Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:58, реферат
В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры — в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX в. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры.
Введение
1. Наука и образование России XIX века
2. Искусство России XIX века
2.1 Изобразительное искусство и литература
2.2 Русский театр
2.3 Музыкальная культура России
2.4 Архитектура
2.5 Балет
2.6 Кино
3. Серебряный век Русской культуры
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
1. Наука и образование России XIX века
2. Искусство России XIX века
2.1 Изобразительное искусство и литература
2.2 Русский театр
2.3 Музыкальная культура России
2.4 Архитектура
2.5 Балет
2.6 Кино
3. Серебряный век Русской культуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры — в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX в. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Именно в XIX в. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени, оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху «золотым» веком русской культуры.
XIX век - это особый период в развитии России, когда завершается формирование русской национальной культуры. Национальная культура - это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада. Важнейшим фактором становления русской национальной культуры был патриотический подъем, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года.
Своеобразие культуры России рассматриваемого периода определяются характером экономического и политического развития страны. В результате петровских времен в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии. Осуществленная в начале XIX века Александром I министерская реформа и образование Государственного Совета завершили оформление органов центрального управления, просуществовавших до 1917 года. После отмены крепостного права в 1861 году Россия прочно вступила на путь капиталистического развития. Однако политический строй Российской империи был пронизан крепостничеством.
Консервативный политический строй России, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. Тем не менее, Россия сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла огромный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением.
Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Передовая западноевропейская общественная мысль оказывала значительное влияние на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и, в свою очередь, оказывая влияние на развитие иных культур.
В формировании русской национальной культуры всё более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей привилегированных сословий - духовенства и дворян. В первой половине XVIII века появляются интеллигенты - разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа - крепостная интеллигенция (актеры, художники, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII - первой половине XIX века ведущая роль принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX века - разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX века как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется в том, что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.
2.1 Изобразительное искусство и литература
В русской живописи в начале XIX в. господствует классицизм с его мифологическими и библейскими сюжетами. Вместе с тем в изобразительное искусство проникает романтизм с присущим ему интересом к личности, внутреннему миру человека. Это обусловило развитие портретного жанра. Одним из ярких представителей романтизма был Орест Адамович Кипренский (1782-1836), который создал замечательную галерею портретов (Жуковского, Давыдова, Пушкина и других современников). Карл Павлович Брюллов (1799-1852) работал в рамках классицизма, но он внес в живопись русского классицизма новые романтические черты. Национальным своеобразием русского романтизма в исторической живописи был некоторый трагический налет. В картине Брюллова «Последний день Помпеи» впервые в качестве героя на широком историческом фоне представлен народ, хотя и в идеализированном виде.
Александр Андреевич Иванов (1806-1858) – крупнейший художник XIX века, в творчестве которого было сильно философское, религиозно-нравственное начало. Главным делом всей его жизни стало монументальное полотно «Явление Христа народу», над которым он работал около 20 лет. Художник стремился выразить веру в духовное возрождение человечества; каждый образ на картине по-своему индивидуален и неповторим.
Новые реалистические тенденции в живописи проявились в рождении бытового жанра. Картины Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847) были открытием в русской живописи 20-х годов; он одним из первых русских художников обратился к изображению простых людей и теме сельского быта. Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где показывались конфликты, критиковались отдельные стороны общественной жизни. Многие его произведения носят комедийно-сатирический характер («Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» и др.).
Во второй половине XIX века завершается процесс формирования русской национальной школы в изобразительном искусстве. Ведущим направлением в русском искусстве является передвижничество. В 1870 году по инициативе Ивана Николаевича Крамского (1837-1887) и ряда других художников было основано «Товарищество передвижных художественных выставок», которое регулярно проводило выставки художников в различных городах России. В своем творчестве передвижники исходили из таких программных положений, как: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника. Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно важные моменты. В социально - бытовом жанре работали В.Г. Перов, Н.Я. Ярошенко, В.Е. Маковский и другие художники. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих (Н.А. Ярошенко – «Курсистка», «Студент», «Кочегар»). Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т.п. Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность (В.Г. Перов, И.Н. Крамской). При обращении художников-передвижников к исторической тематике в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и др.).
Расцвет живописи передвижников связан с именем Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Он работал в социально-бытовом жанре («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»), обращался к исторической тематике («Иван Грозный и сын его Иван»). Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию замечательных по точности характеристики портретов современников (Мусоргского, Стрепетовой и др.).
XIX век – это период бурного развития литературы, поиска новых художественных направлений. В художественном сознании первых десятилетий XIX века происходил постепенный отход от норм просветительской идеологии, лежащей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были, прежде всего, гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не только долг становится побудительным источником его поступков.
Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX века – романтизм. В России он складывается в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года и формирующейся дворянской революционности. Как уже отмечалось, возникновение романтизма во многом связано с утратой целостности, исторического оптимизма. Четкие, ясные идеалы классицизма перестали удовлетворять. Романтизм складывался в тех странах, где ощущалось влияние идей французской революции. Для России пример Франции имел решающее значение. Переживание опыта французской революции - целая эпоха в «умственном развитии» страны. Русский романтизм решал и свои художественные задачи, и задачи позднего Просвещения, довыполнял функции тех эпох, которые в России не состоялись, в частности, Ренессанса.
Романтизм не мог опереться в России на социально независимую личность. Романтический идеал в России был окрашен не столько в тона индивидуализма, сколько в веру общего усовершенствования. В этом он не противоречил идеалу Просвещения. Романтизм опирался на небольшую часть дворянства, он складывался в той же среде, что и позднее просветительство. Это была среда, ощущающая вопросы времени и ищущая на них ответы. В этом аспекте ярким проявлением романтизма в идеологии и политике можно считать движение декабристов.
В центре художественной культуры романтизма находился идеал личности, одаренной универсально, способной выразить свой духовный и поэтический мир в разных областях культуры. В русской литературе возникновение романтизма связано с именем Василия Андреевича Жуковского (1783-1852). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии «душу и сердце», составили «целый период нравственного развития нашего общества», как писал В.Г. Белинский. Развитие лирики от элегически-мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы «за угнетенную свободу человека» было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении. Романтизм обогатил русскую поэзию новыми темами, настроениями, высокими идеалами свободы и борьбы за духовное освобождение личности.
В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин), формировалось понимание национальной самобытности. Поэты-романтики много сделали для художественного перевода. Они познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей. В.А. Жуковский, например, был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера.
Возродился интерес к древним русским ремеслам. Изделия умельцев и мастеров становятся произведениями искусства. Востребованными видами ремесел стали вышивка, художественная обработка металла, камня, дерева, кости и др.
В Дымковской слободе около г. Вятки сохранился художественный промысел по изготовлению детских игрушек, раскрашенных яркими красками. Гжельская посуда сохранила свое своеобразие и пользовалась по-прежнему большим спросом. Популярна была и хохломская роспись на дереве.
Конец ХIХ в. вызвал интерес к возрождению народного фольклора, народной художественной культуре. Народное искусство оказывало большое влияние на профессиональное. Сохранялись не только старые промыслы, но появлялись новые. В конце века в Троице-Сергиевым Посаде родился промысел, связанный с изготовлением деревянных кукол-матрешек, ставших символом России. После показа русской матрешки на Парижской выставке в 1900 г. мастерская по их изготовлению стала получать не только внутренние заказы, но и внешние, для зарубежных стран. Павловский посад Подмосковья стал центром по производству платков и шалей. Мастера Мистеры и Палеха, ранее занимавшиеся росписями икон, перешли на изготовление изделий с росписью лаковой миниатюрой.
Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ – творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.
В конце первой трети XIX века развитие художественной культуры характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это движение особенно связано с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.В. Гоголя. В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) огромна. С Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. «Евгений Онегин» Пушкина был первым русским реалистическим романом. Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), отразившее трудное время – погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 года разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобрело ярко выраженный социальный характер. Его роман «Герой нашего времени», сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений критического реализма.