Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:39, реферат
В современном мире термины культура и цивилизация тесно связаны между собой. До сих пор наука не пришла к единому мнению насчет соотношения этих понятий. Для культурологи в целом данный вопрос играет немалую роль, ведь культура является направляющей всей этой науки. Именно поэтому тема культура и цивилизация, их соотношение, является актуальной в наше время.
1.Введение
2.Понятие «культура»
2.1 Феномен «культура»
2.2 Содержание культуры
2.3 Функции культуры
2.4 Движущие силы развития культуры
3.Понятие «Цивилизация»
3.1 Феномен цивилизация
3.2 Цивилизация, как социокультурное образование
3.3 Теория локальных цивилизаций
3.4 Аргументы против
4.Культура и цивилизация
5.Вывод
6.Заключение
7.Литература
Как показывает исторический опыт, когда народные массы активно участвуют в социальных революциях, происходят стремительные и глубокие социальные преобразования, ускоряется ход исторического процесса и развитие мировой культуры. Эта сторона решающей роли трудящихся масс носит, однако, прерывистый, скачкообразный характер. Периоды бурной социальной активности масс сменяются периодами их социальной пассивности. Причины такой смены коренятся не в какой-то мифической "народной душе", а в объективных социально-экономических условиях. Но и в том, и в другом случае (активности и пассивности) трудящиеся массы играют решающую роль в истории: своей активностью они ускоряют ее ход, своей пассивностью - замедляют темпы ее развития. Это очень важно отметить, так как в обычном словоупотреблении "решающая роль" понимается только как позитивное влияние на что-либо. В действительности же массы оказывают решающее воздействие на ход развития истории и мировой культуры, как своей силой, так и своей слабостью. И социальная сила, и социальная слабость трудящихся масс всегда должны приниматься во внимание при оценке того или иного конкретного этапа в развитии мировой культуры.
Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии духовной культуры. Здесь можно выделить ряд важных моментов. Несмотря на то, что большинство духовных ценностей было создано профессиональными творцами (архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, поэтами, учеными, изобретателями и т.д.), следует помнить, что трудящиеся массы, создавая материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали им возможность для занятий духовным творчеством. Своим трудом они в конечном счете определяли состояние материального производства и общественных отношений конкретной исторической эпохи, что в свою очередь оказывало воздействие на формирование духовных ценностей. Важно и то, что освободительная борьба народных масс и их созидательная деятельность были объектом, который отражался в ценностях духовной культуры. Наконец, трудящиеся массы непосредственно творят духовные ценности, создавая язык и фольклор, которые становятся неиссякаемым источником для творческой деятельности профессиональных творцов духовных ценностей.
Итак, народные массы играют решающую роль в развитии мировой культуры. Ну а как же быть с личностью? Если решающая роль принадлежит массам, то значит ли это, что личности отводится место где-то "на задворках истории"? Нет, не значит.
Значительная часть духовных
ценностей создается
Важен следующий факт. Прежде
чем личность сможет начать активные
действия, она должна сформироваться
в обществе, вписать себя в коллективный
опыт человечества. Это влияние общества
на личность характеризуется множеством
обстоятельств. Отметим только некоторые
из них. Во-первых, каждый исторический
тип культуры создает свой основной
тип личности. Он различен в разных
социальных группах, но имеет и нечто
общее, обусловленное связями личности
с обществом в целом и его
культурой. Во-вторых, различные типы
культуры предоставляют разные возможности
для формирования и развития личности.
Если в первобытном обществе индивид
еще слит с коллективом, почти
не воспринимая себя как нечто
самостоятельное, то каждая последующая
общественно-экономическая
Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две основные движущие силы развития культуры - это народные массы и личность. Они движет культуру каждая по-своему, выполняя различные функции и решаю разные задачи, но в этом движении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то наверно, лучшим образом будет айсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а девять десятых его, находящиеся в воде, - это народные массы. Вспомним в этой связи слова М. И. Глинки: "Народ создает музыку, а мы, композиторы, только аранжируем ее".
3. Понятие «цивилизация»
3.1Феномен «цивилизация»
На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного общества было, по выражению Маркса, "вплетено" в материальную деятельность людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен от него.
Также особенностью первобытной социальности был ее "естественный" характер. Родоплеменные, а также внутри и межобщинные отношения "естественно" возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений в процессе перехода к классовому обществу был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.
Анализируя переход от
первобытности к цивилизации, Ф.
Энгельс выделяет ее основные характеристики:
общественное разделение труда и
в особенности отделение города
от деревни, умственного труда от
физического, возникновение товарно-денежных
отношений и товарного
Понятие цивилизации долгое
время оставалось на периферии интересов
марксистов. Связанная с ним проблематика
не становилась предметом
Термин "цивилизация" происходит
от латинского стИз (гражданский, государственный,
политический). В литературе этот термин
отождествляется с понятием "культура"
(человек культурный и
Современные представления
о цивилизации рассматриваются
мыслителями как нечто Единое,
находящееся вне рамок
Категория "цивилизация" используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:
1) в общефилософском смысле - как социальная форма движения материи;
2) как общая социально-
3) как культурно-исторический
тип, характеризующий
4) как обозначение
Итак, главная мысль в содержании категории "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.
3.2 Цивилизация, как
Конечно, все характеристики
цивилизации не случайны, отражают
некоторые реальные стороны и
особенности исторического
Вместе с тем сама жизнь
показала необходимость использования
понятия цивилизации, выявления
его реального научно-
Цивилизация включает в себя
преобразованную человеком, окультуренную,
историческую природу (в девственной
природе существование
Такой подход позволяет более
определенно уяснить и природу
многих глобальных проблем как противоречий
современной цивилизации в
Таким образом, цивилизация представляет собой социокулътурное образование. Если понятие "культура" характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие "цивилизация" характеризует социальное бытие самой культуры. Антагонистические общественные отношения накладывают отпечаток на характер цивилизации, порождают глубокие противоречия в развитии культуры.
3.3 Теория «локальных» цивилизаций.
Большое внимание проблеме
цивилизации уделил А. Тойнби. Цивилизации
А. Тойнби рассматривает в качестве
"кирпичиков", из которых строится
здание истории человечества. У А.
Тойнби история человеческого общества
описывается не прямой линией прогресса,
а предстает в виде ряда цивилизаций,
каждая из которых возникают, развивается,
а затем деградирует и
Под цивилизацией он понимает
устойчивую общность людей, объединенных
прежде всего духовными традициями,
а также географическими