Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:36, реферат
Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер – истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.
1. Введение.
Стр.3
2. Культура России первой половины XIX в.
Стр.4
2.1 Литературное направление.
Стр.4
2.2 Направления в театре.
Стр.7
2.3 Направления в музыке.
Стр.7
2.4 Архитектурное направление.
Стр.9
2.5 Направления в скульптуре.
Стр.9
2.6 Направления в живописи.
Стр.10
3. Культура России второй половины XIX в.
Стр.11
3.1 Литературное направление.
Стр.11
3.2 Направления в музыке.
Стр.14
3.3 Направления в живописи.
Стр.17
3.4 Направления в театре.
Стр.19
3.5 Направления в скульптуре.
Стр.19
3.6 Архитектурное направление.
Стр.20
4. Заключение.
Стр.20
6. Словарь.
Стр.22
5. Список литературы.
………………………………………………………
Тема: « Культура России XIX века».
1. Введение. |
Стр.3 |
2. Культура России первой половины XIX в. |
Стр.4 |
2.1 Литературное направление. |
Стр.4 |
2.2 Направления в театре. |
Стр.7 |
2.3 Направления в музыке. |
Стр.7 |
2.4 Архитектурное направление. |
Стр.9 |
2.5 Направления в скульптуре. |
Стр.9 |
2.6 Направления в живописи. |
Стр.10 |
3. Культура России второй половины XIX в. |
Стр.11 |
3.1 Литературное направление. |
Стр.11 |
3.2 Направления в музыке. |
Стр.14 |
3.3 Направления в живописи. |
Стр.17 |
3.4 Направления в театре. |
Стр.19 |
3.5 Направления в скульптуре. |
Стр.19 |
3.6 Архитектурное направление. |
Стр.20 |
4. Заключение. |
Стр.20 |
6. Словарь. |
Стр.22 |
5. Список литературы. |
Стр.24 |
Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии
« культура » человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.
Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер – истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.
При
изучении русской культуры
Для каждой культуры одинаково вредны как национальная замкнутость, приводящая к застою, так и игнорирование национальных традиций, составляющих ее внутреннею основу, придающих ей стабильность. В развитии каждой культуры, в том числе и русской, активные взаимодействия с другими культурами играют большую роль. Однако состояние русской культуры определялось, прежде всего, внутренними процессами, а не внешними влияниями.
Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30 - 40 годы 19 века. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России. Именно поэтому я бы хотела остановиться на рассмотрении культуры России
XIX в., так как она мне кажется очень интересной темой.
В своем реферате я хочу рассмотреть Культуру XIX в., посмотреть, на сколько она изменилась на протяжении этого времени.
Целью своего реферата я ставлю: сравнение культуры России первой половины XIX в. и культуры второй половины XIX в.
Задачами реферата я ставлю: 1)изучение культуры России первой половины XIX в.; 2)изучение культуры России второй половины XIX в.; 3)сравнение полученной информации и вывод.
Объектом изучения является культура России XIX в.
Предметом исследования является: литература, театр, музыка, архитектура, скульптура и живопись XIX в.
По данной теме существует большое количество разнообразной литературы. В своей работе я использовала труды таких авторов, как И.Л.Андреев, И.Н.Данилевский и др. «Форсированный курс подготовки к экзамену по истории России: учебное пособие ». В пособии дан краткий, но богатый фактами обзор многовекового пути России во времени – от первых археологических свидетельств о жизни людей на ее территории до реалий нашей действительности. Так же я использовала такое учебное пособие, как « Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. 2-е издание » под редакцией А.Н.Марковой. В учебнике освещены узловые вопросы истории и теории культуры, ее типы и формы, раскрыты социальные функции культуры, охарактеризованы основные культурно-исторические центры и цивилизации мира, а также творчество крупнейших представителей различных школ и направлений в культуре.
2.Культура России первой половины XIX века.
2.1Литература.
В первой половине XIX в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры. Она являлась главной и, пожалуй, единственной областью, где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс развития и смены художественных направлений происходил в условиях разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм. Окончательно сложился реализм. В конце своего творчества к классицизму пришел поэт Г. Р. Державин. Виднейшим представителем сентиментализма являлся писатель и историк Н.М. Карамзин ( повести « Бедная Лиза », « Наталья - дочь боярская»). Русский сентиментализм просуществовал недолго.
Героические события войны 1812 г. способствовали возникновению романтизма. Одним из создателей русского романтизма стал В.А. Жуковский ( 1783 – 1852 ). Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики ( баллады « Людмила », « Светлана » ). Другое направление - гражданский, революционный романтизм проявился в творчестве К.Ф. Рылеева ( 1795 – 1826 ). Его лирика, исторические «Думы », поэмы
« Войнаровский », « Наливайко » насыщены политическими ассоциациями. Оды, поэмы К. Кюхельбекера ( 1797 – 1846 ) звали к борьбе с самодержавно-крепостническими порядками.
Романтизм оказал влияние и на раннее творчество А.С. Пушкина и
М. Ю. Лермонтова.
Основоположник русского реализма - гениальный А.С. Пушкин ( 1799 – 1837 ). Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. Пушкин явился родоначальником новой литературы, откликнувшись на вопросы, волновавшие общество, и отразив русскую действительность в непревзойденных художественных образах. Он создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах « Евгений Онегин », первые произведения классической прозы « Повести Белкина », историческую драму « Борис Годунов », хронику обнищания крепостной деревни « История села Горюхино », историческую повесть « Капитанская дочка », исследование философских и нравственных проблем человечества - трагедию « Моцарт и Сальери », гениальное воплощение образа России как вставшего на дыбы всадника, удерживавшего ее железной уздой самодержца, - поэму « Медный всадник », лирические стихи - образцы лирики, освещенной идеями свободы, любви, патриотизма.
Он первым пришел к выводу, что истинная народность – это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. А.С. Пушкин обратился к сокровищам народного творчества и проникся глубоким пониманием души, психологии и характера русского человека. Его гений трезво оценил прошлое российской истории, ее настоящее и предугадал некоторые страницы будущего России.
А.С. Пушкин внес вклад в создание научной историографии, доказывая необходимость поры на объективный анализ фактов и явлений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что личность - полноправное действующее лицо большой человеческой истории. Значение творчества А.С. Пушкина огромно, он стоит в ряду величайших и неповторимых явлений мировой культуры. В своем творчестве и воззрениях он принадлежит не только XIX в., не только России. В конце XX в. он приходит к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.
А.С. Пушкин ушел из жизни, имея наследника и продолжателя его общественно-литературного дела - М.Ю. Лермонтова ( 1814 – 1841 ), замечательного поэта и художника, который уже в 16 лет заявил о могучем таланте. В полную силу он выступил в 1837 г. со стихотворением « На смерть поэта », в котором резко обличал самодержавие и нравы придворной знати. Индивидуальному складу Лермонтова - поэта близок романтизм. Ранние его произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою. Его романтизму не свойственны созерцательность и инфантильность ( поэмы « Мцыри », « Демон » ). Его лирика насыщена настроениями протеста против несправедливости, скорби и сочувствия обездоленным и притисненным.
Реалистические элементы в творчестве М.Ю. Лермонтова усиливаются со второй половины 30-х гг. ( « Тамбовская казначейша », « Сашка » ). Он уверенно шел к реализму, и роман « Герой нашего времени » с образом лишнего человека, утратившего смысл жизни, является зрелым реалистическим произведением, наполненным глубоким общественным и психологическим звучанием. Творчество Лермонтова, проникнутое фатализмом, выражает конфликт русского общества, который, по мысли поэта, приведет к трагедии.
К Н.В. Гоголю ( 1809 – 1852 ) пришли известность и слава после публикации цикла « малороссийских повестей », « Вечера на хуторе близ Диканьки » ( 1831 – 1832 ), проникнутых лирическим романтизмом. Дальнейшие его повести, вошедшие в сборник « Арабески » ( « Портрет », « Невский проспект » ), а также сборник повестей « Миргород », обозначали решительный поворот от лирического романтизма к реализму. Гоголь считал задачей художника извлекать « необыкновенное » из обыкновенного, но так, « чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина ». В комедии « Ревизор » новаторский характер драматургии пьесы позволил воплотить в образах чиновников уездного города облик всей современной России.
Выход в свет первого тома « Мертвых душ » - романа - поэмы означал утверждение критического реализма в русской литературе. Это произведение Гоголь считал главным делом всей своей жизни. « Вся Русь отзовется в нем », - писал он. По мнению Н.В. Гоголя, писатель должен изображать « вседневное и действительное ». Но он предупреждал, что художник не может оставаться безучастным к добру и злу, он должен стремиться к творческому воплощению, помочь преобразованию жизни посредством искусства.
В повести « Шинель » Н.В. Гоголь выдвинул на первое место социальный вопрос, показав тяжелую, беспросветную, бессмысленную жизнь « маленького » человека в крепостнической России. Тема социальной разобщенности, одиночества человека получила трагическое воплощение. Писатель заклеймил самодержавно-крепостническую систему. Он показал нравственный облик современного ему общества с такой художественной, психологической силой, что гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.
В 1847 г. была издана книга Гоголя « Выбранные места из переписки с друзьями » - одно из самых полемических произведений русской литературы, вызвавшее противоречивые оценки современников и потомков. В этой книге получила выражение вера Гоголя в возможность наилучшего устройства России, в мессианскую роль России, основанную на верности идеалам православия.
В 40-50-е гг. XIX в. на литературную стезю вступило новое поколение русских писателей. Это И.С. Тургенев ( 1818 – 1883 ), И. А. Гончаров
( 1812 - 1891), М.Е. Салтыков-Щедрин ( 1826 – 1889 ), А.Н. Островский
( 1823 - 1886), поэты Н.А. Некрасов ( 1821 - 1878 ), Ф.И. Тютчев ( 1803 –
1873 ), А.А. Фет ( 1820 - 1892 ) и др. Протест против самодержавия и крепостничества, желание счастья и свободы всему народу и стране пронизывали их творчество. Пьесы А.Н. Островского ( « Не в свои сани не садись », « Не так живи, как хочется », « Бедность не порок », « Грот » и др. ) явились продолжением традиций « натуральной школы » Н.В. Гоголя. Он впервые в русской литературе вывел на « свет божий » « темное царство » жестокой, невежественной, хищной и самодурствующей среды купечества, поставив ее перед судом читателя.
Муза Н.А. Некрасова, « муза мести и печали », шла туда, « где трудно дышится, где горе слышится », и обязывала человека быть гражданином.
В замечательной плеяде русских писателей творчество Л.Н. Толстого
( 1828 - 1910 ) и Ф. М. Достоевского ( 1821- 1881 ) явилось закономерным продолжением и завершением духовного взлета, который делает русскую литературу ХIХ в. великой.
В начале века русский театр был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. В репертуаре театров были трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты.
В начале XIX в. сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись « министерством двора Его Императорского Величества ». В подчинении двора было три театра и в Петербурге - Александрийский, Мариинский и Михайловский, и два в Москве - Большой и Малый.
В Москве после Отечественной войны 1812 г. спектакли давались во временных помещениях, пока в 1824 г. не было построено здание Малого театра, а через год и Большого ( проект архитектора О. И. Бове: после пожара 1853 г. Большой театр реконструировал архитектор А. К. Кавос ). В 1832 г. в Петербурге открылось здание Александрийского театра