Культура средневековой России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:22, лекция

Описание

Византия[1] была не только наследницей античной культуры и римской государственности. Сама обогатившись православной верой, Византия обогатила мир православной культурой. Благодаря Византии православная культура стала достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран. С начала второго тысячелетия христианской эры православная культура приобретает уже вселенское значение.

Содержание

Культура домонгольской Руси: вопрос о византийском влиянии.
Значение татаро-монгольского нашествия в культурном развитии Руси.
Культура Московской России (периода объединения русских земель).

Работа состоит из  1 файл

Семинарское занятие 5.docx

— 54.80 Кб (Скачать документ)

Некоторые святыни были привезены  в Россию паломниками, которые путешествовали в Константинополь. На Руси всегда были любители икон «греческого письма». Кроме того, после падения Византии в 1453 году греки подносили в дар царственным особам и другим официальным лицам свои иконы или древние книги. Особенно тесными были связи с Афоном[11], где с XI века подвизались и русские иноки. В 1647 году стараниями архимандрита Московского Новоспасского монастыря Никона (будущего патриарха) для Москвы на Афоне был сделан список с Иверской иконы Божией Матери. В октябре 1648 года икона была торжественно встречена в Москве. Отсюда начинается прославление Иверской иконы по всей России. Ради этой иконы в Москве около Красной площади была воздвигнута Иверская часовня, разрушенная в годы воинствующего атеизма и восстановленная в конце XX века.

Литература и искусство Византии до сих пор вызывают интерес и  восхищение ученых и всех любителей  прекрасного. Проникнутая духом православия византийская культура в быстро меняющемся мире устремляла и продолжает устремлять взор человека на вечные ценности.

В 1999 году Институтом всеобщей истории  Российской Академии наук выпущен двухтомник, содержащий наиболее интересные в научном  отношении статьи из «Византийского временника» — «Византийская  цивилизация в освещении российских ученых» (1-й том содержит статьи за 1894–1927 гг., 2-й том — за 1927–1991 гг.). Большинство статей этого сборника посвящено православной культуре Византии и византийско-славянским церковным  связям.

Изучение православной культуры Византии в русской историко-филологической науке продолжается и в настоящее  время. В 1991 году в Москве — впервые  в нашей стране — проходил XVIII Международный конгресс византологов. Ученые обсуждали проблемы истории, искусства и культуры Византии.

В течение целого ряда столетий Византия была могущественнейшей страной  христианского мира и распространительницей  православной культуры. Ни одно государство  Европы и Азии не оказало на Русь столь глубокого и сильного влияния, как православная Византия. Воспринимая  все полезное от Византии, Русь развивала  свою православную культуру.

Многие говорят, что  раздел культуры – самая скучная  часть подготовки к экзаменам. Но это не так, любое занятие можно  сделать интересным. Стоит только напрячь воображение.

Особенности культуры IX-XIII веков мы знаем с детства. Вспомните  любую русскую сказку, мультик  и вам сразу станет все понятно. Итак, особенности домонгольской культуры: (читаем и сравниваем со сказками)

  1. Преобладание религиозного мировоззрения.
  2. Накопление научных знаний без обоснования их (поэтому и придумал русский народ так много примет)
  3. Традиционализм. Все чтили традиции, старались жить так, как жили когда-то их деды.
  4. Замедленные темпы развития.

В IX-XII веках на русскую  культуру большое влияние оказывала  византийская культура. Это и понятно, ведь именно оттуда к нам пришло православие. В дальнейшем (XII-XIII века ; времена домонгольской раздробленности) русская культура испытывала влияние стран западной Европы (например Польши).

Русская азбука.

 Наверняка, всем вам  с детства знакомы имена Кирилла  и Мефодия. Так вот, именно они во второй половине IX века придумали русский алфавит. Разумеется, изначально он был не таким, каким мы видим его сейчас. Сначала братья придумали глаголицу, потом немного изменили ее и новый алфавит назвали кириллицей. Вторая версия алфавита была очень похожа на наш теперешний, но современные буквы упрощены. (Были реформы, проведенные Петром Великим, а также в советские времена)

Просвещение.

 Письменность на  Руси была и до крещения, но  мало кто умел читать и писать. Принятие православия способствовало  увеличению количества грамотных.  О чем свидетельствуют записки,  рукописи обычных людей.

 Обучение же проводилось  монастырями и церквями.

 Интересен еще тот  факт, что в Европе религиозные  книги были на латыни, на Руси  же все молитвенники и прочая  литература были на древнерусском.

Литература.

 Книг было мало, но  от того они были еще более  ценны. Писались они в ручную, передавались из поколения в поколения. Самые известные произведения:

«Остромирово Евангелие» – древнейшая из книг, которая дошла  до нас (1056-1057), была написана для новгородского чиновника Остромира.

«Слово о законе и  благодати», написанное Илларионом, первым русским киевским митрополитом времен Ярослава Мудрого. До этого митрополитов на Руси назначала Византия. «Слово..»  датируется первой половиной XI века. (несложно запомнить, если ассоциировать эту дату с временами Ярослава Мудрого)

«Повесть временных  лет» – самая известная летопись, написанная Нестором в начале XII века. Она рассказывает о действиях, происходящих на Руси от второй половины IX века до времен написания книги.

«Слово о полку Игореве». Автор неизвестен. Написано произведение в конце XII века. Книга повествует нам о походе русских князей в 1185 году на половцев, который был  организован князем Игорем Святославовичем. Основная идея – призыв к единению русских князей.

«Слово» и «Моление»  Даниила Заточника. Это очень  похожие произведения. Время написания  – начало XIII века. «Моление Даниила  Заточника» было адресовано одному из князей (Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое Гнездо) и было очень богато с точки зрения языка  книги: в нем использовалась сатира, сочетались разговорная речь с книжной.

Вот пожалуй и все книги тех времен, короткие данные о которых вам нужно запомнить.

Архитектура.

 До конца X века  не было каменных строений  вообще. Первым каменным сооружением  на Руси была Десятинная церковь  в Киеве, построенная Владимиром в конце X века.

Еще одним выдающимся архитектурным  памятником был Софийский собор  в Киеве. Он был построен в 1037 году Ярославом Мудрым в честь победы над печенегами. Позже соборы, подобные Софийскому собору в Киеве, строились и в других русских городах.

Политическая раздробленность  на Руси способствовала развитию культуры в отдельных княжествах. Так например Владимиро-Суздальское княжество интенсивно застраивалось во времена Андрея Боголюбского (Церковь Покрова на Нерли,  Золотые Врата, Успенский собор – все это было построено во Владимире, во второй половине XII века).

Среди Новгородской архитектуры  стоит отметить церковь Спаса на Нередице (конец XII века).

Живопись.

В IX-XIII веках была широко распространена иконопись. Самая популярная икона –Владимирская икона Божией матери. (наверняка копию ее вы тоже видели, иллюстрация сбоку) Дата написания – рубеж XI-XII веков. Эта икона была очень значима для Руси. Русский народ верил, что эта икона спасла их от многих нападений. Также в некоторой мере икона поспособствовала объединению русских земель: икону из Владимира перенесли в Москву, которая позже стала религиозным, а потом и политическим центром Руси.

Также важной составляющей культуры Руси были фрески и мозаики.

2. Влияние Татаро-монгольского ига на развития русской культуры

В результате нашествия монголо-татар  был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о  себе знать резкое усиление разобщенности  русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу  же после установления ордынского владычества  на Руси временно прекращается строительство  каменных зданий. Было утрачено искусство  целого ряда художественных ремесел.

За время феодальной раздробленности  сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем  для культурного подъёма к  концу 14 века. Кроме того борьба за государственную  целостность и независимость  сближала культуры разных земель, а  также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многоие и появились.

Включившись в систему мировых  торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.

С другой стороны, монголо-татарское  нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И  постепенно общерусская культура стала  формироваться на основе культуры Владимирской Руси.

Летописание

Начиная со второй половины 13 века в  русских землях постепенно востанавливается летописание. Его главными цетрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примернос 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь. Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси. В середине 15 века появляется краткая всемирная история - хронограф.

Устное народное творчество Руси

Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления  русских людей о своём прошлом и об окружающем мире.

Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе

Второй цикл былин - Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в  защите города от врагов. Главные герои - Садко, Василий Буслаевич.

Другие жанры поялвяются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о розарении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска - юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды.

Литратура Руси

В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась  только первая часть). Идеи национального  освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных  северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского». Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси.

Воинская повесть задонщина, составленная как полагают, Сафонием Рязанцем, по образцу слово о полку Игореве. Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы. Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком.

В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются  впечатления от путешествий в  Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник.

Начало книгопечатания на Руси

Конец 15 века связан с завершением  формирования великорусской народности. Сложился язык, отличающийся от церковно-славняского. Господствующим стал московский диалект. С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях. Кроме того, необходимо было укрепить авторитет церкви и ввести единообразие в церковных книгах. И с этой целью митрополит Макарий при поддержке Ивана 4 инициировал книгопечатание. В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. Первая изданная книга - Апостол. В 1574 году во Львове издается первая русская азбука. Типография работала в основном на нужду церкви.

Общеполитическая мысль Руси 16 века.

Реформы Избранной Рады при Иване  Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая  политическая мысль Руси отражала несколько  тендеций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либ0о боярство должно было быть её главной опорой.

Иван Пересветов (русский дворянин) был в составе посольского приказа. В своих челобитных он высказывал свою программу действий. В иносказательной форме он показал, что опора государства - служилые люди. Их положение на службе должно определяться не происхождением, а личными заслугами. Основные пороки, приведшие к гибели государства - засилье вельмож, их неправедный суд и равнодушие к делам государства. В его иносказательной форме активно мелькает тема, связанная с падением Византии. Иван Пересветов призывал оттеснить от власти бояр и приблизить к царю тех людей, которые действительно были заинтересованы в военной службе.

Другую позицию высказывал князь  Курбский (один из деятелей Избранной  Рады). Он отстаивал точку зрения, что лучшие люди Руси должны помогать ей. Полоса гонений бояр совпала  с полосой неудач Руси. Именно поэтому  Курбский покинул страну, так как  здесь неправильно относились к  боярам. Иван Грозный очень любил  и уважал этого человека, поэтому  болезненно перенес его отъезд. Они  долго переписывались. Иван Грозный  писал Курбскому, что боярское правление  негативно, так как в детстве  он сам не себе это испытал. Царь писал так же что в своих действиях он подчиняется божественной воле. Отъезд Курбского Иван 4 приравнял к госудраственной измене (впервые).

Информация о работе Культура средневековой России