Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:36, реферат
Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер – истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.
1. Введение.
Стр.3
2. Культура России первой половины XIX в.
Стр.4
2.1 Литературное направление.
Стр.4
2.2 Направления в театре.
Стр.7
2.3 Направления в музыке.
Стр.7
2.4 Архитектурное направление.
Стр.9
2.5 Направления в скульптуре.
Стр.9
2.6 Направления в живописи.
Стр.10
3. Культура России второй половины XIX в.
Стр.11
3.1 Литературное направление.
Стр.11
3.2 Направления в музыке.
Стр.14
3.3 Направления в живописи.
Стр.17
3.4 Направления в театре.
Стр.19
3.5 Направления в скульптуре.
Стр.19
3.6 Архитектурное направление.
Стр.20
4. Заключение.
Стр.20
6. Словарь.
Стр.22
5. Список литературы.
Мастерски владея методом реализма и искусством психологического анализа, писатель показал страдания, трагедию униженного и оскорбленного человека. Исследуя внутренний мир человека, он утверждал, что одних социальных средств борьбы со злом недостаточно. Он считал, что человеку необходимы нравственная опора, идея бога.
Гуманистическая сущность реализма Достоевского оказала и оказывает огромное воздействие на русскую и мировую литературу, к его произведениям обращаются миллионы читателей.
Младшим современником Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского был Н.С. Лесков ( 1831 – 1895 ) - художник, который умел удивительно тонко и глубоко правдиво показать величие русского характера и горькую судьбу талантливого человека в России ( « Леди Макбет Мценского уезда »,
« Воительница », « Некуда », « Обойденные », « На ножах », « Загадочный человек », « Смех и горе », « Левша », « Очарованный странник » ). К 80-м гг. относится начало творчества А.П. Чехова ( 1860 - 1904). Мысль о трагедии человека, задавленного мещанской обыденностью, разоблачение пошлости, интеллигентского пустословия, отражение тоскливой жизни
« маленьких » людей и вера в осуществимость позитивных перемен определили особенности рассказов, повестей и пьес А.П. Чехова ( « Сказки Мельпомены », « Пестрые рассказы », « Степь », « Скучная история »,
« Палата № 6 », « Чайка », « Три сестры », « Дядя Ваня », « Вишневый
сад » ).
В 80-х гг. начал свою литературную деятельность В.Г. Короленко ( 1853 – 1921 ), писатель-демократ. В повестях и рассказах ( « Сон Макара », « Река играет », « Слепой музыкант », « Дети подземелья », « Без языка » ) отражено стремление народа к свободе и справедливости. Они проникнуты демократическими и гуманистическими идеями.
Проза И.А. Бунина ( 1870 - 1953) - это лаконичные и выразительные картины голодной, нищей русской деревни, с ее социальными противоречиями, оскудевших заброшенных помещичьих усадеб, раздумья о судьбе России ( « Суходол », « На край света », « Новая дорога »,
« Чернозем », « Деревня », « Антоновские яблоки » ). С 1910 г. в творчестве Бунина намечаются новые мотивы: удушливый мещанский быт
( « Хорошая жизнь » ), городские трущобы ( « Пятнистые уши » ), « темные аллеи » человеческих страстей ( « Митина любовь », « Темные аллеи » ). Яростное неприятие Октябрьской революции отражено в дневниковой книг: « Окаянные дни ». В 1920 г. Бунин эмигрировал во Францию. В лирике Бунин продолжал классические традиции ( сборник « Листопад » ).
Максим Горький ( 1868 - 1936), рано познавший суровую школу жизни, полную « свинцовых мерзостей », в начале литературной деятельности развивз » лучшие традиции романтизма XIX в. « Макар Чудра », « Старуха Изергиль » ), а в реалистических рассказах ( « Коновалов », « Супруги Орловы », « Челкаш » ) показал мечты о справедливости и протест бунтаря-одиночки. Ненависть ко всем проявлениям деспотизма и утешающей лжи, жизнеутверждающий гуманизм вера в творческий разум человека и призыв к интеллигенции работать для народа - эти идейные мотивы заложены в пьесах Горького. Его лучшие произведения дореволюционного периода - автобиографические повести « Детство »
( 1913 – 1914 ) и « В людях » ( 1915 - 1916 ), в которых с огромной художественной силой показан путь человека из низов к творчеству. Обращаясь к творчеству Горького, С. Цвейг писал, что в его произведениях открылась « не одна душа, а весь русский человек, вся русская действительность в ее реальной, обнаженной сущности, воссозданная с беспощадной прямотой, с документальной точностью ».
На рубеже веков ( ХIХ и XX ) критическим реализмом было проникнуто также творчество таких замечательных писателей, как В.В. Вересаев ( 1867 - 1945), который отразил в своих произведениях духовные искания интеллигенции в этот период ( « Без дороги », « Записки врача » ); П.М. Гарин-Михайловский ( 1852 – 1906 ) – тетралогия « Детство Темы »,
« Гимназисты », « Студенты », « Инженеры » также посвящена судьбам русской интеллигенции.
А.И. Куприн ( 1870 – 1938 ) в своих ранних произведениях показал несвободу человека как роковое общественное зло ( « Молах » ), социальным критицизмом проникнуты его повести « Поединок » и « Яма ». Д.Н. Мамин-Сибиряк ( 1852 – 1912 ), дал картины горнозаводской жизни Урала и Сибири в романах « Приваловские миллионы », « Золото »,
« Горное гнездо ».
Правдивое изображение действительности, осмысление ее с точки зрения соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание видеть народ свободным и счастливым - вот что отличало творчество писателей-реалистов.
Литература России представлена не только произведениями русских писателей – она многонациональна. Передовые идеи, понимание истории, художественные средства писатели народов России черпали в русской классической литературе. На Украине это И. Франко, М. Коцюбинский, Л. Украинка, О. Кобылянская; в Белоруссии - Я. Купала, Я. Колос, М. Богданович; у прибалтийских народов - Я. Райнис, А. Упит, П. Стучка, Ю. Жемайте, В. Кингисеп, Э. Вильде; у грузин - А. Церетели, В. Пшавела; у армян - О. Туманян, в Азербайджане – Мирза Фатали Ахундов, у узбеков - Фуркат; у татар - Г. Тукай, Ш. Камаль; у осетин - К. Хетагуров; у евреев - Шолом-Алейхем.
3.2Музыка.
С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр.
Конец XIX - начало XX вв. - период достижений русской музыкальной культуры, связанных с именами П. И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, Ц.А. Кюи, С.В. Рахманинова, А.К. Глазунова, С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского и др.
В музыкальной культуре второй половины XIX в. особое место занимает « Могучая кучка », или « Новая русская музыкальная школа ». Это коллектив, состоящий из пяти русских композиторов - М.А. Балакарева
( 1837 – 1910 ), А. П. Бородина ( 1833 - 1887 ), Ц.А. Кюи ( 1835 – 1918 ), М.П. Мусорского ( 1839 - 1881) и Ц.А. Римского-Корсакова, - оформился в конце 50-х - начале 60-х гг. Задачи и эстетические позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского художественного и музыкального критик » В.В. Стасова ( 1834 – 1906 ).
Композиторы « Могучей кучки » в своем творчестве развили традиции классической музыки М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, широко раздвинули границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки, обогати ли новыми формами, приблизив к актуальным вопросам общественной жизни. В период деятельности « Могучей кучки » были созданы одни из лучших произведений кружковцев: восточная фантазия
« Исламей », симфоническая поэма « Русь » М. Балакирева; Первая симфония А. Бородина; оперы « Вильям Ратклиф » и « Сын мандарина »
Ц. Кюи; симфоническая картина « Ночь на Лысой горе », опера « Борис Годунов » М. Мусоргского; Первая и Вторая симфонии, опера
« Псковитянка » Н. Римского-Корсакова.
По утверждению Стасова, три важнейшие черты были свойственны музыке новой школы: отсутствие предрассудков и слепой веры, стремление к национальности и « крайняя ее склонность к программой музыке ». Композиторы призывали создавать национальную музыку, черпать мелодии из народных песен и обращаться к сюжетам общественной истории.
Значение кружка « Могучая кучка » трудно переоценить. Оно не ограничивается созданными кружковцами произведениями. Это содружество оказало огромное воздействие на дальнейшее развитие русской классической музыки. « Могучая кучка » - это пример служения искусству, высоким идеалам, самоотверженного труда и подлинной дружбы, благодаря которой человечество узнало о « Хованщине »,
« Сорочинской ярмарке », « Князе Игоре».
Творчество гениального композитора М. П. Мусоргского ( 1839 – 1881 ) тесно связано с отечественной историей. Самобытные черты его творческой индивидуальности, социальная заостренность, умение создавать яркие, характерные человеческие образы проявились уже в ранних произведениях, песнях и романсах на слова русских поэтов и собственный текст: « Калистрат », « Колыбельная Еремушки », « Спи, усни, крестьянский сын », « Семинарист », Симфоническая картина « Ночь на Лысой горе » и незавершенная опера « Женитьба » отличались новаторством формы и богатством звуковых красок. Эти произведения подготовили Мусоргского к созданию важнейших своих творений - опер « Борис Годунов » и
« Хованщина », в которых главным действующим лицом является не безмолвный, а восставший народ, а темой – народное движение за правду и свободу. Наряду с массовыми народными сценами в операх с большой психологической глубиной разработаны сложные, противоречивые характеры исторических и художественных образов, говорил композитор и следовал этому принципу в произведениях как больших, так и малых форм. В вокальных циклах « Без солнца », « Песни и пляски смерти » каждая песня — это небольшая сценка, где действует реальный образ.
Великий художник - реалист, стремившийся к правде и справедливости, верно, служил России.
Гениальный П.И. Чайковский ( 1840 – 1893 ) написал целый ряд выдающихся произведений, в которых радостные, жизнеутверждающие темы чередовались с трагедийными, пессимистическими полотнами:
« Чародейка », « Евгений Онегин », « Пиковая дама », « Иоланта »,
« Орлеанская дева », шесть симфоний и др. Тема борьбы человека за счастье - центральная в его творчестве. Композитор обращался к сложным, глубоким творениям Данте, Шекспира, Байрона, Пушкина, Островского. Для раскрытия внутреннего мира человека Чайковский использовал широкий спектр художественных средств, но главным источником его музыкального языка являлась народная песня. Он был гениальным симфонистом, достигшим значительности содержания и доходчивости выражения.
Гений П.И. Чайковского также проявился в эстетике балетного искусства. Его музыка стала основой нового типа балетного спектакля, большого симфонического, классического балета, в котором через многоплановые образы утверждались общечеловеческие чувства и мысли. В балетах « Спящая красавица », « Щелкунчик », « Лебединое озеро », созданных в содружестве с М.И. Петипа ( 1818 – 1910 ) и Л.И. Ивановым
( 1834 – 1901 ), музыка и танец слились воедино и достигли высочайшей выразительности и технического совершенства. Благодаря музыке П.И. Чайковского русский классический балет к концу XIX в. достиг вершины и продолжил сценическую жизнь, как в России, так и за рубежом.
Замечательная глубина, покоряющая правдивость, широкая мелодичность, высокий жизнеутверждающий пафос - все это делает искусство Чайковского любимым во всех уголках мира.
Его мечте суждено было сбыться, ибо в своих сочинениях он сказал о человеке столь достоверно, сочувственно и поэтично, что не оставляет слушателя равнодушным.
Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков ( 1844 – 1908 ) - продолжатель традиций М.И. Глинки. Из 15 созданных им опер ( его любимый жанр ) девять написаны на сказочные сюжеты, сюжеты, связанные с миром природы: « Снегурочка », « Ночь перед Рождеством »,
« Садко » и др. При этом природа выступает не только фоном, на котором разворачиваются события, природа является действующим лицом, отзывающимся на радости и печали людей. Римский-Корсаков глубоко переживал человеческое горе, особенно драму женщины, и создал чистые, лирические, одухотворенные образы русских женщин: Ольга
( « Псковитянка » ), Марфа, Любаша ( « Царская невеста » ), Любаша
( « Садко » ) и др. Оперной выразительности композитор достигал пением, однако и оркестр нес огромную нагрузку при включении самостоятельных симфонических фрагментов ( антракты « Три чуда » в « Сказке о царе Салтане », « Сеча при Керженце » в « Сказании о невидимом граде
Китеже », вступление « Океан-море синее » в « Садко » ).
Богато представлено симфоническое творчество Римского-Корсакова, часто в жанре сюиты, увертюры ( « Светлый праздник », « Шехерезада » ). Им написано 79 романсов.
Творчество замечательного русского композитора, пианиста и дирижера С.В. Рахманинова ( 1873 – 1943 ) стало достоянием широких кругов любителей музыки во всем мире. Последователь М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А.П. Бородина, М.П. Мусорского и Н.А. Римского-Корсакова, он обогатил мировую музыкальную культуру симфоническими и фортепианными сочинениями, операми и романсами. Лучшие его произведения были созданы в последнее десятилетие XIX - начале XX вв., до эмиграции из России. Это опера « Алеко », симфоническая фантазия
« Утес », Первая симфония, Второй и Третий концерты для фортепиано с оркестром, оперы « Скупой рыцарь » и « Франческа да Римини », Литургия Иоанна Златоуста, « Всенощное бдение » и большое число романсов. Правдивость, искренность и эмоциональная насыщенность - отличительные черты искусства Рахманинова. Его музыке характерны мелодизм, широта и свобода дыхания ( идущие от русской песенности и особенностей знаменного распева ), они органически сочетаются с энергичной ритмикой. Тема Родины воплотилась в наиболее значительных произведениях композитора, особенно во Втором и Третьем концертах для фортепиано с оркестром.
Стремление создать в музыке свои формы знаковой системы ( цвет,
звук ), найти пути к новому существованию, взаимодействию и синтезу искусств характерно для выдающегося русского композитора А.Н. Скрябина ( 1871 – 1915 ). В 1900-е гг. оформилась его философская концепция ( Первая симфония ). От идеи обновления мира посредством искусства он перешел к замыслу, объединяющему все виды искусства
(« Мистерия » ). Его симфонические поэмы ( « Поэма экстаза »,
« Прометей » ) получают законченное художественное выражение: расширяется состав оркестра, вводятся колокол, хор без слов и партия света. Глубокая индивидуальность, яркая эмоциональность, хрупкость и утонченность музыкального письма позволили Скрябину занять достойное место в музыкальной культуре XIX - XX вв.
Блестящим мастером балетной и симфонической музыки был И.Ф. Стравинский ( 1882 – 1971 ). В балетах « Жар-птица », « Петрушка »,
« Весная священная » он широко использовал русский музыкальный фольклор, придав ему особую яркость и динамичность.
Крупных успехов в развитии музыкальной культуры достигли: на Украине - Н.В. Лысенко ( 1842 - 1912), оперы « Рождественская ночь »,
« Наталка-Полтавка », « Тарас Бульба », « Энеида »; в Армении - А.А. Спендиаров ( 1871 – 1928 ), опера « Алмаст », симфоническая картина « Три пальмы », мелодекламация « Мы отдохнем »; в Азербайджане - У. Гаджибеков ( 1885 – 1948 ) оперы « Лейла и Меджнун », « Асли и Керим », « Муж и жена », « Аршин Мал алан ».