Культура и её функции.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:55, контрольная работа

Описание

Культурологическая революция перевернула наши воззрения. Культурология утверждает, что люди ведут себя тем или иным образом потому, что родились и воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение людей определяется не физической конституцией, генетическим кодом, идеями, желаниями, надеждами или страхом, не процессом социального взаимодействия, а внешней, экстрасоматической культурной традицией. Индивиды, рожденные в тибетской языковой традиции, будут разговаривать по-тибетски, а не по-английски.

Работа состоит из  1 файл

насте гот3.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

  Культура предстает формой трансляции (передачи) социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Естественно, что и в сохранении, и трансляции присущих культуре образцов поведения между людьми в обществе, должна быть определенная устойчивость, код. Эта устойчивость и есть традиция в существовании и развитии культуры.

  Традиция  как способ сохранения культуры показывает, что культура – это не столько результат человеческой деятельности, сколько способ этой деятельности и человеческой жизни в целом. Общество в целом и объединяющую его культуру характеризует не только традиция, но и новация (способ обновления культуры). Тип культуры отражает своеобразие способа обновления и накопления опыта, принятого в данном обществе. В традиционном обществе социальная регламентация, определяющая в нем место человека, связывает получение знание от единого и достоверного источника, которым и освещается данный порядок. Культуры нетрадиционного типа основаны на системе образования и науки, когда всеобщий (знаковый), способ получения знания не затрудняется традицией, а всякое знание воспринимается как чье-то личное изобретение. Различные типы культуры – разные системы трансляции знания.

   2.Культура  как способ социализации личности.

  Культура  как устойчивая традиция социальной деятельности индивида позволяет переносить образы социального поведения от поколения к поколению. Индивид, личность здесь полностью поглощаются культурными нормами и образами, он их носитель. В этом смысле культура и продукт, и детерминанта социального взаимодействия. Но уже вопрос о традиции и новации предполагает различие систем личности и культуры, культуры и общества. Если культура – это традиции, нормы и обычаи, перенесенные на предметный мир из духовной жизни общества, и тем самым организующие социальный опыт, то тогда культура ничем не отличается от общества. Но если культура – это система, обеспечивающая способ перенесения духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности, то культура определенного типа проявляется и в политике, и в экономике, и в искусстве. Это не значит, что культура и общество могут быть отождествлены друг с другом: содержанием культурного процесса выступает, по сути, развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности; тогда общество – это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них, прежде всего, необходимо указать на законы и правовую систему в целом, систему образования и воспитания. Стоит задача не отделить человека от общества, а показать человеческие основы социального развития, объяснить социальное развитие как культурную эволюцию человечества. Основное различие состоит в том, что социальные институты не требуют выбора, они принимаются как данность, как правил игры, которым необходимо следовать и отступление от них карается обществом. Достигаемые реальные результаты человеческой деятельности оцениваются по принятой в обществе шкале ценностей слава, почести, богатство и т.д. если же мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному миру человека, то обнаруживаем, что эти результаты обретают ценность не сами по себе, а как собственные внутренние качества и условия дальнейшего развития индивида.

  Таким образом, личные свойства человека, и  достигнутое им материальное положение  – это внутренние физические и  духовные его качества, характеризующие  способ отношения к миру, т.е. его  культуру. Индивид со своими потребностями и интересами не разрушает систему культуры, оставаясь в рамках традиции. Здесь культурные нормы и образы этического поведения, и внутренние качества личности совпадают. Иная картина культурного развития характеризует общества, где преобладает новация как способ отношения к социальному опыту. Начало нетрадиционного типа культуры характеризует срыв традиции, она перестает быть единственной формой социализации личности.

  Мотивация индивидуального действия и система  социальных оценок не совпадают, их опосредует индивидуальная рефлексия, выбор. Культура в этом смысле позволяет человеку развивать внутренний мир, творчески реагируя на социальные требования, осознавать их моральный, политический и эстетический смысл, принимать решения и делать нравственный выбор. Мотивируя собственные поступки, или же, опираясь на избранную им культурную традицию осознано, или нет, человек ориентируется на присущие ему потребности (природные и социальные). Природные (биологические) потребности регулируют его жизнедеятельность; их удовлетворение позволяет продлевать жизнь человеческого рода. Социальные потребности формируются у человека, поскольку он с детства находится в человеческом сообществе, находящемся на определенной стадии своего развития и формирующем у него определенные потребности в общении, досуге и т.д. различные способы удовлетворения природных потребностей человека характеризуют тип культуры. Важно отметить, что удовлетворение потребностей, даже самых простых, поскольку это происходит в обществе, ведет к появлению культуры, поскольку человек делает это не непосредственно, а опосредованно, руководствуясь социальным табу (запретами) и социальным контролем, воспроизводя нормы, образы поведения, как и способы, их передачи от поколения к поколению, т.е. мир культуры. 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.

 

   В мировой и отечественной литературе насчитывается несколько сотен подходов и решений в отношении культуры. Если их систематизировать, то можно выделить антропологический, философский и социологический подходы.

   Антропологический подход своим происхождением обязан изучению культуры малых или первобытных народов. Классическим является определение, данное Э.Б. Тейлором в начале XX века: «Культура, или цивилизация... Слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Здесь цивилизация и культура для автора тождественны, а определение их дано в описательной форме, тем не менее, оно и сегодня не утратило своих эвристических возможностей ввиду ясности и точности указаний на конкретные феномены совместной жизни людей как членов общества.

   В дальнейшем позиция Тейлора трансформировалась в социокультурный подход, лежащий  в основе методологических и методических приемов современной социальной (культурной) антропологии.

   Основные  функции культуры: гуманистическая, гносеологическая, информационная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, нормативно-регулирующая. 
     Таким образом, во всем многообразии функций культуры можно выделить такие «профильные» направления, как социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных норм.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы:

 
  
  1. Минюшев  Ф.И.     Социальная антропология (курс лекций). — М.: Международный  Университет Бизнеса и Управления, 2000. — 192 с.
  2. Платонов Д. И.        Социология (в схемах). – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 112 с.
  3. Орлова Э.А.   Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1999.
  4. Хайдеггер М.  Время и бытие. - М.,1993.
  5. Кузнецов П.Е.   Культурология, - Самара, 1999
  6. Орнатская Л. А.  Понятие культуры и культурной антропологии: некоторые тенденции , - Санкт-петербургское философское общество 2001
  7. Кравченко  А.И.   Культурология, - М.,2002
  8. Кузьмин В.А.       Социальная антропология – ИрГТУ Иркутск 2005.

  Приложение 1.

  

  Основные  функции культуры
 

    

  

  • Гуманистическая (главная функция) – развитие творческого потенциала человека во всех формах жизнедеятельности.
  • Гносеологическая (познавательная) – средство познания и самопознания человека, социальной группы, общества.
  • Информационная – трансляция социального опыта, которая обеспечивает связь времен.
  • Коммуникативная – функция социального общения.
  • Ценностно-ориентационная – задает систему «жизненных ценностей».
  • Нормативно-регулирующая (управленческая) – средство социального контроля за поведением человека.

  Приложение 2.

 

  

  Культура – совокупность ценностей (духовных и материальных), а также живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. 

    

  

  Виды  культуры.                                                      Три качественных скачка развития

                                                                                      И функционирования культуры. 

    

  

  • Материальная  и духовная культура;
  • По происхождению культура делится на народную и авторскую
  • По целевому назначению культура делится на религиозную и светскую;
  • Массовая культура - развлекательно-компенсаторная культура, её концентрированное воплощение – китч;
  • Существует также частичные культуры: контркультура – культура, находящаяся в открытой конфронтации по отношению к официальной культуре, и субкультура – культура различных социальных групп (например, молодежная субкультура).
  • Появление письменности;
  • Изобретение книгопечатания;
  • Современные достижения (телевидение, аудиозапись и видеозапись, голография и др.)____________________     .________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 
 
  

Информация о работе Культура и её функции.