Культура России XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:36, реферат

Описание

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер – истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.

Содержание

1. Введение.
Стр.3
2. Культура России первой половины XIX в.
Стр.4
2.1 Литературное направление.
Стр.4
2.2 Направления в театре.
Стр.7
2.3 Направления в музыке.
Стр.7
2.4 Архитектурное направление.
Стр.9
2.5 Направления в скульптуре.
Стр.9
2.6 Направления в живописи.
Стр.10
3. Культура России второй половины XIX в.
Стр.11
3.1 Литературное направление.
Стр.11
3.2 Направления в музыке.
Стр.14
3.3 Направления в живописи.
Стр.17
3.4 Направления в театре.
Стр.19
3.5 Направления в скульптуре.
Стр.19
3.6 Архитектурное направление.
Стр.20
4. Заключение.
Стр.20
6. Словарь.
Стр.22
5. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

История(реферат).doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

                                       ………………………………………………………

 

 

 

 

 

                                      Реферат  по  истории:

 

 

 

   Тема: « Культура  России  XIX века».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Автор: ………..

                                                                         ……………………….

                                                                         Руководитель-консультант:

                                                                         ……………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Москва: 2007год

                                          Содержание:

 

 

1. Введение.

Стр.3

2. Культура  России первой  половины  XIX в.

Стр.4

2.1 Литературное направление.

Стр.4

2.2 Направления в театре.

Стр.7

2.3 Направления в музыке.

Стр.7

2.4 Архитектурное направление.

Стр.9

2.5 Направления в скульптуре.

Стр.9

2.6 Направления в живописи.

Стр.10

3. Культура  России  второй  половины  XIX в.

Стр.11

3.1 Литературное направление.

Стр.11

3.2 Направления в музыке.

Стр.14

3.3 Направления в живописи.

Стр.17

3.4 Направления в театре.

Стр.19

3.5 Направления в скульптуре.

Стр.19

3.6 Архитектурное направление.

Стр.20

4. Заключение.

Стр.20

6. Словарь.

Стр.22

5. Список литературы.

Стр.24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        1.Введение.

 

    Культура  одна из важнейших  областей  общественной  жизни.  В  понятии  

« культура » человек и его деятельность выступают  как  синтезирующая  основа,  поскольку сама культура есть творение  человека,  результат  его  творческих  усилий.  Но  в  культуре  человека  не  только  действующее,   но   и   само  изменяющееся существо.

    Предмет   истории  культуры  имеет   свое  содержание  и  специфику   в   ряду  исторических  дисциплин.  История  культуры  предполагает,   прежде   всего,  комплексное  изучение  различных  ее  сфер  –  истории  науки   и   техники,  просвещения  и  общественной  мысли,  фольклористики  и   литературоведения,  истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры  выступает  как  обобщающая  дисциплина,  рассматривающая  культуру  целостной   системой   в  единстве и взаимодействии всех его областей.

    При  изучении русской культуры встает  вопрос  о  роли  в  ее  развитии  культуры других стран и народов, о ее взаимосвязи и  взаимовлиянии  с  этими  культурами.

    Для  каждой культуры одинаково   вредны  как  национальная  замкнутость,  приводящая  к   застою,   так   и   игнорирование   национальных   традиций,  составляющих ее внутреннею основу, придающих  ей  стабильность.  В  развитии  каждой культуры, в том числе и русской, активные  взаимодействия  с  другими  культурами  играют  большую  роль.   Однако   состояние   русской   культуры  определялось, прежде всего, внутренними процессами, а не внешними влияниями.

    Интерес  к истории русской культуры  начал проявляться в России  примерно в 30 - 40 годы 19 века. Он  был связан с ростом  национального   самосознания,  общим  интересом  к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени,  со  спорами западников и славянофилов о судьбах России.  Именно  поэтому  я  бы  хотела  остановиться  на рассмотрении  культуры  России 

XIX в.,  так  как  она  мне  кажется очень  интересной  темой.

    В   своем  реферате  я хочу  рассмотреть Культуру XIX в.,  посмотреть,  на сколько она изменилась  на  протяжении  этого времени.

    Целью   своего  реферата  я  ставлю:  сравнение  культуры  России  первой  половины  XIX в. и культуры второй половины  XIX в.

    Задачами  реферата я ставлю:  1)изучение  культуры  России  первой  половины  XIX в.;  2)изучение культуры России  второй половины  XIX в.;  3)сравнение полученной  информации  и вывод.

    Объектом  изучения  является  культура  России  XIX в.

    Предметом  исследования  является:  литература,  театр,  музыка,  архитектура,  скульптура  и  живопись  XIX в.

    По  данной  теме  существует  большое   количество  разнообразной  литературы.  В  своей работе  я  использовала  труды таких  авторов,  как   И.Л.Андреев, И.Н.Данилевский и др. «Форсированный  курс подготовки  к  экзамену  по  истории  России:  учебное  пособие ». В  пособии  дан  краткий, но  богатый  фактами  обзор  многовекового  пути  России  во  времени – от первых  археологических  свидетельств  о  жизни  людей  на  ее  территории  до реалий  нашей  действительности.  Так же  я  использовала  такое  учебное  пособие,  как  « Культурология. История  мировой культуры: Учебник  для  вузов. 2-е издание »  под  редакцией А.Н.Марковой. В  учебнике освещены  узловые вопросы истории и теории  культуры,  ее  типы  и формы,  раскрыты  социальные  функции культуры,  охарактеризованы  основные  культурно-исторические  центры  и цивилизации мира,  а также творчество  крупнейших  представителей  различных  школ  и  направлений  в  культуре.

 

         2.Культура  России  первой  половины  XIX века.

 

                                                      2.1Литература.

    В первой половине XIX в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры. Она являлась главной и, пожалуй, единственной областью,  где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс развития и смены художественных  направлений  происходил  в условиях разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной мысли. Этими направлениями  были:  классицизм,  сентиментализм, романтизм. Окончательно сложился реализм. В конце своего творчества к классицизму пришел поэт Г. Р. Державин. Виднейшим представителем сентиментализма являлся писатель и историк Н.М. Карамзин ( повести « Бедная Лиза », « Наталья - дочь боярская»). Русский сентиментализм просуществовал недолго.

    Героические события войны 1812 г. способствовали возникновению романтизма. Одним из создателей русского романтизма стал В.А. Жуковский ( 1783 – 1852 ). Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики ( баллады « Людмила », « Светлана » ). Другое направление - гражданский, революционный романтизм проявился в творчестве К.Ф. Рылеева ( 1795 – 1826 ). Его лирика, исторические «Думы », поэмы

« Войнаровский », « Наливайко » насыщены политическими ассоциациями. Оды, поэмы К. Кюхельбекера ( 1797 – 1846 ) звали к борьбе с самодержавно-крепостническими порядками.

    Романтизм оказал влияние и на раннее творчество А.С. Пушкина и

М. Ю. Лермонтова.

    Основоположник русского реализма - гениальный А.С. Пушкин ( 1799 – 1837 ). Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. Пушкин явился родоначальником новой литературы, откликнувшись на  вопросы, волновавшие общество, и отразив русскую действительность в непревзойденных художественных образах. Он создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах « Евгений Онегин », первые произведения классической прозы « Повести Белкина », историческую драму « Борис Годунов », хронику обнищания крепостной деревни « История села Горюхино », историческую повесть « Капитанская дочка », исследование философских и нравственных проблем человечества - трагедию « Моцарт и Сальери », гениальное воплощение образа России как вставшего на дыбы всадника, удерживавшего ее железной уздой самодержца, - поэму « Медный всадник », лирические стихи - образцы лирики, освещенной идеями свободы, любви, патриотизма.

    Он первым пришел к выводу, что истинная народность – это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. А.С. Пушкин обратился к сокровищам народного творчества и проникся глубоким пониманием души, психологии и характера русского человека. Его гений трезво оценил прошлое российской истории, ее настоящее и предугадал некоторые страницы будущего России.

    А.С. Пушкин внес вклад в создание научной историографии, доказывая необходимость поры на объективный анализ  фактов  и  явлений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что  личность - полноправное действующее лицо большой человеческой истории. Значение творчества А.С. Пушкина огромно, он стоит в ряду величайших и неповторимых явлений мировой культуры. В своем творчестве и воззрениях он принадлежит не только XIX в., не только России. В конце XX в. он приходит к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.

    А.С. Пушкин ушел из жизни, имея наследника  и  продолжателя  его общественно-литературного дела - М.Ю. Лермонтова ( 1814 – 1841 ), замечательного поэта и художника, который уже в 16 лет заявил о могучем таланте. В полную силу он выступил в 1837 г. со стихотворением « На смерть поэта », в котором резко обличал самодержавие и нравы придворной знати. Индивидуальному складу Лермонтова - поэта близок романтизм. Ранние его произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою. Его романтизму не свойственны созерцательность и инфантильность ( поэмы « Мцыри », « Демон » ). Его лирика насыщена настроениями протеста против несправедливости, скорби и сочувствия обездоленным и притисненным.

    Реалистические элементы в творчестве М.Ю. Лермонтова усиливаются со второй половины 30-х гг. ( « Тамбовская казначейша », « Сашка » ). Он уверенно шел к реализму, и роман « Герой нашего  времени » с образом лишнего человека, утратившего смысл жизни, является зрелым реалистическим произведением, наполненным глубоким общественным и психологическим  звучанием.  Творчество Лермонтова, проникнутое фатализмом, выражает конфликт русского общества, который, по мысли поэта, приведет к трагедии.

    К Н.В. Гоголю ( 1809 – 1852 ) пришли известность и слава после публикации цикла « малороссийских повестей », « Вечера на хуторе близ Диканьки » ( 1831 – 1832 ), проникнутых лирическим романтизмом. Дальнейшие его повести, вошедшие в сборник « Арабески » ( « Портрет », « Невский проспект » ),  а также сборник повестей « Миргород », обозначали решительный поворот от лирического романтизма к реализму. Гоголь считал  задачей художника извлекать « необыкновенное » из обыкновенного, но так, « чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина ». В комедии « Ревизор » новаторский характер драматургии пьесы позволил воплотить в образах чиновников уездного города облик всей современной России.

    Выход в свет первого тома « Мертвых душ » - романа - поэмы означал утверждение критического реализма в русской литературе. Это произведение Гоголь считал главным делом всей своей жизни. « Вся Русь отзовется в нем », - писал он. По мнению Н.В. Гоголя, писатель должен изображать « вседневное и действительное ». Но он предупреждал, что художник не может оставаться безучастным к добру и злу, он должен стремиться к творческому воплощению, помочь преобразованию жизни посредством искусства.

    В повести « Шинель » Н.В. Гоголь выдвинул на первое место социальный вопрос, показав тяжелую, беспросветную, бессмысленную жизнь « маленького » человека в крепостнической России. Тема социальной разобщенности, одиночества человека получила трагическое воплощение. Писатель заклеймил самодержавно-крепостническую систему. Он показал нравственный облик современного ему общества с такой художественной, психологической силой, что гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

    В 1847 г. была издана книга Гоголя « Выбранные места из переписки с друзьями » - одно из самых полемических произведений русской литературы, вызвавшее противоречивые оценки современников и потомков. В этой книге получила выражение вера Гоголя в возможность наилучшего устройства России, в мессианскую роль России, основанную на верности идеалам православия.

    В 40-50-е гг. XIX в. на литературную стезю вступило новое поколение русских писателей. Это И.С. Тургенев ( 1818 – 1883 ), И. А. Гончаров

( 1812 - 1891), М.Е. Салтыков-Щедрин ( 1826 – 1889 ), А.Н. Островский

( 1823 - 1886), поэты Н.А. Некрасов ( 1821 - 1878 ), Ф.И. Тютчев ( 1803 –

1873 ), А.А. Фет ( 1820 - 1892 ) и др. Протест против самодержавия и крепостничества, желание счастья и свободы всему народу и стране пронизывали их творчество. Пьесы А.Н. Островского ( « Не в свои  сани не садись », « Не так живи, как хочется », « Бедность не порок », « Грот » и др. ) явились продолжением традиций « натуральной школы » Н.В. Гоголя. Он впервые в русской литературе вывел на « свет божий » « темное царство » жестокой, невежественной, хищной и самодурствующей среды купечества, поставив ее перед судом читателя.

    Муза Н.А. Некрасова, « муза мести и печали », шла туда, « где трудно дышится, где горе слышится », и обязывала человека быть гражданином.

    В замечательной плеяде русских писателей творчество Л.Н. Толстого

( 1828 - 1910 ) и Ф. М. Достоевского ( 1821- 1881 ) явилось закономерным продолжением и завершением духовного взлета, который делает русскую литературу ХIХ в. великой.    

                                                           2.2Театр.

    В начале века русский театр был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. В репертуаре театров были трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты.

    В начале XIX в. сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись « министерством двора Его Императорского Величества ». В подчинении двора было три театра и в  Петербурге - Александрийский, Мариинский и Михайловский, и два в Москве -  Большой и Малый. 

    В Москве после Отечественной войны 1812 г. спектакли давались во временных помещениях, пока в 1824 г. не было построено здание Малого театра, а через год и Большого ( проект архитектора О. И. Бове: после пожара 1853 г. Большой театр  реконструировал архитектор А. К. Кавос ). В 1832 г. в Петербурге открылось здание Александрийского театра

Информация о работе Культура России XIX века