Культура и её функции.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:55, контрольная работа

Описание

Культурологическая революция перевернула наши воззрения. Культурология утверждает, что люди ведут себя тем или иным образом потому, что родились и воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение людей определяется не физической конституцией, генетическим кодом, идеями, желаниями, надеждами или страхом, не процессом социального взаимодействия, а внешней, экстрасоматической культурной традицией. Индивиды, рожденные в тибетской языковой традиции, будут разговаривать по-тибетски, а не по-английски.

Работа состоит из  1 файл

насте гот3.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

  В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Поскольку культурный комплекс есть функционально взаимосвязанная совокупность элементов культуры, то и он может быть пространственным и временным. Под пространственным культурным комплексом в данном случае понимается культурный ареал, а под временным культурным комплексом - культурное наследие.

  Культурным  ареалом называется географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. К примеру, славянская культура включает русскую, украинскую, болгарскую, белорусскую и некоторые другие субкультуры, или национальные культуры. Границы культурного ареала не обязательно совпадают с государственными или с рамками данного общества.

  Культурный  ареал- географический регион, включающий ряд обществ, наделенных одними и теми же либо сходными чертами или разделяющих доминирующую культурную ориентацию (например, скотоводство - отличительный признак обществ восточно-африканского культурного ареала). Теорию культурного ареала разработал американский антрополог А. Кребер.

  Культурное  наследие -  часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия.

  Культурное  наследие часто идеализируется, пользуется авторитетом и окружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплочения нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  6. Функции культуры

  Функции культуры — совокупность ролей, которые  выполняет культура по отношению  к сообществу людей, порождающих  и использующих (практикующих) ее в  своих интересах; совокупность селектированных историй. Опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все функции культуры социальны, то есть обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода функции культуры весьма велико, и они могут быть выстроены в иерархичную структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих функции культуры более высокого уровня.  
 
Наиболее общей и универсальной функции культуры следует признать обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.
 

  Ко  второму уровню рассматриваемой  иерархии можно отнести функции  культуры, обеспечивающие основные формы  интегрированного существования сообществ  людей. Формы такие как организация  людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производства, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф. Констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и тому подобное.

  Регуляция процессов взаимодействия между  людьми посредством исторической селекции, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального  опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) Или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) Свойства. Так же  консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия, формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, государственных и иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как  процессе, отвечающем их индивидуальным и групповым интересам. 
 
Третий уровень — функции культуры, обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести:

  1.Культуру  демографического и социального  воспроизводства членов сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского общежития, стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей.

  2.Также к ним относятся системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.).

  2.Выработки  норм и стандартов социализации  и инкультурации личности, ее  социальной и культурной адекватности обществу проживания, стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной самореализации, в том числе в творческой и инновативной деятельности, в превращении индивида из «продукта и потребителя» культуры в ее «производителя».

  3.Культуру  адаптации сообщества к природным  и историческими условиям его  обитания, реализуемую посредством  накопления опыта и воплощения  его в нормах, правилах и формах  непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивид, безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав интересов (правоохранительная система).

  4. Культуру развития искусственной  материально-пространственные среды  обитания сообщества и обеспечения  его членов социальными благами,  выраженную в формировании принципов,  норм, правил и стандартов построения  территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их внутренней структуры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария), обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и тому подобное.

  5. Культуру собственности, власти  и социальной престижности, связанную  с развитием приемлемых для  сообщества технологий и форм  властно-собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символические маркировки (титула, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.).

  6. Культуру социального патронажа,  проявляющуюся в традициях оказания  материальной и иной поддержки  людям, оказавшимся в ситуации  неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам,  пострадавшим от войны или  стихийного бедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии социальной справедливости, «уравниловки», патронажа коллектива над личностью и тому подобное.

  7. Культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные рациональные наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизические (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.).

  8. Культуру коммуницирования и  обмена информацией и социальным  опытом между людьми, реализуемую  в виде процессов: символизации  объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена информацией («естественных» устных и письменных вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий, искусств, специализированных языков служебных и технических символов — математических, естественнонаучных, компьютерных, топографических, чертежных, нотных и прочее, разнообразных систем указательных знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.), сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной технической форме), ее тиражирования и трансляции (синхронной и диахронной, непосредственной и дистантной, механической и электронными средствами и т.п.), а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, информационные банки данных, картотеки и пр.)

  9. Культуру физической и психической  реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сообществе  нормы и формы охраны здоровья  и личной гигиены, традиции  кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения  от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного, и культурно-просветительного туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развлекательного, игрового и интеллектуального, досуга, систему институтов организованного досуга и т.п. Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях функций культуры речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), иных способов осуществления этой деятельности.  
 
Четвертый уровень функций культуры связаны уже с дифференциацией культуры на:

  1. Специализированные функциональные  сегменты: «экономическая культура»,  «военная культура», «культура торговли», «религиозная культура», «педагогическая культура» и тому подобное.

  2. Системы критериев качества осуществления  тех или иных социальных функций  («культура труда и потребления», «культура быта», «культура языка», «культура научного мышления», «культура художественного творчества» и прочее).

  В обоих случаях здесь имеется  в виду, прежде всего уровень соответствия применяемых технологий  в той  или иной сфере жизнедеятельности  общепринятым технологическим нормам в соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки зрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно «профессиональной культурой» и «культурой образа жизни».  

  Пятый уровень функций культуры, позволяющие  обществу существовать длительный исторический период.

  От  одной исторической эпохи к другой можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественное творчество, формируются институты образования и воспитания. Но следует заметить, что модифицируются лишь формообразования культуры, основные же ее функции должны в своей основе оставаться теми же, иначе общество распалось бы и погибло.

  Из  основных функций культуры, которые  позволяют обществу существовать длительный исторический период, выделим и рассмотрим две:

  1. Культура как форма трансляции социального опыта.

  Культура  представляет собой прошлое, но унаследованное и освоенное. И в этом смысле она  всегда находится в настоящем. При  изменяющихся социальных условиях изменяются и люди, и чтобы понять смысл  их поведения, нужно изучить их культуру, которая, оставаясь в настоящем, актуализирует прошлое и формирует будущее. Для этого необходимо ввести понятие «социальная система», поскольку речь идет о действиях множества лиц, отношения которых к ситуации, включая, и связи друг с другом, как раз определяются и опосредуются той системой образов, символов, норм и традиций, которые связывают прошлое с настоящим и выступают элементами культуры. Понимаемая таким образом социальная система является лишь одним из трех аспектов сложной структуры конкретной системы действия. Два других аспекта представляют собой системы личности отдельных действующих лиц и культурную систему, на основе которой строится их действие. Каждая из этих систем должна рассматриваться как независимая ось организации элементов системы действий в том смысле, что ни одна из них не может быть сведена к другой или к их комбинации.

  Каждая  из систем необходимо полагает существование  других, ибо без личностей и  культуры не может быть социальной системы. В социальном измерении  культура – это, в первую очередь, мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, существующих в обществе отношений, уровня и особенностей взаимодействия человека с природной средой. Этот мир дает нам представление как о социальной системе в целом, так и о входящих в систему социального взаимодействия индивидах. В этом случае тип общественной и индивидуальной культуры воплощается в определенных культурных образцах, которые обозначаются как «заученное поведение», «комплекс образцов поведения», «совокупность образцов, определяющих жизнь» и т.д.  Следовательно, в результатах человеческой деятельности, в форме завершенных ее материальных и духовных образований находят свое воплощение особенности индивидуальной деятельности. Здесь можно говорить не только о том «что» производят, и «кто» производит, а главное – о том, «как» производят. И это «как» характеризует, прежде всего, способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению.

Информация о работе Культура и её функции.