Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:55, контрольная работа
Культурологическая революция перевернула наши воззрения. Культурология утверждает, что люди ведут себя тем или иным образом потому, что родились и воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение людей определяется не физической конституцией, генетическим кодом, идеями, желаниями, надеждами или страхом, не процессом социального взаимодействия, а внешней, экстрасоматической культурной традицией. Индивиды, рожденные в тибетской языковой традиции, будут разговаривать по-тибетски, а не по-английски.
Культура предстает формой трансляции (передачи) социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Естественно, что и в сохранении, и трансляции присущих культуре образцов поведения между людьми в обществе, должна быть определенная устойчивость, код. Эта устойчивость и есть традиция в существовании и развитии культуры.
Традиция как способ сохранения культуры показывает, что культура – это не столько результат человеческой деятельности, сколько способ этой деятельности и человеческой жизни в целом. Общество в целом и объединяющую его культуру характеризует не только традиция, но и новация (способ обновления культуры). Тип культуры отражает своеобразие способа обновления и накопления опыта, принятого в данном обществе. В традиционном обществе социальная регламентация, определяющая в нем место человека, связывает получение знание от единого и достоверного источника, которым и освещается данный порядок. Культуры нетрадиционного типа основаны на системе образования и науки, когда всеобщий (знаковый), способ получения знания не затрудняется традицией, а всякое знание воспринимается как чье-то личное изобретение. Различные типы культуры – разные системы трансляции знания.
2.Культура
как способ социализации
Культура как устойчивая традиция социальной деятельности индивида позволяет переносить образы социального поведения от поколения к поколению. Индивид, личность здесь полностью поглощаются культурными нормами и образами, он их носитель. В этом смысле культура и продукт, и детерминанта социального взаимодействия. Но уже вопрос о традиции и новации предполагает различие систем личности и культуры, культуры и общества. Если культура – это традиции, нормы и обычаи, перенесенные на предметный мир из духовной жизни общества, и тем самым организующие социальный опыт, то тогда культура ничем не отличается от общества. Но если культура – это система, обеспечивающая способ перенесения духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности, то культура определенного типа проявляется и в политике, и в экономике, и в искусстве. Это не значит, что культура и общество могут быть отождествлены друг с другом: содержанием культурного процесса выступает, по сути, развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности; тогда общество – это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них, прежде всего, необходимо указать на законы и правовую систему в целом, систему образования и воспитания. Стоит задача не отделить человека от общества, а показать человеческие основы социального развития, объяснить социальное развитие как культурную эволюцию человечества. Основное различие состоит в том, что социальные институты не требуют выбора, они принимаются как данность, как правил игры, которым необходимо следовать и отступление от них карается обществом. Достигаемые реальные результаты человеческой деятельности оцениваются по принятой в обществе шкале ценностей слава, почести, богатство и т.д. если же мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному миру человека, то обнаруживаем, что эти результаты обретают ценность не сами по себе, а как собственные внутренние качества и условия дальнейшего развития индивида.
Таким образом, личные свойства человека, и достигнутое им материальное положение – это внутренние физические и духовные его качества, характеризующие способ отношения к миру, т.е. его культуру. Индивид со своими потребностями и интересами не разрушает систему культуры, оставаясь в рамках традиции. Здесь культурные нормы и образы этического поведения, и внутренние качества личности совпадают. Иная картина культурного развития характеризует общества, где преобладает новация как способ отношения к социальному опыту. Начало нетрадиционного типа культуры характеризует срыв традиции, она перестает быть единственной формой социализации личности.
Мотивация
индивидуального действия и система
социальных оценок не совпадают, их опосредует
индивидуальная рефлексия, выбор. Культура
в этом смысле позволяет человеку развивать
внутренний мир, творчески реагируя на
социальные требования, осознавать их
моральный, политический и эстетический
смысл, принимать решения и делать нравственный
выбор. Мотивируя собственные поступки,
или же, опираясь на избранную им культурную
традицию осознано, или нет, человек ориентируется
на присущие ему потребности (природные
и социальные). Природные (биологические)
потребности регулируют его жизнедеятельность;
их удовлетворение позволяет продлевать
жизнь человеческого рода. Социальные
потребности формируются у человека, поскольку
он с детства находится в человеческом
сообществе, находящемся на определенной
стадии своего развития и формирующем
у него определенные потребности в общении,
досуге и т.д. различные способы удовлетворения
природных потребностей человека характеризуют
тип культуры. Важно отметить, что удовлетворение
потребностей, даже самых простых, поскольку
это происходит в обществе, ведет к появлению
культуры, поскольку человек делает это
не непосредственно, а опосредованно,
руководствуясь социальным табу (запретами)
и социальным контролем, воспроизводя
нормы, образы поведения, как и способы,
их передачи от поколения к поколению,
т.е. мир культуры.
В
мировой и отечественной
Антропологический подход своим происхождением обязан изучению культуры малых или первобытных народов. Классическим является определение, данное Э.Б. Тейлором в начале XX века: «Культура, или цивилизация... Слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Здесь цивилизация и культура для автора тождественны, а определение их дано в описательной форме, тем не менее, оно и сегодня не утратило своих эвристических возможностей ввиду ясности и точности указаний на конкретные феномены совместной жизни людей как членов общества.
В
дальнейшем позиция Тейлора
Основные
функции культуры: гуманистическая,
гносеологическая, информационная, коммуникативная,
ценностно-ориентационная, нормативно-регулирующая.
Таким образом, во всем многообразии
функций культуры можно выделить такие
«профильные» направления, как социально-интегративное,
организационно-регулятивно-
Культура
– совокупность ценностей (духовных и
материальных), а также живая человеческая
деятельность по их созданию, распространению
и хранению.
Виды
культуры.