Культура средневековой России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:22, лекция

Описание

Византия[1] была не только наследницей античной культуры и римской государственности. Сама обогатившись православной верой, Византия обогатила мир православной культурой. Благодаря Византии православная культура стала достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран. С начала второго тысячелетия христианской эры православная культура приобретает уже вселенское значение.

Содержание

Культура домонгольской Руси: вопрос о византийском влиянии.
Значение татаро-монгольского нашествия в культурном развитии Руси.
Культура Московской России (периода объединения русских земель).

Работа состоит из  1 файл

Семинарское занятие 5.docx

— 54.80 Кб (Скачать документ)

Самым совершенным  литературным  памятником,  наиболее   ярко отразившим  пафос эпохи, является «Задонщина».  Предполагается, что оно было написано рязанцем Софонием. Названо по месту битвы на Куликовском поле – «за Доном».  «Задонщина»  стала поэтическим прославлением русской победы на Дону.  Автор  повествует  о  бедах русской  земли,  скорбит  о  погибших,  воздает хвалу победителям. Заключительную часть  произведения пронизывает уверенность  в  непоколебимости  Руси.   Автор следует за «Словом о полку Игореве» и в художественном,  и в идейном  отношении.  Сопоставляет  события  в «Слове» и в современной ему действительности.

Куликовской битве  было  посвящено   «Сказание   о   Мамаевом побоище»,  появившееся в первой половине ХV века.  «Сказание» было весьма популярно в ХVI и ХVII веках.  Оно сохранилось более чем в ста списках и восьми основных редакциях.  Многие рукописи украшены миниатюрами,  изображающими основные события.  В тексте  подлинные исторические  факты соседствуют с придуманными.  Видимо,  автору важнее всего было подчеркнуть единство Руси, которое стало основой блестящей победы.

Во многих   регионах   страны   (Тверь,   Рязань,   Смоленск) появляются    сложные    литературные   произведения   на   основе многочисленных  народных  преданий,  связанных  с борьбой против иноземцев.

В устном народном  творчестве  широко  распространяется  жанр исторических  песен.  На  смену былинным богатырям  пришли реальные исторические  лица.  Песни  посвящались  конкретным  событиям.   В рассказах  о  взятии Казани воспевались пушкари,  их находчивость и мастерство.  Исключительно  популярны были народные герои.  Простой русский  человек  побеждает  хвастливого иноземного князя Кострюка. Множество песен сложено о Ермаке  – смелом  атамане,  выходце из народа,  который присоединил Сибирь к Русскому государству,  был активным противником бояр. Народ пытается   дать  свою  оценку  русским правителям,  их конкретным делам.

По прежнему, много внимания уделяется  летописанию. Уже  в  начале  XV  века  была составлена  большая  московская  летопись  –  «Троицкая»,  которая сгорела  в  пожаре  1812  года   и   была   восстановлена   ученым М.Д. Приселковым  на  основании многолетних изысканий.  10  томов объемом около 9000 листов составил Лицевой летописный свод – самое крупное произведение подобного рода средневековой Руси. Обширные летописи  появляются  в Твери,  Нижнем   Новгороде, Ростове, Смоленске,   Пскове   и   других  городах.  По  богатству исторического материала выделяются труды новгородских летописцев.

Новгородский архиепископ  Макарий еще при Василий III задумал собрать,  систематизировать и переписать  в двенадцати  огромных фолиантах   «все   святые   книги...   которые   в русской земле обретаются».  Совершенно очевидно,  что Макарий  не  только  хотел сохранить   ценное   литературное   наследие,  но,  прежде  всего, определить круг  чтения  православных,  регламентировать  духовную жизнь,  «уберечь» их от нежелательной,  вредной литературы.  Этот колоссальный труд был назван «Великие  Минеи Четии»,  завершен  в 1541 году.  Сюда вошли более двух тысяч различных произведений для чтения на весь годичный цикл. Их распределили по 12 книгам, каждая из которых соответствовала определенному месяцу.

Ярким примером  нравственно-воспитательных произведений может служить «Домострой»   –  свод   рекомендаций,    наставлений    в благочестии, чисто  практических  советов.  Составителем  основной редакции «Домостроя»   (существовал   еще   ранний,   новгородский вариант) был   священник   кремлевского   благовещенского   собора Сильвестр, духовный наставник  Ивана IV в отрочестве и  юности.  64 главы книги   включают   «духовное  строение»  о  почитании  веры, «мирское строение»  об  организации   семейной   жизни,   «домовое строение» о ведении хозяйства. Здесь можно почерпнуть сведения о том,  как строить дом,  как принимать гостей, как отцу семейства лучше относиться к  домочадцам и  челяди,  чтобы  воцарился  мир  и  порядок.  Хозяйкам  давались практические рекомендации по ведению хозяйства.

В конце  XIV  –  начале  XV века на Руси появляется множество переводных сочинений.  В  1518  году  великий  князь  Василий  III пригласил в  Москву афонского монаха Максима  для перевода Толкового псалтыря.  В России  его  прозвали  греком.  Максим  Грек  был  из знатного  рода,  получил прекрасное образование,  до пострижения в монахи много путешествовал.

Именно в  России  Максим   Грек   состоялся   как   писатель, публицист,  философ.  Многие сведения в древнерусские книги  попали благодаря  его  переводам.   Непреходящее   значение   имеют   его собственные  работы  –  «О  пришельцах философах»,  «Беседования о пользе грамматики», «Беседа души и ума». Его труды переписывали и изучали по всей Руси. А в келье кремлевского Чудова монастыря собирались  московские  просвещенные   люди,   жаждущие знаний.

Слишком большой авторитет Максима  Грека напугал официальную церковную  власть, тем более, что философ был сторонником «нестяжателей».   По ложному доносу он был арестован и долгое время содержался как узник в различных монастырях.

Дальнейшее развитие литературы и  просвещения было связано с открытием  первой типографии на Руси в 1536 году.  Ее организовал Иван  Федоров  – человек незаурядных способностей,  энциклопедист и просветитель,  художник и писатель,  изобретатель и разносторонний мастер,  умелец,  владевший  многими  ремеслами.  Он умел отливать пушки, изобрел многоствольную мортиру и первый печатный станок.

В 1564   году  Иван  Федоров  вместе  с  ближайшим  другом  и помощником Петром Мстиславцем выпускает в свет «Апостола» – первую точно   датированную   русскую   книгу,  которая, безусловно, претендует на роль эталона печатной продукции.  Издатели провели тщательное  редактирование,  не  было  ни  одной опечатки.  Шрифт,  украшения,  иллюстрации хорошо   продуманы   и аккуратно выполнены. Издание готовилось 10 лет. Вслед за «Апостолом» был издан «Часовник»,  надолго ставший  основной учебной книгой. Во второй половине XVI века появились около 20 печатных изданий.

«История раннемосковского искусства  начинается с XIV столетия. С вступлением  на княжеский стол Ивана Калиты неуклонно расширяются границы московского княжества, растут торговые связи. Затем в Москву переезжает митрополит и она становится не только политическим и экономическим, но и церковным общерусским центром, поборов острое сопротивление Твери. Со второй половины XIV в. Москва превращается в общепризнанную столицу формирующегося русского государства. Московская земля в этот период единственная способна дать решительный отпор Литовскому княжеству и Золотой Орде, о чем свидетельствовала Куликовская битва (1380).

В создающемся централизованном государстве  начинается формирование общерусской  культуры. По дошедшим до нас остаткам первых построек в Московском Кремле мы можем сделать вывод о ведущемся белокаменном строительстве с резными деталями, что было продолжением традиций владимиро-суздальского зодчества, ибо московские князья стремились вести ту же объединительную политику владимирских князей XII—XIII вв. В Московском Кремле во второй половине XIV в. (1367) возводятся каменные стены вместо дубовых (1339), с 9 башнями и общей протяженностью в 2 км. Укрепляются подступы к Москве – Коломна, Серпухов, Дмитров, Можайск. Русь готовится к схватке с Ордой.

Древнейшие из сохранившихся от раннемосковского периода памятники  относятся уже к концу XIV – началу XV в» .

«В последней четверти XV в. заканчивается  процесс сложения русского централизованного  государства. Москва становится столицей мощной державы, в которой главной  опорой «государя всея Руси» является боярство. Она становится также и  главным культурным центром, вобравшим  в себя и продолжающим развивать  традиции искусства русских княжеств. В Москву свозятся самые замечательные  произведения из разных земель, здесь  работают бок о бок с приглашенными  иноземными архитекторами русские  мастера. Развивается искусство  не отдельных школ, как это было в предыдущий период, а общенациональное искусство.

Москва в этот период – оплот  русского православия, «третий Рим». Это не могло не отразиться и на искусстве. Начиная с XVI в., особенно при Иване Грозном, искусство  все больше подчиняется интересам  государства, в нем все отчетливее наблюдается регламентация. Стоглавый  собор 1551 г. канонизировал многие иконографические схемы и композиции, что несомненно ограничивало художника, сковывало его творческую душу»


Информация о работе Культура средневековой России