Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:36, реферат
Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер – истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.
1. Введение.
Стр.3
2. Культура России первой половины XIX в.
Стр.4
2.1 Литературное направление.
Стр.4
2.2 Направления в театре.
Стр.7
2.3 Направления в музыке.
Стр.7
2.4 Архитектурное направление.
Стр.9
2.5 Направления в скульптуре.
Стр.9
2.6 Направления в живописи.
Стр.10
3. Культура России второй половины XIX в.
Стр.11
3.1 Литературное направление.
Стр.11
3.2 Направления в музыке.
Стр.14
3.3 Направления в живописи.
Стр.17
3.4 Направления в театре.
Стр.19
3.5 Направления в скульптуре.
Стр.19
3.6 Архитектурное направление.
Стр.20
4. Заключение.
Стр.20
6. Словарь.
Стр.22
5. Список литературы.
3.3Живопись.
Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в конце 50-х гг. XIХ в. Важнейшие тенденции развития живописи определили художники объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского ( 1837 - 1887 ). Г.Г. Мясоедова ( 1834 - 1911 ), Н. Н. Ге ( 1831 -1894 ), В.Г. Перова ( 1833 - 1882 ) в Товарищество передвижных художественных выставок. Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской.
Цель Товарищества была определена как необходимость пропаганды живописи русских художников. Для этого « во всех городах империи » должны были устраиваться « передвижные художественные выставки в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами ».
Уже первая выставка картин передвижников в 1871 г. показала, что сложилось новое направление в живописи, для которого характерны отказ от академических канонов, переход к критическому реализму, гражданственность, изображение русской действительности. Стремясь служить своим творчеством народу, передвижники обращались к его истории, природе, прославляли величие, силу, красоту и мудрость русского человека, решительно осуждали самодержавие и угнетение.
Поразительными эффектами освещения, романтическим характером пейзажей отличались картины А.И. Куинджи ( 1842 – 1910 ): « Украинская
ночь », « Березовая роща », « Ночь на Днепре ». Внимание к мельчайшим изменениям природы, предметов и в то же время обобщенность, цельность картины – это живопись Ф.А. Васильева ( 1850 – 1873 ): « После дождя »,
« Оттепель », « Мокрый луг ». Пейзажи И.И. Шишкина ( 1832 – 1898) - это отражение вечного, незыблемого на земле: « Рожь », « Лесные дали »,
« Утро в сосновом лесу ».
« Курсистка », « Студент », « Кочегар » - это полотна Н.А. Ярошенко
( 1846 - 1898 ), впервые обратившегося к образам интеллигенции и рабочих. Социальные обобщения, психологическая достоверность, естественность в творчестве художников-передвижников давали возможность утверждать демократические идеалы.
Товарищество объединяло все талантливые художественные силы России, в его состав в разнос время входили также И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, А.М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.А. Серое и др.
Реализм в русском изобразительном искусстве проявился в творчестве художников И.И. Левитана, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.А. Серова, скульпторов С.Т. Коненкова, А.С. Голубкиной.
И.И. Левитан ( 1860 – 1900 ) - пленительный, тончайший пейзажист. Обладая исключительной работоспособностью, он каждый год создавал шедевры, которые сразу становились событием: « Вечер на Волге »,
« Осень. Мельница », « Первая зелень. Май » ( приобретены меценатом П.М. Третьяковым ). В полотнах « Березовая роща », « Вечер. Золотой
Плес », « Свежий ветер. Волга », « Золотая осень », « Март » проявились характерные черты его пейзажа: глубокое содержание и простота темы, цельность и жизненная трепетность, ощутимость, материальность предметов и внешняя скромность. Лучшим его творением многие искусствоведы признают « Владимирку », в котором прозвучала любимая тема художника - дорога, дорога, над которой не утихал кандальный звон. Последнее полотно Левитана « Озеро ( Русь ) » - гимн Родине и прощание с ней.
И.Е. Репин ( 1844 - 1930) работал в жанре и портрета, и бытовом, и пейзажа, и историческом. 80-е гг. - наиболее плодотворные в его творчестве. Он создаст образы героев-революционеров: « Отказ от
исповеди », « Арест пропагандиста », « Не ждали ». В портретах выдающихся современников - М.И. Глинки, А.Ф. Писемского, М.П. Мусоргского, Н.И. Пирогова, П.А. Стрепетовой, В.В. Стасова, Л.Н. Толстого - раскрывал личность в психологическом и социальном плане. Великого художника привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны с историческими событиями - « Царевна Софья », « Иван Грозный и сын его Иван », « Запорожцы пишут письмо турецкому султану ». Глубоко народное, связанное с демократическими идеями, творчество И.Е. Репина - одна из вершин русского классического искусства.
В.И. Суриков ( 1848 - 1916) - замечательный живописец, в искусстве которого воплотился русский национальный гений. Обращаясь к переломным эпохам истории России, он искал в прошлом ответы на вопросы, волнующие современников. На 80-е гг. приходятся его наиболее значительные полотна - « Утро стрелецкой казни », « Меншиков в
Березове », « Боярыня Морозова ». В 90-х гг. В. Суриковым были написаны картины, в которых отразились героические свершения русского народа –
« Покорение Сибири Ермаком », « Переход Суворова через Альпы ». Главный герой большинства полотен Сурикова – страдающая и торжествующая народная масса, разнообразная яркими типами, которая в итоге составляет образ русского народа. Все это свидетельствует о том, что художник создал шедевры исторической живописи, совершив творческий подвиг.
Уже ранние работы В.А. Серова ( 1865 – 1911 ) - « Девочка с персиками », « Девушка, освещенная солнцем » - свидетельствовали о замечательном, самобытном таланте живописца. Новизна художественного письма, его простота и раскованность, чистота цвета и ощущение свежести – в этих чертах проявился ранний русский импрессионизм ».
С 90-х гг. основным жанром в творчестве Серова становится портрет. Добиваясь правдивого отражения модели, в строгом пластическом истолковании, художник стремится передать психологическую характеристику человека. Он пишет портреты деятелей культуры:
К. Коровина, И. Левитана, Н. Лескова, Н. Римского-Корсакова, Ф. Шаляпина и др. В портретах он отказывается от многокрасочной живописи и выбирает черно-серые и коричневые тона, импрессионизм едва просматривается.
В 1890 – начале 1900-х гг. в творчестве Серова появляются новые, жанровые мотивы ( « Бабы в телеге », « Стригуны на водопое » ). В конце творческого пути, отказавшись окончательно от импрессионизма, Серов обращается к стилю модерн, но при этом сохраняет принцип реалистического познания мира человека и природы ( портреты М. Горького, Ф. Шаляпина, М. Мамонтова).
3.4Театр.
Развитие русского театра в пореформенный период тесно связано с именем А. Н. Островского ( 1823-1886 ), пьесы которого составляли основу драматического репертуара столичных и провинциальных театров. « Домом Островского » по праву считался Малый театр в Москве, где, начиная с пьесы « Не в свои сани не садись » ( 1852 ), ставились практически все его произведения. Драматургия А. Н. Островского сформировала многих великих актеров. Особую известность получили артист Малого театра
П. М. Садовский ( 1818-1872 ), сыгравший 29 ролей в 28 его пьесах, а также актрисы Александрийского театра ( Петербург ) Л. А. Стрепетова
( 1850-1903 ) и Малого театра ( Москва ) М.Н. Ермолова ( 1853- 1928 ).
3.5Скульптура.
Реалистические традиции в этом виде художественной культуры отразились в творчестве близкого к «передвижникам » М.М. Антокольского ( 1843-1902 ), создавшего галерею скульптурных исторических портретов
( « Нестор-летописец », « Иван Грозный », « ПетрI » и др.).
Монументальная скульптура была представлена в творчестве А М. Опекушина ( 1838-1923 ) - автора памятника А. С. Пушкину, открытому в Москве в 1880 г., а также памятника Лермонтову в Пятигорске ( 1889 ). По проектам скульптора М. О. Микешина ( 1835-1896 ) воздвигнуты памятники « Тысячелетие России » в Новгороде, Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве.
3.6Архитектура.
На архитектуру второй половины XIX в. оказал определяющее влияние строительный бум, связанный с развитием капитализма в России. Внешний облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения - банки, вокзалы, магазины, доходные дома. Поэтому для архитектуры этого периода характерна эклектика – разнообразие направлений и смешение стилей.
В 1883 г. был открыт храм Христа Спасителя, строившийся несколько десятков лет по проекту создателя « русско-византийского » стиля – придворного архитектора К. А. Тона ( 1794—1881 ) как памятник, посвященный Отечественной войне 1812 г. и ее героям. Одно из самых больших торговых зданий было построено в 1889 - 1893 гг. в Москве по проекту архитектора А Я. Померанцева ( 1849-1918 ) – Верхние торговые ряды ( ныне ГУМ ). В 1883 г. в Москве в стиле « эклектизма » построены здание Исторического музея ( архитекторы А. А. Семенов и В. О. Шервуд ), в 1887 г.- памятник гренадерам, героям Плевны ( архитектор В. О. Шервуд ), в 1892 г. - Мосгордума ( архитектор Д. Я. Чичагов ).
В « неорусском » стиле работал архитектор И. И. Ропет ( настоящая фамилия - Петров; 1845-1908 ). По его проектам было построено здание русского отдела Всемирной выставки в Париже ( 1878 ) и « терем » в подмосковном Абрамцеве.
Достижения отечественной культуры второй половины XIX в. получили мировое признание.
4.Заключение.
В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.
Культура,
являясь важнейшей системой
История отечественной культуры – наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа.
Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей опирается на то, что было создано предшественниками.
Время и пренебрежение потомков привели к утрате многих памятников культуры. Но история отечественной культуры свидетельствует о том, что кроме потерь были и находки, и открытия.
Русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.
Овладение
культурным богатством человечества
становится все более постоянной
потребностью времени, а
Ампир – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, первоначально сложился во Франции при Наполеоне I, служил воплощению идей государственного могущества.
Баллада – повествовательная песня ( или стихотворение ) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай, один из видов лиро-эпической поэзии.
Деспотизм – самовластное правление.
Драма – один из ведущих жанров драматургии; изображение личности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаний; однако существует возможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил.
Историография – наука о развитии исторических знаний и о методах исторических исследований; совокупность исторических исследований, относящихся к какому-нибудь периоду, проблеме.
Комедия – разновидность драматического произведения, в основе которой – осмеяние общественного и человеческого несовершенства.
Классицизм – художественное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой.
Критический реализм – литературное направление, возникшее в середине XIX в. и ориентированное на непосредственное отражение несовершенства повседневной жизни людей, несправедливости общественного порядка и мироустройства в целом.
Лиризм – прямое выражение личных эмоций; возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажа; очевидная проявленность чувств, эмоций, настроений, ощущений персонажа и автора и передача их в художественном произведении.
Ода – стихотворение восторженного характера ( торжественное, воспевающее ) в честь какого-либо лица или события.
Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Песня – напевное произнесение какого-либо текста в определенном ритме под определенную мелодию.
Повесть – литературный жанр описательно-
Поэзия – особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой – стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности.