Культура России второй половины 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:58, реферат

Описание

В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры — в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX в. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры.

Содержание

Введение
1. Наука и образование России XIX века
2. Искусство России XIX века
2.1 Изобразительное искусство и литература
2.2 Русский театр
2.3 Музыкальная культура России
2.4 Архитектура
2.5 Балет
2.6 Кино
3. Серебряный век Русской культуры
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

История 19 век.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

      Обличительные тенденции, присущие критическому реализму, получили развитие в творчестве Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). «Мертвые души» - одно из ярких реалистических изображений крепостнической действительности. Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей второй половины XIX века. Это период расцвета русского критического реализма, литература этого периода представляет «яркое созвездие великих имен» - И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой и другие. Русская литература XIX века затрагивала самые животрепещущие, самые глубинные темы. Писатели в своих произведениях давали ответы на самые жгучие вопросы жизни. Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, сопричастность общественной жизни – её характерная черта. Литература становится в XIX веке ведущей областью русской культуры.

 

2.3 Музыкальная культура России

 

       Традиции русской  музыкальной культуры сложились  к концу XVIII в. Композиторы А.А. Алябьев (1787 —1851), А.Е. Варламов (1801- 1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А. Титов (1800—1875) в первой половине XIX в. создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А.Н. Верстовский (1799—1862) создал оперу «Аскольдова могила», пользующуюся и поныне большой популярностью.

      Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка (1804— 1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. С его именем связано возникновение музыкальной классики, национальной школы в русской музыке. Глинка – родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки. Создав национальную русскую оперу, симфонию, романс, классические образцы камерно-инструментальной музыки, он заложил основу для дальнейшего развития музыкального искусства. Глинка создал гениальные оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Реализм и народность утверждало также творчество Александра Сергеевича Даргомыжского (1813-1869) – опера «Русалка» и многочисленные камерные произведения.

      В 50-60 годы XIX века окончательно складывается русская национальная школа в музыке, продолжавшая развивать традиции М.Н. Глинки. Реализм, демократизм, гражданственность, высокие общественные идеалы – таковы принципы русской музыкальной школы. Наиболее полно их воплотила «Могучая кучка» – группа, объединившая передовую музыкальную интеллигенцию. В нее входили: глава кружка М.А. Балакирев (1837-1910), Ц.А. Кюи (1835-1918), М.И, Мусоргский (1839-1881), П.А. Бородин (1833-1887), Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908). Одной из основных черт музыкального творчества композиторов «Могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер.

       Особое место в истории русской и мировой музыки занимает Петр Ильич Чайковский (1840-1893). Он автор девяти опер, среди которых лирические «Евгений Онегин» и «Иоланта», музыкальная драма «Мазепа», гениальная музыкальная трагедия «Пиковая дама». Широко известны балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Вершиной музыкальной культуры стала симфоническая музыка П. И. Чайковского. Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия.

 

 

2.4 Архитектура

 

      В архитектуре в начале XIX века продолжалось развитие классицизма в его завершающей стадии – ампир (от французского Empire – империя). Ампир нашел свое воплощение в монументальных архитектурных сооружениях Москвы и Петербурга. Архитектура русского ампира связана с именами Андреяна Дмитриевича Захарова (1761-1811) – Адмиралтейство; Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814) – Казанский собор; Карла Ивановича Росси (1775-1849) – Александрийский театр, Михайловский дворец, здание Сената, Синода и др.

       В 30-е годы наметились признаки распада художественной системы классицизма. По прямому указу Николая I был создан «русско-византийский» стиль, ставший воплощением в архитектуре идей «православия, самодержавия, народности». Создателем его был Константин Андреевич Тон (1794-1881) – автор проектов Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.

       Во второй половине XIX века в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик, заводов, жилых домов. В архитектуре формируется «национальный» стиль в духе традиционного русского зодчества (например, В.О. Шервуд – здание Исторического музея в Москве). Вместе с тем при постройке тех или иных зданий использовались черты готического стиля, Ренессанса, других исторических эпох. Соответственно данный период и в европейской, и в русской архитектуре получил название «эклектики» (от греческого – выбираю). Хотя принцип «умного выбора», основополагающий - в период эклектики, быстро показал свою несостоятельность, решение проблемы нового стиля затягивалось.

В живописи сложные общественные процессы конца XIX — начала XX вв. обусловили появление новых форм и способов отражения в художественной культуре. Стремясь к гармонии и красоте мира, художники видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке.

В этот период новое слово в живописи сказали В.А. Серов и М.А. Врубель. Они перешли к стилю модерн, который во многом был предопределен символизмом и питался его идеями. У В.А. Серова — это портрет Иды Рубинштейн. У М.А. Врубеля (1856—1910) — это мучительный поиск стиля и национальной формы, стремление к символическому, а не к реальному, цветовому постижению действительности, загадочности и таинственности («Демон», «Царевна-Лебедь» и др.).

В стиле модерн работали художники  объединения «Мир искусства» (1892— 1924). Не удовлетворенные укладом жизни, стремившиеся воспеть красоту, художники искали новые темы и формы, позволяющие воплотить эти темы. Среди них были, помимо В. Серова и М. Врубеля, А. Бенуа, К. Коровин, М. Нестеров, А. Головин, Ф. Малявин, К. Сомов, Н. Рерих, С. Малютин, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Л. Бакст и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества.

В 1910 г. московские художники объединились в группу «Бубновый валет», в которую вошли П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, М. Ларионов, И. Машков, Р. Фальк и др. Художники «Бубнового валета» отрицали академическое и реалистическое искусство, для их творчества были характерны фовизм, кубизм, а также стилизация русского народного лубка.

Серебряный век — это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А. П. Чехова и М. Горького. В 1898 г. открылся Московский Художественно-общедоступный театр (с 1903 г. Московский Художественный театр), основателями которого стали К.С. Станиславский (1868—1938) и В.И. Немирович-Данченко (1858-1943), новаторы театрального искусства. Художественный театр очень скоро стал ведущим, передовым театром России, что было, прежде всего, обусловлено его демократической сущностью.

Для серебряного века характерно еще  одно явление — меценатство. Российские предприниматели, купец П.М. Третьяков (1838—1898), собиратель произведений русской живописи, в 1892 г. передал свою коллекцию в дар Москве (Третьяковская галерея), его брат С.М. Третьяков также завещал свое собрание западноевропейской живописи Москве.

С.И. Мамонтов (1841—1918) основал в Москве частную русскую оперу, поддерживал русских живописцев; его усадьба Абрамцево была важным центром художественной жизни, здесь жили и работали И.Е. Репин, М.А. Врубель, К.А. Коровин и др.

Меценатом Московского Художественного  театра был промышленник С.Т. Морозов (1862-1905).

А.А. Бахрушин (1865—1929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей, ныне Театральный музей им. Бахрушина.

М. Кл. Тенишева (1867—1929) — меценат и организатор музея русской старины в Смоленске, художественно-промышленных мастерских в своем имении Талашкино.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ни один из предшествующих периодов русской истории не знал такого бурного расцвета культуры, как XIX век. Начавшийся с творчества гениального А.С. Пушкина феноменальный взлет духовной культуры России означал достижения высочайших вершин в литературе, музыке, изобразительном искусстве, естественных науках, истории и философии. В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века. М., 1964.

 

2.Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность. – М., 1999.

 

3.Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М.,1990.

 

4.Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.

 

5.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1993. Ч.III.

 

6.Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала ХХ веков. М., 1993.

7.Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. T.I. — М.: Культура, 1993.

 

 

 


Информация о работе Культура России второй половины 19 века