Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:39, реферат

Описание

В современном мире термины культура и цивилизация тесно связаны между собой. До сих пор наука не пришла к единому мнению насчет соотношения этих понятий. Для культурологи в целом данный вопрос играет немалую роль, ведь культура является направляющей всей этой науки. Именно поэтому тема культура и цивилизация, их соотношение, является актуальной в наше время.

Содержание

1.Введение
2.Понятие «культура»
2.1 Феномен «культура»
2.2 Содержание культуры
2.3 Функции культуры
2.4 Движущие силы развития культуры
3.Понятие «Цивилизация»
3.1 Феномен цивилизация
3.2 Цивилизация, как социокультурное образование
3.3 Теория локальных цивилизаций
3.4 Аргументы против
4.Культура и цивилизация
5.Вывод
6.Заключение
7.Литература

Работа состоит из  1 файл

СЕМЕСТРОВАЯ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ!!!1.docx

— 60.90 Кб (Скачать документ)

Много связанных с культурой  проблем имеют международный  и даже глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре. Остро  стоят проблемы "массовой культуры", духовно­сти и бездуховности. Все  большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание различных  культур, в том числе отношения  современной западной культуры и  традиционных культур развивающихся  стран Азии, Африки, Латинской Америки. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основания.

При изучении истории и  прогнозировании будущего социальная философия уже не может обходиться без учета культурной составляющей общественно-исторического процесса. А это от­крывает широкое поле для разнообразных исследований культуры.

2. Не менее актуальной  является проблематика цивилизации.  Цивилизация включает в себя  преобразованную человеком, окультуренную,  историческую природу и средства  этого преоб­разования, человека, усвоившего культуру и способного  жить и действовать в окультуренной  среде своего обитания, а также  совокупность общественных отношений  как форм социальной ор­ганизации  культуры, обеспечивающих ее существование  и продолжение.

Правильный подход к проблеме позволяет более определенно  уяснить природу многих глобальных проблем как противоречий современной  цивилизации в целом. Загрязнение  окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение  к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубоко  противоречивую экологическую ситуацию, ставшей одной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель - сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание.

3. Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся  ^ споры, порой обретая острый  характер. Порой вполне правомерно  употребление их как синонимов:  так тесно они переплетены.  Но между ними имеется не  только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее  даже до враждебной противоположности.

Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловеческая культура или же современный этап ее развития. Вместе с тем в литературе довольно часто встречаются определения  типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская  цивилизация". Это подчеркивает своеобразие  региональных культур.

Как говорит Н. Я. Бромлей, "сущностное содержание понятий "цивилизация" и "культура" в определенной среде  накладывается одно на другое. Так, в обыденных, повседневных употребле­ниях, когда мы говорим "цивилизованный человек", мы подразумеваем - культурный. Когда мы говорим, "цивилизованное общество", мы предполагаем, что речь идет об обществе, имеющем определенный уровень культурного развития.

Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются  и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. И это  правомерно, ибо культура в широком  ее понимании и представляет собой  цивилизацию. Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью  заменить другой. Или, что скажем, цивилизация  не имеет никакого сущностного отличия  по отношению к культуре (или наоборот).

Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь  показателей данного общества. Когда  мы говорим "культура", то речь может  идти о духовной культуре, материаль­ной, либо о той и другой. Тут требуется  специальные пояснения -какую культуру мы имеем в виду".

Во временном измерении  культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и  варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.

По Канту цивилизация  начинается с установления человеком  правил человеческой жизни и человеческого  поведения. Культуру Кант связывает  с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой  и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными  основаниями самого че­ловека, его  совестью.

О. Шпенглер рассматривает  переход от культуры к цивилизации  как переход от творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной  рутинной работе. Для цивилизации  как стадии вырождения культуры характерно господство интеллекта, без души и  сердца. Цивилизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная души. От культуры остается лишь пустая оболочка, которая приобретает  самодовлеющее значение.

 

 

 

 

 

6. Заключение.

В гуманитарных науках нет  единого устоявшегося мнения о том, сколько цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Различные  цивилизации, кроме общих признаков, обладают особенностями, важными для  их существования. И духовная, и материальная культура различных цивилизаций  могут сильно различаться между  собой. Цивилизация не обязательно  совпадает с границами одного государства, не обязательно совпадает  с существованием одного определённого  народа.

Цивилизация - это прежде всего достижение культуры. А культура способна переживать государства и  династии. Иногда к одной цивилизации  относят разные государства сменявшие  друг друга на протяжении тысячелетий, как это происходило в случае с цивилизациями Передней Азии. Цивилизация  может распространятся захватывая всё новые и новые народы и  государства. Цивилизация, как определённое общества с определенной системой элементов  культуры может исчезнуть, передав  свои достижения культуры другим цивилизациям. Иногда две цивилизации, различные  с точки зрения одних исследователей, объединяются в одну единую цивилизацию (например, в греко-римскую цивилизацию). Цивилизации могут существовать параллельно, одновременно, и могут  возникать одна за другой. Но в любом  случае, история цивилизаций - это  история культуры. Изучение цивилизации - это изучение ее культуры.

 

 

 

 

 

 

7. Литература

1. Введение в философию:  Учебник для вузов. В 2 ч. 4.2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева  Г.С. и др. - М.:Политиздат, 1989. - 639 с.

2. Кант И. Сочинения:  В 6 т. М., 1966. Т.5./Г2.

3. Кефели И.Ф. Культура  и цивилизация // Социально-политический  журнал, 1995. № 4, с. 122 - 127.

4. Краткий философский  энциклопедический словарь. -М.: Изд.  группа "Прогресс" - "Энциклопедия", 1994. - 570 с.

5. Крёбер А., Клакхон К.  Культура: образ концепций и определений.  М., 1964

6. Моисеева А.П., Колодий  Н.А. и др. Цивилизационный подход  к развитию общества. / Философия:  Курс лекций:Учеб. пособие для  студентов вузов / Моск. ин-т национ. и регион, отношений; Науч. руковод.  авт. колл. докт. филос. наук В.Л.Калашников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-384 с.

7. Полищук В.И. Культурология:  Учебное пособие. - М.:Гардарика, 1998. - 446

8. Спиркин А.Г. Философия:  Учебник. - М.: Гардарики. 1999- 816с.

9. Чертихин В.Е. Человек  и культура. / Философия. Основные  идеи и принципы: Попул. очерк  /Под общ. ред. А.И.Ракитова. - 2-е  изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 378 с.

10. Шаповалов В.Ф. Основы  философии. От классики к современности:  Учеб. пособие для вузов. - М.:"ФАИР-ПРЕСС", 1998. - 576 с.

11. Философский энциклопедический словарь / сост. С.С. Аверищев, Э.А. Араб-Оглы, М.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд.М.: "Советская энциклопедия", 1989 - 815 с.

12. Философия: Учебник  / Под ред. проф. В.Н. Лавоиненк-п  -2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 1998. - 520 с.

13. Философскпй энциклопедический  словарь. М.:ИНФРА-М, 1999. - 576 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура и цивилизация