Культура средневековой России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:22, лекция

Описание

Византия[1] была не только наследницей античной культуры и римской государственности. Сама обогатившись православной верой, Византия обогатила мир православной культурой. Благодаря Византии православная культура стала достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран. С начала второго тысячелетия христианской эры православная культура приобретает уже вселенское значение.

Содержание

Культура домонгольской Руси: вопрос о византийском влиянии.
Значение татаро-монгольского нашествия в культурном развитии Руси.
Культура Московской России (периода объединения русских земель).

Работа состоит из  1 файл

Семинарское занятие 5.docx

— 54.80 Кб (Скачать документ)

Домострой

В связи с тем, что необходимо было поднять престиж нового государства создается литература официального характера, где регламентируется духовня правовая и повседневная жизнь людей. Крупнейшее произведение того века было написано митрополитом Макарием - Великие Четьи - Пшней (чтения на каждый день) - 12 томное собрание книг. Было предназначено для личного чтения. Оно фактически вобрало в себя всю существующую на Руси литературу, в том числе еретическую, и подвергло её религиозно-назидательно толькованию.

Домострой - норма религиозного и  этического поведения в повседневной жизни. Куда входили правила воспитания детей, советы по ведению хозяйства. Составитель Домостроя - священник  Сильвестр. Хотя Домострой и был  сборником советов по ведению  хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.

Живопись Руси

Несмотря на некоторый упадок в  развитии страны русская живопись к 14 - 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.

В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижним Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшиюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным - росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев. Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный калорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице - Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420). Его кисти принадлежит щедевр мировой живописи - икона Троица.

В конце 15 века огромный вклад в  развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий. Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля. К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.

Одновременно функционирует и  Новгородская иконописная школа. Она  отличается яркостью красок и динамичностью  композиции.

Архитектура Руси

В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при  Иване Калите развивается каменное строительство). При Дмитрие Донском впервые возведен белокаменный Кремль. Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будующем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.

По совету Софьи Палеолог приглашались мастера из Италии. Цель этого - отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Флораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства - Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена гранитовая палата для приема иностранных посольств.

Обращение к национальным истокам  особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси. Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской  площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.

3.Культура Московской России (периода объединения русских земель).

Общие условия развития культуры. В ХIV  в. начинается  возрождение Руси.  Происходит объединение русских земель вокруг Москвы. То огнем и мечом, то  дипломатической   изворотливостью укрепляют московские князья свою  власть.  Главное значение этого процесса заключалось, как отмечает В.О. Ключевский, в том,  что «московский удельный владелец,  став  великим  князем, первым   начал   выводить  русское  население  из  того  уныния  и оцепенения, в какое повергли его внешние несчастия».

Первое упоминание о Москве  относится  к  середине  XII  века (1147 г.),   а   возвышение  ее  происходит  во  время  Ивана  Калиты[1], которого  по  праву называют  «собирателем  русской земли».  Иван  Данилович был расчетливым хозяином, при нем утвердилось мнение  о московских  князьях как об «образцовых устроителях своего удела». Калита вместе  с ярлыком на великокняжеский стол получил право сбора дани и обязался  сам доставлять ее в Орду.  Прекратились опустошительные набеги.  Наступило время «тишины великой по всей земле». Важнейшим событием в истории отечества стала Куликовская битва. Сначала ослабление, а затем и полное освобождение от татаро-монгольской зависимости обусловили быстрый экономический и культурный подъем страны.

Растет население   Руси,   заселяются   заброшенные    земли, возрождается   сельское   хозяйство. В княжение Дмитрия Донского в Москве начинают чеканить монету. Экономическими, политическими и  культурными центрами, по-прежнему, остаются города, при чем, появляется много новых, таких как Тверь, Нижний Новгород, Москва, Переяславль-Рязанский.

На новый качественный уровень  поднимается  ремесленное производство. Начинают использовать водяной  двигатель  и водяную мельницу. В ХV веке были известны десятки специальностей по обработке железа: кузнецы, сабельники, подковщики, замочники и др. В рассказе об обороне Москвы от Тохтамыша в 1382 году впервые упоминается огнестрельное оружие. Оружейники изобрели первые русские пушки – «тюфяки».

С 80-х годов ХV века большое развитие получает литейное дело. Центром литейного производства становится государев Пушечный  двор в Москве.  Андрей  Чохов,  один  из  самых талантливых мастеров и изобретателей,  в 1586 году отливает знаменитую царь-пушку, предназначавшуюся для обороны Московского Кремля. По калибру это самая большая пушка в мире – длина более 5 м., вес 40  т,  диаметр ствола  89 см.

Объединение русских  земель  вокруг  Москвы завершается к ХVI веку при Иване III и Василии III. Символично, что в 1477 r., когда удалось окончательно подчинить Новгород, в Москву был отправлен вечевой колокол – символ нoвгopoдcкoй независимости, распустили  новгородское вече. Пал последний на Руси островок демократических традиций, происходит укрепление централизованного управления и усиление государственного аппарата. Однако, князья пока еще не являются единовластными самодержцами, они делят власть с Боярской думой, советом из наиболее знатных бояр.

В первом великокняжеском Судебнике 1497 г.  провозглашается неприкосновенность личности феодала, его привилегированное  положение в обществе, юридически оформляется государственная система крепостного права.

Иван III получил новый титул –  «великий князь всея Руси». Всячески подчеркивается божественность происхождения  княжеской власти, а, следовательно, и безоговорочного подчинения ей. С конца ХV в. в печатях и  гербе великого князя появился византийский двуглавый орел, устанавливается новый государственный обряд венчания преемника на царство; внешними атрибутами власти стали наличие у государя скипетра и державы, великокняжеской короны – шапки Мономаха, которая, по официальной версии-легенде, была дарована князю Владимиру Мономаху eго дедом, византийским императором «в знак царского достоинства».

Стремление к   установлению  самодержавной  власти  требовало  создания прочной идеологической базы,  доказательств божественного происхождения  царской   власти. В  XVI  веке окончательно утверждается доктрина «Москва  – Третий Рим». Эта политическая теория основывалась на «Сказании  о  князьях владимирских»,  откуда  следовало,  что  московские  цари являются прямыми   потомками    императора    Августа    через    Владимира Святославича. Сюжеты «Сказания» были  изображены  на  барельефах  царского  престола в московском Успенском соборе.

Эту же цель преследовал и псковский  старец  Филофей  в своих рассуждениях  о мировой роли  Русского  государства.  По  мнению автора,  в мире существует вечное царство Рим. Первый Рим был в Италии.  Погиб он потому, что изменил вере,  принял католичество.  Второй Рим – Византия, ее падение связано с Турецкими завоеваниями. На смену Византии пришла Москва – «это третий Рим, но четвертому не бывать». Конечно, таким образом возвышалась не только царская власть, но и роль церкви.

Объединенная Русь превратилась в  сильное и грозное государство. За период с середины ХV в. до середины  XVI в. государственная территория Руси увеличивается более чем в 6  раз. Устанавливаются разветвленные   международные   связи,    торговые отношения со многими странами. 

Новым испытаниям родное отечество  подверг  Иван IV Грозный, первый русский  царь «всея Руси». Увлекшись борьбой  с боярством, государь от  реформ (правление «Избранной рады») перешел  к планомерному уничтожению собственного населения (опричнина). Неудачи в  Ливонской войне обернулись очередной  потерей исконно русских земель. Страна снова оказалась в состоянии  хаоса и экономического кризиса.

Рассматриваемый период был достаточно сложным и для русской церкви. При Иване Калите религиозный центр перемещается в Москву, что  в  значительной  степени  усилило нравственное и политическое значение новой столицы. Сама церковь приобретает огромную  силу и влияние. Отчасти потому, что духовенство берет на себя решение определенных социальных проблем (помощь обездоленным, организацию обучения детей). К тому же, монастыри и храмы становятся самыми крупными и богатыми феодалами на Руси. Очевидное стремление духовного руководства вмешиваться в мирские дела совсем не устраивало светских правителей. Впервые предпринимаются попытки ограничить власть церковных иерархов.    

Тенденции на усиление роли государства  и церкви, закрепощения крестьян вызвали  в обществе неоднозначную реакцию. В  общественном сознании появляются  качественно  новые черты. На смену  былому единству приходит борьба различных  течений. В противоборство вступают «нестяжатели»[2] и  «иосифляне»[3], появляются «безбожные ереси»[4] с их отрицанием учения о Троице, наличия рая, с идеями о «духовном разуме», о равенстве людей. Попытки свободомыслия, как правило, заканчивались драматически – ссылками и пытками.  В Москве на площадях  запылали костры.

Закономерно, что в условиях борьбы мнений, большое значение приобретает  публицистика. Появляется  масса  проектов  преобразований. Авторы пытаются убедить главу государства в  правильности того  или  иного  предложения.   Спорили   о  вооружении  и  организации  войск,  судьбе церковного   землевладения,   о   наделении   помещиков    землей, крестьянами, о средствах борьбы с злоупотреблениями.

Один из  самых  интересных  публицистов  XVI  века   –   Иван Пересветов,  выходец из Литвы, служил у польского князя Сигизмунда, у венгерского и чешского  королей.  Из  Чехии приехал в Москву. Предлагая реформы,  отстаивал равенство всех перед государством, выступал  за  отмену  привилегий,  хотя  сам был   представителем дворянства. 

Против  чрезмерного  угнетения  крестьян  поднял свой голос другой публицист  Ермолай Еразм. В числе активных  авторов был и Иван  IV Грозный,  хотя и не написавший собственной рукой ни строчки,  он  только  диктовал.  В знаменитой  переписке Ивана Грозного  и Андрея  Курбского также затрагиваются проблемы общественного устройства и  путей  развития России.

Накопление научных знаний. Развитие ремесел,  строительный бум ХV–ХVI  веков обеспечили накопление теоретических и практических знаний. Огромные постройки требовали точных расчетов,  знания законов математики и механики. Появляются  письменные пособия по арифметике и геометрии,  имевшие прикладной характер.

Обширные торговые   связи   с  разными  странами,  расширение собственных границ приводит  к  развитию  географии.  Составляются чертежи отдельных   областей   и  всего  государства  в  целом.  В хронографах и летописях  появляются географические статьи.      Большой интерес   вызывали   сведения  о  различных  странах. Складывается особый литературный жанр,  названный «хождениями».  В 1466–1472 годах тверской купец Афанасий Никитин  посетил Индию.  Он оставил деловые  и обстоятельные записки –  «Хождение за три  моря». Под  тремя  морями подразумеваются Каспийское,  Черное и Индийский океан.

Среди исторических   произведений   можно   назвать  «Русский хронограф»,  появившийся на рубеже XV–XVI  веков,  где  излагаются события русской  и всемирной истории. По мнению О.В. Творогова, этот памятник стал не только  исторической  энциклопедией,  содержащей массу фактов и сведений по всемирной истории,  но и увлекательным чтением для нескольких поколений древнерусских книжников...».

Основные тенденции в литературе и искусстве. Со второй половины ХIV века особенно бурно развиваются русская литература, просвещение, искусство. Духовное творчество было теснейшим образом связано с православием. В тоже время, совершенно очевидна тенденция к отходу от ортодоксального христианства и усиление чисто русских  традиций, накопленных в период домонгольского завоевания, включая  древнеславянскую культуру.

Литература и общественная мысль. Пережитый Русью мрак татаро-монгольского  нашествия,  славные победы над  внешним  врагом не могли не оставить глубокого следа в русской  литературе. Надолго эта тема становится одним из важнейших направлений  в  творчестве  талантливых русичей.  Идея национальной независимости, готовности защитить отечество, воспевание храбрости русских героев легли в основу множества произведений этого периода.

Информация о работе Культура средневековой России