Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:36, реферат
Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер – истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.
1. Введение.
Стр.3
2. Культура России первой половины XIX в.
Стр.4
2.1 Литературное направление.
Стр.4
2.2 Направления в театре.
Стр.7
2.3 Направления в музыке.
Стр.7
2.4 Архитектурное направление.
Стр.9
2.5 Направления в скульптуре.
Стр.9
2.6 Направления в живописи.
Стр.10
3. Культура России второй половины XIX в.
Стр.11
3.1 Литературное направление.
Стр.11
3.2 Направления в музыке.
Стр.14
3.3 Направления в живописи.
Стр.17
3.4 Направления в театре.
Стр.19
3.5 Направления в скульптуре.
Стр.19
3.6 Архитектурное направление.
Стр.20
4. Заключение.
Стр.20
6. Словарь.
Стр.22
5. Список литературы.
( архитектор К. И. Росси ), а в 1833г, в новом помещении начал работать Михайловский театр ( архитектор Л. П. Брюллов ).
Театральная деятельность разворачивалась как в столицах, так и в провинции. Продолжали свою творческую работу и частные ( крепостные и вольнонаемные, прежде всего иностранные труппы ), и государственные театры. В Москве в 1824 г. произошло разделение труппы бывшего Петровского театра на драматическую и оперно-балетную. С этого момента начинают свой самостоятельный театральный путь Малый и Большой театры. В Петербурге работало несколько театров, наиболее известные из них - Александрийский драматический ( для него в 1832 г. по проекту архитектора К. И. Росси было построено новое здание ) и Мариинский
( с 1860 г. - в современном здании, архитектор А. К. Кавос ). Наиболее известными актерами были М. С. Щепкин ( 1788-1863 ) и П. С. Мочалов
( 1800-1848 ), В. А. Каратыгин ( 1802-1853 ), заложившие классические традиции русской театральной школы.
Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес « Горе от ума » А.С. Грибоедова ( 1829 ) и « Ревизора » Н.В. Гоголя ( 1836 ) на сцене Малого театра в Москве, где блистательно играл М.С. Щепкин ( 1788 – 1863 ). Разработав свою реалистическую манеру игры, он создал обобщенные образы, обличавшие крепостнические порядки, самодурство, невежество и тупость дворянского, купеческого и чиновничьего быта.
2.3Музыка.
Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII в. Композиторы А.Л. Алябьев ( 1787 – 1851 ). А.Е. Варламов ( 1801 - 1848), А.Л. Гурилев ( 1803 – 1858 ), Н.А. Титов ( 1800 – 1875 ) в первой половине XIX в. создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А.Н. Верстовский
( 1799 - 1862 ) создал оперу « Аскольдова могила », пользующуюся и поныне большой популярностью.
Музыкальное искусство питали фольклорные источники. Композиторы обращались преимущественно к историческим, героико-патриотическим сюжетам.
Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка
( 1804 - 1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. Основу его стиля составила народная музыка, прежде всего русская.
Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно - эпического жанра. Его стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, чаяний и миропонимания народа. В опере « Жизнь за царя », « Иван Сусанин » главным действующим лицом композитор сделал крестьянина, мужественного и самоотверженного патриота. В опере
« Руслан и Людмила » он обратился к сценам из жизни Древней Руси и восточным сказкам.
Его симфонические произведения ( « Вальс – фантазия », « Камаринская », « Арагонская хота », « Ночь в Мадриде » и др.) демонстрируют высочайшее мастерство композитора добиваться гармонии и синтезировать народные мелодии.
Огромно вокальное наследие М.И. Глинки: он написал около 80 произведений для голоса и фортепиано на слова А. Пушкина ( « Я помню чудное мгновенье », « Не пой, красавица, при мне » ), М.Ю. Лермонтова
( « Слышу ли голос твой » ). В. Жуковского ( « Ночной смотр » ), Е. Баратынского, Н. Кукольника и других поэтов.
Младшим современником М.И. Глинки был А.С. Даргомыжский ( 1813 - 1869 ). В первой его опере « Эсмеральда » ( по роману В. Гюго « Собор Парижской богоматери » ) проявились романтические черты, свойственные раннему периоду творчества. Вслед за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно - бытовую музыкальную драму - оперу « Русалка » ( по одноименной поэме А.С. Пушкина ), в которой в образе мельника отразил сочувствие к « маленькому » человеку.
Композитор обратился к новым приемам в музыкальном искусстве: работая над оперой « Каменный гость », он поставил задачу использовать полный текст литературного произведения и мелодизированный речитатив. Обращаясь к драматическим формам выражения, Даргомыжский стремился к воплощению конкретного индивидуального образа, сложных душевных противоречий, постановке социальных проблем русской жизни ( романсы
« Мне грустно », « Я все еще его люблю », « И скучно и грустно », песни « Старый капрал », сатирико-комические песни « Червяк », « Титулярный советник » и др.).
Таким образом, в русском музыкальном искусстве к середине столетия утвердились русские, реалистические традиции, стало все больше осознаваться растущее значение русской культуры. Ее передовые и художественные образы огромного звучания впитывались мировой культурой.
2.4Архитектура.
Русская архитектура первой половины XIX в. связано со стилем ампир, завершившим развитие классицизма. Ампир, как и классицизм, ориентировался на декоративность, монументальность и должен был, как бы олицетворять могущество государства. Этот стиль проявился в творчестве архитекторов А.Д. Захарова ( 1761 – 1811 ), А.Н. Воронихина
( 1750 – 1814 ), К.И. Росси ( 1775 – 1849 ), В.П. Стасова ( 1769 – 1848 ).
Характерная черта зодчества того времени - создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявилось в Петербурге, многие кварталы которого поражают удивительной гармонией и единством. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство. На Невском проспекте Воронихиным построен Казанский собор, по его проектам возведены Горный институт, дворцы в Гатчине, Павловске. По проекту А.А. Монферрана ( 1786 – 1858 ) создан Исаакиевский собор - самое высокое здание того времени в России.
После пожара 1812 г. вновь отстраивалась Москва в традициях классицизма и ампира. Возглавлял комиссию для восстановления Москвы О.И. Бове ( 1784 – 1834 ) - представитель ампира. Так, возник крупный архитектурный ансамбль на Манежной площади со зданиями университета, перестроенного архитектором Д. И. Жилярди ( 1785 – 1845 ), и зданием Манежа ( архитектор О.И. Бове ). О.И. Бове была создана Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад. Архитектурным сооружениям Москвы этого времени были свойственны черты лиризма, интимности, простоты и уюта.
Но затем на смену классицизма и ампира пришли различные эклектические течения, в том числе русско - византийский стиль ( или псевдорусский ). По проекту архитектора К.А. Тона ( 1794 – 1881 ) в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя в Москве как памятник победы русского народа в войне 1812 г.
По примеру новой и старой столиц преображались и другие города России. Архитектор А.И. Мельников ( 1784 – 1854 ), представитель позднего ампира, создал ансамбль полукруглой площади в Одессе. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая к морю, торговые ряды в Ростове, кафедральный собор в Кишиневе, лицей в Ярославле. По проекту В.П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор.
Скульптура первой половины XIX в. Существовала как в сочетании с архитектурой и градостроительством, так и самостоятельно. В этом смысле показательно творчество П. К. Клодта ( 1805-1867 ). Его скульптурная группа « Укротители коней », установленная на Анйчковом мосту в Петербурге, символизирует борьбу человека с силами природы. Другая известная работа - памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Талантливым скульптором был Б. И. Орловский
( 1796-1837 ), который точность скульптурно-портретного изображения сочетал с классической строгостью и величавостью ( памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли в Петербурге, 1828-1836 ). В 1818 г. в Москве на Красной площади установлен памятник Минину и Пожарскому, выполненный по проекту скульптора И. П. Мартоса ( 1754-1835 ).
2.6Живопись.
Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. 6ыл классицизм. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции.
С картины К.П. Брюллова ( 1799 – 1852 ) « Последний день Помпеи », являющейся ярким примером академической школы, начался расцвет русской живописи. Идейное содержание картины сложно. Автор стремился воплотить образ жестокого деспотизма, показать человека перед лицом величайшего испытания, перед лицом смерти.
В замечательных портретах современников художника О.А. Кипренского
( 1782 – 1836 ) отразилось влияние романтизма и, в то же время в них наглядны элементы реализма, взгляд на человека как на независимую личность.
А.Г. Венецианов ( 1780 – 1847 ) - первый русский живописец, который смог порвать с академической тематикой и ввести в свои картины русские сюжеты: « Гумно », « Крестьянка, чешущая шерсть », « Крестьянка с грибами », « Помещица, занятая хозяйством ». Поэтические, немного идеализированные образы крестьянской жизни неразрывно связаны в картинах Венецианова с передачей неброской красоты среднерусской природы. Произведения художника были по своему содержанию национальными, русскими, хотя не стали подлинно реалистическими.
Основоположником реализма в живописи стал П.А. Федотов ( 1815 – 1852 ) - создатель картин « Свежий кавалер », « Разборчивая невеста »,
« Сватовство майора », « Анкор, еще анкор ! », « Игрок » и др. Над монументальным полотном « Явление Христа народу » А.А. Иванов ( 1806 - 1856 ) работал 20 лет, сделав 600 этюдов. Художник трактует евангельский сюжет как поворотное событие в истории человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Действительно, кратко смысл картины можно определить – человек в изменяющемся мире. Художник показал, что происходит с человеком в переломный момент жизни, когда меняются пророки и появляется надежда на избавление от зла.
Важным событием в художественной жизни страны стало открытие в Москве в 1832 г. Училища живописи, ваяния и зодчества, ставшего центром подготовки профессиональных художников, скульпторов и архитекторов.
Вместе с тем необходимо отметить, что в XIX в., как, впрочем, и раньше, существовали разные виды культуры - дворянская и крестьянская, городская и сельская, профессиональная и самодеятельная.
В основном нам известны достижения профессиональной культуры, но не менее важную роль играла и традиционная, прежде всего крестьянская культура. В этой культуре образно запечатлевались жизнь и представления о прекрасном многих поколений крестьянства, передавался опыт хозяйственной деятельности, организации быта, обрядности в повседневном обиходе. Все эти народные образы становились частью общественно-культурной и духовной среды в России.
3.Культура России второй половины XIX века.
3.1Литература.
Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины XIX в. был метод критического реализма, основополагающим принципом которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Огромный социальный охват, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам - вот что определяло литературу пореформенного периода. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно-преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления, неприятие несправедливости, богатстве художественного воплощения литературных произведений обусловили ведущую роль литературы в развитии других видов искусства.
На вторую половину XIX в. и первое десятилетие XX в. приходится творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого ( 1828 – 1910 ), создавшего такие шедевры, как повести « Детство. Отрочество. Юность », « Хаджи – Мурат », « Смерть Ивана Ильича », « Крейцерова соната », романы « Война и мир », « Анна Каренина», « Воскресенье », драмы « Власть тьмы »,
« Плоды просвещения », « Живой труп » и др.
Творчество Толстого в основном посвящено изображению пореформенной России. В своих произведениях он поставил множество великих вопросов, передал настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Широкий охват действительности, глубочайшее проникновение в психологию человека, отражение истории народа через частную жизнь отдельного лица, неустанный поиск духовного идеала - все это делает феномен Л.Н. Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы.
Его произведения в полной мере отвечают этому определению. Они воздействуют на умы и чувства людей и способствуют их единению.
« 50 лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и вся, он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература », - так писал М. Горький о значении творчества Л.Н. Толстого.
После смерти великого писателя в мире произошли огромные изменения, но Толстой остался притягательным для всех потому, что он стал нравственным авторитетом для людей всего мира, ибо он в своем творчестве ставил вопросы, которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических позиций.
Гениальный писатель Ф.М. Достоевский ( 1821 – 1881 ) обогатил мировую культуру произведениями, которые по мастерству, глубине мысли стоят рядом с произведениями У. Шекспира. Уже первый роман Ф.М. Достоевского « Бедные люди », в котором автор показал социальную трагедию « маленького человека », выдвинул его впервые ряды русских писателей натуральной школы. Опубликованные затем произведения
« Двойник », « Белые ночи », « Неточка Незнамова » отличаются глубоким психологизмом, своеобразием характеров и обстоятельств, обращенностью к страданиям людей из народа. В 60 - 70-х гг. Достоевским были созданы самые выдающиеся его произведения – « Униженные и оскорбленные »,
« Преступление и наказание », « Идиот », « Бесы », « Подросток », « Братья Карамазовы », в которых отразились острые противоречия действительности и общественного движения в переломную эпоху развития России. В условиях утверждения новых, капиталистических форм эксплуатации, усиления оппозиционному самодержавию движения Достоевский приходит к выводу, что особый исторический путь России и сближение народа и интеллигенции, пока оторванной от « почвы », помогут разрешить социальные проблемы без революционных потрясений. Он считал, что революционная практика может привести к утверждению положения - цель оправдывает средства.