Культура и её функции.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:55, контрольная работа

Описание

Культурологическая революция перевернула наши воззрения. Культурология утверждает, что люди ведут себя тем или иным образом потому, что родились и воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение людей определяется не физической конституцией, генетическим кодом, идеями, желаниями, надеждами или страхом, не процессом социального взаимодействия, а внешней, экстрасоматической культурной традицией. Индивиды, рожденные в тибетской языковой традиции, будут разговаривать по-тибетски, а не по-английски.

Работа состоит из  1 файл

насте гот3.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

  В культурологии выделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры). Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определился). Она принадлежит одновременно области социального знания (этому способствуют социология культуры и антропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования.

  Таким образом, культурологи считают свои исследования комплексными, смело комбинируя методы, применяемые в самых разных науках. Соглашаясь с такой позицией, все же следует помнить, что комплексность никогда не подменяет специфичность.

  Культурологию нельзя свести к социальной или культурной антропологии, к искусствознанию  или социальной философии. По всей видимости, ее следует причислять к наукам с  двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам. Двойной статус отражается в понимании сущности и предмета культурологии. В таком случае исходное противоречие культурологии, о котором шла речь выше, автоматически снимается. Оно превращается во взаимодополнитель-ность разных знаний - социальных и гуманитарных.

  Когда хотят указать на принадлежность культурологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляется собой науку о поведении людей  как представителей определенного  народа (а это один из типов больших социальных групп), объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее культурных институтов и практик. Действительно, объясняя массовую культуру, эта наука не может обойти стороной особенности поведения телеаудитории, спортивных фанатов, национальных меньшинств и т.п. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека. Это означает, что для культуролога человеческое поведение обусловлено не генетикой и не физиологией, как для биологии или психологии, а культурным контекстом, т.е. Традициями, обычаями, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами. 

Объектом  реферата является – культура.

Предметом реферата является – роль культуры в обществе.

Цель  – изучить культуру и ее функции

Задачи:

  1. раскрыть понятие культуры.
  2. определить роль культуры в обществе
  3. рассмотреть основные функции культуры.
 
 

Проблема  сохранения культурного  наследия в условиях глобализации.

  На данном этапе развития России, многие ученые считают, что глобализация - угроза не только нашей культуре, но и культуре многих других стран, особенно развивающихся!  В литературе по этому поводу высказываются разные мнения. Некоторые исследователи переживают ощущение концептуального, как они выражаются, вакуума, обусловленного тем, что, старая, знакомая до мелочей система ориентиров уходит в прошлое, прежние тенденции могут и не пролонгироваться, хорошо знакомые точки опоры становятся жидкими и ускользают из под ног, нарастает ощущение тревоги перед неизвестностью. Футурологи оказываются в состоянии своего рода концептуальной неизвестности… (Ю.В. Шишков). Ясно, что сторонники подобных взглядов рассматривают глобализацию как явление новейшей истории, свидетелями и участниками которой они сами являются, отсюда ее загадочность, таинственность, обусловленные ярким бессилием современной науки дать точное определение тому, что сейчас происходит в мире.

     Согласно  другой точке зрения глобальность - порождение второй половины XX века. Процесс формирования сверхобщества, начатый в ходе "холодной войны", особенно усилился и ускорился после разгрома Советского Союза и советского коммунизма.

     Надо  упомянуть еще одно мнение, согласно которому глобализация в своем развитии проходит две фазы. Первая фаза - рубеж XIX и XX веков, вторая фаза - конец XX века, т.е. наше время.

1)    Глобализацию нельзя путать с  американизацией мира, а сегодня  именно это и происходит, именно  эту модель глобализации навязывают нам страны запада. Однако, каждая цивилизация, каждая большая культурная традиция, каждый регион планеты имеет полноценное право участвовать в формировании глобального мира и будущего облика этого мира.

2) В  процессе глобализации не должны  быть утеряны достижения «демократического модерна», в частности, такое понятие, как национальный суверенитет.

3) Внутри  государств, в наибольшей степени  подверженных влияниям глобализационных  процессов, происходят процессы  трансформации политических структур. Слабеют традиционные партии. Население становится более открытым к внешним информационным и политическим воздействиям, появляется больше возможностей для самовыражения, в том числе культурно-национального. Одновременно усиливается уязвимость обществ перед лицом внешней идеологической манипуляции, возникновение часто иррациональных политических мод. Особенно уязвимой становится элита, подпадающая под гипноз этих мод, так называемого общественного мнения, их отражающего.

4) Большая  информационная прозрачность мира, императивы рыночной конкурентоспособности ускоряют распространение демократических ценностей, число формально демократических государств на планете возрастает. Но при этом создаются всеобъемлющие электронные базы данных о телеметрических параметрах, структуре ДНК, отпечатках пальцев, привычках и тому подобное каждого живущего на планете. Тем самым резко возрастают возможности для вмешательства в личную жизнь и даже для глобального контроля за поведением общества и человека. Это уже входит в очевидное противоречие с рядом основополагающих демократических принципов и требует дополнительных мер по защите сферы частной жизни и культуры.

Вывод:

  Потеряв многие позиции, Россия должна хотя бы сохранить интеллектуальный капитал. При улучшении положения в  стране станет возможным частично повернуть "утечку мозгов" вспять. Кроме мозгов, возобновляемых ресурсов в России практически нет.

    Вместе с тем, пока эти ресурсы  относительно конкурентоспособны, государственная политика должна  быть направлена на достижение, во-первых, максимально эффективного использования "природной ренты" для модернизации науки, образования, перспективных отраслей; во-вторых, что крайне важно, на стимулирование модернизации самих этих отраслей, быстрого роста капиталовложений в них самих. 
 

  1. Определение культуры.

 

  Предметом культурологии выступает область  культуры. Предмет науки - та часть  этой области, которая к настоящему времени уже выделена наукой, стала  в главном, хотя и не в деталях, содержанием научного познания. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Объект науки - та или иная область реального мира, изучаемая данной наукой. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой -   совокупность результатов их деятельности.

  К настоящему времени ученые насчитывают  более 500 определений культуры. Они  разбили их на несколько групп. В  первую вошли описательные определения. Например, культуры - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую - те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура - социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она - продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

  В зарубежной литературе выделяется несколько  школ и направлений, в рамках которых выработаны десятки определений, но ни одно из них не признано единственно верным. В зависимости от своих симпатий и теоретических пристрастий культуру определяют, в одном случае, как совокупность материальных артефактов, в другом - как систему идеальных представлений (идей, символов, ценностей и т.п.). Чаще всего ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев либо представляют как образ жизни людей.

  Такова  палитра разногласий в определении  культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками - одежда и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты, - а также все, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т.д.

  Когда ученые берутся за уточнение какого-либо понятия либо за углубленное изучение явления, то в результате у них  рождается еще несколько новых  определений, аспектов, уровней. Подобное может свидетельствовать о многогранности самой проблемы либо об особенностях научного познания, которое, кажется, так никогда и не закончится.

  В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в  трех значения.

  Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерство культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающие производством и распространением духовных ценностей.

  Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

  Мы  говорим об элитарной культуре, русской  культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и др.

  В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.

  Мы  употребляем выражения "культурный человек" в значении воспитанный, "культура рабочего места" в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство. "Уровневый" смысл мы вносим в понятие "культура", когда культуру противопоставляем бескультурью - отсутствию культуры. Понятие "культура" мы прилагаем к самым разным явлениям: "культурный человек", "культура общения", "культура труда", "художественная культура", "физическая культура", "культура поведения", "политическая культура", "министерство культуры", "культура быта" и т.п. Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришедшее к нам из XVIII века, по существу уравнивает "культурность" с "воспитанностью" и "цивилизованностью". Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

  В древнем Риме, откуда пришло это  слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры, понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII-Х1Х веках для европейцев культура приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово "культура" связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием.

  Хотя  слово культура впервые зафиксировано в "Карманном словаре иностранных слов" Н.Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине Х1Х века оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения "образованность", "просвещение", "разум", "воспитанность". К примеру, не пользовались им А.С.Пушкин, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, а И.В.Киреевский в "просвещение" включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом "культура": вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 60-е годы новый термин входит в русские словари, а в 80-е годы Х1Х века утверждается в научной и художественной литературе.

  Интересно, что в европейских языках - немецком, английском и французском - культура поначалу служила сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и художественной литературе употреблялось скорее как метафора. Многие десятилетия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию. И в России, куда слово "культура" проникла вместе с переводными книгами, поначалу относилось к сельскому хозяйству.

  В Европу слово "культура" пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым его запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 г. Книгу "Опыт истории культуры человеческого рода". А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И.Г.Гердера (1744-1803) "Идеи к философии и истории человечества", где слово "Kulture" уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским содержанием. Гердер проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил наряду с культурой в единственном числе употреблять культуры во множественном, подчеркивая тем самым несводимость, уникальность различных национальных культур.

Информация о работе Культура и её функции.