Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:22, лекция
Византия[1] была не только наследницей античной культуры и римской государственности. Сама обогатившись православной верой, Византия обогатила мир православной культурой. Благодаря Византии православная культура стала достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран. С начала второго тысячелетия христианской эры православная культура приобретает уже вселенское значение.
Культура домонгольской Руси: вопрос о византийском влиянии.
Значение татаро-монгольского нашествия в культурном развитии Руси.
Культура Московской России (периода объединения русских земель).
Домострой
В связи с тем, что необходимо было поднять престиж нового государства создается литература официального характера, где регламентируется духовня правовая и повседневная жизнь людей. Крупнейшее произведение того века было написано митрополитом Макарием - Великие Четьи - Пшней (чтения на каждый день) - 12 томное собрание книг. Было предназначено для личного чтения. Оно фактически вобрало в себя всю существующую на Руси литературу, в том числе еретическую, и подвергло её религиозно-назидательно толькованию.
Домострой - норма религиозного и этического поведения в повседневной жизни. Куда входили правила воспитания детей, советы по ведению хозяйства. Составитель Домостроя - священник Сильвестр. Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.
Живопись Руси
Несмотря на некоторый упадок в
развитии страны русская живопись к
14 - 15 веку достигла наивысшего расцвета.
В современной литературе этот период
оценивают как русское
В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижним Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшиюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным - росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).
Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев. Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный калорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице - Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420). Его кисти принадлежит щедевр мировой живописи - икона Троица.
В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий. Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля. К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.
Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.
Архитектура Руси
В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство). При Дмитрие Донском впервые возведен белокаменный Кремль. Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будующем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.
По совету Софьи Палеолог приглашались мастера из Италии. Цель этого - отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Флораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства - Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена гранитовая палата для приема иностранных посольств.
Обращение к национальным истокам
особенно ярко выражалось в каменном
зодчестве традиционно русского
шатрового стиля, столь характерного
для деревянной архитектуры Руси.
Шедеврами шатрового стиля
3.Культура Московской России (периода объединения русских земель).
Общие условия развития культуры. В ХIV в. начинается возрождение Руси. Происходит объединение русских земель вокруг Москвы. То огнем и мечом, то дипломатической изворотливостью укрепляют московские князья свою власть. Главное значение этого процесса заключалось, как отмечает В.О. Ключевский, в том, что «московский удельный владелец, став великим князем, первым начал выводить русское население из того уныния и оцепенения, в какое повергли его внешние несчастия».
Первое упоминание о Москве относится к середине XII века (1147 г.), а возвышение ее происходит во время Ивана Калиты[1], которого по праву называют «собирателем русской земли». Иван Данилович был расчетливым хозяином, при нем утвердилось мнение о московских князьях как об «образцовых устроителях своего удела». Калита вместе с ярлыком на великокняжеский стол получил право сбора дани и обязался сам доставлять ее в Орду. Прекратились опустошительные набеги. Наступило время «тишины великой по всей земле». Важнейшим событием в истории отечества стала Куликовская битва. Сначала ослабление, а затем и полное освобождение от татаро-монгольской зависимости обусловили быстрый экономический и культурный подъем страны.
Растет население Руси, заселяются заброшенные земли, возрождается сельское хозяйство. В княжение Дмитрия Донского в Москве начинают чеканить монету. Экономическими, политическими и культурными центрами, по-прежнему, остаются города, при чем, появляется много новых, таких как Тверь, Нижний Новгород, Москва, Переяславль-Рязанский.
На новый качественный уровень поднимается ремесленное производство. Начинают использовать водяной двигатель и водяную мельницу. В ХV веке были известны десятки специальностей по обработке железа: кузнецы, сабельники, подковщики, замочники и др. В рассказе об обороне Москвы от Тохтамыша в 1382 году впервые упоминается огнестрельное оружие. Оружейники изобрели первые русские пушки – «тюфяки».
С 80-х годов ХV века большое развитие получает литейное дело. Центром литейного производства становится государев Пушечный двор в Москве. Андрей Чохов, один из самых талантливых мастеров и изобретателей, в 1586 году отливает знаменитую царь-пушку, предназначавшуюся для обороны Московского Кремля. По калибру это самая большая пушка в мире – длина более 5 м., вес 40 т, диаметр ствола 89 см.
Объединение русских земель вокруг Москвы завершается к ХVI веку при Иване III и Василии III. Символично, что в 1477 r., когда удалось окончательно подчинить Новгород, в Москву был отправлен вечевой колокол – символ нoвгopoдcкoй независимости, распустили новгородское вече. Пал последний на Руси островок демократических традиций, происходит укрепление централизованного управления и усиление государственного аппарата. Однако, князья пока еще не являются единовластными самодержцами, они делят власть с Боярской думой, советом из наиболее знатных бояр.
В первом великокняжеском Судебнике
1497 г. провозглашается
Иван III получил новый титул – «великий князь всея Руси». Всячески подчеркивается божественность происхождения княжеской власти, а, следовательно, и безоговорочного подчинения ей. С конца ХV в. в печатях и гербе великого князя появился византийский двуглавый орел, устанавливается новый государственный обряд венчания преемника на царство; внешними атрибутами власти стали наличие у государя скипетра и державы, великокняжеской короны – шапки Мономаха, которая, по официальной версии-легенде, была дарована князю Владимиру Мономаху eго дедом, византийским императором «в знак царского достоинства».
Стремление к установлению
самодержавной власти требовало
создания прочной идеологической базы,
доказательств божественного
Эту же цель преследовал и псковский старец Филофей в своих рассуждениях о мировой роли Русского государства. По мнению автора, в мире существует вечное царство Рим. Первый Рим был в Италии. Погиб он потому, что изменил вере, принял католичество. Второй Рим – Византия, ее падение связано с Турецкими завоеваниями. На смену Византии пришла Москва – «это третий Рим, но четвертому не бывать». Конечно, таким образом возвышалась не только царская власть, но и роль церкви.
Объединенная Русь превратилась в сильное и грозное государство. За период с середины ХV в. до середины XVI в. государственная территория Руси увеличивается более чем в 6 раз. Устанавливаются разветвленные международные связи, торговые отношения со многими странами.
Новым испытаниям родное отечество
подверг Иван IV Грозный, первый русский
царь «всея Руси». Увлекшись борьбой
с боярством, государь от реформ
(правление «Избранной рады») перешел
к планомерному уничтожению собственного
населения (опричнина). Неудачи в
Ливонской войне обернулись очередной
потерей исконно русских
Рассматриваемый период был достаточно сложным и для русской церкви. При Иване Калите религиозный центр перемещается в Москву, что в значительной степени усилило нравственное и политическое значение новой столицы. Сама церковь приобретает огромную силу и влияние. Отчасти потому, что духовенство берет на себя решение определенных социальных проблем (помощь обездоленным, организацию обучения детей). К тому же, монастыри и храмы становятся самыми крупными и богатыми феодалами на Руси. Очевидное стремление духовного руководства вмешиваться в мирские дела совсем не устраивало светских правителей. Впервые предпринимаются попытки ограничить власть церковных иерархов.
Тенденции на усиление роли государства и церкви, закрепощения крестьян вызвали в обществе неоднозначную реакцию. В общественном сознании появляются качественно новые черты. На смену былому единству приходит борьба различных течений. В противоборство вступают «нестяжатели»[2] и «иосифляне»[3], появляются «безбожные ереси»[4] с их отрицанием учения о Троице, наличия рая, с идеями о «духовном разуме», о равенстве людей. Попытки свободомыслия, как правило, заканчивались драматически – ссылками и пытками. В Москве на площадях запылали костры.
Закономерно, что в условиях борьбы мнений, большое значение приобретает публицистика. Появляется масса проектов преобразований. Авторы пытаются убедить главу государства в правильности того или иного предложения. Спорили о вооружении и организации войск, судьбе церковного землевладения, о наделении помещиков землей, крестьянами, о средствах борьбы с злоупотреблениями.
Один из самых интересных публицистов XVI века – Иван Пересветов, выходец из Литвы, служил у польского князя Сигизмунда, у венгерского и чешского королей. Из Чехии приехал в Москву. Предлагая реформы, отстаивал равенство всех перед государством, выступал за отмену привилегий, хотя сам был представителем дворянства.
Против чрезмерного угнетения крестьян поднял свой голос другой публицист Ермолай Еразм. В числе активных авторов был и Иван IV Грозный, хотя и не написавший собственной рукой ни строчки, он только диктовал. В знаменитой переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского также затрагиваются проблемы общественного устройства и путей развития России.
Накопление научных знаний. Развитие ремесел, строительный бум ХV–ХVI веков обеспечили накопление теоретических и практических знаний. Огромные постройки требовали точных расчетов, знания законов математики и механики. Появляются письменные пособия по арифметике и геометрии, имевшие прикладной характер.
Обширные торговые связи с разными странами, расширение собственных границ приводит к развитию географии. Составляются чертежи отдельных областей и всего государства в целом. В хронографах и летописях появляются географические статьи. Большой интерес вызывали сведения о различных странах. Складывается особый литературный жанр, названный «хождениями». В 1466–1472 годах тверской купец Афанасий Никитин посетил Индию. Он оставил деловые и обстоятельные записки – «Хождение за три моря». Под тремя морями подразумеваются Каспийское, Черное и Индийский океан.
Среди исторических произведений можно назвать «Русский хронограф», появившийся на рубеже XV–XVI веков, где излагаются события русской и всемирной истории. По мнению О.В. Творогова, этот памятник стал не только исторической энциклопедией, содержащей массу фактов и сведений по всемирной истории, но и увлекательным чтением для нескольких поколений древнерусских книжников...».
Основные тенденции в
Литература и общественная мысль. Пережитый Русью мрак татаро-монгольского нашествия, славные победы над внешним врагом не могли не оставить глубокого следа в русской литературе. Надолго эта тема становится одним из важнейших направлений в творчестве талантливых русичей. Идея национальной независимости, готовности защитить отечество, воспевание храбрости русских героев легли в основу множества произведений этого периода.