Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:39, реферат
В современном мире термины культура и цивилизация тесно связаны между собой. До сих пор наука не пришла к единому мнению насчет соотношения этих понятий. Для культурологи в целом данный вопрос играет немалую роль, ведь культура является направляющей всей этой науки. Именно поэтому тема культура и цивилизация, их соотношение, является актуальной в наше время.
1.Введение
2.Понятие «культура»
2.1 Феномен «культура»
2.2 Содержание культуры
2.3 Функции культуры
2.4 Движущие силы развития культуры
3.Понятие «Цивилизация»
3.1 Феномен цивилизация
3.2 Цивилизация, как социокультурное образование
3.3 Теория локальных цивилизаций
3.4 Аргументы против
4.Культура и цивилизация
5.Вывод
6.Заключение
7.Литература
Первым ввел отличие культуры
от цивилизации И.Кант, чем существенно
прояснил эту проблему. Ранее под
культурой в отличие от природы
понимали все созданное человеком.
Так, ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер,
хотя уже тогда было ясно, что
человек немало в своем творчестве
делает не просто плохо, но даже совсем
плохо. Позднее возникли взгляды
на культуру, уподоблявшие ее идеально
функционирующей системе и
Исходя из своего понимания сути культуры. Кант со всей четкостью противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Между культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же органичны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура. Ведь и общество есть некий чрезвычайно сложный своего рода организм - имеется в виду органическая единоцельность социума, являющего собой удивительное подобие, разумеется, при явном сущностном отличии.
Бесспорно, что следует различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.
Такой подход Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.
Часто понятием "цивилизации"
обозначается вся общечеловеческая
культура или же современный этап
ее развития. В социально-философской
литературе цивилизацией назывался
этап человеческой истории, следующий
за варварством. Этой идеи придерживались
Г. Л. Морган и Ф. Энгельс. Триада "дикость
- варварство - цивилизация" и поныне
остается одной из предпочтительных
концепций социального
Как уже было сказано выше,
термин "цивилизация" во многом совпадает
по смыслу с понятием "культура".
Если первое , возникнув в 18 веке, фиксировало
окультуривание человека в системе
государственного устройства, разумно
устроенного общества, то второе еще
со времен античности означало формирование,
воспитание человеческой души, обуздание
страстей. Иначе говоря, понятие "цивилизация"
в определенном смысле поглотило
понятие "культура", оставив за
ним то, что относится к формированию
личностного, творческого начала в
человеческой деятельности. В то же
время за понятием "цивилизация"
закрепилась в качестве из его
определений характеристика материальной
стороны человеческой деятельности.
Скажем, в культурологической концепции
О.Шпенглера, представленной в его
книге "Закат Европы", рассматривается
переход от культуры к цивилизации
как переход от творчества к бесплодию,
от живого развития к окостенению, от
возвышенных устремлений к
Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности - через народы, языки, вероучения, искусство, государство, науку и т.п. Культура, по Шпенглеру, - это внешнее проявление души народа. Под цивилизацией он понимает последнюю, заключительную стадию существования любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в "безликую массу". Цивилизация, считает Шпенглер, -эпоха духовного упадка.
По Шпенглеру цивилизация
оказывается самым поздним
В Энциклопедическом словаре
Брокгауза и Ефрона (т. 38) читаем следующее:
"Цивилизация - состояние народа,
которого он достиг благодаря развитию
общественности, жизни обществом
и которое характеризуется
Таковыми были основные представления о цивилизации на рубеже 19-20 веков. Социальные преобразования и научные достижения 20 века внесли много нового в понимании цивилизации, которую стали рассматривать как целостность экономической, социально-классовой, политической и духовной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах. Эта целостность выражается в наличии устойчивых взаимосвязей между сферами, определяемых действием экономических и социальных законов.
Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Представители англоязычной литературы апеллируют в большей степени к понятию "цивилизация" (начало этой традиции положил А. Фергюсон), а немецкие авторы, начиная с И. Гердера - к понятию "культура".
В отечественной литературе
еще в начале 19 века понятием "культура"
вообще не пользовались , заменяя его
рассуждениями о просвещении, воспитании,
образовании, цивилизацию. Русская
социальная мысль стало использовать
понятие "культура" в контексте
рассуждений о цивилизации где-
В настоящее время
Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. Правомерно ли это? Думается, что да. Ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.
Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот).
Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду" (9*).
Соглашаясь с положением,
высказанным Н. Я. Бромлеей, следует
отметить, что необходимо учитывать
еще культуру человеческих отношений.
Так, говоря, например, о культурном
человеке, мы подразумеваем его
воспитанность, образованность, духовность,
обусловленные наличной в обществе
культуре (литературой, искусством, наукой,
нравственностью, религией). Когда же
речь заходит о цивилизованном человеке,
обществе, то в центре внимания оказывается
то, каким образом государственное
устройство, социальные институты, идеология,
порождаемые определенным
Во временном измерении
культура более объемна, нежели цивилизация,
поскольку она охватывает культурные
достояния человека дикости и
варварства. В пространственном же
измерении правильнее, очевидно, говорить
о том, что цивилизация представляет
собой сочетание множества
В истории человечества принято выделять следующие основные типы цивилизаций: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2)античная; 3) средневековая; 4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.
Между этими цивилизациями
можно выявить преемственные
связи, приводящие, в конечном счете,
к общечеловеческой цивилизации
современной эпохи. Такая точка
зрения имеет место в научной
литературе, в которой можно встретить
суждения о зарождении единой планетарной
цивилизации и указания на формирование
общезначимых ценностей. Однако такое
развития нельзя представлять упрощенно.
Футурологическая мысль как раз
усматривает контраверзы в
Многие культурологические концепции доказывают невозможность культуры и цивилизации Запада и Востока, обосновывают технологическую детерминацию культуры и цивилизации.
Знание проблемы цивилизации
поможет понять сближение культур
Запада и Востока, Севера и Юга, Азии,
Африки, Европы, Латинской Америки.
Ведь это сближение - реальный процесс,
который приобрел огромное практическое
значение для всего мира и для
каждого человека. Сотни тысяч
людей мигрируют, оказываясь в новых
системах ценностей, которыми им предстоит
овладеть. И вопрос о способе овладения
материальными и духовными
5. Выводы.
1. Проблематика культуры
самим объективным ходом