЯ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ!!!1.docx

— 60.90 Кб (Скачать документ)

Содержание

1.Введение

2.Понятие «культура»

2.1 Феномен «культура»

2.2 Содержание культуры

2.3 Функции культуры

2.4 Движущие силы развития культуры

3.Понятие «Цивилизация»

3.1 Феномен цивилизация

3.2 Цивилизация, как социокультурное  образование

3.3 Теория локальных цивилизаций

3.4 Аргументы против

4.Культура и цивилизация

5.Вывод

6.Заключение

7.Литература 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение 

В современном мире термины  культура и цивилизация тесно  связаны между собой.  До сих  пор наука не пришла к единому  мнению насчет соотношения этих понятий. Для  культурологи в целом  данный  вопрос играет немалую роль, ведь культура является направляющей всей этой науки. Именно поэтому тема культура и цивилизация, их соотношение, является актуальной в  наше время.

Я считаю, что целью и  одновременно задачами моёго реферата будет как можно точно определить значения таких понятий как культура и цивилизация,  но самое главное– это показать их взаимосвязь .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие  «культура»

2.1 Феномен «культура»

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна  применяется для обозначения  того, что сделано человеком. В  таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность  природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и потому нуждается в уточнении.

Само это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной  научной литературе встречается  более 250 определений и культуры. Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон проанализировали свыше  ста основных определений и сгруппировали  их следующим образом.

1. Описательные определения,  восходящие в своей основе  к концепции основоположника  культурной антропологии Э.Тейлора.  Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как  сокровищница всего созданного  людьми включает в себя книги,  картины и т.п., знание путей  приспособления к социальному  и природному ок­ружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию,  которые складывались веками.

2. Исторические определения,  подчеркивающие роль социального  наследия и традиций, доставшихся  современной эпохе от предшествовавших  этапов развития человечества. К  ним примы­кают и генетические  определения, утверждающие, что культура  является результатом исторического  развития. В нее входит все  то, что искусственно, что люди  произвели и что передается  от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая  деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения,  акцентирующие значение принятых  норм. Культура - это образ жизни  индивида, определяемый социальным  окружением.

4. Ценностные определения:  культура - это материальные и  социальные ценности группы людей,  их институты, обычаи, реакция  поведения.

5. Психологические определения,  исходящие из решения человеком  определенных проблем на психологическом  уровне. Здесь культура есть особое  приспособление людей к природному  ок­ружению и экономическим потребностям  и складывается из всех результатов  такого приспособления.

6. Определения на базе  теорий обучения: культура - это поведение,  которому человек научился, а  не получил в качестве биологического  наследства.

7. Структурные определения,  выделяющие значимость моментов  организации или моделирования.  Здесь культура представляет  собой систему определенных признаков,  различным образом связанных  между собой. Материальные и  нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных  потребностей, образуют социальные  институты, являющиеся ядром (моделью)  культуры.

8. Идеологические определения:  культура - это поток идей, переходящих  от индивида к индивиду посредством  особых действий, т.е. с помощью  слов или подражаний.

9. Символические определения:  культура - это организация различных  феноменов (материальных предметов,  действий, идей, чувств), состоящая в  употреблении символов или зависящая  от этого.

Легко заметить, что каждая из перечисленных групп определений  схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от оп­ределения. Действительно, культура является результатом  поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, "суперорганична", т.е. не включает биологических компонентов  человека и передается отличными  от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспри­нимается  или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков. Древнего Египта или Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода.

2.2 Содержание культуры.

Культура - способ существования  человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности. О том, что находится вне сферы  деятельности - практической или теоретической, ничего определенного мы не можем  сказать. Включать в содержание культуры то, что не охвачено деятельностью, нет никаких оснований. Границы  деятельности - это и есть то, что  можно назвать и миром, и культурой. В.М. Межуев, один из теоретиков культуры в нашей стране, так и считает: "Весь мир в целом есть для  философии мир культуры, существующий в непосредственном единстве с человеком'' . Но культура - все же способ организации деятельности, а не только сама деятельность. Это значит, что она представляет собой и способ выражения человека, или, как мы говорили выше, культура - явление человека. Это значит, что человек хоть и находится в единстве в нею, но все же не растворен в ней среди массы предметов. В.М. Межуев писал: "Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д." Примем данный взгляд на содержание культуры за основу. Но при этом добавим, что действительным содержанием культуры является не сам человек, а его представление о самом себе.

2.3 Функции культуры.

Культура как форма  деятельности в конечном итоге предназначена  для сохранения развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее "обязанность" или  роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма - все это он делает ради себя самого. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека. Иногда в истории культуры появлялись личности, которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. Как правило, из-за непонимания их современниками они вынуждены были иногда покидать мир культуры, изолировать себя от общества и т.д. К числу таких личностей, например, относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в человеке.

Познавательная и информативная  функции культуры,

Как следует из сказанного, роль культуры при этом сводилась  к чему-то определенному и немногому, но важному. В сегодняшних представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой функции. Так что усилия великих  мыслителей, призывавших видеть в  культуре лишь условие для развития человеческих качеств, не пропал даром. Но реальная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой функцией. Многообразие потребностей человека послужило  основанием для появления самых  различных функций. Культура -это  своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему  не только окружающий его мир, но и  его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения  к поколению, от одного народа к другому. Информативную функцию культуры оценивают очень высоко представители  семиотического подхода к культуре. В этой функции культура связывает поколения, обогащая каждое последующее опытом предшествующих. Но это не значит, что достаточно приобщиться к опыту мировой культуры. Необходимо различать понятия "культурность" и "современность". Чтобы стать культурным, человеку необходимо пройти, как говорил И.В. Гете, "через все эпохи мировой культуры".

Коммуникативная функция  и культура общения.

Культуры разных народов, как и люди - представители различных  культур, взаимно обогащаются благодаря  информативной функции. Известно сравнение  Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон оказывается  по две идеи. Обмен идеями в отличие  от обмена предметами взращивает в  человеке его личностную культуру. Дело ведь не только в получении  знаний, но и в том отклике, в  том ответном идейном или эмоциональном  движении, которое они рождают  в человеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста. Человек  растет к человечеству, а не к  числу прожитых лет. Культура - это  культ роста, как иногда говорят. А рост происходит оттого, что человек  приобщается, не теряя себя, к мудрости человеческого рода.

Регулятивная и оценочная  функции культуры.

Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или  с самим собой, каким он видит  себя. В таком общении он может  быть совсем иным, чем при живом  общении. Культура живого общения предполагает не только вежливость и такт. Она  предполагает способность и умение каждого из нас привнести в  круг подобного общения коммуникативность  культуры, т.е. нашу связь с человечеством, которую мы ощущали, будучи наедине  с собой. Быть самим собой и  признавать право на это другого  человека - это значит признавать равенство  каждого по отношению к человечеству и его культуре. Речь идет о характерной черте или о норме поведения. Разумеется, в культуре есть множество норм и привил поведения. Все они служат одной общей цели: организации совместной жизни людей. Существуют нормы права и мо­раль, нормы в искусстве, нормы религиозного сознания и поведения. Все эти нормы регламентируют поведение человека, обязывают его придерживаться каких-то границ, которые считаются приемлемыми в той или иной культуре.

Перечисленные функции культуры обычно относят лишь к духовной. Договорившись о том, что духовная культура играет главную роль, будем  считать, что ее функции - это все  же главные функции культуры. Что  касается функций материальной культуры, то они в конечном итоге вытекают из основной ее функции, из ее роли быть фундаментом духовной культуры и  ее функций. И действительно, почти  все перечисленные функции не могут осуществляться без материальной основы.

Человек и культура.

Положение человека в мире и его отношение к миру зависят  от самых различных социальных факторов, в том числе и от культуры. При  этом в любую историческую эпоху  сосуществует множество различных  культур. Их взаимодействие, взаимопроникновение  существенно определяют жизненную  позицию человека, его мировоззрение  и мироощущение.

2.4 Движущие силы развития культуры.

Когда западные культурологи (П.Сорокин, А.Тойнби) рассуждают о движущих силах культуры, они выделяют в  качестве ее активного элемента, как  правило, "интеллектуальную элиту". Выразители идеологии мелкой буржуазии (Н.Михайловский и др.) говорили о "героической  личности". Если в буржуазной социологии и поднимался вопрос о творчестве масс, то речь шла либо о неуловимой "народной душе" (В.Виндт), либо о "коллективных представлениях" (Э.Дюркгейм). С одной  стороны, мы знаем, что в классово-антагонистических формациях способы производства духовных ценностей таковы, что трудящиеся массы фактически исключаются из этого производства. С другой стороны, выдающихся деятелей культуры мы знаем, как правило, по именам. Мы безошибочно называем создателей "Илиады" и "Одиссеи", "Войны и мира", "Саги о Форсайтах", "Сикстинской мадонны", "Гибели Помпеи", "Ночного дозора", "Героической симфонии", трагедии и оперы "Фауст" и т.д. Даже если имена создателей нам неизвестны, как, например, в случаях "Песни о Роланде" или "Слова о полку Игореве", мы все равно глубоко убеждены в том, что за этими творениями искусства стоят высокоодаренные мастера слова, имена которых до нас не дошли.

Казалось бы, все ясно - культуру создают отдельные личности. Однако не будем торопиться с этим выводом. Ведь когда мы говорим о  культуре, мы имеем в виду не только произведения искусства, а всю совокупность материальных и духовных ценностей и способов деятельности по их созданию. Этот момент весьма существен - он меняет всю постановку проблемы движущих сил культуры. Чтобы ее изучить, надо для начала ответить на вопрос: кто действительный творец материальных ценностей, являющихся остовом, каркасом любой культуры? Прежде всего, та часть общества, которая с помощью своих трудовых навыков приводит в действие средства производства, т.е. трудящиеся массы. Определим основные аспекты участия трудящихся масс в развитии культуры. Трудящиеся составляют главный элемент производительных сил. Только благодаря их трудовой деятельности человечество может существовать и нормально функционировать. Если они прекратят свою деятельность по созданию материальных ценностей, начнется социальная деградация. Итак, именно трудящиеся массы любой исторической эпохи и при любом политическом режиме играют решающую роль в создании материальных культурных ценностей. Это их роль постоянна, непрерывна.

Информация о работе Культура и цивилизация